Файл: Ъ Конспект главы монографии А. В. Серого, М. С. Яницкого Ценностносмысловая сфера личности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа к разделу 2.1 «Ценности и их роль для человека
и общества»
Практическая работа состоит из двух частей:
1. Изучение учебных материалов по темеъ
Конспект главы монографии А.В. Серого, М.С. Яницкого «Ценностно-смысловая сфера личности».
Проблема изучения ценностно-смысловой сферы личности в настоящее время приобретает все более комплексный характер. Существует множество определений понятия "ценность». Так, например, Э. Толмен определяет ценность как привлекательность целевого объекта, т.е. она наряду с потребностью определяет нужность цели.
В более общих определениях понятию "ценность" может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта:
а) Ценность - как общественный идеал, выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности.
б) Ценности, предстающие в объективированной форме в виде произведений
материальной и духовной культуры либо человеческих поступков.
в) Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей.
Понятию "ценность", как составляющей личности, придается неодинаковое значение в различных психологических школах. Так, например, З. Фрейд не касался прямо проблемы ценностей, но соотнесенность с ними все-таки подразумевалась. "Суперэго" Фрейда
представляет собой по существу хранилище как бессознательных, так и социально обусловленных моральных установлений, этических ценностей и норм поведения, которые служат своего рода судьей или цензором деятельности и мыслей Эго, устанавливая для него определенные границы.
Психоаналитическую теорию личности Фрейда можно отнести к числу
психодинамических, использующих для описания личности внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь, его потребности и мотивы.
Многие неофрейдисты, в частности, Э. Фромм, пытались социологизировать теорию Фрейда. Так, по мнению Фромма, у каждого человека имеется потребность в ценностях, которые направляют его поступки и чувства. Фромм делит их на две категории:
а) официально признанные, осознаваемые (религиозные и гуманистические) ценности.
б) действительные, бессознательные (порожденные социальной системой).
Вторая группа является непосредственными мотивами человеческого поведения. Обе группы структурированы и образуют иерархию, "... в которой высшие ценности определяют все прочие как необходимые для реализации первых соотносительные понятия".
Типология социальных характеров американского социолога психоаналитического направления Д. Рисмена построена на внешнем или внутреннем происхождении ценностных ориентаций личности. Социальный характер он определяет, как "более или менее постоянную, социально и исторически обусловленную организацию стремлений индивидуума и его возможностей их удовлетворить". По его мнению, источником ориентации личности на определенную систему ценностей может являться собственное
мировоззрение человека или социальная среда, признающая, одобряющая или отвергающая те или иные ценности.
Анализ связей между ценностями личности и общества осуществлялся также при исследованиях социальной установки. У. Томас и Ф. Знанецкий понимали под социальной установкой состояние сознания индивида относительно некоторой ценности. Поведение личности в обществе оценивалось ими с точки зрения "социальной ситуации", включающей в себя социальные нормы и ценности, социальную установку индивида, и определение им ситуации. Определение ситуации индивидом, исходя из собственных установок или групповых норм, позволяет судить о его степени приспособляемости к социальному окружению, конформности.
Описание социально обусловленных факторов развития личности можно встретить и у другого представителя неофрейдизма - К. Хорни. Основной мотивацией человеческих поступков объявляется "коренная тревога" - это фиксированное внутреннее свойство психической деятельности. Исходя из этого, К. Хорни выделяет типы поведения:
потребность в любви и привязанности; стремление к власти, престижу и обладанию; отвращение к соперничеству; невротическое чувство вины.
Исследования проблемы ценностей, проводившиеся в нашей стране и за рубежом, показали, что ценностные ориентации являются важнейшими компонентами структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой
деятельности. Система ценностей отдельной личности или социальной группы зависит от возрастных, половых и психологических особенностей, социального, экономического, политического, профессионального, национального, этнического статуса. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что ценности — это социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект - объект, который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью. Ценности носят двойственный характер, они социальны, поскольку исторически обусловлены и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен опыт конкретного
субъекта.
Можно выделить немало классификационных моделей, в которых ценности структурируются по предмету или содержанию объектов, на которые они направлены (социально-политические, экономические, нравственные), по субъекту отношения (общество, класс, социальная группа, коллектив, индивид). Венгерский исследователь Ф. Патаки предлагает следующую классификацию ценностей:
1. Общественно-политические ценности (общественная жизнь, личная жизнь, оценочное отношение к общественным перспективам, патриотизм, интернационализм и т.п.);
2. Коллективистские ценности (солидарность, совместное действие, способность согласования и подчинения личных интересов, дисциплина и т.п.);
3. Интерперсональные ценности, или ценности-отношения (дружба, секс, отношение к взрослым и ровесникам, а также оценка их поведения);
4. Объективированные ценности (наука, искусство, интеллигентность, мораль);
5. Ценности "Я" (личные перспективы, карьера, выбор профессии, самоосуществление);
6. Предметные ценности (предпочтительное поведение и оценка прежде всего предметов
потребления).
