Файл: Лабораторная работа 22. Конструирование отчётов Цель работы Освоить технологии конструирования и использования отчётов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лабораторная работа №22. Конструирование отчётов
Цель работы:
Освоить технологии конструирования и использования отчётов.
Теоретическая часть
Отчёты предназначены для вывода информации из базы данных, прежде всего, на принтер. Перед выводом на принтер отчёт можно просмотреть на экране. Отчёт строится на основании таблиц и запросов.
Основные виды отчётов:
-
одноколонный (простой) отчёт; -
многоколонный отчёт; -
табличный отчёт; -
отчёт с группировкой данных и подведением итогов; -
отчёт по связанным таблицам; -
связанный отчёт, т.е. отчёт, содержащий другой (подчинённый отчёт); -
отчёт со слиянием с Word (составной документ); -
перекрестный отчёт.
Основные разделы отчёта:
-
заголовок отчёта (начало отчёта); -
верхний колонтитул (печатается в начале каждой страницы); -
область заголовка группы (отображается перед первой записью каждой группы); -
область данных (основная часть отчёта); -
область примечания группы (отображается после области данных последней записи каждой группы); -
нижний колонтитул (печатается в конце каждой страницы);
область примечаний (печатается в конце отчёта).
Создание связанного отчёта
Связанный отчёт состоит из главного и одного или нескольких подчинённых отчётов. Подчинённым отчётом называют отчёт, созданный внутри другого отчёта. Подчиненные отчёты позволяют решать следующие задачи:
-
выводить сводные данные или конкретные записи, связанные с содержимым главного отчёта; -
объединять несколько независимых отчётов в главном отчёте.
Для создания подчинённого отчёта следует:
-
Создать отчёт, который будет использоваться как подчинённый, и сохранить его. -
Открыть главный отчёт в режиме конструктора. -
Переместить с помощью мыши значок созданного подчинённого отчёта из окна базы данных в соответствующую позицию в главном отчёте. Например, для печати подчинённого отчёта перед каждой группой в главном отчёте следует поместить подчинённый отчёт в заголовок группы. Подчинённый отчёт выводится как отдельный элемент управления. -
Если в подчинённом отчёте должны выводиться данные, связанные с главным отчётом, установить связь элемента управления подчинённого отчёта с главным отчётом.
Для связывания подчинённого отчёта с главным отчётом необходимо открыть бланк свойств подчинённого отчёта и задать значения свойств
Подчинённые поля и Основные поля. По возможности, значения этих свойств задаются автоматически средствами Microsoft Access.
Примечания. Допускается вставка в отчёт подчинённой формы. Главный отчёт может содержать несколько подчинённых отчётов или подчинённых форм.
В главном отчёте допускается существование двух уровней подчинённых отчётов. Например, отчёт может содержать подчинённый отчёт, который в свою очередь содержит подчинённый отчёт.
Общая постановка задачи
Изучить возможности программы MS Accessдля выполнения заданий, представленных ниже.
Список индивидуальных данных
Номер варианта и задания, если это требуется в лабораторной работе, определяется преподавателем.
Пример выполнения работы
Задание 1. Создать табличный отчёт, модифицировав запрос на выборку, подготовленный в задании 1 лабораторной работы №2, которому было присвоено имя Выборка_1. Отчёт должен включать следующие поля:
-
НаименованиеФакультета; -
НомерГруппы; -
НаименованиеСпециальности; -
Фамилия; -
НомерЗачётнойКнижки.
-
Модифицируйте запрос Выборка_1, открыв его в режиме конструктора и заменив поле НаименованиеСпециальности на поле НомерСпециальности, а поле НомерФакультета на поле НаименованиеФакультета. -
На вкладке Создание (Create) в группе Отчёты (Reports) выберите Мастер отчётов (Report Wizard). -
В окне Создание отчётов выполните следующие шаги:
-
в качестве источника данных выберите запрос Выборка_1; -
выберите все поля запроса, но в заданной по условию последовательности; -
выберите вид представления данных по таблице Факультет; -
добавьте уровень группировки по полю НомерСпециальности; -
выберите порядок сортировки по полю Фамилия по алфавиту; -
выберите макет – Ступенчатый; -
выберите стиль; -
присвойте отчёту имя Отчёт_табличный; -
нажмите кнопку Готово (сформированный отчёт будет показан в окне предварительного просмотра).
