Файл: План работы над выразительным чтением и пересказом рациональное использование времени на подготовку заданий 1 и 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основная часть

  • глаголы для изображения сфотографированных людей: увидеть, изобразить, как бы подсмотреть, представить, наблюдать, позировать…

  • глаголы, позволяющие описать интерьер: помещается, находится, располагается, бросается в глаза, нельзя не заметить, занимает много пространства…

  • прилагательные для описания лица человека, запечатлённого на снимке: открытое, взволнованное, доброжелательное, красивое…

  • прилагательные для описания одежды людей: яркая, праздничная, летняя, неброская, будничная…

  • прилагательные и причастия, характеризующие фотографию: большая, маленькая, выполненная профессиональным фотографом, любительская, снимок чёткий, фотография старая, свежая, любимая, памятная, детская…

Глядя на фотографию, я мысленно переношусь…

Глядя на фотографию, можно предположить, что…

В центре фотографии – (кто? что?). Это позволяет зрителю окунуться в атмосферу (чего?)

Фотограф воплотил свою главную задачу – привлек внимание зрителя к (чему?), построив композицию снимка так, что смысловой и зрительный центры фотографии совпали.

Этот снимок был сделан в тот момент, когда…

Фотокадр, яркий снимок…


Смысловой центр расположен с правой стороны. Он позволяет нам понять замысел фотографа.

Смысловой центр – это зрительный центр, который сразу же привлёк наше внимание.

Внимание зрителя приковано к… (кому? чему?)

Фотограф выделил (кого? что?) (чем: цветом? композиционно?..)

На переднем (заднем) плане фотографии…

На данной фотографии мы видим (что?)

Кадр сделан с левой (правой) стороны…

На левой (правой) стороне кадра

В глубине фотографии (фотоснимка)…

На фотографии изображено …

В верхнем (нижнем) левом (правом) углу снимка изображено…

Цветовой ряд как композиционный элемент: краски, оттенки…

Чувства, вызванные фотографией…

Увлекательное путешествие в мир фотографии…

Зафиксированные на фотографии эмоции…





Заключение

Фотограф сумел сохранить на своём снимке прекрасное мгновение (какое?), передав настроение (Какое? Чьё?) и наполнив им нас, зрителей.

Фотоизображение не может оставить зрителя равнодушным: оно захватывает его правдой жизни, неповторимостью запечатлённых мгновений и заставляет его почувствовать //понять…

Удел фотографа - прекрасные мгновения,

Затвором отсечённые от времени реки…

Судьба фотографа - отбросив все сомнения,

С течением бежать, играя, наперегонки.

Сергей Дудник

Изучив фотоснимок, мы понимаем, что получили положительные эмоции от этой фотографии, потому что фотограф смог передать всю гамму чувств…

Фотограф смотрит в объектив,

В единый кадр мир вместив.

Момент истории для нас

Он в кадре сохранит сейчас.

Повещенко О.

Фотоснимок, на котором изображена … (что?), заставит и нас, зрителей, насладиться красотой (чего?) и необычностью (чего?).

На плёнке чувствительной след остаётся

От вспышки мгновенной и яркой.

Фотограф – волшебник –

Ему удается сберечь без единой помарки
Лишь миг, что ничтожно для вечности мал,

Короткое жизни мгновенье.

В окно объектива секунду поймав,

Её сделать чудотвореньем.

Владимир Луговской.

Завершая своё описание, хочу сказать: эмоции, которые запечатлены фотографом на снимке, настолько яркие, что фотокадр никого не оставляет равнодушным.


«Фотография – это искусство застывшего времени… возможность хранить эмоции и чувства внутри кадра», - сказал Мешак Отиено, кенийский фотограф. И фотография, о которой мы только что говорили, хранит эмоции автора, наполняя нас такими же чувствами.

Передо мной фотография, которая, как сказал Ирвинг Пенн, знаменитый американский фотограф XX века, «сообщает о факте, касается сердца и оставляет зрителя изменившимся человеком после того, что он увидел».





