Добавлен: 10.02.2019
Просмотров: 555
Скачиваний: 4
Государственное образовательное учреждение
«Кемеровский государственный университет»
ГОУ ВПО Новокузнецкий филиал-институт КемГУ
Кафедра истории
Факультет гуманитарный
Учебно-методические материалы
учебной дисциплины
«История»
Направление подготовки
080100 Экономика
Профиль подготовки
Финансы и кредит, бухгалтерский учет, анализ и аудит,
экономика предприятий и организаций
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
для заочной формы обучения
Составитель:Макарчева Е.Б.,
кандидат исторических наук,
доцент кафедры истории
Новокузнецк, 2011
Пояснительная записка
История с ее фактическим материалом является фундаментом наук об обществе. Стремление знать историю своей Родины является естественной потребностью человека. К важнейшими функциями истории относятся когнитивная, связанная с конкретным изучением и теоретическим обобщением фактов прошлого, выявлением общих тенденций исторического процесса; практико-рекомендательная, связанная с выработкой научно-обоснованного курса внутренней и внешней политики, направлением деятельности исторических и политических личностей, воспитательная, заключающаяся в формировании научного мировоззрения, историзма мышления, внесении в систему ценностных установок патриотических, интернационалитстических, идеологических и нравственных мотивов. Этими обстоятельствами определяется место курса «Отечественной истории» в системе дисциплин гуманитарного цикла высшего профессионального образования.
Данная программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальностям «Психология», «Социология», «Экономика», «Менеджмент организаций», «Маркетинг», «Финансы и кредит», «Мировая экономика», «Государственное и муниципальное управление», «Прикладная математика и информатика», «Прикладная информатика в экономике», «Геоэкология».
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «История» являются:
-
сформировать у студентов представления о месте истории в обществе, основы исторического мышления и целостного видения российской истории в контексте мирового исторического процесса;
-
сформировать творческую исследовательскую позицию, плюралистический подход к многообразию картин прошлого и смене научных парадигм;
-
формировать ценностные ориентиры и идейно-нравственные установки посредством изучения конкретно-исторического материала;
-
сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России;
-
ввести в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности;
-
выработать навыки получения, анализа и обобщения исторической информации и основные приемы анализа исторического источника и литературы.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «История» входит в состав базовой части цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ) программы подготовки бакалавра. Курс «История», являясь базовым для цикла гуманитарных дисциплин, изучается студентами первого курса всех направлений. Преподавание «Истории» как вузовской дисциплины предполагает обращение к конкретно-историческим знаниям и научным понятиям и категориям, освоенным в средней (полной) общей школе. Фактический материал и понятийный аппарат, сформированный в процессе изучения дисциплины «История», необходим для освоения таких учебных дисциплин как «Философия», «Культурология», «История Кузбасса», «Политология». Этими обстоятельствами определяется место курса «История» в системе дисциплин гуманитарного цикла высшего профессионального образования и в образовательной программе всех направлений.
3. Объем курса «История». Виды учебной работы
и формы контроля за ее выполнением.
Группы |
Виды учебной работы |
Формы итогового контроля |
||||
Аудиторные (часов) |
Внеаудиторные (часов) |
|||||
лекции |
практические |
семинары |
самостоятельная работа |
контрольная работа |
зачет |
|
Заочная форма обучения |
||||||
ЭБУЗС-11, ЭФКЗС-11, ЭЭПЗС-11 |
|
2 |
|
106 |
+ |
+ |
|
3. Учебно-тематический план
курса «История»
№ п/п |
Раздел Дисциплины |
Семестр |
Неделя семестра |
Общая трудоёмкость (часах) |
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) |
|||
Учебная работа |
В.т.ч. активных форм |
Самостоятельная работа |
|||||||
|
|
|
|
всего |
лекции |
Практ. |
|||
1 |
История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки |
1 |
1 |
8 |
|
- |
|
8 |
|
2 |
Особенности становления государственности в России и мире |
1 |
|
11 |
|
|
|
10 |
|
3 |
Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье |
1 |
|
16 |
|
|
|
16 |
|
4 |
Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации |
1 |
|
15 |
|
2 |
|
12 |
|
5 |
Россия и мир в XVIII – XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот |
1 |
|
19 |
|
|
|
16 |
|
6 |
Россия и мир в ХХ веке |
1 |
|
19 |
|
|
|
16 |
|
7 |
Россия и мир в XXI веке |
1 |
|
8 |
|
|
|
8 |
|
8 |
Контрольная работа |
1 |
|
12 |
|
|
|
12 |
Защита контр. работы |
|
Всего |
1 |
|
108 |
|
2 |
|
106 |
Зачет |
4. График самостоятельной работы студентов
ЗО по курсу «История»
на 2011 / 2012 у/г
Виды работ |
Объем часов |
Сроки выполнения |
Формы контроля |
Усвоение лекционного материала, работа с терминами и понятиями |
|
|
|
Работа с учебником по темам курса |
1 час в неделю |
В течение семестра |
Письменный тест |
Подготовка к семинарским занятиям |
4 часа |
В период сессии |
Выступление на семинарских занятиях |
Контрольная работа по выбранной теме |
12 часов |
В течение семестра |
Защита контрольной работы |
Итого |
106 часов |
|
|
Порядок и формы итогового контроля.
