Файл: Учебнометодическое пособие Специальность 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 172

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КОГПОБУ « Омутнинский колледж педагогики, экономики и права»

Теоретические основы

начального курса математики

с методикой преподавания
Учебно-методическое пособие
Специальность 44.02.02 – «Преподавание в начальных классах»

Омутнинск 2016

Автор-составитель: Н.В.Тукмачева , преподаватель КОГОБУ СПО « Омутнинский колледж педагогики, экономики и права»

Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания: учебно-методическое пособие / автор-сост. Н.В.Тукмачева,; КОГПОБУ «Омутнинский колледж педагогики, экономики и права». Омутнинск , 2016. – 35 с.

Настоящее пособие предназначено для студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» по МДК. 01.04 «Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания» по разделу « Нумерация чисел»

Пособие содержит теоретический материал, который разбит на отдельные логические части, содержит задания, способствующие усвоению теоретических положений и формированию общих учебных умений. Пособие может быть использовано с целью организации самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим занятиям и текущему и итоговому контролю, организации практических занятий.

© КОГПОБУ «Омутнинский колледж педагогики, экономики и права»

Лекция. Общие вопросы изучения натуральных чисел



I. Основные понятия темы.

II. Программные требования к изучению темы.

III. Различные подходы к изучению натуральных чисел

I. Основные понятия

Целые положительные число называются натуральными в связи с тем, что они были придуманы человечеством для счета элементов реальных множеств ( животных, людей, предметов), а так же для обозначения результатов процесса измерения величин (длины, массы, емкости, времени, площади и т.п.). Т.о. различают число как результат счета элементов множества и число как результат измерения величин.

Альтернативные программы по математике для начальной школы различаются главным образом способом знакомства с этими характеристиками числа.

Как и многие математические понятия, понятие натурального числа возникло из потребности практики. Уже в глубокой древности нужно было сравнивать между собой различные множества. Простейшим способом сравнения множеств было установление взаимно-однозначного соответствия между множествами, т.е. образование пар элементов из обоих множеств. Если такое соответствие имело место, то множества считались равночисленными. Если взаимно-однозначное соответствие устанавливалось между элементами одного множества и только частью другого, то считали, что в первом множестве элементов меньше, чем во втором. Со временем для сравнения стали применять множества посредники ( пальцы, камешки, узелки…)- их называют «числовые фигуры»; на следующем этапе в результате процесса абстрагирования от характера множеств-посредников появилось понятие числа: один, два, три,… .


Наука, изучающая числа и действия с ними получила название «арифметика» (от греческого arithmos-число).

Число – это количественная характеристика множества предметов.

Цифра – это символ, с помощью которого записываются числа. Цифры от 1 до 9 называются значащими, а нуль является незначащим. Цифры имеют различное изображение. Общеупотребимы цифры, которые называются арабскими (хотя они имеют индийское происхождение): 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0 и римские I,V,X,L,C,D,M. Римские цифры употребляются только в печатном изображении, а арабские цифры –в печатном (1,2.3,4,5,6,7,8,9,0) и прописном изображении (1,2.3,4,5,6,7,8,9,0).

Натуральные числа, записанные в порядке возрастания, образуют натуральный ряд или ряд натуральных чисел.

Отрезок натурального ряда чисел - это часть натурального ряда вида:1,2,3; или 1,2,3,4,5,6,7;и т.п.. По определению, отрезок натурального ряда длиной а - это все числа, не превосходящие этого числа.

Числа первого десятка называются однозначными. Они обозначаются с помощью одной цифры. Для записи двузначного числа используются две цифры и т.д.

Под разрядом понимается определенное место в записи числа в позиционной системе счисления (разряд – позиция цифры в записи числа).

Многозначные числа образуются, записываются с опорой не только на понятие разряда, но и на понятие класса. Класс объединяет три разряда.

II. Программные требования к изучению темы.

Выписка из примерной программы по математике




Обязательные результаты обучения










Образовательная программа

Выписка из программы

Учебник

Место в учебнике




Программа «Школа России»




Кл стр.




Гармония

.


Кл стр.




Школа 2100




Кл стр.




Школа 2100




Кл стр.




Школа 21 века




Кл стр.




Программа Занкова Л.В.




Кл стр.





III. Различные подходы к изучению натуральных чисел

I. Рассмотрим подход к изучению чисел в программе “Школа России».

Курс математики в этой программе построен концентрично, т.е. в нем выделены концентры «Десяток», «Сотня», «Тысяча», «Многозначные числа».

В концентре «Десяток» учащиеся знакомятся с однозначными числами и цифрами, которые используют в десятичной системе счисления. В этом же концентре вводится число 10, при записи которого используется две цифры. При этом с цифрой 0 знакомятся после того, как введено число 10.

Работа, целью которой является формирование представления о десятичной системе счисления, начинается в концентре «Сотня». Здесь выделяют две ступени: сначала изучается нумерация чисел 11-20, а затем 21-100. Выделение первой ступени (11-20) объясняется тем, что в названии каждого числа второго десятка наблюдается одна закономерность, а в записи другая.

Дальнейшее изучение нумерации продолжается в концентре «Тысяча». Особенности десятичной системы счисления позволяют младшим школьникам осуществить перенос умения читать и записывать двузначные числа на область трехзначных. Появление нового разряда – сотен связывается в введением счетной единицы (сотни).

