Файл: Контрольная работа по дисциплине Экономическая теория Институт непрерывного и дистанционного образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный экономический университет» (УрГЭУ) |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория »
Институт непрерывного и дистанционного образования Направление подготовки ______________________ Направленность (профиль) __________________________________ Кафедра __________________________________ Дата защиты: ________________ Оценка: ________________ | | Студент ___________________________ Группа ____________________ Руководитель ___________________________ __________________ (ФИО, должность, звание) |
Екатеринбург
2019 г.
Вариант 1
Задание 1. Ответьте письменно на вопросы
Качество – фактор успеха в условиях рыночной экономики. Качество как стратегическая цель предприятия в условиях рыночной экономики. Государственная политика в области качества.
ОТВЕТ:
Постиндустриальный этап развития общества характеризуется ярким проявлением действия одного из главных законов диалектики - перехода количественных изменений в качественные. На всех стадиях функционирования организации важным фактором, обеспечивающий жизнеспособность, а также конкурентоспособность предприятия является качество, которое позволит создать имидж организации, достаточный спрос на продукцию, возможность дальнейшего развития компании.
На стадии интенсивного роста и стабилизации поддержание или улучшение качества обеспечит высокий уровень реализации продукции, а, вместе с тем, прибыль. На стадии спада или банкротства предприятию важно увеличить объемы продаж. Здесь так же качество имеет место быть.
Как утверждал американский ученый Деминг, улучшение качества ведет к уменьшению риска возникновения брака на производстве, вследствие чего снижаются затраты на производство (возмещение стоимости или замена бракованного товара покупателю, сервисные услуги по ремонту бракованного товара, совершение дополнительных затрат на логистическую деятельность по замене бракованного товара на действующий и т. д.), возрастает объем производства продукции (инвестиции чистой прибыли не на ликвидацию и исправление бракованной продукции, а на расширение производства), а значит, увеличивается занимаемая доля на рынках сбыта, укрепляется финансовое, конкурентное положение предприятия.
Качество продукции - это набор свойств товара или услуги, определяющий его (ее) способность удовлетворить потребности покупателя наилучшим образом. Все критерии качества можно разделить на три большие группы: отвечающие интересам покупателя, отвечающие интересам производителя и отвечающие интересам общества в целом.1
Обеспечение контроля качества продукции на всех стадиях его производства также является не столько технической проблемой, сколько организационно-управленческой. На рынке присутствуют консультационные компании, с успехом оказывающие услуги по подготовке предприятия и внедрению систем управления качеством.2
В основе обеспечения конкурентоспособности товара на рынке лежит соотношение качества, сервисного обслуживания и цены, также причиной удачи или неудачи может быть влияние других различных факторов, таких как реклама, престиж марки и т. д. Рассмотрим рисунок, в которой подробно описаны показатели конкурентоспособности товара:3
Рисунок 1 – Качественные показатели конкурентоспособности товара
Качество как стратегическая цель приобретает все большее значение для предприятий, так как потребитель при покупке чаще ориентируется именно на качество продукта. Хорошо зарекомендовавшие себя предприятия могут рассчитывать на доверие, возникающее к ним на рынке, чего не может позволить себе конкурирующее предприятие, не создавшее о себе подобного имиджа.
Согласно ИСО 8402 «Управление качеством и обеспечение качества. Словарь» качество – это совокупность свойств и признаков продукции или услуги, которые влияют на их способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Качество как комплексное понятие характеризует эффективность всех сторон деятельности: от анализа рынка до разработки стратегии и организации производства. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции, при этом следует отличать качество проекта (англ.: quality of design) от качества соответствия требованиям проекта (англ.: quality of conformance to specification). В первом случае говорят о планируемом качестве, а во втором о качестве исполнения. Задачей обеспечения качества является устранение различий между проектируемым изделием и его реальным воплощением. Таким образом, качество есть мера соответствия намеченному выполненного.
В современной технической литературе и практике существуют различные трактовки понятия качество. Международная организация по стандартизации определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Немецкое Общество Качества (DGQ) дает следующее определение качества: «Качество есть совокупность свойств и признаков изделий или процессов, которые обуславливают степень их пригодности для использования по назначению».
Качество определяется рядом составляющих, образующих так называемый круг качества, то есть замкнутую последовательность мер, определяющих качество изделий или процессов на этапах их производства и эксплуатации (рис. 1.1). Каждой фазе круга соответствует определенная составляющая качества.4
Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование [1, с. 28].
Система управления качеством продукции включает следующие функции:
1. Функции стратегического, тактического и оперативного управления.
