Файл: Ем научные тексты порусски рекомендовано в качестве учебного пособия Редакционноиздательским советом Томского политехнического университета Издательство Томского политехнического университета 2012 2.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Л.И. Ярица ЧИТАЕМ НАУЧНЫЕ ТЕКСТЫ ПО-РУССКИ Рекомендовано в качестве учебного пособия Редакционно-издательским советом Томского политехнического университета Издательство Томского политехнического университета 2012 2 УДК 811. 161: 81′243(075) ББК Ш141.2-96 Я73 Ярица Л.И. Читаем технические тексты по-русски: учебное пособие по научному стилю речи / Л.И. Ярица; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. – 196 с. Учебное пособие по профессиональному русскому языку предназначено для студентов технических специальностей подготовительных отделений технических вузов, составлено в соответствии с ГОСТом по специальностям «Электроника», «Электроника и наноэлектроника», «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» и других. Рекомендовано для студентов технического, естественно-научного, медико-биологического модулей. Издание включает в себя 60 текстов разнообразной тематики с дополнительными предтекстовыми, текстовыми и послетекстовыми заданиями. Видеозаписи сюжетов делают обучение интересным и занимательным. Пособие предназначено для обучения слушателей подготовительного отделения, имеющих подготовку по русскому языку как иностранному на уровнях А1, А2, Б1, обучающихся по техническим специальностям, а также для студентов, обучающихся по предмагистерской программе, кроме того, пособие окажется полезным для преподавателей русского языка как иностранного на курсах повышения квалификации, для желающих повысить свой образовательный уровень по русскому языку, а также для всех интересующихся вопросами преподавания русского языка и культуры речи. УДК 811. 161: 81′243(075) ББК Ш141.2-96 Рецензенты: Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка ТГУ Е.А. Юрина Кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории русского языка ТГПУ О.В. Орлова Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного ТПУ Л.Н. Коберник ГОУ ВПО НИ ТПУ, 2012 Ярица Л.И., 2012 Оформление, Издательство Томского Политехнического университета, 2012 3 Содержание Предисловие ……………………………………………………………..………… 5 Текст 1. Антибиотики (д.1) ………………………………………...…………… 7 Текст 2. Атмосфера ……………………………………………..……………….. 9 Текст 3. Атомная энергия ……………………………..….……………………... 11 Текст 4. Атомы ………………………………………….….……………………. 15 Текст 5. Бактерии и вирусы .……………………………………………………. 18 Текст 6. Вакуум .…………………………………………………………………. 20 Текст 7. Вода ..…………………………………………………………………..... 22 Текст 8. Воздух ………….………………………………………………….......... 24 Текст 9. Время ………………….……………………………………….……….. 28 Текст 10. Газы …………………………………………………………………….. 31 Текст 11. Голограмма …..…………………………………………………………. 34 Текст 12. Давление (д.2)…………………………………………………………... 36 Текст 13. Дыхание ………………………………………………………………… 39 Текст 14. Животные……………………………………………………………….. 41 Текст 15. Живые существа………………………………………………………... 45 Текст 16. Жидкости ………………………………………………………………. 49 Текст 17. Загрязнение среды………………………………………………..…….. 51 Текст 18. Звук…………………………………………………………………….… 54 Текст 19. Кислород……………………………………………………………..….. 57 Текст 20. Кислоты…………………………………………………………….…… 60 Текст 21. Клетки …………………………………………………………………... 63 Текст 22. Кристаллы….………………………………………………………….… 66 Текст 23. Лазер………………………………………………………………….….. 69 Текст 24. Линзы ……………………………………………………………….…... 71 Текст 25. Магниты (д.3)………………...……………………………………….… 74 Текст 26. Металлы……………………………………………………………….… 77 Текст 27. Механизмы……………………………………………………………… 80 Текст 28. Мощность……………………………………………………………….. 