1. При подготовке к этому варианту монологического высказывания задайте себе вопросы:

  • Какова тема монологического высказывания?

  • О каком событии из своей жизни будете рассказывать?

  • Что случилось? Когда произошло? Где? Кто его участники?

  • Как событие готовилось? Что было с самого начала? Что происходило потом?

  • Какой момент был кульминационным в развитии событий?

  • Чем закончилась эта история (путешествие, мероприятие и т.п.)?

2. Сформулируйте основную мысль своего монологического высказывания (зачем?).

3. Подумайте, с чего можно начать рассказ (вступление).

4. Определите, о чём будете говорить в основной части (где, когда, как развивалось действие и какое событие было самым напряжённым? Чем всё завершилось?)

5. Подумайте, как можно закончить рассказ (концовка).

6. При составлении рассказа представьте, что вы рисуете мультфильм. Подумайте, в каком порядке события будут сменять друг друга. Используя такой приём, как словесное рисование, подумайте, сколько кадров у вас будет и чем эти кадры будут заполнены.

Чтобы легче было рассказывать, можно нарисовать кадры-квадраты, заполнив их ключевыми словами или словосочетаниями. Расскажите о том, что видели, участником или зрителем чего были, что запомнилось, что делали вы.

Например, рассказ о поездке на море (последовательность событий):


Мысль (мечта) о поездке

Воплощение мечты в жизнь (однажды, сначала…)

Поезд

(потом…)

Первые впечатления

(в это время, затем, тогда)

Где были, что видели, с кем встречались?









РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ: перечисление действий, событий


ЗАВЯЗКА

Калейдоскоп событий

(Что? Где? Когда? С кем?)

Возвращение домой

(в конце концов)

Воспоминания

о море

Один прожитый день на море

(тогда)

Самое

яркое событие







РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ

КУЛЬМИНАЦИЯ

РАЗВЯЗКА


Речевые клише

Вступление

Основная часть

Заключение

Тема: Выходной день, который запомнился больше всего1 (вариант 1)

Я люблю выходные дни. Это время, когда можно отдохнуть от трудовой недели, побыть с родными, пообщаться с друзьями. Но особенно я люблю выходные, которые совпадают с праздниками. И, представляете, в этом году мой день рождения был в воскресенье. Такого дня рождения у меня ещё не было. Он запомнился мне навсегда!

Было обычное утро выходного дня.. Сначала я…. Потом… Но вдруг…

Неожиданно для меня ….

Когда мы приехали, то я…

Затем…

Через несколько минут я…

Пролетело мгновение, и снова…

Чудеса продолжались весь день: …

И, наконец,…

Уже вечером, когда погас свет, я ….

Весь день у меня было… настроение, которое создали мне …. Этот выходной день был самым лучшим!

Тема: Интересный урок в школе (вариант 2)

Я люблю учиться. Люблю узнавать что-то неизведанное, знакомиться с новыми литературными героями, заглядывать в мир неопознанного… И это происходит на уроке (каком?)… Однажды нас сказали, что урок будет проходить не в классе, а на улице: выпал первый снег, и мы пойдём наблюдать за тем, как меняется природа, а потом все эти изменения нарисуем.


И вот начался наш урок в сказочном зимнем парке… Падал снег, медленно покрывая всё вокруг. Мы, ученики … класса, и учитель ИЗО тоже стали похожи на волшебные фигуры.

Любовь Николаевна предложила… Мы с радостью…

Затем, когда …., весь класс начал изучать снежинки… Они летели с неба и … Потом мы увидели … и стали… Через несколько минут деревья и кустарники… 45 минут пролетело незаметно, и мы…

Особенно мне понравилось, что… Побольше бы таких уроков!

