Файл: Тема 1 и 2 Древнейшие памятники права Законы Хаммурапи и Законы Ману.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Модуль 1 Рабовладельческий строй
Тема 1 и 2 Древнейшие памятники права: Законы Хаммурапи и Законы Ману
-
Причины создания ЗХ
Возникли ЗХ в XVIII в. до н.э. в период существования Старого царства, при котором гос-ва являлись древними империями (сильными гос-ми), с целью обеспечения порядка на широких территориях и уменьшения соц. противоречий, преследуя цель в полноценной централизации государства и усиления его могущества, правитель унифицировал законодательство, опираясь на различных божества для того чтобы придать нормам данных сборников вес в общественном сознании.
2) Особенности правового регулирования общественных отношений по законам Ману.
Особенностью регулирования общественных отношений по законам ману являлось то, что они делают это не исключительно в правовой сфере, но прежде всего и в религиозной и моральной
3) Общественная организация по ЗХ. Различия между авилум и мушкенум
В структуре населения Древнего Вавилона по ЗХ выделялись: Авилум, Тамкар, Шамалум, Мушкенум, Вардум, Жрец, Воины (Редум, Баирум, Декум, Лубунтум).
В отличие от «авилум», «мушкенум» составляли более низкий по своему положению разряд свободных граждан. «Авилумами» являлись крупные рабовладельцы, члены общин, а «мушкенумами» были вольноотпущенники, дворцовые слуги, жители покорённых городов. Дифференциация проявлялась в оценке их жизни и здоровья: в отношениях «мушкенумов» проявлялась денежная оценка нанесённого вреда, а в отношениях «авилумов» принцип талиона.
4) Правовое положение рабов в древневосточных государствах
В ЗХ представлено меньше видов рабов, нежели чем в ЗМ (7 видов). По ЗХ рабы могли владеть имуществом, в то время как в ЗМ это было запрещено. В ЗХ с рабами запрещались любые виды сделок, под угрозой смерти, однако в ЗМ, несмотря на сходство данного вопроса с ЗХ, существовало правило, разрежающее рабу заключать сделки, которые пойдут на пользу его семейству.
5) Варны и дхарма каждой из варн. Отличие понятия варна от понятия каста
Брахман – жреческий аристократ (Обучение, изучение Веды; Жертвоприношения для себя и других; Раздача и получение милостыни); Кшатрий – светский аристократ, военачальник, царь (Охрана поданных, раздача милостыни, жертвоприношение, изучение Веды); Вайший – крестьянин, ремесленник, торговец (Пасьба скота, раздача милостыни, жертвоприношение, изучение Веды, торговля, ростовщичество, земледелие); Шудр – отступник, изгой, нищий крестьянин, вольноотпущенник (смиренное служение остальным варнам)
Кастой признавалась единица сословного общественного деления, имеющая профессиональные корни происхождения, а варной признавались предрасположенность человека к определённому типу деятельности. Каст было неописуемое множество, в то время как варн было всего 4. Варна, как и кастовая принадлежность были с человеком от рождения до смерти, а также носили наследственный характер.
6) Брачно-семейные отношения по ЗМ и ЗХ
ЗХ
По ЗХ брак считался разновидностью договора. Брак был в основном моногамным. Условия заключения брака: 1. Наличие договора 2. Внесение выкупной платы в семью невесты 3. Брак заключался в присутствии свидетелей. 4. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате чего мужчина покупал себе жену. Мог заключаться как в устной, так и в письменной форме, и при свидетелях. Действовало правило: нет договора — нет брака и семьи.
Жена мужа-авилума имела право распоряжаться своим приданым, заниматься ремеслом, торговлей, в общем имела довольно широкую гражданскую дееспособность. Закон в какой-то мере охранял её честь и достоинство.
Развод по инициативе мужа: 1. Бесплодие жены. 2. Расточительство, разорение со стороны жены. 3. Позор своего мужа. Муж мог развестись свободно, выплатив жене приданное, разводную плату.
Развод по инициативе жены: 1. Если доказана измена, унижение и издевательство над женой. 2. Если муж бежал из поселения.
За безнравственное поведение жену следовало утопить, бросить в реку, если она, не дождавшись своего мужа из плена, не хранила своего достояния. Жену за убийство мужа сажали на кол.
ЗХ предусматривал большую власть отца семейства над детьми. Он мог продать своих детей в рабство, отдать дочь в храм в качестве жрицы любви, где она торговала своим телом, а деньги отдавала храму, что считалось богоугодным занятием.
