Файл: Курсовая работа фио студента Группа, факультет Научный.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 170
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт
имени В.Г. Короленко»
Факультет_________________________________________________________
Код и направление подготовки ______________________________________
Профиль _________________________________________________________
Кафедра _____________________________________________
Деятельность педагога психолога по профилактике конфликтов среди подростков
Курсовая работа
ФИО студента
Группа, факультет
Научный руководитель: _____________,
_________________________________.
(ученая степень, ученое звание)
Допущена к защите:
_______________________________
Дата и номер протокола заседания кафедры, подпись, ФИО
заведующего кафедрой
Дата защиты: ___________________
Оценка: ____________________________
оценка и подпись научного руководителя
Глазов 2022
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основания профилактики конфликтов среди подростков в образовательном учреждении 6
1.1. Характеристика подростков с интеллектуальным недоразвитием 6
1.2. Особенности конфликтов среди подростков 14
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Эмпирическое исследование работы педагога психолога по профилактике конфликтов среди подростков с нарушениями интеллекта 22
2.1. Диагностика конфликтов старших подростков 22
2.2. Программа профилактики конфликтов среди подростков в Филиале Республиканского СРЦН «Глазовский ДДИ» 30
Выводы по второй главе 34
Заключение 35
Список использованной литературы 38
Приложение 1. Анкета для учителей. 40
Приложение 2. Методические материалы. 42
Приложение 3. Сводная таблица данных испытуемых (N=24) 50
Приложение 4. Тренинг для подростков. 52
Введение
Актуальность темы. В настоящее время тема конфликтов и конфликтного поведения подростков, особенно, в условиях образовательного учреждения, считается достаточно актуальной. Все субъекты образовательного процесса, а это педагоги, администрация, родители, да и сами обучающиеся нуждаются в определенной информационной поддержке со стороны специалистов в области конфликтного поведения и разнообразных психологических и социально-педагогических знаниях в данной понятийной сфере. В целом, разрешение любой конфликтной ситуации зависит от психологической и педагогической зрелости самих участников.
Анализ причин конфликта позволит подобрать наиболее эффективные методы работы со стороны педагогического персонала, а теоретические знания, а также отработка определенных навыков в созданных моделирующих конфликтных ситуаций, поможет обучающимся в дальнейшем спроецировать действия в подобных конфликтных жизненных ситуациях. Поэтому, организация профилактической социально-педагогической деятельности по конструктивного разрешению конфликтов в подростковом возрасте остается наиболее значимой в современной действительности.
Проблема исследования определяется возникновением противоречия между необходимостью снизить количество деструктивных конфликтов среди обучающихся общеобразовательных школ и недостаточностью методических разработок профилактики конфликтов в данных учреждениях. Из противоречия, вытекает проблема – каково содержание профилактики конфликтов среди подростков в образовательных учреждениях.
Объект исследования: конфликты среди подростков.
Предмет исследования: содержание профилактики конфликтов среди умственно отсталых подростков в образовательном учреждении.
Цель исследования: на основе анализа результатов теоретического и эмпирического исследования разработать программу профилактики конфликтов среди подростков в образовательном учреждении.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику подростков с интеллектуальным недоразвитием;
2. Рассмотреть особенности конфликтов среди подростков;
3. Провести диагностику конфликтов старших подростков ;
4. Разработать программу профилактики конфликтов среди подростков в Филиале Республиканского СРЦН «Глазовский ДДИ».
Теоретико - методологической основой. Конфликты в подростковом возрасте, а также само конфликтное поведение рассматривалось и изучалось различными исследователями. В частности, вопрос о влиянии воспитания на конфликтность детей прослеживается в работах Фельдштейна Д.И., Бандуры А. и Уолтерса Р.
Конфликтное поведение как результат противоречий внешних и внутренних между человеком и обществом, в том числе, микросредой, отмечается в работах Божович Л.И. и Волкова Б.С.
Современные исследования таких авторов как Лозовцева В.Н. и Воробьева Л.И. говорят о повышенной конфликтности подростков, в том числе в педагогическом процессе. Драгунова Т.В. и Афонькова В.М. определяют, что конфликтное поведение обычно проявляется в межличностном общении в среде сверстников. Однако работ, посвященных профилактике конфликтов среди подростков в образовательных учреждениях, существует в недостаточном количестве.
Методы исследования: теоретический анализ и синтез литературы по проблеме исследования, обобщение; анализ документов, анкетный опрос, тестирование (Методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки; Методика «Q-сортировки», созданная В. Стефансоном; Тест Томаса-Киллменна, адаптирован Н.В. Гришиной.); методы математической обработки данных.
Теоретическая значимость заключается в систематизации представлений о конфликте и деятельности педагога психолога по профилактике конфликтов среди подростков.