Учебные планы данного направления подготовки предусматривают для курса «История» итоговый контроль в форме зачета. Зачет проводится в период экзаменационной сессии в письменной (тест) либо устной форме. Перечень вопросов для устного зачета содержится в данных методических материалах и предоставляется студентам заранее. Тестовые задания раздаются студентам непосредственно во время зачета и включают в себя материал по всем темам курса, указанным в тематическом плане.
Рекомендации к прослушиванию
лекционного курса
и работе с терминологией
Учебные планы заочной формы обучения предполагают ограниченный объем аудиторных занятий. В связи с этим лекционный материал, предлагаемый слушателям в качестве базовой информации по дисциплине, является минимальной основой, которую им предстоит расширить и углубить в ходе самостоятельной работы. Более основательное представление об историческом исследовательском поле, об истории региона студент получит, изучая рекомендованную по курсу литературу.
В рамках курса особое внимание уделяется работе студента со специальной и общенаучной терминологией. Данные методические материалы содержат список основных понятий по курсу, словарная работа с которыми должна осуществляться в течение рабочего семестра.
Рекомендации к работе
на практических и семинарских занятиях
Семинар (лат. seminarum «рассадник») – вид учебного занятия, представляющий собой обсуждение слушателями под руководством преподавателя подготовленных ими сообщений и докладов. Аудиторные семинары являются «ораторской площадкой» для студента: главная ценность этой формы занятий – речевая практика, в ходе которой учатся говорить информативно, убедительно, выдерживая стилевые требования научной речи, корректно употребляя терминологию.
Проблематика практических и семинарских занятий предполагает предварительное изучение студентами значительного круга литературы и источников. Рекомендованная к изучению литература подразделяется на обязательную и дополнительную. Часть текстов имеется в электронной версии на кафедре истории и доступна для использования студентами.
Темы семинарских занятий
Тема 1. Факторы и особенности становления единого Российского государства (XV – XVI вв.)
План
1. новые условия хозяйственной деятельности и окружающая среда.
2. Внешнеполитические условия и особенности формирования российской государственности.
3. Особенности процесса складывания единого Российского государства в конце XV – первой половине XVI вв.
4. Внутренняя политика Ивана IV и ее влияние на формирование Российской государственности.
Тематика контрольных работ для заочной формы обучения
-
Русь и Золотая Орда в XIII – XIV вв.: проблема взаимоотношений.
План:
-
Характеристика завоевания русских земель монголо-татарами, его масштабов и последствий в исторических исследованиях.
-
Концепция военно-политического союза Руси и Золотой Орды в работах Л.Н. Гумилева.
-
Представления российских и советских историков о формах, проявлениях и последствиях зависимости Руси от Золотой Орды.
-
Личность и деятельность Ивана Грозного в исторических исследованиях
План:
-
Характеристика личности Ивана Грозного в работах историков.
-
Оценка Ивана IV как политического деятеля.
-
Оценка политической деятельности Ивана Грозного и ее результатов.
3. Формирование территории Российского государства в XVI – XIX вв.