-
Просмотрите отчёт в режимах Макета (Layout), Конструктора (Design), Предварительного просмотра (Print Preview), Представления отчёта. Уменьшите масштаб отображения. -
Перейдите в режим конструктора и выполните редактирование заголовка отчёта. Введите названия столбцов в 2 строки, отцентрировав их и увеличив соответственно высоту области верхнего колонтитула. -
Переместите поля в области данных в соответствии с расположением заголовков столбцов в области верхнего колонтитула. -
Измените заголовок отчёта, введя текст: Список студентов по факультетам и специальностям. -
Введите надпись в нижний колонтитул: Ведомость составил:. -
Закройте и сохраните отчёт.
Задание 2. Создать отчёт с группировкой данных и подведением итогов, используя запрос, подготовленный в задании 8 лабораторной работы №2 с именем Запрос_с_вычисляемым_полем. В отчёте необходимо подсчитать общую суммарную плату за обучение коммерческих студентов и в том числе по каждой специальности и по каждой группе. Отчёт должен включать следующие поля:
-
НомерСпециальности; -
НомерГруппы; -
Фамилия; -
НомерЗачётнойКнижки; -
Итого.
-
На вкладке Создание (Create) в группе Отчёты (Reports) выберите Мастер отчётов (Report Wizard). -
В окне Создание отчётов выполните следующие шаги:
-
в качестве источника данных выберите указанный выше запрос; -
выберите все поля запроса, но в заданной по условию последовательности; -
выберите вид представления данных по таблице Студенты; -
добавьте уровни группировки по полям НомерСпециальности и НомерГруппы; -
выберите порядок сортировки по полю Фамилия по алфавиту; -
щёлкните по кнопке Итоги (Summary Options), задайте вычисление итоговых значений по сумме (включите флажок Sum), установите переключатель в положение Показать данные и итоги; -
выберите макет – Структура; -
выберите стиль; -
присвойте отчёту имя Отчёт_с_группировкой; -
нажмите кнопку Готово.
-
Просмотрите отчёт. -
Выполните редактирование отчёта в режиме конструктора. Отредактируйте заголовок отчёта, ширину столбцов. Измените шрифты отдельных элементов отчёта. Замените слово Sum в итоговых строках на слово Всего:. Измените ширину полей с итогами.
Задание 3. Создать перекрёстный отчёт, используя таблицу Общая_ведомость, созданную в лабораторной работе №2. Отчёт должен включать следующие поля:
-
НомерГруппы; -
Фамилия; -
НомерЗачётнойКнижки; -
НаименованиеДисциплины1; -
НаименованиеДисциплины2; -
СреднийБалл.
В столбцах с наименованиями дисциплин должны отображаться оценки, полученные студентами на экзамене. В столбце СреднийБалл для каждой строки должно производиться вычисление среднего балла каждого студента по результатам сдачи 2-х экзаменов. В отчёте также должен быть вычислен средний балл по группе студентов и по академии в целом.
-
С помощью мастера создайте перекрёстный запрос по таблице Общая_ведомость, в которой должны иметься оценки для всех студентов 3-х групп по 2-м дисциплинам. Для этого:
-
выберите поля НомерГруппы, Фамилия, НомерЗачётнойКнижки в качестве заголовков строк; -
выберите поле НаименованиеДисциплины в качестве заголовка столбца; -
снимите флажок Да (вычисление итогового значения для каждой строки); -
выберите для вычислений поле Оценка и функцию вычисления Первый (First), -
сохраните запрос, присвоив ему имя
Запрос_для_отчёта_по_среднему_баллу.
-
На вкладке Создание (Create) в группе Отчёты (Reports) выберите Мастер отчётов (Report Wizard). -
В окне Создание отчётов выполните следующие шаги:
-
в качестве источника данных выберите указанный выше запрос Запрос_для_отчёта_по_среднему_баллу; -
выберите все поля запроса; -
добавьте уровень группировки по полю НомерГруппы; -
выберите порядок сортировки по полю Фамилия по алфавиту; -
выберите макет – Ступенчатый; -
выберите стиль; -
присвойте отчёту имя Отчёт_по_среднему_баллу; -
нажмите кнопку Готово.
