Файл: Контрольная работа По дисциплине Философия Выполнил Грицаенко Д. М. Группа рсо22.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство цифрового развития, связи и
массовых коммуникаций Российской Федерации

Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики

  

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине: Философия

 

  

 

Выполнил: Грицаенко Д.М.

Группа: РСО-22

Вариант: 33

 

Проверил: ___________________

Новосибирск, 2022


Вариант 33
1. Составить 2 содержательных вопроса по Лекции Техника:
закономерности развития и роль в жизни общества……………………………2

2. Зарегистрируйтесь на https://elibrary.ru/, подберите 3 статьи
коррелирующие с вашими вопросами…………………………………………...2

3. Напишите эссе на тему, объединяющую эти вопросы, сочетая материал лекции и выбранные вами источники………………………………...3

Список литературы………………………………………………………...7

1. Составить 2 содержательных вопроса по Лекции Техника:
закономерности развития и роль в жизни общества.

1 вопрос. Различные толкования понятия техники.

2 вопрос. Сущность техники в концепции М. Хайдеггера.


3 вопрос. Какие факторы влияют на взаимодействие техники и общества?
2. Зарегистрируйтесь на https://elibrary.ru/, подберите 3 статьи
коррелирующие с вашими вопросами.

  1. Станковский И. В. Философия науки и техники м. Хайдеггера: проблема абстрактности / И. В. Станковский // Новая наука: проблемы и перспективы. – 2016. - № 53(79). – С. 161-163. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27504404 (Дата обращения: 4.03.2023).

  2. Горохов В. Г. Место и роль философии техники и современной философии и ее органическая связь с философией науки / В. Г. Горохов // Философия науки. – 2011. - №1. – С. 181-199. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23183670 (Дата обращения: 4.03.2023).

  3. Жернакова А. П. Образы техники в философии и науке / А. П. Жернакова, Л. Н. Занфир // Перспективы развития высшей школы. – 2020. – С. 187-190. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=44079526 (Дата обращения: 4.03.2023).

3. Напишите эссе на тему, объединяющую эти вопросы, сочетая материал лекции и выбранные вами источники.


Долгий и сложный путь прошло в своем развитии человечество и весь этот путь неотделим от прогресса техники. Менялись истори­ческие эпохи, происходило движение от одной формации к другой. Каждая новая ступень социально-экономического развития основы­валась на новой технической базе. В этом движении менялось и понимание самой общественной жизни, новым содержанием наполня­лись новые, давно сложившиеся понятия.

Так произошло и с техникой. Это понятие возникло еще в антич­ном обществе и берет свое начало от греческого слова "техне", означавшего умение, мастерство, искусную деятельность. Теперь это слово ассоциируется у большинства людей с машинами, различ­ными орудиями, все более сложными системами, которые пронизы­вают практически все сферы общественной жизни и человеческой деятельности.

Но сохранилось и старое значение этого слова: го­ворят о технике художника и музыканта, актера и спортсмена, подразумевая все то же умение и мастерство. Появляются новые тенденции в понимании техники, связанные с возрастанием роли науки в техническом развитии, а так же с тем, что теперь не­редко гораздо сложней и трудней разработать, спроектировать, техническую систему, чем ее изготовить. Это выдвигает на первый план научное и техническое творчество, порождая новые аспекты в интерпретации самой техники.

Содержание понятия "техника" необыкновенно расширилось и усложнилось, поэтому, дать его адекватное определение стало де­лом чрезвычайно сложным. Многозначность в понимании техники и разнообразие ее определений неизбежно заставляет начать изуче­ние проблемы с рассмотрения вопроса о том, какое содержание ох­ватывает это понятие. Обратимся к философскому энциклопеди­ческому словарю.

Наука и техника как направления человеческой деятельности существуют с давних пор. Мыслители Древней Греции и Рима, эпохи Возрождения, Нового времени обращались к рассмотрению теоретических и философских проблем техники. Однако, еще совсем недавно, в конце ХХ столетия, философия техники рассматривалась как периферийная дисциплина современной философской науки. Положение резко изменилось в начале нового столетия с появлением проблематики конвергентных технологий.