План:
-
Особенности геополитического положения Московского государства, основные задачи внешней политики и их решение в XVI – XVII вв.
-
Формирование Российской империи в XVIII - XIX вв.: направления, методы, результаты.
-
Особенности межэтнических отношений в Российской империи.
4. Развитие крепостного права в России в XVI – XIX вв.
План:
-
Процесс законодательного оформления крепостного права в конце XVI – первой половине XVII в. и его причины.
-
Развитие крепостнических отношений в реформах Петра I.
-
Проблема крепостного права в царствование Екатерины II.
-
Правительственная политика в отношении крепостного права в первой половине XIX в. Предпосылки крестьянской реформы Александра II.
-
Особенности формирования и развитие российского капитализма во второй половине XIX – начале XX в.
План:
-
Специфика промышленного переворота и его результаты.
-
Развитие капитализма в сельском хозяйстве и правительственная политика в отношении крестьянства во второй половине XIX – начале XX в.
-
Черты государственно-монополистического капитализма. Программа индустриализации С.Ю. Витте и ее итоги.
-
Социальные проблемы развития российского капитализма и методы их решения правительством.
-
Развитие либерального движения в России и его особенности.
План:
-
Основные принципы либерализма и их отражение в идеях российских либералов первой половины – середины XIX в.
-
Особенности российского либерализма и его эволюция во второй половине XIX в.
-
Земское либеральное движение XIX в. и его итоги.
-
Формирование либеральных партий в начале XX в.
-
Формирование и развитие революционного движения в России.
План:
-
Формирование русского социализма и его особенности.
-
Социально-политические предпосылки, идеология и практика народничества.
-
Распространение марксизма в России; основные направления и особенности русского марксизма.
-
Предпосылки и причины победы большевиков в революции 1917 г.
-
Формирование модели управления экономикой в первые годы советской власти.
План:
-
Методы и результаты управления экономикой в период «военного коммунизма».
-
Управленческая модель нэпа, ее противоречия и результаты.
-
Причины отказа от нэпа и перехода к форсированному строительству социалистической экономики.
-
Развитие советской культуры в условиях тоталитаризма.
План:
-
Специфика положения культуры в тоталитарном обществе.
-
Основные направления формирования тоталитарной культуры в 1920-ые – 1930-ые гг.
-
Сопротивление тоталитаризму в литературе и искусстве.
-
Формирование и развитие социалистического сельского хозяйства.
План:
-
Социалистическое преобразование деревни на рубеже 1920-х – 1930-х гг.: цели, методы, итоги.
-
Проблемы послевоенного советского сельского хозяйства (вторая половина 1940-х – начало 1950-х гг.).
-
Противоречия и итоги политики Н.С. Хрущева в сельском хозяйстве.
-
Причины и проявления застоя в сельском хозяйстве во второй половине 1960-х - начале 1980-х гг.
-
Опыт реформирования государственного строя России в XVIII – начале XX в. и его итоги.
План:
-
Основные направления и результаты реформирования государственного аппарата России Петром I.
-
Конституционные проекты первой четверти XIX в. и попытки их реализации (Александр I, М.М. Сперанский, декабристы).
-
Образование земства и его место в политической системе Российской империи.
-
Образование Государственной Думы, ее место в системе власти и опыт взаимодействия с правительством.
-
Формирование и развитие идеологии Российского государства (XVI – XVIII вв.)
План:
-
Формирование идеологии Московского царства и ее источники (конец XV –XVI в.).
-
Значение понятий «царь» и «царство» в общественном сознании Московской Руси.
-
Развитие светской государственной идеологии и концепции служения государственной пользе в реформах Петра I.
-
Развитие идей Просвещения об общественном благе и взаимоотношениях власти и общества в деятельности Екатерины II.
Методические рекомендации к написанию
контрольной работы по курсу «История»
Контрольная работа по курсу «История» является результатом анализа учебной и научной литературы по выбранной теме. В отличие от реферата выполнение контрольной работы не предполагает самостоятельного научного исследования литературы и не требует постановки исследовательских проблем, целей и задач исследования. Тем не менее, в контрольной работе обязательно наличие введения, содержащего формулировку темы и обоснование ее актуальности, и заключения с краткими выводами по результатам изучения темы.