Файл: "Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности".rtf
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.3 Основные направления экспериментальной работы по развитию речи и коррекции нарушений речевого развития посредством театрально-игровой деятельности в МБДОУ «Ручеек» (формирующий эксперимент)
Основными методами, использованными нами в формирующем эксперименте по развитию и коррекции речи воспитанников МБДОУ детский сад «Ручеек» были следующие: наглядный, словесный, игровой.
Рисунок. Методы работы по развитию речи дошкольников
Традиционные приемы словесного метода:
- выразительное чтение;
- рассказывание сказок;
- беседа по содержанию;
- объяснение незнакомых слов;
- повторное чтение;
- прослушивание произведение в аудиозаписи.
Словесные методы употреблялись нами только с детьми 3-го сензитивного периода (5 – 6 лет). Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяют наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций), или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки − предмета и др.).
После чтения литературного произведения проводилась беседа, и выполнялись разнообразные творческие задания. Цель беседы – уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознания средств художественной выразительности. Можно привлекать детей к воспроизведению отдельных фрагментов [45].
Речевой образец - правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. Образец должен быть доступен для повторения, подражания. Для того чтобы добиться осознанного восприятия детьми образца, воспитатели увеличивают роль детской самостоятельности, так же сопровождают образец другими приемами - пояснениями, указаниями. Образец должен предшествовать речевой деятельности детей; во время одного занятия он мотет использоваться неоднократно, по мере необходимости. Речевой образец преподносится детям подчеркнуто четко, громко, неторопливо[45].
Повторение - преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей), а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.
Словесное упражнение - многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей [45].
Источником - определяющим круг разговоров, рассуждений воспитателя и детей, являются наглядные предметы или явления.
Наглядные приемы − показ картинки, игрушки, иллюстрации, элементы инсценирования, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворении). При показе иллюстраций не рекомендуется останавливать чтение. Конечно, во всех этих процессах обязательно предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое.
Формирующий этап эксперимента включал в себя реализацию театрального Проекта «Золушка» в работе свыделенными нами группами детей МБДОУ «Ручеек».
Проработав в дошкольном учреждении 15 лет музыкальным работником, мы убедились, что для всестороннего и гармоничного развития ребенка необходимо применять театрализованную деятельность, которая обладает такими значимыми воспитательными, образовательными и обучающими функциями, что их нельзя сравнивать с другими методами.
Нами, совместно с учителем – логопедом, был разработан театральный
Проект по речевому развитию дошкольников средствами театрализованной деятельности, который мы назвали «Золушка».
Главным итогом реализации этого Проекта мы считали бы создание собственного Театра в нашем дошкольном учреждении, который функционировал бы во всех возрастных группах детей, соответственно с их возрастными возможностями.
Задачи театрального ПРОЕКТА «Золушка»:
-
Образовательные:
-
Познакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др). -
Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт (знание о театре, его истории, устройстве театра, театральных профессий, костюмы, атрибуты, театральная терминология и др.).
-
Развивающие:-
Развить у детей психологические качества: воображение, речь, чувства пространства сцены, умение «читать» характеры персонажей пьесы (исходя из возрастных особенностей детей). -
Развить интерес к истории различных видов искусств, театра, истории мировой культуры. -
Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
-
-
Воспитательные:-
Воспитывать у детей художественный вкус. -
Формировать морально-этические нормы поведения. -
Формировать в каждом ребенке (независимо от его развития) творческую личность, обладающую внутренней свободой и нравственностью.
-
Особенности проведения занятий с дошкольниками в соответствии с их возрастными особенностями:
С детьми первой младшей группы воспитатели должны разыгрывать народные песенки, сказки и потешки.
С детьми второй младшей группы воспитатели должны продолжать начатую работу с использованием игрушек, фигурок плоскостного, настольного театра, театра Петрушки.
С детьми средней и старшей групп возможна организация театрализованной деятельности как самостоятельной, для чего необходимо создание специальных условий:
- создать предметно пространственную среду;
- изготовить ширму;
- иметь набор кукол.
Все это дает возможность каждому ребенку принять участие в театрализованной деятельности.
Мы разработали План проведения занятий:
-
Музыкально-ритмическая разминка. -
Дыхательная и речевая гимнастика. -
Игры, минута шалости, физическая минутка. -
Театрализованная деятельность.
Музыкально-ритмическая разминка включает в себя ритмические, музыкально практические игры и упражнения, которые развивают:
- двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость);
- пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции и др.);
- воображение (способности к пластической импровизации).
Дыхательная и речевая гимнастикапомогает детям при помощи игр и упражнений сформировать четкое произношение (дыхание, артикуляцию).
В театрализованной деятельностидети обогащают свой словарный запас, активизируют речевые умения и навыки, учатся говорить ярче и образнее.