Практическая значимость результатов работы в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы педагогами с целью снижения уровня конфликтности подростков, что впоследствии приведет к оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Гипотеза исследования: в подростковом возрасте доминирующей стратегией поведения в конфликте является соперничество, а основными формами проявления агрессии являются вербальная агрессия, физическая и чувство вины.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Филиал казенного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» «Глазовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» (Филиал Республиканского СРЦН «Глазовский ДДИ») в г. Глазов среди подростков.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические основания профилактики конфликтов среди подростков в образовательном учреждении
1.1. Характеристика подростков с интеллектуальным недоразвитием
В доме - интернате обучаются и воспитываются умственно отсталые дети. Под умственной отсталостью понимается стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом. Не прогредиентный процесс, а следствие перенесённой болезни [4]. Причины умственной отсталости представлены на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1. Причины умственной отсталости.
Психика умственно отсталого ребенка социально обусловлена. Высшие психические функции - высшие формы памяти, мышления, характера являются продуктом социального развития, а не биологического созревания. Однако развитие высших психических функций ограничено ядерными симптомами. Плохая восприимчивость ко всему новому, недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности - ядерный симптом, обусловленный неполноценностью коры больших полушарий мозга [12].
Детям с нарушениями интеллекта присущи замедленный темп психофизического развития, неравномерность физического и психического развития, дисгармоничность в развитии психики. Развитие этих детей протекает на более низком уровне, чем развитие их нормальных сверстников, и отличается узостью, бедностью содержания психической деятельности, а также более поздним становлением высших психических функций. Но, не смотря на нарушения, советские дефектологи отмечают динамику и значительные потенциальные возможности развития умственно отсталых детей и школьников.
Учащиеся, страдающие олигофренией в степени дебильности, способны овладеть программой школы, несложной профессией, включиться в самостоятельный посильный труд и стать полезными членами общества. Выделяют 5 форм олигофрении (Рис.1.2). [14]
Рисунок 1.2. Формы олигофрении.
При первой форме олигофрении наблюдается недоразвитие сложных форм познавательной деятельности при относительной сохранности нейродинамики, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, поведения, целенаправленной деятельности.
При второй форме олигофрении отмечается нарушение нейродинамики. В этом случае недоразвитие сложных форм познавательной деятельности усугубляется грубыми нарушениями поведения, работоспособности, целенаправленной деятельности, эмоционально-волевой сферы. Различаются дети-олигофрены возбудимые, заторможенные и астенизированные.
При третьей форме олигофрении наблюдается недоразвитие сложных форм познавательной деятельности на фоне грубого нарушения речедвигательной, слухо- речевой и зрительной систем (нарушение восприятия пространства и пространственных представлений).
При четвертой форме олигофрении обнаруживается недоразвитие сложных проявлений познавательной деятельности на фоне грубого недоразвития личности.
При пятой форме олигофрении отмечается недоразвитие сложных проявлений познавательной деятельности и психопатоподобное поведение.
Для отдельных категорий детей свойственные отличные особенности. У детей перенесших тяжелые травмы головного мозга, отмечается стойкое недоразвитие познавательной деятельности, пониженная работоспособность, резкое снижение памяти, неустойчивость внимания, повышенная истощаемость, раздражительная слабость, пассивность.
У детей, перенесших энцефалит или менингоэнцефалит, отмечается стойкое ослабление познавательной деятельности, расстройство поведения, неустойчивость настроения, повышенная внушаемость, некритичность.
Одни дети раздражительны, вспыльчивы, двигательно беспокойны, другие - малоподвижны, пассивны. Указанные группы детей являются практически здоровыми, так как органическая недостаточность мозга носит резидуальный, непрогредиентный характер. Однако их развитие происходит своеобразно, обусловлено типом нарушения центральной нервной системы.
В доме - интернате обучаются также и умственно отсталые дети с текущими нервно-психическими заболеваниями, то есть деменцией. У этих учащихся наблюдается стойкое ослабление познавательной деятельности, снижение критики, памяти, огрубение эмоций. Что касается развития личности умственно отсталого ребенка, то и оно при всем его своеобразии, по мнению советских ученых, подчиняется тем же общим законам, что и развитие личности нормального ребенка.
Ряд особенностей умственно отсталых детей обусловливается нарушением развития психических функций. И эти особенности, в свою очередь, обусловливают известную инертность, вялость, снижение активности, работоспособности. У некоторых умственно отсталых детей обнаруживается замкнутость и неконтактность. Все это накладывает своеобразный отпечаток на структуру их личности. При этом необходимо помнить, что основные компоненты структуры личности умственно отсталых детей те же, что и у их нормальных сверстников [9].
Направленность личности умственно отсталых детей включает мотивы, потребности и интересы. Следует отметить, что из-за недоразвития интеллекта их потребности бедны и слабо регулируются сознанием. Недоразвитие высших культурных потребностей обусловливает своеобразие интересов и мотивационной сферы.
У интересующих нас детей имеет свои особенности и такая структурная единица личности, как система самоконтроля. Эта система должна обеспечивать возможность осуществлять самоконтроль в процессе выполнения мыслительной и практической деятельности. Высшая саморегуляция осуществляется специальной системой, обозначаемой как "я". Эта система - образование самосознания.