ЗМ
Брачно-семейным отношениям в основном посвящены главы III и IX.
Характер семейных отношений — патриархальный (большие семейные кланы, где мужчина — глава семьи, обладал неограниченной властью).
Выделяется 8 форм брака. Первые 4 были поощряемыми брахманами и включали брахму (вручение отцом «наделённой драгоценностями» дочери жениху), дайву (вручение дочери жрецу, когда он исполняет обряд), аршу (отец выдаёт дочь жениху после получения от него быка и коровы или двух пар) и праджапатью (вручение отцом дочери жениху после слов «Исполняйте вместе дхарму»). Другие «дурные» формы брака включали суру (покупка невесты), гандхарву (добровольный союз жениха и невесты без согласия родителей), ракшасу (похищение невесты) и самая худшая форма — пайшачу (насилие над девушкой в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, или безумной).
Брать в жёны несовершеннолетних не запрещалось. Многожёнство не поощрялось, но муж мог взять вторую жену, если первая была склонна к пьянству, злобна или расточительна. Также имело место в ЗМ полиандрия, когда братья имели одну жену, ребёнок которой считался сыном всех братьев.
Браки между различными варнами не поощрялись, но были возможными, если муж принадлежал к более высокой варне, чем жена (но дети в таких брака были неравны между собой в правах).
Женщина находилась в приниженном, подчинённом положении. По ЗМ женщина не пригодна к самостоятельности: в детстве должна находиться под властью отца, взрослой — под властью мужа, в старости — под властью сыновей. Её главным назначением считалось рождение и воспитание детей, прежде всего сыновей, на которых падала обязанность совершать номинальные обряды по умершим предкам. Законным отцом ребёнка считался муж матери независимо от того, кто им был фактически. Женщина в данном случае приравнивалась к домашним животным, рабыням, потомство которых принадлежало хозяину.
Продажа жены и детей считалась возможной, но являлась грехом, однако даже проданная жена не освобождалась от мужа. В случае, если жена не рожала детей, муж мог взять новую жену через 8 лет, если рожала детей мертворождёнными — через 10 лет, если рожала только девочек — через 11 лет. В случае грубости жены муж мог взять новую «немедленно». Жёны, потерявшие мужей, не могли повторно выходить замуж, но в случае смерти бездетного мужа жена по требованию родственников должна была родить от его брата или другого близкого человека.
7) Наследственное право по ЗХ и ЗМ
ЗХ
Наследование по завещанию уже имеет силу, но с известными ограничениями. Преимущественным способом наследования является наследование по закону. Между другими сыновьями имущество делилось поровну. Жене разрешалось только оставаться жить в доме и пользоваться приданым. За ней сохранялись подарки, подаренные покойным мужем. Закон делал различие между детьми от первого и второго законных браков. Первые делили между собой две третьи наследственной массы, а вторые - только одну треть.
Кодекс Хаммурапи говорит в основном о наследовании по закону. Долю умершего сына получают его дети - внуки наследодателя. Усыновленные наследуют на равных основаниях с детьми. Дети, рожденные от рабыни-наложницы, наследуют в том случае, если отец признал их своими детьми. Если отец не признал их своими детьми, они получают только свободу.
ЗМ
Законы Ману - наиболее древний образец наследственного права. В законах упоминается два способа наследования отцовского имущества: оно либо делилось поровну между сыновьями, либо его полностью забирал старший брат, а остальные братья жили при нем, как при отце. Женщина могла наследовать наравне с мужчинами. (Сестры не принимали участие при дележе наследства, но они получали приданое.) При отсутствии детей к наследованию призывались родственники до 6-ой степени.
8) Илку в широком и узком смысле. Правовой режим служебного имущества в зависимости от подхода.
Службное имущество в ЗХ получило название Илку. Илку – изъятое из гражданского оборота имущества (земля, дом, инвентарь, рабы), предоставляемое царём на время несения службы, имеющее свойство переходить по наследству совместно с повинностью. В широком смысле «илку» означало имущество, получаемое за любую государственную службу, а в узком – исключительно за военную.
9) Особенности заключения договора по ЗХ и ЗМ
Особенностями заключения договоров по ЗХ были наличие: письменной формы, клятвы, присутствия свидетелей, точного обозначения объекта договора. Особенностями заключения договоров по ЗМ были: запрет принуждения, соответствие принятой дхарме, трезвость, дееспособность и совершеннолетие субъекта. В обеих случаях рабам было категорически заключать договоры, однако в ЗМ имелось исключение, касательно пользы заключённого договора.
