Файл: Контрольная работа По дисциплине Организация обслуживания в санаторнокурортных комплексах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления» (ВСГУТУ)
Институт пищевой инженерии и биотехнологии
Кафедра «Технология и организация питания. Сервис и туризм»
Контрольная работа
По дисциплине «Организация обслуживания в санаторно-курортных комплексах»
На тему «Ландшафтотерапия»
Выполнил: ст.гр.ЗБ2119 Волков А.В.
Проверила: Зверькова Я.А.
г. Улан-Удэ
2023
Понятие «ландшафт» имеет свои корни в географии, точнее говоря в одной из важнейших географических дисциплин - в ландшафтоведении. Исследования отечественных географов по сложившейся традиции рассматривают ландшафт как сугубо природное явление.
Эта особенность объясняется генезисом понятия "ландшафт" (изначально - природный ландшафт) и сохранением парадигмы самой географии как науки по преимуществу природоведческой, точнее - «природоцентрической», исследующей территориальную дифференциацию природных явлений и производящей социальные явления из природных (справедливости ради следует отметить, что существуют и другие, более современные парадигмы, но консенсуса по поводу единой модели географической науки до сих пор нет).
Таким образом географический ландшафт понимается как совокупность природных явлений, причем в «идеале» - не измененных человеком. Для преобразованного человеком природного (естественного, географического) ландшафта используется понятие «антропогенный ландшафт».
В этом подходе проявляется представление о первичности природы в ландшафтных исследованиях и соответственно о вторичности антропогенного воздействия на природный ландшафт, которое меняет, даже "портит" окружающую среду.
Ландшафт - сложная эколого-эстетическая система гармоничных взаимоотношений фауны, флоры, почвы, планетарно-климатических факторов.
Ландшафтерапия является одним из важных элементов курортологии, эстетотерапии, профилактики психосоматических заболеваний. В современных условиях человек находится под постоянным прессом техногенного воздействия, ведущим к социальному напряжению, и не успевает адаптироваться к их усиливающемуся давлению. Это неизбежно приводит к снижению стрессоустойчивости, накоплению психоэмоционального напряжения, что, в свою очередь, приводит к агрессии, депрессиям, психосоматическим нарушениям.
Невозможно переоценить положительное влияние на психоэмоциональное состояние человека природной среды в целом, так как именно в обстановке генной природы осуществляется комплексное воздействие через все органы чувств.
Ландшафтотерапия (нем. Landschaft - пейзаж, вид) — раздел курортологии - лечение в санатории многих заболеваний воздействием природной красоты, шума леса, моря. Многие ученые, философы, психологи отмечают загадочные связи между характером местности и нравами проживающего в ней населения.
Этот психоэкологический факт всегда служил осью ориентации в выборе нового места жительства, и, безусловно, имеет первостепенное значение в выборе санаторного лечения. Антропогенный ландшафт несет в себе колорит страны.
Действие ландшафта на организм, с одной стороны, обусловлено климатическими и погодными особенностями географической зоны, где расположен санаторий, с другой — эстетическим и эмоциональным воздействием природы на больного.
Пребывание в загородной зоне в течение нескольких дней значительно уменьшает усталость, раздражительность, чувство тревоги. Зеленые насаждения вдоль автострад и дорог уменьшает напряжение у водителя, о чем свидетельствуют артериальное давление, показатели сердечной деятельности. Растения в офисах снимают эмоциональное напряжение, повышают работоспособность.
Разработана классификация видов психоэмоционального воздействия различных ланшафтов на человека:
-
воздействие «полезно-раздражающее, наиболее активное, вызывающее созидательное вдохновение»; -
«полезно-возбуждающее, активное, вызывающее бодрость и оптимизм»; -
«полезно-щадящее, малоактивное, вызывающее мечтательность и самоуглубленность»; -
«полезно-тормозящее, малоактивное, создающее полный покой».
Р. Капалан делит восприятие ландшафта на шкалы: таинственность, сложность рельефа, стройность отдельных элементов.
Особенности рельефа местности, растительности, своеобразные и красочные пейзажи, животный мир, наличие водоемов, составляющие неповторимые особенности каждой местности, оказывают очень сильное жизнеутверждающее и уравновешивающее влияние на психику больного, будь то; яркие краски знойного Черноморья, песчаные дюны Балтики, вечный и таинственный шелест лесов средней полосы России или лазурные дали Амурского залива. Эти впечатления усиливаются архитектурными ансамблями курортов
К сожалению, сегодня в большинстве городов России ландшафт производит подавляющее и угнетающее впечатление однообразием городской застройки и близким контуром плотных насаждений. В этом случае, путешествуя наземным транспортом, пассажиры и водитель видят исключительно только стены двух-трех этажей или ряд однотипных деревьев по обе стороны проезжей части улицы.
Гораздо благоприятнее для глаз динамичные плавные линии сопряжения дороги с ландшафтом, с желательным просмотром средних и дальних планов. Если глаз человека не успевает фиксировать отдельные выразительные формы и плотная растительность или застройка идентифицируются с глухой стеной, это быстро приводит к зрительному, и, следовательно, психоэмоциональному утомлению.
Кроме того, за счет наблюдения ограждающих объектов психологически создается впечатление замкнутости. Роль таких объектов могут играть монотонный ритм обрамляющих профилей архитектурных сооружений, монументальные плоскости высоких зданий по четырем сторонам наблюдаемого пространства, которые как бы «отражают» попытки выйти взглядом за пределы оконтуренной ими среды, а также высотные одинаковые по типу сооружения.