2.Функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные.
3. Функции специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции.
4. Функции управления по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам и условиям.
Стратегические функции включают:
-
прогнозирование и анализ базовых показателей качества; -
определение направлений проектных и конструкторских работ; -
анализ достигнутых результатов качества производства; -
анализ информации о рекламациях; -
анализ информации о потребительском спросе.
Тактические функции:
-
управление сферой производства; -
поддержание на уровне заданных показателей качества; -
взаимодействие с управляемыми объектами и внешней средой.
Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции.5
Анализируя современную государственную политику и законодательство, то качество производства является одной из приоритетных задач развития российской экономики. В Послании Президента Д. А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.11.2009 отмечено, что российским потребителям нужно создать доступ к недорогим качественным товарам. Задача российских компаний - научиться их производить.
По оценкам экспертов ВЭФ, экономическое развитие России находится на стадии перехода от эффективной к инновационной экономике, что подтверждается Концепцией социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. (далее - Концепция), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008. № 1662-р. В ней определены стратегические цели перевода экономики страны на инновационный путь развития и повышения конкурентоспособности отечественного производителя, в первую очередь средствами качества производства.6
Эта концепция представляет собой систему официальных взглядов на: роль качества продукции и услуг в реализации национальных интересов в России; цели национальной политики России в области качества продукции и услуг; основные направления национальной политики в области качества продукции и услуг.
Исходя из роли качества продукции и услуг в реализации национальных интересов России цель национальной политики в концепции определена как:
-достижение конкурентоспособности продукции и услуг на внутреннем и внешнем рынках и обеспечение на этой основе устойчивого развития отечественной экономики и интеграции ее в мировую экономику; выпуск высокоэффективных и надежных средств производства для развития промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг;
- удовлетворение постоянно растущего спроса населения на качественные и безопасные продукцию и услуги, увеличение трудовой занятости, повышение платежеспособного спроса и в конечном счете – повышение качества жизни;
- обеспечение необходимого уровня качества военной техники и вооружений для повышения обороноспособности страны, защиты ее независимости;
- упрочение позиции России как экономически развитой и сильной военной державы и укрепление ее положения в мировом сообществе;
- обеспечение развития современных информационных технологий и индустрии информации;
- решение задач сохранения окружающей среды и обеспечения экологической безопасности страны. Национальная политика в области качества в международной сфере должна быть нацелена на:
- закрепление лидирующего положения России в развитии научно-производственного потенциала стран СНГ;
- восстановление и развитие научно-производственной кооперации предприятий этих стран;
- ускорение темпов экономического развития России и других стран СНГ;
- расширение присутствия России на привлекательных для нее мировых рынках и усиление ее конкурентного статуса на них;
- расширение научно-производственной кооперации отечественных предприятий с ведущими зарубежными фирмами в интересах осуществления крупных международных проектов в целях завоевания Россией лидирующего положения в ряде секторов мирового рынка.7
Задание 2. Практическое задание: Описать реализацию семи принципов менеджмента качества, сформулированных в ГОСТ Р ИСО 9000-2015 в деятельности Вашего предприятия; разработать рекомендаций по их использованию.
Описание принципа | Реализация на базе их практического применения |
QMP 1 Ориентация на потребителя . Менеджмент качества нацелен на выполнение требований потребителей и на стремление превзойти их ожидания. Устойчивый успех достигается тогда, когда организация завоевывает и сохраняет доверие потребителей и других заинтересованных сторон. Каждый аспект взаимодействия с потребителем дает возможность создавать больше ценности для потребителя. Понимание настоящих и будущих потребностей потребителей и других заинтересованных сторон вносит вклад в достижение организацией устойчивого успеха. | - определение прямых и косвенных потребителей, получающих ценность от организации; - понимание настоящих и будущих потребностей и ожиданий потребителей; - соотнесение целей организации с потребностями и ожиданиями потребителей; - доведение потребностей и ожиданий потребителей до работников организации; - планирование, проектирование, разработка, производство, поставка и обслуживание продукции и предоставление услуг для удовлетворения потребностей и ожиданий потребителей; - измерение и мониторинг удовлетворенности потребителей и принятие соответствующих действий; - определение и принятие действий в отношении потребностей и ожиданий заинтересованных сторон, которые могут оказать влияние на удовлетворенность потребителей; - активный менеджмент взаимоотношений с потребителями для достижения устойчивого успеха. |