1. Материальные ценности - техника и материальные блага, они могут выполнять функцию стимулятора индивидуально-психического развития лишь в совокупности с общественно-политическими и духовными ценностями.
2. Общественно-политические ценности - свобода, братство, равенство, справедливость.
3. Духовные ценности - образование, наука, искусство. Направленность личности на те или иные ценности - по В.П. Тугаринову - составляет ее
ценностные ориентации.
Бобнева М.И. указывает на то, что ценности и ценностные представления, как высшие качественно определенные образования субъективного мира личности, являются основными регуляторами и посредниками социального воздействия при социальной
регуляции поведения личности.
Критерии оценивания:
В конспекте зафиксированы:
Критерий оценивания | Баллы |
1. Найти и извлечь информацию из текста | |
В конспекте описаны основные подходы к определению понятия «ценность» | 1/1 |
В конспекте выделены философские, социологические и психологические представления о проблеме ценностей и ценностных ориентаций | 1/1 |
В конспекте объясняется, чем вызвано многообразие представлений о проблеме ценностей и ценностных ориентаций и почему взгляды на ценности личности в различных школах и направлениях так отличаются друг от друга | 1/1 |
В конспекте сформулированы основные подходы к классификации ценностей и ценностных ориентаций личности | 1/0 |
В конспекте показаны место и роль ценностных ориентаций в структуре личности и реализации ее деятельности | 1/1 |
В конспекте приведены примеры влияния тех или иных ценностных ориентаций на поведение человека | 1/0 |
В конспекте охарактеризованы основные условия и закономерности формирования ценностных представлений личности | 1/0 |
В конспекте проанализирована роль социальных факторов в формировании и развитии ценностно-смысловой сферы личности | 1/0 |
В конспекте описаны основные этапы формирования ценностно-смысловой сферы в процессе индивидуального развития | 1/0 |
В конспекте раскрыты закономерности формирования и развития ценностно-смысловой сферы личности в процессе обучения | 1/0 |
2. Интегрировать и интерпретировать сообщения текста | |
Конспект позволяет выявить, только ли общепринятые представления о ценностно-смысловой сфере личности приводит монография А.В. Серого, М.С. Яницкого, или в ней приводится точка зрения исключительно ее авторов | 1/0 |
3. Осмыслить и оценить сообщения текста | |
Конспект позволяет оценить роль монографии А.В. Серого, М.С. Яницкого для систематизации представлений о ценностно-смысловой сфере личности | 1/0 |
Интерпретация результатов:
0–4 балла | Конспект требует серьезной доработки (низкий уровень читательской грамотности) |
5–8 баллов | Конспект требует доработки по отдельным позициям (средний уровень читательской грамотности) |
9–12 баллов | Конспект выполнен на должном аналитическом уровне (достаточный уровень читательской грамотности) |
2. Знакомство с порталом «Единое содержание образования»
Новый курс «Разговоры о важном», который реализуется первым уроком по понедельникам, полностью разработан и все необходимые материалы имеются на сайте https://razgovor.edsoo.ru/. Проанализировав 5 разных сценариев «Разговоров о важном» для 10-11 классов, могу отметить, что каждое такое занятие направлено на формирование, развитие каких- либо ценностей учащихся. Например, занятие «МЫ – РОССИЯ. ВОЗМОЖНОСТИ - БУДУЩЕЕ» направлено на формирование таких ценностей как самореализация, дружба. Занятие «МОГУ ЛИ Я НАУЧИТЬ ДРУГИХ? (НАСТАВНИЧЕСТВО)» формирует ценности социального служения, самореализации, развития. И так можно говорить обо всех занятиях цикла.
Все занятия имеют сценарий, методические рекомендации, презентацию, интерактивные задания и дополнительный материал. Как их лучше использовать учитель конечно, может решить сам. Но в рекомендациях прописаны основные формы занятие: занятие-обсуждение, эвристическая беседа, беседа, групповые и индивидуальные формы работы, в зависимости от количества детей в классе.
Все ценности, на формирование которых направлены занятия, формируются в процессе беседы, или в процессе работы с литературными произведениями, в процессе выполнения интерактивных заданий, в процессе анализа текстов и т.д. Важно использовать дополнительные материал предлагаемые разработчиками, они уже определены с учетом направленности на формирование ценностей.
Видеоролик к занятию всегда прост для восприятия, содержит примеры из социальной жизни, истории, науки и обращает внимание детей на историю нашей страны и ее настоящее. Интерактивные задания интересны и часто в форме игры-соревнования. Например, в занятии к Дню рождения Циолковского, была интересная интерактивная викторина о космосе. На занятии «Мы сами создаем свою Родину» было интересное задание с лентой времени, в ходе выполнения которого ребята вспомнили курс Истории России и основные даты.