Файл: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений Под ред проф. В. М. Константинова.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План- конспект проведенного открытого урока по биологии в 7В классе.
Фотоотчет на сайте :http://bal-sch30.edumsko.ru/about/news
Фамилия, имя, отчество | Лазарева Тамара Васильевна МБОУ «Школа №30» г. Балашиха |
Стаж работы | 27 лет |
Квалификационная категория | Высшая |
Предмет | Биология |
УМК | И.Н. Пономарева |
Ф.И.О. автора учебника | Авторы учебника «Биология. Животные.», 7 класс, Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. В.М. Константинова |
Тема урока | «Опорно-двигательная система птиц» http://bal-sch30.edumsko.ru/about/news |
Класс | 7В |
Характеристика класса | Качество обученности класса в I и II учебные четверти 93 % . В основном все учащиеся умеют общаться, могут делать самостоятельные выводы, анализировать, мыслить проводить рефлексию. Класс работоспособный. Практически все владеют навыками самостоятельной работы и групповой деятельности. |
Технологическая карта урока:
Тема урока | Опорно-двигательная система птиц | |
Учебный предмет, класс | Биология, 7 «В» класс | |
Цели урока | Для учителя | Для ученика |
Создание условий для усвоения детьми особенностей строения и приспособленности опорно-двигательной системы к полету | Выяснить особенности строения опорного и двигательного аппарата птицы в связи со способностью к полету; | |
Образовательные результаты | Личностные : - формирование ответственного отношения к учебе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. | |
Метапредметные: Регулятивные УУД: - постановка учебной задачи, - выполнение заданий в соответствии с поставленной целью, - отвечать на поставленные вопросы, - выполнение лабораторной работы Познавательные УУД: - работа с текстом, - работа по заданному алгоритму, - осмысление полученной информации. Коммуникативные УУД: - умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем. | ||
Предметные: - овладение понятийным аппаратом предмета биологии, - формирование и закрепление опыта использования методов лабораторных наблюдений, - выяснить особенности строения скелета и мышц птицы в связи с его способностью к полету. | ||
Образовательная среда урока | Учебник «Биология. Животные.», 7 класс, Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. : учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. В.М. Константинова Скелеты голубя. Таблицы. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Интерактивное учебное пособие «Животные. Наглядная биология». | |
Технологии и технологические приемы организации образовательной деятельности | Технология проблемного обучения | |
Этапы урока | Действия учителя | Действия ученика |
1. Организационный | Проверка готовности учащихся к уроку | Приготовились к уроку. Приветствие учителя. |
2. Проверка домашнего задания | Раздает текст с заданием. Контроль выполнения работы. Организует взаимопроверку. | Работа с текстом. Анализ и исправление ошибок Под руководством учителя проверяют работу товарища по парте. |
3. Актуализация знаний | Вы видели летающую собаку? Какие особенности внешнего и внутреннего строения птиц обеспечивают способность к полету? | Дают ответы на поставленные вопросы, опираясь на ранее полученные знания и пытаются предположить особенности внутреннего строения, позволяющие птицам летать. |
4. Постановка целей и задач | Организация поисковой работы учащихся (постановка цели и план действий) Что является опорой организма птицы? Подведение учащихся наводящими вопросами к определению цели и задач при изучении новой темы. Озвучивание темы и целей урока. | Ответы на вопросы и в итоге формулируют цель: выяснение особенности строения скелета и мышц птицы в связи со способностью к полету |
5. Изучение нового материала | Организация самостоятельной работы с учебником. Проведение параллель с ранее изученным материалом (сравнение с пресмыкающимися). Проведение инструктажа выполнения лабораторной работы №6 «Строение скелета птицы» И.К. стр. 212-213 Контроль выполнения работы. | Работа с текстом учебника, ответы на поставленные вопросы. Выполнение лабораторной работы №6 «Строение скелета птицы» по инструктивной карте стр. 212-213. Заполнение таблицу «Черты приспособленности в строении скелета птицы, связанные с полетом» |
6. Осмысление и закрепление изученного материала | Организация коллективной проверки заполнения таблицы «Черты приспособленности строении скелета птицы, связанные с полетом» с использованием интерактивного учебного пособия «Животные. Наглядная биология» | Формулировка выводов наблюдений. Высказывание своего мнения. Фронтальная и индивидуальная работа с интерактивными тестами. |
7. Рефлексия | Акцентуация внимания на конечных результатах учебной деятельности на уроке. | Определение основных позиций нового материала и как они их усвоили . |
8. Домашнее задание | Комментарии к домашнему заданию. Выучить §45, вопросы 3, 4 .(устно) стр. 213 | Запись домашнего задания в дневник. |
9. Подведение итогов | Анализ результатов урока и соответствие его поставленным целям. Объявляет и комментирует выставленные учащимся оценки. | Формулируют конечный результат своей работы. |
Тема открытого урока : «Опорно-двигательная система птиц».
