Файл: Инструкция для машиниста крана по безопасной эксплуатации мостовых и козловых кранов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Производственная инструкция для машиниста крана
по безопасной эксплуатации мостовых и козловых
кранов

Настоящая инструкция разработана на основе Типовой инструкции для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации мостовых и козловых кранов, Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, и предназначена для машинистов мостовых и козловых кранов.
. Общие положения
Краны, у которых несущие элементы конструкции опираются на крановый путь при помощи двух опорных стоек, называются козловыми, а краны, у которых несущие элементы опираются непосредственно на крановый путь, - мостовыми.
1.2. Мостовые и козловые краны применяются для ведения погрузочно- разгрузочных работ, монтажа, демонтажа и ремонта оборудования, а также используются в технологических процессах производства для перемещения грузов.
1.3. Основными причинами аварий и несчастных случаев при эксплуатации мостовых и козловых кранов являются: неисправность тормозов, концевых выключателей механизмов подъема груза, передвижения крана и тележки, блокировки двери кабины и люка для выхода на мост крана; обрыв грузовых канатов; разрушение металлоконструкций (опор, пролетных балок, тележек и т.д.); неисправность кранового пути и тупиковых упоров; угон крана ветром; управление краном необученными рабочими; неисправность электрооборудования и травмирование работающего электрическим током; несоблюдение марочной системы при работе на мостовых кранах; отсутствие или неисправность ограждений площадок и вращающихся частей; несоблюдение мер безопасности, указанных в наряде-допуске, при выполнении работ на крановых путях и проходных галереях; неисправность канатов, грузозахватных органов и съемных грузозахватных приспособлений; подъем груза при наклонном положении канатов; неправильная строповка грузов, перегруз или переполнение тары; нахождение людей в полувагонах и на других транспортных средствах при их погрузке и разгрузке; несоблюдение порядка и габаритов складирования грузов; нахождение людей в зоне действия магнитных и грейферных кранов и под перемещаемым грузом.
1.4. Безопасная эксплуатация мостовых и козловых кранов зависит от умелых и правильных действий крановщика (машиниста), имеющего соответствующую квалификацию.

Общие требования
2.1. Для управления кранами и их обслуживания распорядительным актом руководителя предприятия назначаются обученные и аттестованные крановщики не моложе 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний к работе.
2.2.
Крановщики мостовых и козловых кранов должны иметь квалификационную группу по электробезопасности не ниже II.
2.3. Во время работы крановщики должны иметь при себе удостоверение.
2.4. Перед допуском к самостоятельной работе крановщик должен пройти стажировку на кране, на котором он будет работать.
2.5. Повторная проверка знаний крановщиков должна проводиться:
- периодически (не реже одного раза в 12 мес.);
- при переходе на работу на другое предприятие;
- по требованию инспектора Ростехнадзора или специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС.
2.6. Повторная проверка знаний проводится комиссией предприятия в объеме производственной инструкции для крановщиков.
2.7. Крановщик должен знать:
- устройство крана, устройство и назначение механизмов и приборов безопасности, кинематическую и электрическую схемы крана, его параметры и технические характеристики;
- производственные инструкции для крановщиков и стропальщиков;
- руководство по эксплуатации крана;
- содержание и порядок ведения вахтенного журнала;
- порядок применения марочной системы при эксплуатации мостовых кранов;
- основные требования Правил устройства электроустановок и Правил эксплуатации электроустановок потребителей в части, касающейся профессии крановщика;
- действующую на предприятии систему выдачи нарядов-допусков;
- сроки и результаты проведенных технических освидетельствований, технических обслуживаний и ремонтов;
- сроки и результаты проведенных слесарями и электромонтерами периодических осмотров;
- проекты производства работ, технологические карты складирования грузов, технологию погрузочно-разгрузочных работ и другие регламенты по безопасности;
- безопасные способы строповки и зацепки грузов;
- порядок перемещения и складирования грузов;
- порядок безопасного выхода из кабины при вынужденной остановке мостового крана не у посадочной площадки;
- установленный на предприятии порядок обмена сигналами со стропальщиком
(приложение 1);
- требования, предъявляемые к крановым путям;
- требования, предъявляемые к канатам, съемным грузозахватным приспособлениям и таре, и нормы их браковки;
- ассортимент и назначение смазочных материалов и периодичность смазки узлов и деталей крана;