-
Просмотрите отчёт. -
Перейдите в режим конструктора и отрегулируйте ширину столбцов и их местоположение. -
Выровняйте оценки по центру столбца. -
С помощью инструментальной панели элементов введите в правую часть области верхнего колонтитула надпись Средний балл. -
С помощью инструментальной панели элементов введите в область данных элемент Поле для вычисления среднего балла. Щёлкните правой кнопкой мыши внутри созданного поля и вызовите Окно свойств поля. -
Установите вкладку Данные. Для вызова построителя выражений на вкладке Данные в строке Данные щёлкните по кнопке «...». -
Используя инструменты построителя выражений, введите в поле формулу для расчёта среднего балла:
= ([НаименованиеДисциплины1]+[НаименованиеДисциплины2])/2.
Примечание. Наименования дисциплин вставляются в формулы двойным щелчком левой кнопки мыши по соответствующей строке в подокне построителя выражений Отчёт.
-
Просмотрите и отредактируйте отчёт. Удалите дублирующее название вычисляемого поля в области данных. Отрегулируйте формат, местоположение и выравнивание вычисленного значения. Установите для поля СреднийБалл вкладку Макет и выберите формат поля – фиксированный с 2-мя десятичными знаками. -
Выполните условное форматирование поля СреднийБалл. Выделите красным цветом значения среднего балла, которые больше 4,5 и синим цветом – меньше 3,5. Для этого в режиме конструктора выделите поле СреднийБалл, на вкладке Конструктор (Design) в группе Шрифт выберите Условное форматирование. В окне Условное форматирование задайте: Условие 1 – Значение поля, операция сравнения – больше, значение для сравнения – 4,5. В строке задания формата установите цвет текста – красный, нажмите кнопку Добавить. Повторите указанные действия для Условия 2, установив синий цвет для всех значений поля, меньших 3,5. -
Для подсчёта среднего балла по группе добавьте в окне конструктора раздел Примечание группы. Для этого вызовите окно настройки Сортировка и группировка, щёлкнув по соответствующей кнопке инструментальной панели. В окне Сортировка и группировка включите отображение области примечаний группы. -
В области примечаний группы в столбце, соответствующем среднему баллу студента, создайте вычисляемое поле. Вызовите окно настройки свойств поля. Установите вкладку Данные. В строке Данные вызовите Построитель выражений. Введите формулу для вычисления:
= Sum([НаименованиеДисциплины1]+[НаименованиеДисциплины2])/2/ Count ([Фамилия]).
Примечание. Для ввода названий функций групповых операций Sum и Count необходимо дважды щёлкнуть по строке Функции в левом подокне Построителя выражений, а затем двойным щелчком раскрыть список встроенных функций. В среднем подокне необходимо выбрать категорию Статистические функции и затем в правом подокне нужную функцию. Для вставки в качестве аргументов функции нужных полей необходимо выбрать в левом подокне Отчёт..., а в среднем подокне – Список полей и двойным щелчком вставить в формульное выражение имена полей из правого подокна.
-
Удалите контур с надписью вычисляемого поля. Отрегулируйте формат, местоположение и выравнивание вычисленного значения аналогично пункту 11. -
Создайте слева от значения среднего балла группы надпись Средний балл группы N, где N – номер группы. Для этого в область примечаний группы вставьте поле и введите в него формулу:
= “Средний балл группы”&[НомерГруппы]
-
Подсчитайте в отчёте средний балл по всем группам. Для этого вставьте вычисляемые поля аналогично пунктам 14, 15 и 16 в область примечаний отчёта. -
Присвойте отчёту имя Расчёт_среднего_балла_групп. Введите в заголовок отчёта дату формирования отчёта. Для этого вставьте под строкой с названием отчёта элемент Поле и введите в него с помощью построителя выражений функцию =DATE(). Используя Маску ввода, установите пользовательский формат даты в виде: dd\ .mm\ .yyyy. -
Для того чтобы сделать отчёт более компактным, перенесите номер группы из области заголовка группы в область данных. Для этого отключите область заголовка группы, вызвав окно Сортировка и группировка. Вставьте поле НомерГруппы в соответствующий столбец области данных. Настройте свойства поля. Для того, чтобы номер поля не повторялся в каждой строке отчёта установите на вкладке Макет свойство Не выводить повторы в состояние Да.
Задание 4. Создать связанный отчёт, состоящий из главного и подчинённого отчётов. Подчинённый отчёт – это отчёт, содержащий сведения о студентах, сгруппированные по номерам групп. Главный отчёт – это отчёт, содержащий сведения о группах (номер, факультет, специальность). Связь осуществляется через поле НомерГруппы. Главный отчёт создать с помощью мастера на базе запроса