В нее входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихотворениям. Для драматизации, инсценировки, рассказывания рекомендуется использование коротких, хорошо знакомых сказок.
Критериями в подборе сказок должны являться:
- ярко-выраженная социальная норма;
- возможность обыграть сюжет;
- предпочтение сказкам, персонажами которых являются животные (с точки зрения психологии животные вызывают оживление, неподдельный интерес и эмоции).
Методические приемы театрализованной деятельности:
- анализ сказки с точки зрения поведения персонажей;
- выделение героев с различными чертами характера;
- проигрывание этюдов (фрагментов сказок, сценок из жизни);
- использование элементов психогимнастики;
- игровые упражнения, в которых дети учатся различать и называть основные эмоции и чувства, видеть связь между поступками эмоциями.
В рамках предложенного нами театрального Проекта, нами были разработаны рекомендации родителям «Как рассказывать и читать сказки детям», основные моменты рекомендаций:
- ребенка нужно научить вдумчиво слушать сказку и читать ее;
- уделять чтению сказок определенное время суток, чтобы ребенок не был переутомлен, был выспавшимся, накормленным;
- создать сказочную атмосферу чтения и определенные (постоянно выполняемые) условия начала действия ;
- познакомить ребенка с различными вариантами сказок (разбирать вместе с ребенком сюжеты, характеры и поведение персонажей);
- придумывать собственные сказки (иногда на проблемные темы поведения ребенка);
- прочитывать сказки повторно (при первом прослушивании возможны не полные впечатления, при повторном чтении углубляются впечатления, нарастает сила эмоциональных переживаний);
- обсуждение сказки и сказочных персонажей.
Виды чтения сказок: чтение вслух, пересказ и беседа, рассматривание иллюстраций, совместное и самостоятельное прочтение
Говоря о роли родителей по развитию и коррекции речи, необходимо отметить, что привлечение родителей к постановке спектаклей (домашнее задание – выучить с детьми слова, изготовить декорации для спектаклей и приготовить атрибуты для своего ребенка) доставляло радость и положительные эмоции всем участникам этого процесса.
Для реализации Проекта было привлечено руководство нашего дошкольного учреждения и спонсоры для создания содержательной предметно – развивающей среды.
-
В каждой группе детского сада были организованы театральные уголки для театрализованных игр и представлений (соответственно с задачами речевого развития в соответствии с возрастом детей – ширмы для кукольных спектаклей, пальчиковые куклы, набор кукол для кукольных спектаклей, маски, костюмы для спектаклей в старших группах садика, уголки «ряжения»). -
В каждой группе были созданы литературные уголки (где хранится художественная литература, в том числе книжки-раскладушки, книжки-панорамы, книжки, созданные родителями совместно с детьми в период подготовки представлений).
3. В старшей группе создан уголок исскуств, для самостоятельной художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
4. Проводится работа по созданию музыкальных уголков в каждой возрастной группе, где собираются разнообразные дидактические игры и музыкальные инструменты.
5. Создается уголок Сказка во дворе детского садика, где ребята будут встречаться с героями любимых сказок.
6. В результате осуществления театрального Проекта создается свой Театр.
В результате проведения формирующего эксперимента нам удалось подтвердить нашу гипотезу о роли театрализованной деятельности в развитии и коррекции речевого развития дошкольников. Проведенные нами исследования о роли театрально-игровой деятельности подтвердили то, что она является одним из самых эффективных способов воздействия на развитие и коррекцию нарушений речи детей. Участие детей в проведенных театрализованных играх привели к улучшению результатов в развитии речи ненавязчивыми средствами театрализованной игры, вызвав у детей радость, живой интерес и положительные эмоции от пребывания в детском саду.
В группе с ФНР у 30% детей прослеживается положительная динамика в формировании навыков звукопроизношения (четкая, грамотная, чистая ритмическая речь). У 30% детей прослеживается значительная положительная динамика в формировании словаря воспитанников. У 40% детей прослеживается значительная положительная динамика в формировании грамматического строя речи воспитанников. У 30% детей прослеживается значительная положительная динамика в формировании навыков связной речи воспитанников.
В группе детей с ЗРР у 10% детей прослеживается положительная динамика в формировании навыков звукопроизношения (четкая, грамотная, чистая ритмическая речь). У 10% детей прослеживается значительная положительная динамика в формировании словаря воспитанников. У 10% детей прослеживается значительная положительная динамика в формировании грамматического строя речи воспитанников. У 10% детей прослеживается значительная положительная динамика в формировании навыков связной речи воспитанников.
Результаты проведенного формирующего эксперимента с использованием указанных выше диагностических методов убедительно продемонстрировали значительную роль детской театрализованной игры для развития и коррекции речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.