Тема: Встреча с интересным человеком (вариант 3)

Мне почему-то всегда казалось, что удивить меня очень трудно. Но однажды произошло то, что потрясло меня: к нам на классный час пришёл человек, который воевал в Афганистане…

Была перемена, мы «летали» по классу. И вдруг, неожиданно для всех нас, в кабинет вошёл… Сначала он… Затем… И наши непослушные мальчишки замерли от… Он рассказывал нам о… Когда он стал вспоминать о…, то…

Мы сидели… Потом произошло то, чего… Лётчик включил видеофильм, и класс… А затем…

Прозвенел звонок с урока, но мы …

Через несколько минут…

Время пролетело незаметно.

Мы поблагодарили его… поняли, что интересным человеком можно назвать того, кто… Встреча, которая произошла в школе, потрясла нас: мы…

Тема: Интересная профессия (вариант 4)

Помните стихотворение Владимира Маяковского «Кем быть?»:

У меня растут года,

будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?

Действительно, кем быть? Как выбрать профессию? Какая из множества других самая интересная?

Думаю, самая интересная та, которая тебе по душе. Моя мама работает врачом. Она говорит: не «работает», а «служит» людям.

Однажды я решила, что надо познакомиться с её профессией поближе, и пошла на работу к маме.

Я присела в уголке её кабинета и…

Быстро, стремительно в кабинет влетела… Она… Мама… После неё в кабинет медленно, тяжело ступая, вошёл старый человек. Он… Мама снова… Через несколько минут следом за ним, жалуясь на…, появилась…

Я сидела в своём потайном уголке и наблюдала за людьми.

Мама сначала…, потом…, дальше … и уже в конце приёма …


Мама не раз говорила, что, чтобы быть хорошим врачом, надо обладать знаниями … и умениями… Только тогда человек станет … врачом. Наблюдая за мамой, за тем, как она…, я поняла, что… Конечно, её профессия самая … Я тоже хочу стать…

Тема: Интересная поездка (вариант 19)

Сколько себя помню, я мечтала о поездке на море. Мне представлялось, как мы всей семьёй отправимся на поезде или машине к Чёрному морю.

И вот однажды… Этим летом…

Сначала мы… Потом… Затем…

Но вскоре мы…

Интересное путешествие…

Самое яркое событие …

В конце концов… Дома мы…

Лето прошло, но мы вспоминаем эту поездку к морю, его ласковый шёпот, шёлковый песок и людей, с которыми…





1. Внимательно прочитайте главный вопрос задания и вопросы, которые даны на карточке участника экзамена.

2. Определите тему монологического высказывания (о чём?) и основную мысль (зачем?).

3. Вспомните структуру текста-рассуждения.

4. Постройте схему, которая поможет вам раскрыть тему и идею вашего монологического высказывания.

5. Используйте слова и словосочетания, которые «скрепят» ваше высказывание: думаю, мне кажется, на мой взгляд, возможно, вероятно, по-видимому, уверен (уверена) и т.п.

6. Постарайтесь все вопросы, предложенные в карточке участника собеседования, использовать в качестве плана.

Образец работы над текстом-рассуждением

«Нужно ли бережно относиться к родному языку?2»

Вопросы, предложенные на карточке участника собеседования

1. Какова роль родного языка и в чём, по-вашему, заключено его богатство?

2. Что такое словесный мусор?

3. Почему меняется отношение к языку в наши дни?

4. Что значит беречь родной язык и чем опасна утрата родного языка для народа?


Тезис: Родной язык – основа нашей жизни: в нём живёт прошлое и настоящее народа, в нём скрыта великая сила и власть. И в то же время он беззащитен, поэтому требует бережного отношения к себе. Его нужно беречь от искажения, от засорения жаргонизмами, от небрежного отношения к нему.



Довод 1:

Родной язык – язык государственный

Довод 2:

Родной язык – средство общения и мышления

Довод 3:Родной язык – средство воспитания и восприятия мира









Пример 1:

1) язык конституции;

2) язык государственного управления, законодательства;

3) средство объединения нации,

НО

опасность утраты родного языка