Файл: Аджакаев Джанибек Аджакаевич Так было, я свидетель (воспоминания военного детства).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Районный слет участников
туристско-краеведческого движения «Отечество»
Номинация
«Дети и война»
Тема работы
«Аджакаев Джанибек Аджакаевич
Так было, я свидетель (воспоминания военного детства)»
Подготовил: Савкатов Юсуп,
обучающийся 9 класса МКОУ ООШ №19
Контактный телефон: 8 (906) 024-55-61
Руководитель: Салыбаева Альфия Ахмедовна,
учитель начальных классов МКОУ ООШ №19
Контактный телефон: 8 (963) 008- 60-06
2023, а. Ямангой
Оглавление
1. Введение
3. Основная часть. Воспоминания Аджакаева Джанибека Аджакаевича
4. Заключение
5. Список источников и используемой литературы
6. Приложения
Введение
Великая Отечественная война – величайшая трагедия двадцатого века. Наша страна понесла большие потери. Миллионы погибших, миллионы искалеченных судеб! Стёрты с лица земли села и города, фабрики и заводы, уничтожены произведения искусства и культуры. Трагической страницей эта война вошла и в историю жителей сел и аулов сегодняшнего Нефтекумья. Сама наша земля пропитана духом героизма воинов Красной Армии. К сожалению, ветеранов Великой Отечественной Войны с каждым годом становится меньше, но среди нас есть люди, чье детство пришлось на эти страшные годы, мы называем их – дети войны. Забывать об этих событиях и о тех, кому мы обязаны своей жизнью, мы просто не имеем права.
Актуальность темы. Познакомившись с программой движения «Отечество», захотелось тоже внести свой вклад в сохранение памяти о тех, кто отстоял независимость нашей Родины в схватке с фашизмом. Из предложенных тем мне захотелось выбрать тему «Дети и война». Почему именно эта тема? Очень просто. Мне сейчас столько лет сколько им было в войну. Потому, что их воинская и трудовая доблесть не была доблестью «в масштабах детского возраста»: она стояла в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых. История хранит много имен юных героев, одним из них был наш односельчанин Аджакаев Джанибек Аджакаев. Ведь этот человек, сторожил аула Ямангой, пережил войну и видевший гибель бойцов Красной Армии в бою за свой аул.
Целью данной работы являлось — на основании воспоминаний Аджакаева Д.А., его жизни и деятельности показать взаимосвязь судьбы отдельного человека и страны в самые сложные моменты истории, сделать доступным его воспоминания для широкого круга читателей.
Настоящая цель предполагала решение следующих задач:
Для достижения этой цели мне предстояло решить следующие задачи:
Собрать и систематизировать биографический материал про Аджакаева Д.А.
Опубликовать материалы воспоминаний на доступных интернет ресурсах.
-
Оформить макет стенда школьного музея, собранный материал передать в архив МКОУ ООШ № 19.
Во время работы над темой я использовал следующие методы:
- работа с архивными материалами;
- изучение литературы и источников сети Интернет;
- беседа с Аджакаевым Д.А., в том числе по телефону или общение в социальных сетях;
- беседы с сотрудниками и обучающимися МКОУ ООШ №19 а. Ямангой.
Практическое применение: материал исследования может использоваться на уроках истории при изучении Великой Отечественной войны, уроках краеведения, а также при проведении экскурсий в музеях.
Воспоминания Аджакаева Д.А. как исторический источник
Всё дальше вглубь истории уходят грозные годы Великой Отечественной войны. Но время не властно придать забвению, вырвать из памяти народной те 1418 дней и ночей смертельной битвы с жестоким и коварным врагом.
«Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - писал Александр Твардовский.
О жизни этого поколения мы тоже почти ничего не знаем. А ведь именно они, дети войны, стали главной ее жертвой. Она искалечила их детство и души. Но именно им, детям войны, пришлось восстанавливать родные города и возрождать села, осваивать целину и космос.
Дети войны – и веет холодом,
Дети войны – и пахнет голодом,
Дети войны - и дыбом волосы:
На чёлках детских седые полосы.
Много людей с неповторимыми судьбами жили у нас, в ауле Ямангой. Одним из них был Аджакаев Джанибек Аджакаевич. Мы хотим рассказать о живом свидетеле войны, о его детстве, которое проходило в эти суровые годы. Война опалила его своим пламенем, лишила радости детства и юности.