- приемы освобождения от действия электрического тока человека, попавшего под напряжение, и способы оказания первой помощи;
- местонахождение и устройство средств пожаротушения и порядок их применения;
- специалистов, ответственных за содержание ПС в работоспособном состоянии, специалистов, ответственных за безопасное производство работ с применением ПС, слесарей, электромонтеров, стропальщиков и наладчиков приборов безопасности.
2.8. Крановщик должен владеть навыками по управлению краном и его обслуживанию.
2.9. По части содержания кранов в исправном состоянии крановщик должен выполнять указания специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии, а по части производства работ - специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.
2.10. Крановщик должен координировать работу стропальщика и следить за действиями прикрепленного к нему стажера, не допуская при этом нарушения производственных инструкций.
Обязанности крановщика перед началом работы
3.1. До начала работы крановщик должен ознакомиться с ППР и ТК (под роспись), с записями в вахтенном журнале, произвести приемку крана, убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций, узлов и других частей крана, а также кранового пути.
При этом крановщик должен:
- получить ключ-марку на управление мостовым краном в установленном на предприятии порядке;
- соблюдать меры безопасности при входе в кабину крана, пользуясь стационарными лестницами, посадочными площадками или проходными галереями;
- входить в кабину крана вместе с помощником, стажером, учеником (при наличии таковых) и производить прием смены;
- осмотреть механизмы крана, их крепление и тормоза, а также ходовую часть и противоугонные захваты;
- проверить наличие и исправность ограждений механизмов и наличие в кабине диэлектрических ковриков;
- проверить, смазаны ли передачи, подшипники и канаты, а также в каком состоянии находятся смазочные приспособления и сальники;
- осмотреть в доступных местах металлоконструкции крана, сварные, заклепочные и болтовые соединения;
- проверить состояние канатов и их крепление на барабанах и в других местах;
- осмотреть крюк, его крепление в обойме и замыкающее устройство на нем или другой сменный грузозахватный орган, установленный вместо крюка;
- проверить наличие блокировок, приборов и устройств безопасности на кране;
- проверить исправность освещения крана и рабочей зоны;
- провести ежесменный осмотр состояния рельсовых путей (визуальный осмотр состояние пути, путевого оборудования и несущих строительных конструкций);


- осмотреть электродвигатели в доступных местах, троллеи или гибкий токоподводящий кабель, токоприемники, панели управления, защитное заземление, проверить, закрыты ли на запор двери шкафов защитных панелей, главных рубильников, панелей магнита и люки площадок для обслуживания главных токоприемников;
- проверить наличие проходов шириной не менее 700 мм между козловым краном и штабелями грузов и другими сооружениями на всем протяжении кранового пути;
- проверить наличие закрытых калиток и предупредительных плакатов в местах выхода на галереи.
3.2. Крановщик должен совместно со стропальщиком проверить исправность съемных грузозахватных приспособлений и тары, их соответствие массе и характеру груза, наличие на них клейм или бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера.
3.3. При приемке работающего крана его осмотр должен производиться совместно с крановщиком, сдающим смену. Для осмотра крана его владелец обязан выделить крановщику необходимое время.
3.4. Осмотр крана должен осуществляться только при неработающих механизмах и отключенном рубильнике в кабине крановщика, осмотр токоподводящего кабеля - при отключенном рубильнике, подающем напряжение на кран.
3.5. При осмотре крана в случае необходимости крановщик должен пользоваться переносной лампой напряжением не выше 12 В.
3.6. После осмотра крана для его опробования крановщик должен включить рубильник и контактный замок защитной панели. Предварительно следует убедиться в том, что на кране никого нет, а штурвалы и рукоятки всех контроллеров находятся в нулевом положении. При отсутствии ключа-марки от контактного замка кран не должен быть включен. Об отсутствии ключа-марки необходимо поставить в известность специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии, а в его отсутствие - лицо, ответственное за выдачу ключей-марок.
3.7. Перед пуском крана в работу крановщик обязан опробовать вхолостую все механизмы крана и проверить при этом исправность действия:
- механизмов крана и электрической аппаратуры;
- тормозов механизмов подъема и передвижения;
- блокировок, сигнального прибора, приборов и устройств безопасности, имеющихся на кране. По результатам проверки с указанием фактического расстояния должна быть сделана запись в вахтенном журнале;
- нулевой блокировки магнитных контроллеров;
- аварийного выключателя и контактного замка с ключом-маркой.
3.8. При обнаружении во время осмотра и опробования крана неисправностей, препятствующих безопасной работе, и невозможности их устранения своими силами крановщик, не приступая к работе, должен произвести запись в вахтенном журнале и поставить в известность специалиста, ответственное за безопасное производство работ с применением ПС, и специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.
3.9. Крановщик не должен приступать к работе, если:


- имеются трещины или деформации в металлоконструкции крана, ослаблены болтовые или заклепочные соединения;
- повреждены или отсутствуют зажимы крепления канатов или ослаблены их болты;
- грузовой канат имеет число обрывов проволок или износ, превышающий установленную руководством по эксплуатации крана норму, а также оборванную прядь или местное повреждение;
- механизмы подъема груза, передвижения крана или тележки имеют дефекты;
- детали тормозов или механизмов крана имеют повреждения;
- износ крюка в зеве превышает 10 % от первоначальной высоты сечения, неисправно устройство, замыкающее зев крюка, нарушено крепление крюка в обойме;
- неисправны или отсутствуют блокировки, звуковой сигнальный прибор, концевые выключатели механизмов подъема груза, передвижения крана или тележки;
- повреждены канатные блоки или полиспасты;
- грузовой крюк или блоки не вращаются;
- отсутствуют ограждения механизмов или неизолированных токоведущих частей электрооборудования, а также отсутствует или повреждено заземление;
- неисправны крановые пути;
- повреждены или отсутствуют противоугонные устройства;
- истекли сроки технического освидетельствования, ремонта, технического обслуживания и профилактического осмотра.
3.10. Для устранения неисправностей электрооборудования, подключения крана к источнику электропитания, замены плавких предохранителей, подключения отопительных приборов крановщик должен вызвать электромонтера. Крановщику выполнять эти работы запрещается.
3.11. Крановщик должен проверить наличие удостоверения на право строповки грузов у стропальщика, впервые приступающего к работе с ним. Если для строповки грузов выделены рабочие, не имеющие удостоверения стропальщика, крановщик не должен приступать к работе.
3.12. Крановщик должен убедиться в достаточной освещенности рабочей площадки в зоне действия крана. При недостаточном освещении, сильном снегопаде или тумане крановщик, не приступая к работе, должен сообщить об этом специалисту, ответственному за безопасное производство работ с применением ПС.
3.13. Произведя приемку крана, крановщик должен сделать соответствующую запись в вахтенном журнале о результатах осмотра и опробования крана и после получения задания и разрешения на работу от специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС, приступить к работе.
Обязанности крановщика во время работы
4.1. При работе грузоподъемного крана крановщик должен руководствоваться требованиями и указаниями, изложенными в руководстве по эксплуатации крана, производственной инструкции, проектом производства работ или технологической картой.
4.2. Во время работы крана крановщик не должен отвлекаться от своих прямых обязанностей, а также производить чистку, смазку и ремонт механизмов.


4.3. Крановщик не должен допускать посторонних лиц на кран, а также передавать кому бы то ни было управление краном без разрешения специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.
4.4. Подниматься на кран и спускаться с него во время работы механизмов подъема или передвижения крана или тележки не разрешается.
4.5. При внезапном прекращении электропитания или остановке крана по другим причинам крановщик должен поставить штурвалы или рукоятки контроллеров в нулевое положение и выключить рубильник в кабине. Если груз остался в поднятом положении, крановщик обязан через стропальщика или других рабочих вызвать специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС, и в его присутствии опустить груз путем ручного растормаживания.
4.6. Если в работе механизмов подъема или передвижения крана или тележки был перерыв (остановка), то перед их включением крановщик должен подать предупредительный звуковой сигнал.
4.7. Прежде чем включить в работу любой из механизмов, крановщик обязан убедиться в том, что в зоне работы крана нет посторонних людей.
4.8. Включение и остановку механизмов крана крановщик должен производить плавно, без рывков. Быстрое опускание груза, а также его спуск путем принудительного растормаживания запрещается.
4.9. Крановщик не должен производить перевод с прямого хода на обратный до полной остановки механизмов, за исключением тех случаев, когда необходимо предотвратить аварию или несчастный случай.
4.10. Крановщик должен снижать скорость перед подходом крана к концевым выключателям или отключающим их устройствам. Использование концевых выключателей в качестве рабочих органов отключения механизмов не разрешается.
4.11. Крановщику запрещается выводить из действия приборы безопасности
(заклинивать контакторы, отключать ограничители высоты подъема, электрическую защиту и т.п.), а также производить работу краном при их неисправности.
4.12. При любом временном уходе с крана крановщик должен отключить вводной рубильник, вынуть ключ-марку из защитной панели мостового крана и взять его с собой, а дверь кабины козлового крана запереть на замок.
4.13. Крановщик должен быть уведомлен записью в вахтенном журнале о допуске персонала (рабочих) на крановые пути и проходные галереи мостовых кранов для производства ремонтных или других работ по наряду-допуску, определяющему условия безопасного производства работ.
4.14. Перед выходом ремонтного персонала на галерею мостового крана, у которого рельсы грузовой тележки расположены на уровне настила галереи, крановщик должен установить тележку в непосредственной близости от выхода из кабины на настил.
4.15. При работе мостовых кранов, установленных в несколько ярусов, крановщик должен осуществлять проезд верхнего крана над кранами, расположенными ниже, только без груза, с крюком, поднятым в верхнее рабочее положение.
4.16. Если кран оснащен специальным грузозахватным органом (магнитом, грейфером, захватами, клещами разных видов и т.п.), крановщик перед подъемом груза должен убедиться в том, что груз надежно захвачен грузозахватным органом.