В концентре «Многозначные числа» дети учатся читать и записывать числа в пределах миллиона. Для усвоения структуры многозначного числа и терминологии, связанной с названием разрядов и классов, учащиеся упражняются в чтении чисел, записанных в таблицу, которая называется таблицей разрядов и классов.

2. В связи с тематическим построением курса в нем выделяются не концентры, а темы: «Однозначные числа», «Двузначные числа», « Трехзначные числа», «Четырехзначные числа» и «Пятизначные и шестизначные числа» в процессе изучения которых у учащихся формируются сознательные навыки чтения и записи чисел. Выделение тем, названия которых сориентированы на количество знаков в числе, способствуют пониманию детьми различий между цифрой и числом.

Лекция. Методика изучения чисел первого десятка



1.Задачи изучения темы.

2. Получение натурального числа. Разъяснение принципа образования натурального ряда чисел.

3. Знакомство с печатными и письменными цифрами.

4. Связь количества числа и цифры.

5. Разъяснение теоретико-множественного смысла натуральных чисел.

6.Усвоение состава однозначных чисел.

7. Обучение способам сравнения чисел.

8.Знакомство с числом и цифрой 0.

9.Знакомство с числом 10.

10. Наглядные пособия, используемые при изучении чисел первого десятка.

1.Задачи изучения темы

Цель изучения темы: познакомить учащихся как с каждым числом множества чисел {0,1,2,3,….10}, так и со свойствами начального отрезка натурального ряда N10.

Задачи изучения темы:

-Разъяснить принцип образования натурального ряда чисел.

- Разъяснить теоретико-множественный смысл натуральных чисел.

-Вести целенаправленную работу по усвоению состава однозначных чисел.

-Познакомить с печатными и письменными цифрами.

-Научить сравнивать числа.

- Познакомить с числом и цифрой 0.

- Познакомить с числом 10.

2.Получение натурального числа. Разъяснение принципа образования натурального ряда чисел.

Место числа в ряду определено способом его получения: каждое следующее становится в ряду справа от предыдущего. Для понимания такого порядка расположения ребенок должен предварительно освоиться с процессом перевода пространственного расположения объектов, подчиненных отношению «следовать за», в плоскость, где отношение «следовать за» подразумевает «ближайшее справа, а «предшествовать»- ближайшее слева.

Последовательное увеличение изучаемых отрезков натурального ряда чисел позволяет осознать принцип его образования. Каждый раз рассматривается весь ранее изученный отрезок натурального ряда и каждое новое число выступает как его продолжение (1; 1,2; 1,2,3; 1,2,3,4;……..).

Получение каждого следующего числа в натуральном ряду сначала разъясняется на наглядном материале, а затем записывается с помощью знаков +, - . При этом на каждом отрезке натурального ряда выполняются однотипные упражнения.

Например: [1,2,3,4].


- Положите 2 круга.

Ниже положите столько же треугольников.

Придвиньте еще один треугольник.

Сколько стало треугольников?

Как получили 3 треугольника?

Каких фигур больше, треугольников или кругов? На сколько?

- Положите в следующий ряд столько квадратов, сколько треугольников.

Что надо сделать, чтобы квадратов стало на 1 больше, чем треугольников? Сколько стало квадратов?

Как получили 4 квадрата?

- Если к трем флажкам присоединить еще один флажок, сколько станет флажков?

Если к трем ученикам подойдет еще один, сколько их будет?

Если к числу 3 прибавить 1, какое число получится?

Запишем это: 3 + 1 = 4.

- Положите 4 кружка.

Ниже положите столько же квадратов.

Уберите 1 квадрат.

Сколько получилось квадратов?

Как получилось 3 квадрата?

От 4 флажков убрали 1. Сколько осталось?

От 4 учеников отходит 1. Сколько осталось?

Из числа 4 вычли 1. Сколько получится?

4 – 1 = 3.

Аналогичная работа проводится при изучении всех отрезков натурального ряда. В результате выполнения однообразных упражнений на каждом отрезке, связанных с получением следующего и предыдущего чисел, дети убеждаются в том, что числа упорядочены по величине: после числа 1 называют при счете число 2, которое больше его на 1; после числа 2 называют число 3, которое больше на 1 и т.д. Перед числом 4 называют число 3, которое меньше на 1, и т.д.

Математическую основу действий учащихся при изучении отрезка натурального ряда от 1 до10 составляет связь чисел с конечными множествами. Для усвоения принципа образования натурального ряда чисел они постоянно обращаются к действиям с предметами, рассматривая различны ситуации.

Линейка с нанесенной на ней сантиметровой шкалой является хорошим наглядным пособием, для рассмотрения вопросов нумерации, в частности получения числа, последовательности чисел в натуральном ряду.

3.Разъяснение теоретико-множественный смысл количественного натурального числа.

В начальном курсе математики количественное натуральное число рассматривается как общее свойство класса конечных равномощных множеств. Поэтому, когда учащиеся изучают число «один», на странице учебника приводятся изображения предметов по одному: одно ведро, одна девочка, один стол и т.д., когда изучается число «три» на странице учебника приводятся изображения различных совокупностей, содержащих по три элемента: три кубика, три палочки и т.д. Так происходит при изучении всех чисел первого десятка, но число элементов в множестве определяется путем пересчета. Демонстрируя различные, но равномощные множества, учитель раскрывает теоретико-множественный смысл натурального числа.