10) Элементы догосударственного древнего права в ЗМ и ЗХ. Особенности применения принципа талиона по ЗХ.
Для ЗМ и ЗХ в совершенстве соответствовали все признаки древнего права: казуистичность изложения норм, отсутствие логики в изложении, отсутствие отраслевого деления, религиозный, носящий авторитетный характер, подтекст, коллективный принцип ответственности, в системе наказаний доминировали смертная казнь, членовредительства и принцип талиона, носящие исключительно запугивающий и карательный характер. Несмотря на наличие принципа талиона, ни один из сборников не упоминает кровной мести. В ЗХ данный принцип использовался при отправлении наказаний за совершённые преступления в рамках отношений «авилумов».
11) Состязательный судебный процесс. Доказательства в суде по ЗМ и ЗХ
Рассмотрение дел в судах носило состязательный характер. Спорящие стороны сами должны были убедить суд в своей правоте и представить для этого соответствующие доказательства.
Доказательства в судах по ЗМ и ЗХ были идентичными: в их систему входили ордалий, свидетельские показания, клятва, вещественный доказательства, признание. Однако ЗМ предусматривали серьёзные требования к свидетельским показания, также в ЗМ была более шире разработана система ордалий.
Тема 2 Законы XII Таблиц и дальнейшее развитие римского права
-
История создания Законов -
В Древнем Риме долгое время монопольное право на толкование и применение правовых норм принадлежало патрициям (коренному населению), а это влекло недовольство плебеев (чужеземцы, освобожденные рабы). Последние требовали установления понятных и известных всем законов. Именно под их давлением в V веке до н. э. была избрана комиссия из 10 человек для составления таких законов. Их записали на 10 деревянных досках и выставлены на Форуме. Поскольку были выявлены определенные проблемы, позднее была образована еще одна комиссия, которая дополнила уже принятые законы еще двумя досками-таблицами.
2) Общественный строй Древнего Рима
Все римское общество делилось на свободных и рабов. Также свободное население делилось на граждан и не граждан. Граждане делились на зависимых это клиенты, вольноотпущенники и колоны, и независимых (патроны и патриции). А также были неграждане, то есть иностранцы, к ним относились перегрины и латины (древние и колоний).
3) Характеристика отцовской власти в Древнем Риме. Освобождение от отцовской
власти.
Отцовская власть над детьми, рождёнными в законном браке, в Древнем Риме была всеобъемлющей, признавалась подобной власти господина над рабами и закреплялась на государственном уровне. Так, отец имел право целиком и полностью распоряжаться жизнью и свободой своих несовершеннолетних детей, он отвечал по искам в пользу своих детей и мог выдать истцу своего ребёнка. Он мог продать ребёнка в рабство в качестве наказания или в силу имущественных интересов. Способами прекращения отцовской власти признавались: смерть домовладыки, смерть подвластного, лишение домовладыки отцовской власти (за оставление подвластного без помощи) и эмансипация подвластного (освобождение из-под власти по воли домовладыки и с согласия самого подвластного).
4) Правовое положение рабов
Рабы в Древнем Риме 1) могли выкупить себя и получить свободу 2) их жизнь и здоровье оценивались значительно дешевле, чем жизнь и здоровье свободного человека 3) в их отношении предусматривались более суровые наказания 4) отсутствовала правосубъектность, так как по искам в их пользу отвечал владелец 5) содержание долговых рабов регламентировалось, однако их могли продать за границу или убить 6) сделка самозаклада имела особый порядок и считалась нерушимой
5) Заключение брака, виды брака.
По Законам XII Таблиц брак заключался с согласия обоих семей и самих вступающих в брак и достижения ими брачного возраста. Заключать брак могли только патриции между собой, брак патриция и плебея был запрещён. Также брак был запрещён у рабов, перегринов и латинов. Признавались две формы заключения брака: cummanu (кумману) в форме символической покупки жены у домовладыки с её полным переходом под власть мужа и sinemanu (синеману), где брак признавался спустя год и один день без нарекаемого со стороны родственников пребывания жены в доме супруга. В последнем случае жена могла не вступать в полное распоряжение мужа, уходя на 3 дня в год из дома.
6) Приобретение права собственности. Разделение на res mancipi и res nec mancipi
По Законам XII Таблиц право собственности приобреталось на основании: захвата никому не принадлежавших вещей, давности пользования бесхозного имущества (для земельного участка – 2 года, для остальных манципируемых вещей – 1 год), наследования и сделки.