Цель урока: Создать условия для усвоения учащимися особенностей строения и приспособленности опорно-двигательной системы птиц к полету
I.Актуализация знаний
Прочитать и проанализировать текст. Найти ошибки.
«Внешнее строение птиц» :
Птицы - холоднокровные (теплокровные) животные, передние конечности которых, в связи с приспособлением к полету, превратились в крылья. Тело покрыто перьями и делится на голову, --(шею), туловище, хвост, конечности. Голова небольшая, несёт короткий клюв, состоящий из надклювья и подклювья. У основания подклювья (надклювья) лежат ноздри. По бокам головы расположены большие глаза, снабженные подвижными веками и мигательной перепонкой. Позади глаз лежат ушные отверстия, затянутые барабанной перепонкой и прикрытые перьями. Голова сидит на длинной неподвижной (подвижной) шее. Туловище птиц яйцевидное, компактное. Хвост короткий, к нему крепятся рулевые перья. Передние конечности - крылья - расположены по бокам тела. Задние конечности выполняют опорную функцию при передвижении по земле.
Кожа птиц тонкая, сухая, не лишена (лишена) кожных желез. Только над корнем хвоста сохраняется хвостовая (копчиковая) железа. Её жироподобный секрет служит для смазывания перьев. Особенно сильно она развита у лесных (водоплавающих) птиц. Секрет копчиковой железы на солнце превращается в витамин Д, который заглатывается птицей при чистке пера. Разрастания рогового слоя эпителия образуют роговые чехлы нижней и верхней челюстей, чешуи на цевке и пальцах ноги, когти. К роговым образования кожи относится и перьевой покров, состоящий из контурных и пуховых перьев.
Контурное перо состоит из стержня, очина и плоскостей (опахала). Опахало образовано отходящими от стержня с двух сторон роговыми пластинками - бородками первого порядка, от которых отходят многочисленные бородки второго порядка с расположенными на них крючками. Крючочки соседних бородок, сцепляясь друг с другом, соединяют их в лёгкую упругую пластинку опахала. Нижняя, лишённая опахала часть ствола, называется очином. Основание его погружено в кожу и укреплено в перьевой сумке. Контурные перья черепицеобразно налагаются друг на друга, покрывая всё тело. Длинные и прочные контурные перья,
образующие плоскость крыла, называются маховыми, расположенные на хвосте – направляющими (рулевыми).
Под контурными перьями лежат рыхлые (пуховые) перья. Они имеют очень тонкий стержень, а бородки не несут крючьев, поэтому не образуют опахала. Пух - это пуховые перья с очень укороченным стержнем и сильно опушенными бородками, которые отходят пучком от очина. Пуховые перья и пух обеспечивают вентиляцию (теплоизоляцию), т.к. содержат между бородками много воздуха.
Дополнительные вопросы:
1. Какие особенности внешнего строения птиц подтверждают их способность к полету?
2. Почему птицы тщательно ухаживают за своими перьями?
3. Почему водоплавающие птицы не переохлаждаются в холодное время на воде?
II.Работа над темой:
Задача урока – выяснить особенности строения опорно-двигательной системы птиц в связи с приспособленностью к полету.
- Почему собаки не летают?
- Какие особенности внешнего и внутреннего строения птиц обеспечивают способность к полету?
А. Скелет птицы. Работа с учебным пособием:: стр. 211
Прочитать и проанализировать статью «Скелет» §45. Стр. 210-211 Ответить на вопросы:
а) значение скелета (опора, форма тела, движение, защита и др.)
б)какие изменения в строении скелета птиц по сравнению с рептилиями произошли в связи с приспособленностью к полету? (Скелет прочный и легкий. Кости имеют воздушные полости. Многие кости срослись.)
Б.Лабораторная работа № 7 Инструктивная карта стр.212-213
Тема. Строение скелета птицы.
Цель. Изучить особенности строения скелета птиц. Отметить черты, связанные с полетом.
Оборудование: скелет птицы, пинцет.