Одним из девизов воспоминаний является — «если и не играть главную роль в тех или иных событиях, то, по крайней мере, быть причастным к ним», что позволяет нам не только более подробно раскрыть тему, интересующую нас, но и узнать о тех моментах, которые не написаны в официальных источниках. Данный вид исторического источника помогает открывать новые островки в океане неизведанного, увидеть войну с еще одной стороны, может самой страшной — с детской…
Так обстояло дело и с воспоминаниями Джанибека Аджакаевича. До настоящего времени это были только устные рассказы в кругу близких людей, друзей. Да и поднимать в памяти ужасы тех событий он не всегда был готов. Хотя память у этого человека отменная. Джанибек Аджакаевич помнит даже имена своих учителей, одноклассников. И это несмотря на свой возраст — 91год.
Аджакаев Джанибек Аджакаевич родился 24 апреля 1932 года в ауле Ямангой Нефтекумского района, в бедной крестьянской семье. С детства он познал все тяготы нелегкой крестьянской жизни. Чтобы прокормить семью, он часто пропускал уроки в школе и смотрел за младшими братьями. В семье их было девять детей, по старшинству он был четвертым. Он был незаменимым помощником для матери и бабушки, выполнял все домашние дела наравне со взрослыми.
Когда объявили войну в ауле открыли мобилизационный пункт. Все мужчины стали записываться на фронт. Ушли мужчины и забрали с собой всех лошадей. В ауле сразу стало пусто, женщины плакали, собирались вместе. Работать в ауле остались старики, женщины и мальчишки-подростки. Землю пахали на быках, коровах. Во время войны приходилось очень много работать в колхозе. Жили трудно. Весь урожай в колхозе сдавали государству. Есть было в то время нечего, бабушка блины пекла из травы. Особенно вкусные они были из рогозы, которую также добавляли в хлеб. Жизнь в военное время - это повседневная борьба за топливо, продукты питания. Все это Джанибек Аджакаевич познал не понаслышке, в такой большой семье он часто не доедал и каждый день чувствовал голод, а добыть еду было очень тяжело. Приходилось собирать на убранных полях промерзлый и полугнилой картофель и остатки пшеницы. И притом каждый день их окружал ужасный холод. Чтобы затопить печь, надо было ходить далеко в лесополосу за хворостом, но древесину часто не находили и поэтому топились сухой травой.
«В августе 1942 года фашистская саранча поползла по нашей ставропольской земле и Ставрополье было оккупировано немецко-фашистскими войсками. Территория нынешнего Нефтекумского района оказалась в зоне решения важнейших стратегических задач Гитлера», – вспоминает Джанибек Аджакаевич.
Однако Ставрополье оккупировано, но не было покорено. В том числе и нынешние земли Нефтекумья. Здесь шли ожесточенные бои, которые вели против непрошенных захватчиков партизанские отряды и части 4-го гвардейского Кубанского казачьего кавалерийского корпуса. И уже в Ачикулаке с 31 октября по 2 ноября 1942 г. происходили жестокие бои казаков с гарнизоном фашистов.
Война не обошла стороной и наш маленький аул Ямангой. Это были трудные, тяжелые годы изнурительного труда, ожидания. Началась война, и все мужчины ушли на фронт. Я тогда ещё был ребенком, мне было всего 10 лет, и я не мог сразу понять, что значило это страшное слово – война.
Когда в аул пришли немцы, Джанибек со своей матерью в это время были на лугу, убирали сено. Машин было очень много. Они были загружены снарядам, лошадьми. Над аулом часто появлялись советские ястребы. Немцы стреляли по нашим ястребкам, но сбить им их не удалось. В один момент вся их пехота и огромные машины остановилась. Они забежали в дом. Стали все доставать из печки, хватать еду какая была: хлеб, яйца, молоко. Потом забрали единственную нашу корову и курей. Некоторых людей выгнали из дома и им пришлось ютиться в землянках. Да, тяжелое было время, когда в ауле стояли немцы. Жизнь каждого висела на волоске.
Немцы заходили в каждый дом, они рыскали по подвалам и блендажам, выгоняли людей, искали партизан, русских солдат. Мы, дети, были очень испуганы и прятались возле печки в углу.