Техника нашего времени больше не техника прошлых веков. Техническое развитие достигло такого уровня, что, в принципе, человек может осуществить любое свое желание, все меньше и меньше остается невозможного для человека, оснащенного техникой. Все это обостряет проблему последствий технического развития. Человек так глубоко проникает в недра природы, что по сути своей техническая деятельность в современном мире становится частью эволюционного процесса, а человек- соучастником эволюции.

Итак, что же это за феномен - техника? Какова ее сущность, как она взаимодействует с природой, обществом, человеком, каковы закономерности ее развития, каково отношение к ней? Вопросов великое множество.

Техника - это феномен, требующий детального анализа и глубокого философского осмысления. Сразу же нужно отметить, что философия начала изучать феномен техники с явным опозданием.

Античные концепции уже упоминавшегося "техне" имели в виду скорее не технику, а искусство производства вещей, воплощающее в себе знание, подражающее природе и выступающее в качестве образца для понимания изменчивого природного бытия. Французские и немецкие просветители (Даламбер, Дидро, Алштед, Бекман, Юр и др.) обратили внимание на ремесла и описали многие технические нововведения и изобретения.

Гегель в "Реальной философии" и "Философии права" связал возникновение машины с разделением труда, дал первый философский анализ орудийного отношения человека к природе. Однако предпочтение, которое всегда оказывалось философией теоретическому знанию и разуму, теоретической установке перед практическим знанием и разумом, очевидно и было одной из причин того, что философия с явным опозданием обратилась к осмыслению феномена техники и роли техники в жизни человека.

В повороте философии к технике громадную роль сыграли труды К. Маркса, который дал не только экономический анализ роли машины в создании капитализма, но и показал разрушительное воздействие машинного способа производства на рабочего. Эту роль Маркса в социально-философском анализе техники признают все философы техники.

Трудности философского исследования техники связаны не только с тем, что оно далеко выходит за рамки изучения методологиче­ских проблем технического знания и технических наук, но и с тем, что оно должно включать в себя громадный комплекс разнородных проблем - отношение техники и человека, техники и природы, тех­ники и бытия, места техники в социокульртурном мире, оценки технических
инноваций и научно-технического прогресса, социоло­гических, экономических и социально-психологических условий и последствий технического прогресса, взаимоотношеий техники и труда, инженерной деятельности и техники, техники и окружающей среды, экологических последствий научно-технического прогресса и др.

Если проанализировать те проблемы, которые лежат в основании различных концепций техники, то можно выделить четыре структу­рообразующих отношения, которые и определяют способ рассмотрения техники: техника и человек, техника и природа, техника и бытие, техника и социокультурный мир.

В соответствии с этим все много­образие философских концепций техники может быть схематизиро­вано исходя из того или иного типа отношения, которое считается наиболее фундаментальным. Поэтому можно говорить об антрополо­гии техники, натуралистической онтологии техники, об онтологии техники и культурологии техники. Таковы типы философских кон­цепций техники, которые, конечно, по-разному определяют и су­щество техники и перспективы ее развития.

Философией науки и техники в современном обществе закрепляется постулат о том, что само по себе научное знание считается явлением многоликим. Выступает оно в разных качествах. Это всеобщий духовный продукт социального развития, своеобразная форма сознания общества, раскрывающая духовный потенциал материального производства. Наука есть орудие господства человека над природой. Так получилось вследствие того, что сам человек сумел накопить и обобщить опыт своих предков. Это стало и основной мировоззрения для многих.

Список литературы

  1. Алексеева Т. А. Теория международных отношений как политическая философия и наука. Учебное пособие. — М.: Аспект Пресс. 2019. 608 с.

  2. Боженов А. З. Основы философии. Учебное пособие. — М.: Фолиант. 2017. 280 с.

  3. Бранская Е. В., Панфилова М. И. Основы философии. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 184 с.

  4. Ветошкин А. П., Некрасов С. И., Некрасова Н. А. Философия с иллюстрациями. Учебник. — М.: РГ-Пресс. 2020. 624 с.

  5. Губин В. Д., Некрасова Е. Н. Философия культуры. Учебник. — М.: РГГУ. 2019. 185 с.

  6. Гуревич П. С., Филатов О. К. Философия и история образования. От Античности до эпохи просвещения. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 290 с.