Ощущение различной степени замкнутости среды обязано, в основном, феномену зрительного восприятия, при котором монотонность или ритмичность экранирующих объектов, периметральность или пунктирность их расположения, наличие центрального объекта (статуя, фонтан, обелиск, купа деревьев) психологически оформляются в сознании как различная степень ограничения среды.
В свою очередь, составными частями комфортного эмоционально-психологического состояния любого гражданина являются чувство безопасности, защищенности и наличие положительных эмоций. Для автомобилиста, например, наиболее важно видеть как можно дальше полотно дороги, чтобы избежать неожиданных помех и препятствий.
При этом необходимо понимать за счет чего происходит такое восприятие, произвести анализ конкретных гармоничных связей отдельных элементов пейзажа, их масштаб, взаимные пропорции и соотнести их с габаритами человека-наблюдателя.
Можно с уверенностью сказать, что современное архитектурное пространство, в котором постоянно пребывает человек, – это подмножество пространств. Оно включает в себя равнозначные материальные элементы: формы, знаки, цвет, свет; нематериальные элементы: информационные, геометрические, тектонические; элементы социальных типов и социальных групп и т.д., связанные между собой коммуникативными связями.
Но нас интересует не само архитектурное пространство, а то, как пространство влияет на человека, находящегося в его границах, а также на другие смежные пространства. То есть необходимо рассматривать человека неотделимо от того пространства, в котором он находится.
Архитектор может моделировать то, каким должно быть пространство, удовлетворяющее всему комплексу физических, психологических и других потребностей человека. Благодаря использованию в проектном процессе структурных пропорций, мы имеем возможность воспринимать архитектурные элементы как реализацию замысла, идеи, сценария или событийной модели, заложенной автором.
Как пример, переход к разноэтажной жилой застройке обеспечивает не только повышение ее плотности, но и художественную выразительность.
Ограниченный кругозор восприятия окружающего ландшафта может быть облагорожен устройством отдельных видовых окон, сформированных крупными растительными группами.
Многоплановые виды обычно обязательно ориентированы на какую-либо особенность рельефа: причудливые скалы, плавные линии дальних хребтов, выразительная застройка на среднем и дальнем плане. Суммирование чередующихся впечатлений, получаемых от отдельных видов, составляет общее впечатление от окружающего ландшафта, делает его запоминающимся и узнаваемым.
В наиболее роскошных формах ландшафта уникальные и долговременные особенности его становятся как бы визитной карточкой местности. Не меньшую роль играют искусственные компоненты ландшафта в виде зеленых насаждений. Ярким примером является Аппиева дорога от древнего Рима к морскому порту, обсаженная пиниями - соснами с зонтичной формой кроны и окруженная античными гробницами.
При проектировании очень важно учитывать такие привычные нам ежедневные чудеса природы, как восход солнца и его закат, игра цветовых форм на небосводе. Ведь именно им уделял человек огромное внимание с древнейших времен, возведя в божественный сан Зарю, Солнце, Луну и различные природные явления, входящие составной частью в каждый конкретный ландшафт.
Если анатомировать эмоциональное восприятие пейзажа, то можно вычленить возбуждающее или подавляющие действия на разные органы чувств каждого отдельного компонента природного ландшафта. Например, блеск зеркальной поверхности акватории и тишина по-другому воспринимаются человеком, чем шум ветра в кронах и вздыбившиеся волны реки.
К сожалению, такие эффекты и их воздействие на психику горожанина мало изучаются и практически не используются в проектировании городской застройки.
Безусловно, все перечисленные проблемы в большей степени касаются периферийных городов и так называемых «спальных районов» крупных населенных пунктов, где улицы почему-то не воспринимается как главный организующий и композиционный элемент, который по своей сути должен создавать свою уличную модель городского центра.
Поэтому взамен функционального размежевания территорий должна осуществляться интеграция планировочной городской структуры; вместо застройки окраин – инвестиционно-строительная активность на всей территории города; на смену внешней экспансии - реконструкция всех освоенных территорий; вместо пассивного учета памятников культуры и архитектуры - интенсивная система реставрации, технической и функциональной модернизации зданий и сооружений.
Модель человеческого восприятия архитектуры города является очень гибкой и многогранной. Следствием этого является многообразие приемов и средств, составляющих его структуру.
И, можно сказать с уверенностью, что, предприняв усилия для осознания воздействия природного ландшафта на психику человека архитектор будет иметь возможность увидеть теперь другими глазами антропогенный, искусственный ландшафт, проектируемый им самим.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Человек всегда стремится в лес, в горы, на берег моря, реки или озера. Здесь он чувствует прилив сил, бодрости. Недаром говорят, что лучше всего отдыхать на лоне природы. Санатории, дома отдыха строятся в самых красивых уголках. Это не случайность. Оказывается, что окружающий ландшафт может оказывать различное воздействие на психоэмоциональное состояние. Созерцание красот природы стимулирует жизненный тонус и успокаивает нервную систему. Растительные биоценозы, особенно леса, оказывают сильный оздоровительный эффект.
Тяга к природным ландшафтам особенно сильна у жителей города. Еще в средние века было замечено, что продолжительность жизни горожан меньше, чем у сельских жителей. Отсутствие зелени, узкие улочки, маленькие дворы-колодцы, куда практически не проникал солнечный свет, создавали неблагоприятные условия для жизни человека.
С развитием промышленного производства в городе и его окрестностях появилось огромное количество отходов, загрязняющих окружающую среду.