Я с братом и сестрой помогал бабушке в огороде, когда по аулу прошел слух, что мужчине с нашего аула, Машко Михаилу Васильевичу пришла повестки, я помню смутно, что было потом, но когда его провожали, он повернулся и сказал: «Если повезет – вернусь, если нет - не плачьте!». Он не вернулся. Я помню, как плакали жена, дети и просто соседи. Он умер от ран 02.12.1943г., это было потрясением для всего аула.
У нас было голодное, босоногое детство, без игрушек и конфет. Учились, несмотря ни на что, в холодной школе, при керосиновых лампах. Не хватало учителей, так как многие из них находились на фронте и в эвакуации, почти не было учебников, совсем не было тетрадей. Занятия приходилось посещать не всегда. Сказывались трудные бытовые условия. Нередко случалось так, что на несколько детей в семье имелось одно пальто, одни сапоги, и в весеннюю распутицу такие школьники, естественно, не могли посещать занятия. Многие ученики из-за тяжелых материальных условий вынуждены были бросить школу. Наряду со взрослыми, они работали на колхозных полях, учились жить в суровых условиях фронтовой поры. В 1941 году из нашей деревни ушло много односельчан на фронт, часть из них навечно остались лежать в чужой земле. Но память о них жива.
История Ямангойской неполной средней школы
(из воспоминаний Аджакаева Джанибека Аджакаевича)
Я, Аджакаев Джанибек Аджакаевич 24.04. 1932 года рождения, пошел в 1 класс Ямангойской НСШ 1 сентября 1938 года. Первым учителем ногайской школы был у нас Юсупов Абсалям, приехал он из Астраханской области. Моими одноклассниками были: Аджиньязов Оразали, Дусимбиева Азиме, Искуватова Мархаба. На ногайском языке мы учились до 4 –го класса, буквы были латинские. Помню в наших книгах были портреты маршалов Красной Армии – героев гражданской войны: Буденного, Ворошилова, Блюхера, Егорова, Тухачевского. В 1939 году нас заставили заклеить портреты Блюхера, Егорова, Тухачевского.
В 1953 году после смерти Сталина, мы узнали, они оказывается были репрессированы, во времена культа личности вождя учеников младших классов в 1939 году обучали грамоте на ногайском языке, недавно окончившие педучилище Исмайлова Тати Азбековна (Отемисова), Яракаев Битула Кошакаевич. Жители аула Ямангой. в 1942 году в наш аул вышли немецко-фашистские оккупанты это где то в конце августа.
В нашей школе немцы и их холуи-полицаи (русские ногайцы) устроили конюшню, держали лошадей.
31 января 1943 года, когда под Сталинградом была окружена и разгромлена 6- я армия немцев под командованием фельдмаршала Паулюса, в наш Ямангой вышли передовые части 4й кубанской Кавалерийской дивизии Красной Армии, немцы и полицаи бежали без оглядки.
Школа была разрушена, не было учебников, письменные принадлежности, чернила, тетрадей, мела. Писали на грифельной доске, на серой оберточной бумаге.
Нас учеников окончивших 4 класса ногайской школы опять посадили в 4 класс учиться уже в русской школе, на русском языке.
1943 год был очень тяжелым, война продолжалась, в стране голод, разруха, люди полуголодные, полураздетые, многие ученики бросили школу, особенно ногайцы.
В колхозе не было семян, тяглого хозяйства, скота. Немцы скот угнали, сожгли, учебы на ногайском языке не было у нас в классе, классным руководителем Кацубина (Скребцова) Полина Павловна, очень строгая, но справедливая, ныне живет и здравствует в городе Нефтекумске, ей уже 82 года.
В 1947 году Ямангойскую НСШ закончили 12 человек: из них 3 мальчика: Аджакаев Д.А., Петренко Ф.И., Шиянов А.А., и 9 девушек: сестры Иноземцевы Раиса М., Раиса В., Шкарпетова И., Кондрахина Л.Н., Севостьянова А., Овсиенко Е.В., Песчанова Н.А.
С 1943 года в Новкусе не было школы, к нам в Ямангой ходили в школу и учились Мещеоякова М.М., Прошина А.В., Маматова Роза.