84 Текст 29. Нефть……………………………………………………………………. 87 Текст 30. Огонь………………………………………………………………….… 91 Текст 31. Озон……………………………………………………………………… 94 Текст 32. Органы чувств………………………………………………………….. 96 Текст 33. Парниковый эффект……………………………………………………. 100 Текст 34. Плавучесть………………………………………………………………. 103 Текст 35. Пластмассы……………………………………………………………… 106 Текст 36. Полёт……………………………………………………………………. 110 Текст 37. Радар (д.4)………………………………………………………………. 114 Текст 38. Радиация ………………………………………………………………... 117 Текст 39. Радио…………………………………………………………………….. 121 Текст 40. Растения…………………………………………………………………. 125 Текст 41. Рентгеновские лучи…………………………………………………….. 128 Текст 42. Рост………………………………………………………………………. 131 Текст 43. Свет……………………………………………………………………… 134 Текст 44. Сила тяжести ……………………………………………………….….. 138 4 Текст 45. Соли……………………………………………………………….…….. 141 Текст 46. Температура…………………………………………………………….. 144 Текст 47. Тепло……………………………………………………………………. 148 Текст 48. Топливо………………………………………………………………..… 151 Текст 49. Трение…………………………………………………………………… 155 Текст 50. Углерод (д.5)…..………………………………………………………... 158 Текст 51. Химические вещества………………………………………………….. 162 Текст 52. Цвет……………………………………………………………………… 165 Текст 53. Цепи питания…………………………………………………………… 169 Текст 54. Эволюция……………………………………………………………….. 172 Текст 55. Экология………………………………………………………………… 176 Текст 56. Электричество………………………………………………………….. 179 Текст 57. Электроника…………………………………………………………….. 183 Текст 58. Элементы………………………………………………………………... 187 Текст 59. Энергия………………………………………………………………….. 190 Текст 60. Адронный коллайдер (текст для дополнительного чтения).………… 193 Список литературы………………………………………………………….………. 195 5 Предисловие Данная книга представляет собой практическое пособие для иностранцев, изучающих русский язык. Она предназначена для тех, кто уже владеет русским языком в объёме уровней А1, А2, Б1, но хочет расширить и усовершенствовать свои познания. Основная цель пособия – помочь иностранным студентам освоить язык специальности для подготовки к освоению специальных дисциплин на уровне предвузовской и предмагистерской подготовки. В учебном пособии представлены тексты для чтения и достаточно объёмная работа с ними на занятиях по научному стилю речи, по профессиональному русскому языку. Чтение специальных текстов и выполнение заданий позволит затем перейти к освоению более сложного модуля. Пособие предназначено для иностранных студентов и слушателей подготовительного отделения технических вузов, обучающихся по техническим, естественно - научным и медико-биологическим специальностям: «Электроника и наноэлектроника», «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» и др. Представленные тексты содержат разнообразную информацию по разным аспектам науки. В основном это информация по естествознанию (по физике, химии, биологии, общим проблемам жизни на земле). В пособии использован учебно-визуальный материал «Оксфордская видеоэнциклопедия: Научный справочник от А до Я». Тексты адаптированы и сопровождаются разнообразными заданиями: лексическими, предтекстовыми, притекстовыми и послетекстовыми Пособие может быть использовано для аудиторной работы на занятиях по русскому языку как иностранному, в лингафонном кабинете и для самостоятельной работы. Достаточно большое количество учебного материала (60 разных по сложности текстов) позволит преподавателю построить занятия с учётом интересов студентов, подобрать материалы для чтения и задания для студентов разных уровней обученности. Видеоматериалы сделают процесс обучения наглядным и более интересным. Тексты и задания к ним в пособии расположены по принципу «от простого к сложному», начиная с менее сложных текстов и менее сложных заданий, затем переходя к более сложным.
Последним дан текст повышенной сложности, задания к нему преподаватель может сформулировать самостоятельно, исходя из собственного опыта и потребностей студентов. Учебный материал расположен в алфавитном порядке, что позволяет быстро ориентироваться книге и значительно облегчает поиск текста нужной тематики по его названию. Пособие подготовлено на кафедре русского языка как иностранного Томского политехнического университета и рекомендуется слушателям подготовительного отделения, студентам, обучающимся по техническим специальностям, а также всем интересующимся вопросами преподавания русского языка. Автор выражает свою глубокую признательность рецензентам: доктору филологических наук, профессору кафедры русского языка Национального исследовательского Томского государственного университета Елене Андреевне Юриной; доктору филологических наук, профессору кафедры русского языка и литературы Национального исследовательского Томского политехнического 6 университета Ольге Григорьевне Щитовой; кандидату филологических наук, доценту кафедры теории и истории русского языка Томского государственного педагогического университета Ольге Вячеславовне Орловой; кандидату филологических наук, доценту кафедры русского языка как иностранного Национального исследовательского Томского политехнического университета Любови Николаевне Коберник за внимательное прочтение пособия и ряд замечаний, бесспорно, способствующих улучшению качества пособия. 7 Текст 1 Задание 1: Найдите в словаре новые слова, переведите их. Определите род имён существительных. Определите вид глаголов. Составьте словосочетания со словами: «бактерия», «лекарство», «антибиотик», «лечить». Напишите синонимы, антонимы к словам: «заболевание», «применять», «слой», «возбудитель». антибиотик бактерия, бактериальный нарывать, нарыв заразное (инфекционное) заболевание инфекция лекарство грибки вал, слой защита, защищать кого? человека применять что? лекарство антибиотик пенициллин передавать / передать что? выделять / выделить что? оборона, оборонительный протеин плесень Предтекстовые задания. 1. Прочитайте название текста. 2. Вы можете сказать, о чём этот текст? 3. Что Вы можете сказать об антибиотиках? Задание: Прочитайте текст. Антибиотики Разные человеческие болезни, такие, как нарывы, пищевые отравления, воспаление легких или тиф, вызываются особыми возбудителями, бактериями. Человек, заболевший бактериальным заболеванием, обычно передает его другому, значит, эти заболевания заразны. Другие люди также подвергаются риску, и поэтому особенно важно вылечить эти болезни. Антибиотик – это лекарство,
которое применяют врачи, чтобы вылечить эти болезни. Антибиотик – это естественный продукт, выделяемый грибками. Эти вещества могут служить защитой против бактерий. Антибиотики по-разному вредят бактериям и убивают их. Одни мешают бактерии выстроить собственный оборонительный вал. Без этого специального слоя бактерия взрывается. Другие антибиотики препятствуют бактериям вырабатывать протеин, которым они питаются, и без протеина бактерии умирают. Пока не были изобретены антибиотики, инфекционные заболевания убивали тысячи людей. Людям приходилось заводить огромные семьи, чтобы возместить эти утраты. Теперь большинство этих болезней можно вылечить, но поскольку лекарства дороги, только богатые страны могут широко применять их. Доктор Александр Флеминг открыл первый антибиотик пенициллин благодаря счастливой случайности, когда занимался в своей лаборатории 8 выращиванием бактерий. Споры плесени по ошибке попали в колбу с бактериями, и он заметил, что там, где вырастала плесень, бактерии погибали. Притекстовые задания. 1. Читайте текст по абзацам. 2. Читая текст по абзацам, задайте друг другу вопросы и ответьте на них. 3. В каждом абзаце найдите предложения, в которых содержится главная информация, прочитайте их. 4. Напишите номинативный план текста. 5. Используя план, расскажите, о чём говорится в начале текста, о чём говорится во втором абзаце и так далее. В ответе используйте простые предложения и следующие слова: говорится, речь идёт, пишется, рассказывается, описывается; а также слова: далее, также, в частности, кроме того, в конце текста. Послетекстовые задания. Задание 1. Ответьте на вопросы: 1) Чем вызываются различные заболевания? 2) Какие болезни называются заразными? 3) Что такое антибиотик? 4) Как действуют антибиотики? 5) Во всех ли странах применяют антибиотики? 6) Кто (какой ученый) открыл первый антибиотик? 7) Как это произошло? 8) О какой проблеме говорится в тексте? 9) Что помогает в решении этой проблемы? 8) Какова главная идея текста? Задание 2. Выпишите из текста существительные, прилагательные и глаголы. Задание 3. От глаголов образуйте, если это возможно, существительные при помощи суффиксов –ОСТЬ, -ЕНИ. Модель: применять – применение. Задание 4. От глаголов образуйте видовые пары. Модель: лечить - вылечить. Задание 5. От глаголов образуйте причастия и деепричастия. Модель: мешать – мешающий – мешая. Задание 6. Найдите причастия и причастные обороты в тексте. Запишите глаголы, от которых образованы причастия. Модель: заболевший – заболеть. Задание 7. Образуйте от глаголов форму с –ся, если это возможно. Модель: лечить –лечиться. Задание 8. Образуйте от глаголов повелительное наклонение (императив), если это возможно. Модель: заводить - заводи(те)! Задание 9. Выпишите из текста словосочетания «сущ. + сущ. в Р.п.». 9 Модель: слой атмосферы. Задание 10. Выпишите из текста 2 сложных предложения, объясните, почему они называются сложными. Модель: (Пока не были изобретены антибиотики), [ инфекционные заболевания убивали и калечили тысячи людей].- Это сложное предложение состоит из двух простых предложений. Текст 2 Задание 1. Найдите в словаре новые слова, переведите их. Определите род имён существительных. Определите вид глаголов. Составьте словосочетания со словами: «окружать», «течение», «спутник», «сопротивление», «слой». Напишите синонимы, антонимы к словам: «воздух», «нижний», «большой». слой кожура смешивать, смесь туча инструмент разрежённый сопротивление благодаря чему? сопротивлению струя, струйный, струйное течение электрический заряд метеорологический спутник окружать / окружить что? чем? воображать / вообразить что? обеспечивать / обеспечить что? существовать, существование готовить / подготовить носить / разносить что? расположить что? вращаться где? прогноз чего? погоды космическое пространство Предтекстовые задания. 1. Прочитайте название текста. 2. Вы можете сказать, о чём этот текст? 3. Что Вы можете сказать об атмосфере? Задание 2. Прочитайте текст. Атмосфера Земля окружена слоем воздуха, который называется атмосферой. Представьте Землю в виде апельсина. Тогда атмосфера окажется чем-то вроде апельсиновой кожуры. Воздух является смесью газов, главным образом азота и кислорода. Атмосфера обеспечивает существование жизни на этой планете. Атмосфера делится на несколько слоёв. Мы живём в нижнем слое, тропосфере. Здесь содержится 90% всего воздуха. Здесь формируются тучи, которые ветер разносит по всей земле.
Чтобы подготовить прогноз погоды, специальные воздушные шары с инструментами для измерения состояния 10 атмосферы проходят через тропосферу. Результаты измерений передаются на Землю по радио. По мере прохождения через тропосферу воздух становится всё более разрежённым. На вершинах высоких гор для нормального дыхания не хватает кислорода. Слой выше атмосферы называется стратосферой. Здесь гораздо меньше воздуха. Самолёты дальних рейсов поднимаются в верхние слои стратосферы, чтобы лететь благодаря меньшему сопротивлению воздуха. Иногда им помогает также высокоскоростное, струйное течение. Среди газов стратосферы есть и особый тип кислорода, который называется озон. Он поглощает большую часть вредного ультрафиолетового излучения Солнца. Над стратосферой находится ионосфера. Она носит такое имя, потому что здесь расположены частицы, называемые ионами, которые несут электрический заряд. Этот слой очень важен для передачи радиосигналов по всей нашей планете. Передатчик на радиостанции посылает радиоволны в атмосферу. Они пробивают все слои до ионосферы и возвращаются на Землю на большом расстоянии от того места, откуда они были посланы. Самый дальний от Земли слой атмосферы называется экзосферой. Здесь почти нет газа. Экзосфера – это граница, где атмосфера переходит в космическое пространство. В экзосфере вокруг Земли вращаются метеорологические спутники. Это они передают те картинки облаков, которые мы видели по телевизору в прогнозе погоды. Притекстовые задания. 1. Читайте текст по абзацам. 2. Читая текст по абзацам, задайте друг другу вопросы и ответьте на них. 3. В каждом абзаце найдите предложения, в которых содержится главная информация, прочитайте их. 4. Напишите номинативный план текста 5. Используя план, расскажите, о чём говорится в начале текста, о чём говорится во втором абзаце и так далее. В ответе используйте простые предложения и следующие слова: говорится, речь идёт, пишется, рассказывается, описывается; а также слова: далее, также, в частности, кроме того, в конце текста. Послетекстовые задания. Задание 1. Ответьте на вопросы: 1) Что такое атмосфера? Где она находится? 2) Из каких газов состоит атмосфера? 3) Для чего нужна атмосфера на Земле? 4) Как называется нижний слой атмосферы, в котором мы живём? 5) Из каких газов состоит тропосфера? 6) Что происходит в тропосфере? 7) Как исследуют тропосферу? 8) Как предсказывают погоду? 9) Меняется ли состав воздуха на высоте? 10) Как называется слой воздуха выше тропосферы? 11) Расскажите об особенностях стратосферы