Ход работы
-
Рассмотрите скелет птицы. Определите форму черепа. Рассмотрите костную основу клюва и большие глазницы, соединения нижней челюсти с черепом и черепа с позвоночником. -
Рассмотрите отделы позвоночника. Назовите их. -
В шейном отделе обратите внимание на строение первых двух позвонков, а седловидную форму и подвижное соединение других позвонков. Отметьте значение этой особенности в жизни птицы. -
Найдите грудной отдел позвоночника, обратите внимание на неподвижное соединение позвонков. Рассмотрите строение грудины и ребер. -
Назовите кости пояса и свободных передних конечностей. Обратите внимание на кости плеча, предплечья, пряжки, пальцев. -
Найдите пояс задних конечностей. Рассмотрите его, обратив внимание на прочность соединения костей таза с позвоночником. Объясните значение этой особенности строения скелета в жизни птицы. -
Рассмотрите кости задних конечностей. Назовите их. Обратите внимание на цевку — длинную кость стопы. Подсчитайте число пальцев. -
Отметьте в строении скелета птицы черты приспособленности, связанные с полетом. Заполните таблицу
Отделы скелета | Особенности строения, связь с полетом |
Череп | Череп костный, отличается лёгкостью и объёмной мозговой коробкой. Спереди он заканчивается клювом, а с боков несёт большие глазницы. Зубы и вторичное нёбо отсутствуют. |
Позвоночник | Грудные позвонки (от 3 до 10), срастаясь неподвижно, образуют сложную грудную кость. Все поясничные, крестцовые и часть хвостовых позвонков срастаются и образуют сложный крестец, с которым неподвижно сращены кости таза. Копчиковые позвонки образуют хвостовой отдел. Несколько последних хвостовых позвонков срастаются в копчиковую кость. К ней прикрепляются рулевые перья. |
Грудная клетка | . Каждое ребро птиц состоит из двух частей - спинной и брюшной, которые соответственно сочленены с грудным отделом позвоночника и с грудиной. Обе части рёбер соединены друг с другом также подвижно. На грудине у всех птиц (кроме страусов) расположен высокий киль. К нему прикрепляются мышцы, двигающие крыло. |
Пояса конечностей | Плечевой пояс образован тремя парными костями, лопаткой, коракоидом и ключицей. Ключицы срастаются снизу и образуют вилочку. Тазовый пояс даёт прочную опору задним конечностям за счёт неподвижного срастания сложного крестца с подвздошной костью. Благодаря тому, что тазовые кости в брюшном отделе широко расставлены и не срастаются между собой, птицы могут откладывать большие яйца. По бокам таза расположены суставные впадины для головок бедренных костей. |
Конечности | Передние конечности видоизменены в крылья и состоят из плечевой кости, костей предплечья (локтевой и лучевой). Кости запястья и пясти срастаются в непарную пястно-запястную кость. Из пальцев сохраняются только три, соответствующие 2, 3 и 4 пальцам пятипалой кисти. Сокращение числа пальцев и образование пястно-запястной кости обеспечивает прочность этого отдела крыла во время полёта. Задняя конечность состоит из бедра, голени, цевки и стопы. Большая и малая берцовая кости голени сращены. В связи с слиянием костей плюсны и предплюсны образовалась цевка. Пальцев на стопе у большинства птиц четыре: три направлены вперед и один назад. |
В.Сообщение учащегося ( опережающее задание):
-
Два первых шейных позвонка представлены атлантом и эпистрофеем. Угол поворота головы достигает обычно180°, а у сов даже 270°. -
Дятлы могут безболезненно долбить кору деревьев благодаря особому строению черепа. В отличие от других птиц, клюв у дятлов не соединён напрямую с остальной частью черепа. Между ними имеется специальная ткань, выполняющая ту же функцию, что и амортизатор в автомобиле. В 1995 году пара дятлов принесла значительный ущерб американскому космическому концерну НАСА, продолбив множество дырок в изоляции топливного бака Шаттла Дискавери. Астронавты были вынуждены перенести старт на два месяца. -
Колибри — это единственная птица, способная летать назад.
Г. Мускулатура птиц:
Прочитать пункт «Мускулатура» стр. 212 §45. Ответить на вопросы:
а)Какие мышцы опускают крылья?
б)К чему они прикрепляются?
в)Какие мышцы поднимают крылья?
г)Сколько мышц обеспечивают движение задних конечностей?
Мышечная система в связи с разнообразием и сложностью движений более дифференцирована, чем у пресмыкающихся. Наиболее мощные мышцы находятся на туловище и осуществляются движения конечностей. Самая крупная - грудная мышца, служит для опускания крыльев. С одной стороны она прикрепляется к грудине, коракоиду и килю, а с другой к плечевой кости. Подключичная мышца располагается под грудной и поднимает крыло. Она начинается от коракоида и грудины и прикрепляется к головке плеча. В движении задней конечности принимают участие около 30 мышц. Особенно сильно развиты они у бегающих птиц. Хорошо развиты мышцы шеи. К ребрам прикрепляются межреберные мышцы.
III. Закрепление знаний:
Выполнение задания №11 (устно) и 18 в тетради из интерактивного учебного пособия «Животные. Наглядная биология»
IV. Домашнее задание:
выучить §45, вопросы3, 4 . стр. 213
V. Использованный материал:
Учебник для учащихся 7 класса «Биология» общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. В.М. Константинова
Фото отчет о проведенном открытом уроке на сайте: http://bal-sch30.edumsko.ru/about/news