Файл: Проблематика жанр сюжет и композиция рассказа В. Ф. Тендрякова Хлеб для собаки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел

4

ФИО педагога

Гизатуллина А.М.

Дата

17.04.23

Класс  7 я1

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Проблематика жанр сюжет и композиция рассказа В.Ф.Тендрякова «Хлеб для собаки».

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

7.2.5.1 характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста;

7.2.7.1 определять отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию;


Цель урока

пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая своё мнение о героях и событиях;

оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства;

характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста;

определять отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию.

Критерии успеха

оценивает знание текста собеседником

выражает своё отношение к работе собеседника

оценивает речь собеседника

выделяет главных героев произведения

находит цитаты, характеризирующие основные качества героев

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Организационный этап

Приветствие.

Для актуализации учебной деятельности учитель предлагает прослушать стихотворение «Хлеб и голод».

Работая в парах, учащиеся обсуждают содержание, идею стихотворения, выражают своё мнение и определяют связь стихотворения с темой урока.
Учитель объявляет тему, цели обучения и вместе с учащимися формулирует цели урока, определяет ожидаемые результаты.
Ожидаемые результаты:

  • пересказывают содержание рассказа;

  • оценивают высказывания одноклассников;

  • дают характеристику героям, опираясь на текст;

  • аргументированно определяют отношение автора к героям рассказа.

Показывают решения задач, при возникновении вопросов разбирают с учителем

Интерактивное обучение


Разделение на группы прием «Мозаика»



Изучение нового материала

Учитель делит класс на группы по 5 человек.

1-ый ученик начинает пересказ рассказа, по сигналу учителя продолжает пересказ 2-ой ученик и т.д. Каждый из учащихся неоднократно будет включен в работу.

Они могут помогать друг другу в формулировке высказываний.

Ф комментарии учеников

Учащиеся дадут комментарии согласно критериям каждому участнику группы. В каждой группе они выберут лучшего рассказчика.

Учащиеся должны оценивать не только знание текста, соблюдение стиля автора, но и речь друг друга.

чащиеся могут выбрать один из вопросов, который они хотели бы обсудить (хлеб, голод, совесть, биография писателя), и таким образом объединиться в 4 группы.

Лидер группы распределяет работу каждому члену команды.

1-ая группа занимается изучением темы «Хлеб», 2-ая группа – «Голод», 3-ья группа – «Совесть». Эти группы в интернете находят определения предложенных понятий, эпитеты к ним, цитаты, фразеологизмы, пословицы и поговорки, имеющие отношение к хлебу, голоду и совести. На основе изучения найденного материала группа разрабатывает собственную позицию по изучаемому вопросу.

4-группа изучает биографии писателя, акцентируя своё внимание на связи с историей и изучаемым произведением.

Ф взаимооценивание по стратегии «Три М»

Оценивают проделанную учеником работу остальные члены группы. Одноклассники называют три положительных момента выступления одноклассника.

Ученики оценивают не только содержание проделанной работы, но и речь каждого члена группы.
Далее каждая группа кратко представляет итоги работы в форме устной презентации.

Ф краткие комментарии остальных групп

Учитель использует стратегию «Мозговой штурм» для определения роли заголовка для художественного произведения. Далее, используя эту же стратегию, ученики определяют причины заголовка «Хлеб для собаки», опираясь на отношение автора к данному вопросу и выражая собственное отношение к заголовку и замыслу писателя.

Учитель предлагает учеником составить характеристику героев, работая в парах. 1-ый ученик составляет портрет главного героя на основе его поступков, а 2-ой ученик – на основе его отношения к другим людям и отношения других героев к мальчику.

Ученики должны найти соответствующие доказательства и цитаты в подтверждение своих мыслей, а также выразить своё отношение к главному герою.

Ученики вопросы должны рассматривать через призму «голод – хлеб – совесть».

Ф взаимооценивание

Ученики оценивают не только содержание проделанной работы, но и речь своего собеседника.
Дифференциация

Более подготовленные ученики могут придумать ситуации, в которых оказался главный герой и которые не имеют места в рассказе, и, опираясь на них, дальше развивать образ главного героя.

Менее подготовленным ученикам учитель оказывает поддержку, предлагая ряд ключевых слов.

Физкультминутка в сочетании с работой над текстом.

Ученики слушают песню «Хлеб всему голова, поют и танцуют.

Далее, работая в парах, определяют идею, языковые и художественные особенности, связывают с изучаемым произведением.

Учитель предлагает работать в группах для определения отношения автора к героям и главным проблемам рассказа.

Ученики работают в группах, распределяют обязанности, чтобы ответить на главный вопрос

«Каково отношение автора к главному/второстепенным героям, проблеме и каким образом ему удалось его выразить?» На основе проделанной работы заполняют таблицу, предложенную учителем.





цитаты

средства и приемы

комментарии

Главный/второстепенный герой










Поступки










Проблема











Кроме того, учитель акцентирует внимание учеников на следующие вопросы:

- Может ли герой рассказа быть сытым, если рядом голодные?

- Какой выход находит герой?

- Как ведут себя представители власти рассказа?

- Что их сближает?

- Нужны ли такие произведения сегодняшнему читателю?

Ф комментарии учеников, наблюдения учителя

Группы представят свои работы в виде заполненной таблицы с сопровождающей устной презентацией.

Учащиеся из других групп дадут оценку, отражающую полноту раскрытия темы, логичность изложения материала, уместность использования цитат для доказательства своих мыслей и др.

Ф комментарии учеников

Дифференциация

Наиболее подготовленные ученики в группах на основе выбранной проблемы разрабатывают проблемные вопросы, предлагают альтернативные варианты решения проблемы.

Наименее подготовленные ученики получат поддержку от учителя в виде наводящих вопросов.

Учитель предлагает работу в новых группах.

Учитель не будет ограничивать учащихся в выборе, они сами определят, какие события рассказа будут освещать в репортаже, у какого персонажа возьмут интервью.

Учащиеся совместно составят план творческой работы.

2 группы - репортаж с места событий

2 группы – интервью с героем;

Закончить письменную работу учащиеся могут дома.

Ф оценивание учителем



Анализируют правило 1-3

Ознакамливаются с методами решения

Разбирают совместно с учителем понятие ОДЗ



Словесная оценка учителя

. Взаимооценивание

Стратегия «Стикер


Приложение


Рефлексия

Подведение итогов урока

Итак, наш урок подошел к концу.

- Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли их?

- Повторили мы с вами свойства степени с натуральным показателем?

- Где нам могут пригодиться знания о степени и ее свойства?
Стратегия «Микрофон».

Рефлексия учеников в конце урока:

- что узнал, чему научился;

- что еще не ясно;

- в каком направлении необходимо работать.



Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме.