Файл: Отчет о проверке на заимствования Автор Плотникова Татьяна Юрьевна Кафедра дпип доцент Основное место работы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методы психологических исследований — это совокупность научных и практических методов,
используемых для изучения психических явлений. Основные методы включают наблюдение и эксперимент. Дополнительные методы представлены самонаблюдением, психологическим тестированием, биографическим методом, опросом и беседой Исторические методы (методы анализа документов)
Исторические методы посвящены изучению выдающихся личностей, особенностям среды и наследственности, которые послужили импульсами для их духовного становления. Как правило, эти методы выбирают своим объектом исторического индивида - человека, деятельность которого привела к появлению результата, обладающего культурной ценностью. Индивидуально-типологические свойства личности и методы их исследования
Проявляются в темпераменте, характере, способностях.
Индивидуальность– сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других. Индивидуально-психологические различия людей объясняются различными причинами:

наследственность (свойства особенности – рост, цвет глаз и т. д.)
Пример:
- внешняя среда – семья, школа, близкие друзья оказывают влияние на формирование индивидуальности.
Личность человека неповторима в своей индивидуальности Направленность
Психологическую структуру личности следует рассматривать как относительно устойчивую связь и взаимодействие всех сторон личности, как целостное образование.[3]
Направленность личности – это психическое свойство, система потребностей-доминант, ценностей,
устремлений, смыслообразующих мотивов, выражающаяся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению.[1]
Направленность выражается в жизненных целях, активной деятельности по их достижению. Одна из форм проявления направленности личности – особенности ее поведения в той или иной сфере жизнедеятельности
Когда мы говорим, что направленность личности проявляется через ее поведение, влияя на него и формируя его, мы имеем ввиду именно устойчивые формы такого проявления. Устойчивость личности - это еще одна базовая характеристика, неразрывно связанная с ее направленностью.
Устойчивость выражается в последовательности и предсказуемости поведения, в повторяющейся идентичности реакций на одни и те же раздражители независимо от ситуации.
В направленности личности обычно выделяют мировоззренческую (общественно-политическую),
профессиональную, бытовую направленность.
Направленность личности, система побуждений, обуславливающая избирательность отношений и активность человека. Она имеет определенные формы и характеризуется определенными качествами.
Качества направленности личности:

Уровень - общественная значимость направленности человека.

Широта - определяется количеством интересов.

Интенсивность - эмоциональная окраска направленности.

Устойчивость - характеристика направленности во времени.

Действенность - активность человека для реализации целей в своей деятельности.
Формы направленности личности:

Влечение - явно неосознанное, смутное стремление, направленное на какой-либо предмет или действие, движимое маловыраженной потребностью.

Желание - недостаточно полное и глубоко осознанное стремление к чему-либо.

Интерес - относительно высокая форма направленности на предмет, являющаяся стремлением к его познанию, обычно социально обусловленный.

Склонность - эмоциональное предпочтение той или иной деятельности, ценности,
базирующееся на устойчивой потребности в ней.

Идеал - форма направленности, воплощенная в конкретном образе, к которому стремится личность. Высшая цель стремлений человека.

Мировоззрение - система взглядов, представлений и понятий о мире, его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе, обществе.

Убеждения - форма направленности личности, выражающаяся в глубоко осмысленной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, органически сливающейся с чувствами и волей человека и получившей для него личностный смысл. Система убеждений человека отражает его мировоззрение.
Мировоззрение - ядро общественного и индивидуального сознания. Будучи способом осознания действительности, мировоззрение включает в себя и принципы жизни, обусловливающие характер деятельности людей. Важнейшая компонента мировоззрения - идеалы как решающие жизненные цели. По общественной значимости мировоззрение бывает революционным или консервативными т.д.[7]
По мнению 3. Фрейда, мировоззрение – интеллектуальная конституция, которая единообразно решает все проблемы нашего бытия, исходя из некоего высшего предположения в ней ни один вопрос не остается открытыми все, что вызывает интерес, занимает определенное место.
Потребность – объективно испытываемая субъектом нужда в чем-то, которая отражается и субъективно, являясь источником активности, развития личности. Потребность выступает основной движущей силой развития человека. В самом общем виде потребности людей делятся на
Апологические (материальные) и социальные (духовные).[15]
Первично биологической формой потребности является нужда. В организме постоянно возникают определенные состояния напряженности они связаны с нехваткой тех или иных веществ (предметов),
необходимости для его нормального функционирования (поддержания состояния гомеостаза. На восполнение нужды направлены соответствующие инстинкты и поведенческие акты
Потребности не остаются неизменными, они меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры человека, уровня его знаний об окружающей действительности и отношения к ней.[32]
С одной стороны, потребности являются двигателем общественного развития, нос другой - человечество может погибнуть под грузом отходов от удовлетворения своих материальных потребностей. Удовлетворение материальных потребностей вступает в противоречие с окружающей средой и приводит к возникновению целого комплекса экологических проблем.
Потребности рассматриваются также как особые психические состояния – состояния «напряжения»,
«неудовлетворенности», дискомфорта и т.д., отражающие несоответствие между внутренними и внешними условиями деятельности. Данные состояния могут осознаваться, могут проявляться в неосознанных влечениях, мотивах деятельности, установках и др. Потребности изменчивы,
динамичны, биологически и социально обусловлены, их удовлетворение протекает в результате целенаправленной деятельности.[22]
Мотивы тесно связаны с потребностями человека, т.к. появляются при возникновении нужды,
недостатка в чем-либо. Потребность – это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития. А. Маслоу выделил 5 уровней потребностей человека. Базовые физиологические потребности (в пищеводе, кислороде, сексе. Потребности, связанные с безопасностью (в предсказуемости окружения, стабильности. Потребности, связанные с любовью, принятием, присоединением, любить и быть любимым. Потребности, связанные с уважением других и самоуважением. Потребности, связанные с самоактуализацией или личностной состоятельности Темперамент
Темперамент (от лат – надлежащее соотношение частей, соразмерность) совокупность индивидуальных относительно устойчивых психодинамических свойств психики человека, проявляющихся в его поведении и деятельности.[3]
Характерными особенностями темперамента являются:

сравнительно целостное постоянство индивидуально-психологических свойств личности
(скорость восприятия, внимания, быстрота интеллектуальных реакций, темп и ритм речи, проявление эмоций, волевых качеств и т.д.);

войства темперамента, объединенные в определенные структуры (типы темперамента),
адекватны основным типам высшей нервной деятельности.
Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия, влияет на темп и ритм речи. От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность,
тревожность.
Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера, динамические особенности поведения человека, определяет его индивидуальность. Вот почему темперамент нельзя отделить от личности. Он выступает своеобразным связующим звеном между организмом,
познавательными процессами и личностью.
Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими свойствами личности, например, со свойствами характера, поскольку их физиологической основой являются свойства центральной нервной системы. Свойства темперамента определяют динамику психических процессов и состояний, психической деятельности в целом. Они в большей степени влияют не на то, что делает человека на то, как он это делает.[62]
Отечественный исследователь И.П. Павлов теоретически обосновали экспериментально подтвердил взаимосвязь темперамента и динамических свойств центральной нервной системы. Им было выделено три основных свойства нервной системы
сила возбуждения и торможения;

уравновешенность нервных процессов;

подвижность нервных процессов Психологическая характеристика темперамента
Ввиду большого разнообразия сочетаний различных свойств нервной системы наряду с четырьмя традиционными типами темперамента, которые в чистом виде встречаются крайне редко, существует большое количество промежуточных типов, различных вариантов темперамента. Поэтому проблема четкого деления людей по общим признакам нервной системы, исходя только из четырех типов темперамента, уступила место более углубленному изучению отдельных свойств нервной системы,
лежащих в основе индивидуального темперамента конкретного человека, у которого могут наблюдаться черты разных традиционно выделявшихся ранее типов темперамента. В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. В тоже время свойства темперамента имеют тенденцию более резко проявляться с возрастом человека.[2.24]
Рассмотрим психологические особенности представителей различных темпераментов.
Сангвиник - Человек с уравновешенной, подвижной нервной системой. Обладая высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Это продуктивный деятельно лишь тогда, когда деятельность представляет для него интерес. Сангвиник способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Речь сангвиника,
как правило, громкая, быстрая, выразительная, с правильными интонациями, уравновешенная и плавная. Она сопровождается живой жестикуляцией, выразительной мимикой и эмоциональным подъемом. Эмоции преимущественно положительные, быстро возникают и быстро сменяются.
Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений.
Сангвиник сравнительно легко и быстро переживает неудачи. Он легко сходится с новыми людьми,
быстро привыкает к новым требованиями обстановке. Без особых усилий он не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками.
Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события.[11]
Холерик - Человек, нервная система которого характеризуется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, проявляя нетерпение,
вспыльчивость, несдержанность. Неуравновешенность нервной системы предопределяет цикличность его активности увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает,
но сил ему хватает ненадолго и, как только они истощаются, наступает упадок сил. Чередование циклов подъема и спада настроения обусловливает нервность поведения, нестабильность самочувствия, повышенную подверженность к вступлению в конфликты с людьми. Холерику трудно дается деятельность, требующая плавных движений, спокойного, медленного темпа, он неизбежно будет проявлять нетерпение, резкость движений и т.д. Флегматик - Человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего все психические процессы протекают замедленно. Настроение стабильное, ровное. Речь равномерна, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики. Флегматик обладает большой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильными продолжительным раздражителям,
трудностям, ноне способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Он упорный труженик, отличающийся терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Прочно запоминает все усвоенное, неспособен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, тяжело приспосабливается к новым условиям
Меланхолик - Человек со слабой нервной системой, обладающей повышенной чувствительностью.
Характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений,
сдержанностью моторики и речи. Настроение очень изменчиво, но чаще бывает грустное,
подавленное, тревожное. Меланхолик неуверен в себе, замкнут, пассивен и мнителен.
Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Он очень склонен отдаваться переживаниям,
неуверен в себе, робок. У него нередко отмечается боязливость и беспокойство в поведении,
тревожность, слабая выносливость. В привычной обстановке, в особенности в хорошем, дружном коллективе, меланхолик может быть довольно контактным человеком, успешно вести порученное дело, проявлять настойчивость и преодолевать трудности. Обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолик обнаруживает такие ценнейшие качества личности, как мягкость,
тактичность, деликатность, чуткость, отзывчивость. Проявление темперамента зависит не только от особенностей типа, состояния нервной системы, но и от общей культуры человека. Люди могут обладать разными темпераментами, но ровность их поведения, деликатность, достоинство определяются уровнем их общей культуры. В зависимости оттого, как человек относится к тем или иным явлениям, к жизненным задачам, к окружающим людям,
он мобилизует соответствующую энергию, становится способным к длительным напряжениям,
заставляет себя изменить скорость своих реакций и темп работы Характер
В психологии характер – это набор стойких индивидуальных особенностей личности, который определяет тип поведения и форму взаимоотношений с окружающими людьми.
Особенности характера, как черты личности, следующие:

его составляющие имеют долгосрочное действие, устойчивость, не подвергаются изменениям быстро и легко;

характер имеет прикладное значение, им обуславливаются поступки человека во всех сферах жизнедеятельности.
Человек может проявлять героизм, трусость, быть тревожным, агрессивным либо мягким,
слабовольным. Если подобные проявления встречаются часто и явно выражаются вовне, то о человеке скажут У него такой характер».
Когда добросердечная и мягкая личность в определенных условиях вспылит, проявит агрессию, то характером это окружающие называть не станут, скорее, спишут на конкретные обстоятельства.[1]
Знание характера личности позволяет прогнозировать его поведение и поступки в различных ситуациях, а также корректировать их при необходимости. Мы всегда заранее знаем к кому можно обратиться за помощью, с кем нестрашно вступить в рискованные предприятия Он не может сделать по-другому, такой уж характер Черты характера общие сведения
Не всякая особенность человека может быть отнесена к его устойчивой постоянной черте характера.
Мы уже сказали, что добряк может вспылить, а к примеру, оптимист впасть в тоску. Но первого мы не опишем как агрессора, а второго как нытика.
В психологии выделяют три ведущие группы черт характера, которые в совокупности его и составляют группа черт – отношение к самому себе
В эту группу входят как положительные, таки отрицательные характеристики, показывающие отношение личности к себе, ее самосознание.
Черты характера со знаком плюс - внутреннее достоинство, честь, гордость, самокритичность,
уместная скромность, адекватная самооценка.
Черты со знаком минус - тщеславие, завышенное самомнение и самооценка, гордыня (не путать с гордостью, обидчивость, застенчивость (не путать со скромностью группа – отношение к окружающим
Характеристики, показывающие основу взаимоотношений личности с другими людьми - в семье, в коллективе, в кругу друзей.
Черты характера со знаком плюс - отзывчивость, уважение, коммуникативность, чуткость,
готовность прийти на помощь, умение работать в команде, порядочность.
Черты со знаком минус - бездушие, презрение к другим, снобизм, хамство, пренебрежение,
замкнутость, черствость, индивидуализм группа черт – отношение к деятельности
В этой группе объединены черты характера, относящиеся к своему делу, профессии, труду в целом.
Черты характера со знаком плюс - трудолюбие, активность, ответственность, креативность,
склонность к творчеству, инициативность.
Черты со знаком минус - лень, прокрастинация, безответственное отношение к делу,
безынициативность, пассивность.
На основе выборки указанных характеристик можно составить портрет личности Особенности формирования характера человека
Долгое время философы полагали, что характер – это врожденная черта человека. То есть, он рождается уже с определенным набором качеств, которые в процессе формирования не изменяются.
Сегодня эта точка зрения не поддерживается. Доказано, что характер формируется на протяжении всей жизни и зависит от воспитания, окружения, вхождения в определенную социальную группу,
профессиональной деятельности и т.д.[68]
Впервые мысль о существенном влиянии на характер внешних факторов выразил ученый Д. Локк,
который утверждал, что психофизические свойства и воспитание влияют на формирование характера в равной степени.
Современная наука (последнее столетие) поддерживает эту гипотезу.
По оценке исследователей, на формирование личности оказывают влияние:

трудовое воспитание;

личный пример;

физическое воспитание;

саморазвитие;

морально-этическое воспитание;

правильное формирование привычек.
В независимости от возраста процесс формирования характера подвергается воздействию информационного поля, в том числе личностью воспринимаются:
1.
культурные ценности, идеология, культивируемые в обществе;

2.
личный пример уважаемых для конкретной личности людей;
3.
общественное мнение и распространенные в обществе суждения;
4.
литература, телевидение, кино, театр.
Зрелый, думающий человек также может заниматься коррекцией своего характера. Таким образом,
формирование характера происходит в течение всей жизни.
Влияние на его изменения оказывают три основные фактора:

физиологические (пол, темперамент);

социальные (воспитание, культура, семья, школа, коллектив);
личностные (саморазвитие, самовоспитание).
Первым этапом развития характера является раннее младенчество. На этом уровне очень важно дарить ребенку любовь, заботу, давать много внимания, поскольку именно здесь формируется эмоциональная составляющая на всю последующую жизнь.
Далее развитие личности происходит в младшем дошкольном возрасте. Ребенок изучает и копирует модели поведения взрослых, находящихся рядом. Важно прямое обучение с соответствующим эмоциональным подкреплением (похвала. Именно в этом возрасте формируются такие черты как доброта, отзывчивость, трудолюбие
В младшем школьном возрасте главную роль играет оценка поступков и действий малыша взрослыми людьми, прививаются понятия хорошо и плохо. Появляются черты характера, относящиеся к труду ответственность, пунктуальность.
У подростков активно идет формирование морально-этических норм и волевой сферы. К концу обучения в школе, характер, как правило, уже сформирован, далее он только корректируется В психологии существует несколько классификаций типов характера. Одной из самых известных является типология, предложенная американским психоаналитиком Александром Лоуэном.
Таблица 1 – Классификация типов Характера
Тип характера Его характеристики
Оральный
У человека наблюдается резкая смена настроений, выражена зависимость от окружающих. Инфантильность, склонность к меланхолии и депрессии, боязнь быть отвергнутым,
низкая самооценка.
Мазохистский Личность любить страдать, обладает очень высокой чувствительностью. Присутствует интуиция. В себе не уверены, замкнуты.
Истерический Высокий уровень амбиций, умение контролировать поведение и действия.
Надменность, рациональное мышление. Развитые эмоции при способности их сдерживания.
Шизоидный
Очень низкая самооценка, отсутствие контроля над эмоциями и их неадекватность.
Аффективные нарушения.
Психопатический
Желание доминировать, повышенная тревожность. Превалирование вопросов имиджа над внутренним содержанием. Озабоченность контролем над обстоятельствами.
Нарциссический
Уверенность в себе, высокие амбиции. Агрессивность, напористость,
высокомерность, упорство.
Также в психологии индивидов разделяют на интровертов (замкнутые) и экстравертов (общительные).
Можно выделить еще одну типологию характеров.
Таблица 2 – типологическая характеристика
Тип характера Его характеристики
Гипертимный Человек очень общительный, «разговористый», с выраженной мимикой. Много инициативы и энергии, но легко выходит из себя.
Дистимный
Пессимисты-интроверты. Имеют обостренное чувство справедливости, круг друзей очень ограничен. Тяжело принимают решения, медлительны.
Возбудимый Властолюбивы, любят конфликтные ситуации. Очень неприятны в общении. В
спокойном состоянии внимательны и педантичны, в возбужденном агрессивны и раздражительны.
Застревающий Человек надменный, обожает поучать других, считает себя умным. Завышенные требования как к себе, таки другим людям
Тревожный
Личность крайне неуверенна в себе, боится споров и конфликтов. Ищет повсеместно поддержку.
Демонстративный
Общительный, приспосабливаемый. Интриган. Могут вызывать раздражение из-за своей самоуверенности. Прирожденный артисты, хвастливы, лицемерны Способности
Понять причины продуктивной деятельности человека невозможно без анализа и понимания его способностей.
Способности – система свойств личности, определяющая успешность поведения и деятельности
По способностям люди различаются не меньше, чем по характеру и внешнему облику. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее осуществления.
Способности могут быть общими и специальными. Общие способности обуславливают успешное выполнение любых видов деятельности, а специальные – лишь отдельных видов деятельности.
Выделяют профессиональные способности, обеспечивающие успешную работу человека той или иной профессии. Способности квалифицируют личность прежде всего как субъекта деятельности.
Способность жить полной жизнью – способность наиболее общая ив наибольшей степени определяющая качество жизни и, следовательно, удовлетворенность жизнью. Трудности многих неудачливых в жизни людей не являются следствием их умственной или физической неполноценности, а скорее результатом их представления о себе как о неспособных к достижениям в жизни. Можно сказать, что успехи в учебе, на работе ив жизни в целом более зависят от представлений человека о своих способностях, от четкости и значимости достигаемых целей, чем от самих этих способностей. Ничто так не способствует успеху, как уверенность в нем и стремление к нему. Наиболее распространенной формой оценки степени выраженности способностей являются тесты
(тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности и др.).
Способности несут в себе природные предпосылки в виде задатков.
Задатки– это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей.[6]
Люди от рождения бывают наделены различными задатками. Задатки – лишь предпосылки развития способностей. Включаясь в развитие человеческой личности, задатки преобразуются и изменяются.
Задатки не делают автоматически человека человеком. Об этом свидетельствуют случаи, когда дети вырастали вне человеческого сообщества собственно человеческая психология, человеческие способности у них таки не складывались. Однако и вне органической природы человека, его телесности становление человеческой реальности невозможно. Хорошо известны многолетние эксперименты, входе которых младенец и детеныш обезьяны с рождения воспитывались людьми во внешне одинаковых условиях. При этом психическое развитие обезьяны и человека происходило принципиально по-разному и привело к совершенно разным результатам. Это и понятно, поскольку у них были совершенно разными исходные органические предпосылки развития (задатки. От задатков к способностям – в этом и состоит путь развития личности.[9]
К специфически человеческим способностям относят способность человека к труду, к рефлексии, к общению при помощи языка, к саморазвитию.
Способности можно рассматривать не только по качественным характеристикам, но и по уровню
(масштабу) проявления. Для этого в психологии используют такие понятия, как «одаренность»,
«талант», «гениальность».
Одаренность – своеобразное сочетание задатков, обеспечивающее широту возможностей человека для успешного выполнения деятельности.
Об одаренности говорят лишь в том случае, когда врожденные предпосылки данного человека явно превосходят способности большинства людей. Например, одаренные дети могут обнаруживать общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, к технике. Одаренность принято определять по темпу умственного развития – степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников. Но даже самые выдающиеся проявления ребенка не являются достаточным залогом будущего таланта.
Талант – высокий уровень развития прежде всего специальных способностей.
О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью. Те. талант отличается от одаренности тем, что дар должен реализоваться, должно быть его подкрепление значительными результатами. Талант человека направляется выраженной потребностью в творчестве. Важно, чтобы талант проявлялся в
тех сферах, где есть общественный запрос. Следовательно, в развитии таланта огромную роль играет мировоззрение, нравственные качества человека, его общественная позиция. Здесь опять сказывается целостность и единство личности, о которых мы уже говорили никакое изолированное качество психики не обеспечивает настоящих успехов в деятельности.[2]
Гениальность – высший уровень развития способностей – как общих, таки специальных.
О наличии гениальности можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры.
Разница между гением и остальными смертными осознавалась людьми всегда. Первым объяснением существования выдающихся способностей было их неземное, божественное происхождение. Но уже мыслители эпохи Просвещения отмечали, что вокруг гениев нагромождено чересчур много мифов и легенд. На самом деле гений спит в любом человеке, и, чтобы разбудить его, надо лишь умело трудиться и упорно добиваться поставленных целей.
Степень развития способностей в ряду других свойств личности (направленность, темперамент,
характер) составляет основу для профессионального самоопределения человека. Если особенности направленности позволяют ответить на вопрос хочу ли я делать это, то способности – на вопрос
«могу ли я делать это. Профессиональное самоопределение – длительный и трудоемкий процесс,
который нуждается в профессиональном психологическом сопровождении.
Выводы по теоретическому исследованию
Проведя теоретические исследования и анализ литературы по проблеме исследования, я пришла к следующим выводам:
Под индивидуально-типологическими особенностями понимаются основные свойства нервной системы, связанные с индивидуальными проявлениями процессов функционирования мозга,
определенные сочетания которых образуют типы нервной системы.
Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики,
определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента. Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.
Следует также отметить, что все типологии человеческих характеров, как правило, исходят из ряда общих идей. Характер человека формируется в онтогенезе относительно рано и на протяжении остальной жизни проявляет себя как более или менее устойчивое личностное образование. Сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Большая часть людей в соответствии со своими основными чертами характера может быть разделена на типовые группы.
Глава 3 Практическая часть организация и методы исследования
Для изучения преобладающего типа темперамента, было проведено исследование в ГБДОУ№ Кировского района г.Санкт-Петербурге. Для изучения характеров, были выбраны воспитатели детского сада в возрасте отлет, в количестве 18 человек.
На первом этапе я использовала Я. Стреляу в адаптации

Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева с целью определения типа нервной деятельности и основных её
характеристик.
Посмотрим результаты данной методике в таблице 2.
ПВ – уровень процесса возбуждения, ПТ – уровень процесса торможения, ПНП – подвижность нервных процессов, УС – уравновешенность по силе, где УС=ПВ/ПТ. Важное значение имеют результаты показателя УС
Проанализировав данные, я вижу, что у 36% испытуемых (7 человек) уровень процесса возбуждения выходит за переделы средних значений.
Утомляемость постепенная, так как воспитатели с такими показателями, отличаются высокой работоспособностью.
У 44% воспитателей (8 человека) показатели уровня процесса возбуждения находятся в пределах средних и нормальных значений Такие люди, достаточно долго могут работать водном темпе, нос таким результатам необходимо периодически делать перерывы.
У 17% воспитателей (3 человека) результаты заграницами нормы и являются низкими. Это может влиять о слабой нервной системы на процесс возбуждения.
Рисунок 1- Результаты методики изучения структуры темперамента Я.
Стреляу по шкале Уровень процесса возбуждения (Далее я рассматриваю результат , полученный входе работы по шкале №2 У 39% людей (7 человек)
результаты уровня процесса торможения лежат заграницами средних значений и являются высокими, следовательно, нервные процессы у таких испытуемых со стороны торможения достаточно сильные.
У 50% людей (9 человек) наблюдаются нормальные и средние значения уровня процесса торможения. Такие люди могут спокойно работать в любой деятельности.
У остальных 11% людей (2 человека) результаты уровня процесса торможения оказались низкими.
Процессы работоспособности у таких людей слабые, что ведет к достаточно низкому самоконтролю и импульсивному реагированию в ответ. Полученные результаты отражены на рисунке Рисунок 2 - Результаты методики изучения структуры темперамента
Я. Стреляу официантов по шкале Уровень процесса торможения (Рассмотрим результаты, по шкале нервных процессов. У 39% воспитателей (7 человек) я наблюдаю высокий результат. Следовательно, у таких людей наблюдается легкость и быстрота переключения нервных процессов от торможения к возбуждению, а также наоборот.
У 44% воспитателей (8 человек) результаты подвижности нервных процессов оказались в пределах нормы или средними, следовательно говорит о достаточной легкости перехода процесса возбуждения в процесс торможения.
У остальных 17% воспитателей (3 человека, говорит о том что показатели низкие. Они работают однотипно Эти данные представлены в виде диаграммы на рисунке процессы нервных процессы процессов
Рисунок 3 - Результаты методики изучения структуры темперамента
Из полученных данных Я. Стреляу, можно определить каким типами темперамента обладает каждый человек. Нужно иметь ввиду, не смешанных типов темперамента нет. Таким образом воспитателей (9 человек) - сангвинический тип

22% воспитателя (4 человека) – меланхолический тип воспитателей (5 человек- флегматический тип Целью моей работы является изучить и проанализировать удовлетворенность работы воспитателей. Для этого я взяла результаты, методики Я. Стреляу, и соотнесла эти результаты с общей удовлетворенностью. Все это я отразила в таблице , где ПВ уровень процессов возбуждения, ПТ – уровень процессов торможения, ПНП – уровень подвижности нервных процессов, УС – уравновешенность по силе,
УТ – общая удовлетворенность трудом.
По результатам, представленным в данной таблице 3, я вижу, что большинство воспитателей с сангвиническим типом - 50% (9 человек, 28% (5 человек) – флегматики, а остальные 22% (4 человека меланхолики.
Таким образом, можно сделать вывод, что своей работой воспитатели довольны.
Выводы по второй главе
Результат моего исследования показал, что:
1.
У 9 воспитателей - сангвинический тип, удовлетворенность трудом находится на очень высоком уровне.
2.
У 5 воспитателей- флегматический тип, удовлетворенность трудом лежит в пределах средних значений.
3.
У 3 воспитателей - меланхолический тип, удовлетворенность трудом является низкой.
Таким образом я вижу, что многие воспитатели удовлетворены своей работой, а многие находятся на низком уровне.
Заключение
В данной работе был проведен теоретический анализ индивидуально – типологических особенностей личности и практический , понятия личности и способностей в структуре личности.
Охарактеризовав основные силы, воздействующие на формирование личности, включая социальное направление образования и общественного воспитания, то есть, определив человека как объект общественного развития, мы можем понять внутренние условия его становления как субъекта общественного развития. В этом смысле личность всегда конкретно-исторична, она продукт своей эпохи и жизни страны, современники участник событий, составляющих вехи истории общества и ее собственного жизненного пути.
Формирование личности – это очень сложный процесс, длящийся всю нашу жизнь. Некоторые особенности личности в нас уже заложены при рождении, я говорю о биологическом факторе развития личности, другие мы вырабатываем в процессе нашей жизни. Ив этом нам помогает окружающая среда. Ведь среда играет очень важную роль в формировании личности.
Стать личностью – это значит, во-первых, занять определенную жизненную, нравственную позицию;
во-вторых, в достаточной степени осознавать ее и нести за нее ответственность в-третьих, утверждать ее своими поступками, делами, всей своей жизнью. Ведь истоки личности, ее ценность, наконец,
добрая или дурная о ней слава в конечном итоге определяются тем общественным, нравственным значением, которое она действительно являет своей жизнью
Список литературы
1.
Акимова, М.К. Диагностика умственного развития и общих способностей Текст / М.К.
Акимова // Психологическая диагностика / Под ред. КМ. Гуревича, ЕМ. Борисовой. – М УРАО, 2007.
– С. 114-123.
2.
Анастази, А. Психологическое тестирование Текст / А. Анастази. – М Просвещение, 2002. –
295 с.
3.
Армстронг, М. Стратегическое управление человеческими ресурсами Текст / М. Армстронг. М ИНФРА-М, 2002. – 328 с.
4.
Акимова, ТА. Теория организации Текст / ТА. Акимова. – М Издательство Российского университета дружбы народов, 2013. – 440 с.
5.
Базаров, ТЮ. Психология управления персоналом. Теория и практика Текст / ТЮ. Базаров. М Юрайт, 2014. – 381 с.
6.
Белоус, В.В. Темперамент и деятельность Текст / В.В. Белоус. – М Академия, 2002. – 281 с.
7.
Белоус, В.В. Место и роль темперамента в структуре интегральной индивидуальности Текст /
В.В. Белоус, ИВ. Боязитова // Психологический журнал. – 1999. - № 4. – С. 87-93.
8.
Бессокирная, Г.П. Удовлетворенность работой на предприятии и удовлетворенность жизнью
[Текст] / Г.П. Бессокирная, А.Л. Темницкий // Социологический журнал. – 1999. - № 1/2. – С. 186-191.
9.
Бурякова, Е.С. Об удовлетворенности трудом, как слагаемом эффективной деятельности рекрутера Текст / Е.С. Бурякова // Московский психологический журнал. – 2008. - № 3.
10.
Батаршев, А.В. Диагностика профессионально важных качеств Текст / А.В. Батаршев. – СПб.:
Питер, 2007.
11.

Выготский, Л.С. Психология развития высших психических функций Текст / Л.С. Выготский. М Мысль, 1999. – 271 с.
12.
Вундт, В. Введение в психологию Текст / В. Вундт. – СПб.: Питер, 2002. – 125 с.
13.
Врум, В. Труд и мотивация Текст / В. Врум. – М Академия, 2001. – 272 с.
14.
Волгин, А.П. Управление персоналом в условиях рыночной экономика Текст / А.П. Волгин. М Дело, 2010.
15.
Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность Текст / Э.А. Голубева. – М Наука, 2010. – 190
с.
16.
Голубева, НА. Успешность профессиональной деятельности и удовлетворенность трудом социального работника Текст / НА. Голубева // Вестник КГУ им. НА. Некрасова: Педагогика.
Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2011. - № 4.
17.
Галимова, Э.Э. Удовлетворенность профессиональной деятельностью и эффективность труда
[Текст] / Э.Э. Галимова // Энергетика – 2008: инновации, решения, перспективы статья
Международной научнотехнической конференции. – Казань КГЭУ, 2008. – С. 31-33.
18.
Галимова, Э.Э. Эмоциональные факторы удовлетворенности трудом и их связи с продуктивностью труда персонала Текст / Э.Э. Галимова // Камские чтения материалы
Межрегиональной научнопрактической конференции. – Н. Челны Кам. гос. инж.-эконом. академия. – С. 43-46.
19.
Джидарьян, И.А. Проблема общей удовлетворенностью жизнью Текст / И.А. Джидарьян, Е.В.
Антонова. – М Совершенство, 2005. – 433 с.
20.
Дружинин, В.Н. Стратегии жизни Текст / В.Н. Дружинин. – М Сфера, 2009. – 271 с.
21.
Дмитриева, МА. Уровни и критерии профессионализма проблемы формирования современного профессионала Текст / МА. Дмитриева // Сибирь. Философия. Образование Альманах СО РАО. – Выпуск 4. – Новокузнецк, 2010. – С. 18-30.
22.
Долженко, Р.А. Удовлетворенность, лояльность, вовлеченность персонала уточнение и конкретизация понятий Текст / Р.А. Долженко // Вестник АГАУ. – 2014. - № 9 (119).
23.
Дружинин, В.Н. Диагностика общих способностей Текст /
В.Н. Дружинин. – М Сфера, 2004. – 194 с

24.
Дудин, СИ. О связи темперамента с общими способностями Текст / СИ. Дудин Психологический журнал. – 1994. - № 2. – С. 165 – Джеймс, Д. Управление рестораном Текст / Д. Джеймс, Д. Болдуин. - М Проспект, 2008. -
398 с.
26.
Жабина, С.Б. Маркетинг продукции и услуг Общественное питание Текст / С.Б. Жабина. - М.:
Академия, 2007. - 512 с.
27.
Замфир, К. Удовлетворенность трудом мнение социолога Текст / К. Замфир. – М Академия. – 291 с.
28.
Зеер, З.Ф. Психология профессий Текст / З.Ф. Зеер. – М Академический Проект, 2006. – 336 с.
29.
Захаров, В.П. Удовлетворенность трудом Текст / В.П. Захаров // Личность и Деятельность Под ред. А.А. Крылова. – Л, 1982.
30.
Замедлина,
Е.А.
Организационная культура
[Текст] /
Е.А. Замедлина. – М РИОР - Москва, 2012. – 128 с.
31.
Ильясов, Ф.Н. Удовлетворенность трудом (анализ структуры, измерение, связь с производственным поведением) Текст / Ф.Н. Ильясов / Под ред. В.Г. Андреенкова. – Ашхабад Ылым
(Наука), 1988. – 100 с.
32.
Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы Текст / Е.П. Ильин. – СПб.:
Питер, 2011. – 890 с.
33.
Кречмер, Э. Строение тела и характер Текст / Э. Кречмер. – М.:
Прогресс, 2009. – 120 с.
34.
Кристофер, Э.Т. Ресторанный бизнес Как открыть и успешно управлять рестораном Текст /
Э.Т. Кристофер. – М РосКонсульт, 2008. - 456 с.
35.
Ломов, Б.Ф. Проблемы деятельности в психологии Текст / Б.Ф. Ломов // Психологический журнал. – 2001. – Т. 2. - № 5. – С. 3-22.
36.
Лейтес, НС. К вопросу о динамической стороне психологической активности Текст / Н.С.
Лейтес. – М Наука, 2007. – 170 с.
37.
Лейтес, НС. Типы ВНД и темперамент Текст / НС. Лейтес. – М Прогресс, 2002. – 267 с.
38.
Леонтьев,
А.Н.
О
формировании способностей Текст АН. Леонтьев // Вопросы психологии. – 2006. - № 5. – С. 18-23.
39.
Мерлин, В.С. Очерк теории темперамента Текст / В.С. Мерлин. М наука, 2009. – 184 с.
40.
Маркова,
А.К.
Психология профессионализма
[Текст] /
А.К. Маркова. – М Знание, 2011. – 184 с.
41.
Мясищев, В.Н. Психические особенности человека. Характер, способности Текст / В.Н.
Мясищев. – М Сфера, 2006. – 311 с.
42.
Наумова, Н.Ф. Удовлетворенность трудом и некоторые характеристики личности Текст / Н.Ф.
Наумова // Социальные исследования. – М Наука, 1999. – Выпуск 3. – С. 145-160.
43.
Никуленко,
Т.Г.
Организационное поведение
[Текст] /
Т.Г. Никуленко. – М Феникс, 2013. – 416 с.
44.
Небылицын, В.Д. Основные свойства нервной системы человека Текст / В.Д. Небылицын. М Мысль, 2006. – 271 с.
45.
Небылицын, В.Д. Психологические исследования индивидуальных различий Текст / В.Д.
Небылицын. – М Наука, 2006. – 335 с.
46.
Патрушев, В.Д. Удовлетворенность трудом Текст / В.Д. Патрушев, НА. Калмакан. – М Наука. – 112 с.
47.
Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека
[Текст] / Ю.П. Поваренков. – М Мысль, Петровский, ВАК психологии активности личности Текст /
В.А. Петровский // Вопросы психологии. – 2005. - № 3. – С. 11-21.
49.
Пряжников, НС. Психология труда и человеческого достоинства
Текст / НС. Пряжников, ЕЮ. Пряжникова. – М Просвещение, 2010. –
392 с.
50.
Палли, М. Азбука ресторатора. Все, что нужно знать, чтобы преуспеть в ресторанном бизнесе
[Текст] / М. Палли. - М BBPG, 2009. – 500 с.
51.
Рубинштейн, С.Л.
Основы общей психологии
[Текст] /
С.Л. Рубинштейн. – М Просвещение, 2010. – 584 с.
52.
Русалов, В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека Текст / В.М. Русалов // Вопросы психологии. – 2005. - № 2. – С. 11-34.
53.
Русалов, В.М. Биологические основы индивидуальнопсихологических различий Текст / В.М.
Русалов. – М Наука, 2009. – 352 с.
54.
Русалов, В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности
[Текст] / В.М. Русалов // Психологический журнал. – 2006. - № 4. – С. 23-35.
55.
Русалов, В.М. Измерение темперамента человека (краткий обзор зарубежных методик) Текст В.М. Русалов // Психологический журнал. – 2002. - № 2. – С. 130-140.
56.
Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии Текст / Я. Стреляу. – М Мысль, 2002.
– 271 с.
57.
Тарасова, НА. Удовлетворенность персонала трудом понятие и оценка Текст / НА. Тарасова.
– М АСТ, 2004. – 396 с.
58.
Фетискин, Н.П. Интегральная удовлетворенность трудом Текст / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов,
Г.М. Мануйлов. – М Издательство Института психотерапии, 2002. – С. 470-473.
59.
Чикер, В.А. Психологическая диагностика организации и персонала Текст / В.А. Чикер. – СПб.:
Речь, 2004. – 176 с.
60.
Шпрангер, Э. Основные идеальные типы индивидуальности Текст / Э. Шпрангер. – М.:
Мысль, 2004. – 482 с.
61.
Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека Текст / В.Д. Шадриков. М Мысль, 1997. – 320 с.
62.
Щукин, М.Р. Индивидуальный стиль и интегральная индивидуальность Текст / М.Р. Щукин Психологический журнал. – 2005.
- № 2. – С. 101-112.
63.
Юркевич, В.С. Индивидуальные различия в саморегуляции и обучаемость Текст / В.С.
Юркевич // Вопросы психологии. – 2004. - № 4. – С. 155-161.
64.
Boniwell, I., Zimbardo, P. G. Balancing one's time perspective in Pursuit of Optimal Functioning / I.
Boniwell, P. G. Zimbardo // Positive psychology in practice. Hoboken. – NJ. – 2004. – Р. 105-168.
65.
Bouchard T. J. Personality similarity in twins reared apart and together / T. J. Bouchard, D. Lykken, S.
Rich, N. J. Segal, A. Tellegen, K. J. Wilcox // Journal of personality and social psychology. – 1988. – № 54. – P.
1031-1039.
66.
Boyd, J. N., Zimbardo, P. G. Putting time in perspective: A valid, reliable individual-differences metric
/ J. N. Boyd, P. G. Zimbardo // Journal of Personality and Social Psychology. – 1999. – № 77. – P. 1271-1288.
67.
Hartocollis, P. Time and timelessness or the varieties of temporal experience / P. Hartocollis. – NY:
International Universities Press. – 1983.
68.
Hayes, N., Stephen, J. Big 5 correlates of three measures of subjective well-being / N. Hayes, J.
Stephen // Personality and Individual differences. – 2003.

№ 34(3). – P. 723-727.
69. Zaleski, Z. Future anxiety: Concept, measurement, and preliminary research / Z. Zaleski // Personality and individual differences. – 1996. – № 21 (2).

P. 165-174.

Приложение
Таблица 1 - Списочный состав группы испытуемых п/п Имя испытуемого
Возраст
1
Воспитатель1 43 Воспитатель 2 50 Воспитатель 46 Воспитатель 4 40 Воспитатель 5 48 Воспитатель 51 Воспитатель 7 53 Воспитатель 8 44 Воспитатель 9 46 Воспитатель 1050 Воспитатель 1154 Воспитатель 43 Воспитатель 1340 Воспитатель 1442 Воспитатель 1546 Воспитатель 1653 Воспитатель 1751 Воспитатель Таблица 2 - Результаты проведения методики Я. Стреляу, направленной на изучение структуры темперамента официантов (баллы).

п/п
Имя испытуемого
ПВ
ПТ
ПНП
УС
1
Воспитатель 1 69 65 60 1,06 Воспитатель 2 76 80 59 0,95 Воспитатель 48 40 49 1,2 Воспитатель 4 70 69 58 1,01 Воспитатель 5 39 35 41 1,1 Воспитатель 6 51 47 50 1,08 Воспитатель 7 65 62 60 1,05 Воспитатель 8 56 44 50 1,3 Воспитатель 9 25 20 22 1,3 Воспитатель 24 21 23 1,1 Воспитатель 39 41 45 0,9 Воспитатель 73 79 60 0,9 Воспитатель 27 20 24 1,3 Воспитатель 57 60 53 0,95 Воспитатель 1565 62 59 1,05 Воспитатель 1675 80 60 0,9 Воспитатель 17 24 21 25 1,1 Воспитатель 1840 38 41 1,05
Таблица 3 - Взаимосвязь структуры темперамента официантов с общей удовлетворенностью трудом.

п/п
Имя испытуемого
ПВ
ПТ
ПНП
УС
Тип темперамента
УТ
(%)
1
Воспитатель1 69 65 60 сангвинический Воспитатель 76 80 59 сангвинический Воспитатель 48 40 49 меланхолический Воспитатель 70 69 58 сангвинический Воспитатель 39 35 41 сангвинический Воспитатель 51 47 50 сангвинический Воспитатель 65 62 60 сангвинический Воспитатель 56 44 50 меланхолический Воспитатель 25 20 22 меланхолический Воспитатель 24 21 23 флегматический Воспитатель 39 41 45 флегматический 12
Воспиатель12 73 79 60 сангвинический 13
Воспиатель13 27 20 24 меланхолический Воспитатель 60 53 флегматический Воспитатель 65 62 59 сангвинический Воспитатель 75 80 60 сангвинический Воспитатель 24 21 25 флегматический 18
Восипитатель18 40 38 41 флегматический