QMP 2 Лидирующая роль высшего руководства. Лидеры на всех уровнях организации обеспечивают единство цели и направления деятельности организации и создают условия, в которых работники взаимодействуют для достижения целей организации в области качества. | - доведение миссии, видения, стратегии, политик и процессов до работников организации; - создание и поддержание общих ценностей, беспристрастности и этических моделей поведения на всех уровнях организации; - создание атмосферы доверия и честности; - поощрение приверженности всей организации к качеству; - обеспечение того, что лидеры всех уровней являются положительным примером для работников организации; - обеспечение работников необходимыми ресурсами, подготовкой и полномочиями для осуществления деятельности с ответственностью; - вдохновлять, поощрять и признавать вклад работников. |
QMP 3 Вовлечение персонала. Для организации крайне важно, чтобы все работники были компетентными, наделены полномочиями и вовлечены в создание ценности. Компетентные, наделенные полномочиями и взаимодействующие работники на всех уровнях организации повышают ее способность создавать ценность. | - общение с работниками для обеспечения понимания важности их личного вклада; - содействие сотрудничеству во всей организации; - содействие открытому обсуждению и обмену знаниями и опытом; - наделение работников полномочиями определять узкие места в работе и без страха предлагать инициативы; - признание и подтверждение вклада, знаний и развития работников; - предоставление возможности проведения самооценки деятельности работников в сравнении с их личными целями; - проведение обследований удовлетворенности работников, доведение их результатов и реализацию соответствующих действий. |
QMP 4 Процессный подход. Последовательные и прогнозируемые результаты достигаются более эффективно и результативно, когда деятельность осознается и управляется как взаимосвязанные процессы, которые функционируют как согласованная система. | - определение целей системы и процессов, необходимых для их достижения; - установление полномочий, ответственности и подотчетности для осуществления менеджмента процессов; - осмысление возможностей организации и определение ограничений по ресурсам до начала осуществления действий; - определение взаимозависимости процессов и анализ влияния изменений отдельного процесса на систему в целом; - осуществление менеджмента процессов и их взаимосвязей как системы для результативного и эффективного достижения целей организации в области качества; - обеспечение доступности информации, необходимой для функционирования и улучшения процессов, а также для мониторинга, анализа и проведения оценки результатов деятельности системы в целом; - осуществление менеджмента рисков, которые могут оказать влияние на выходы процессов и общие выходы системы менеджмента качества. |
QMP 5 Улучшение. Улучшение крайне необходимо организации, чтобы сохранять и поддерживать текущие уровни осуществления деятельности, реагировать на изменения, связанные с внутренними и внешними условиями, и создавать новые возможности. | - содействие установлению целей по улучшению на всех уровнях организации; - обучение и подготовка работников всех уровней по применению основных инструментов и методологии достижения целей по улучшению; - обеспечение компетентности работников для успешного продвижения и выполнения проектов по улучшению; - разработку и развертывание процессов для внедрения проектов по улучшению в организации; - отслеживание, анализ и проверку планирования, внедрения, завершенности и результатов проектов по улучшению; - интеграцию рассмотрения улучшений в разработку новых или модифицированных продукции, услуг и процессов; - признание и подтверждение улучшения. |
QMP 6 Решения, основанные на фактах. Решения, основанные на анализе и оценке данных и информации, с большей вероятностью создадут желаемые результаты. | - определение, измерение и проведение мониторинга ключевых показателей для демонстрации результатов деятельности организации; - обеспечение доступности всех необходимых данных для соответствующих работников; - обеспечение уверенности в точности, надежности и безопасности данных и информации; - анализ и оценка данных и информации с использованием подходящих методов; - обеспечение компетентности работников в области анализа и оценки данных по мере надобности; - принятие решений и выполнение действий на основе фактических данных, сбалансированных с учетом опыта и интуиции. |
QMP 7 Управление взаимоотношениями. Для достижения устойчивого успеха организации управляют своими взаимоотношениями с соответствующими заинтересованными сторонами, такими как поставщики. | - определение соответствующих заинтересованных сторон (таких как поставщики, партнеры, потребители, инвесторы, работники или общество в целом) и их взаимоотношений с организацией; - определение приоритетных направлений взаимоотношений для осуществления менеджмента; - установление взаимоотношений, при которых сохраняется равновесие между краткосрочными целями и долгосрочными факторами; - сбор и обмен информацией, опытом и ресурсами с соответствующими заинтересованными сторонами; - измерение результатов деятельности и доведение их, по мере необходимости, до заинтересованных сторон для активизации инициатив по улучшению; - организацию с поставщиками, партнерами и другими заинтересованными сторонами совместной деятельности по развитию и улучшению; - поощрение и признание улучшений и достижений поставщиков и партнеров. |