Файл: Тема 1 и 2 Древнейшие памятники права Законы Хаммурапи и Законы Ману.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Разделение на res mancipi и res nec mancipi относилось к вещному праву Древнего Рима. Манципируемыми признавались земля, рабы и рабочий скот, а неманципируемыми иные вещи. Такое разделение имело значение при манципации – строго установленной, пропитанной юридическим формализмом Древнего Рима процедуре отчуждения вещей: их продаже, дарении и прочего. В данном процессе подразумевалось наличие клятвы, присутствия свидетелей, весовщика и меди.
7) Круг лиц, согласно Законам способных выступать субъектами права
собственности. Категории физических лиц, отстраненны от распоряжения своим
имуществом
Субъектами права собственности по Законам XII Таблиц признавались только римские граждане и позже латины. Отстранённым от распоряжения своим имуществом Законами XII Таблиц признавались: женщина, находящаеся под властью агнатов, человек, впавший в безумство, расточитель имущества, вольноотпущенник, переходящий в другую семью.
8) Патроны и клиенты
Патрон – патриций, как правило домовладыка, в зависимости от которого находился клиент. Клиент – представитель группы, образовавшейся из иностранцев, вольноотпущенников и незаконнорождённых, находящихся в зависимости от патронов. Он являлся младшим членом агнатской семьи патрона, получал от него скот, землю, имел право учавствовать в родовом культе, а в ответ был обязан уважать его, идти за ним в случае чего на войну, а также оказывать материальную поддержку.
9) Стадии судебного процесса
Судебный процесс Древнего Рима можно разделить на 3 части: 1) Подача иска, вызов ответчика в суд (данную функцию осуществлял сам истец) 2) Судоговорение (Оно было публичным и состязательным, а также имело нечёткий определённый временной промежуток до заката солнца. Здесь судья принимал и взвешивал доказательства) 3) Вынесение решения (Данную функцию осуществлял магистрат или народное собрание)
10) Легисакционный судебный процесс
Легисакционный процесс – форма рассмотрения сложных юридических случаев в древнейшем римском праве, состоящее из 2 стадий: in jure (ин юре) – строго формальная процедура и in judicio (ин юдицио) – свободная процедура. In jure включала в себя явку к претору, произнесение клятвы, назначение дня суда и суммы судебного залога. In judicio включала в себя сам судебный процесс в назначенный день: выслушивание сторон, свидетелей, взвешивание доказательств и вынесение приговора, который не мог быть обжалован.
11) Дуализм римского права
Дуализм римского права – феномен в изложении правовых норм, суть которого проявляется в коллизии, возникшей на основе противоречий цивильного (принятого навсегда до отмены высшими законодательными органами власти) и преторского (принятого в форме эдикта претора на год административными органами власти) права.
12) Виды договоров: литеральный, вербальные, реальные, консенсуальные
Литеральный – договор, имеющий силу, лишь с момента утверждения, посредством подписания сторонами. Вербальный – договор, приобретающий обязывающую силу посредством и с момента произнесения устных известных формул и фраз. Реальный – договор, устанавливающий какие-либо обязательства имущественного характера. Консенсуальный – договор, устанавливающий обязательства из данного соглашения.
13) Формулярный судебный процесс
Формулярный процесс – форма судебного разбирательства, ставшая эволюционной от легисакционного, ввиду ухода от формализма, посредством упрощения стадий. Данный процесс породил упрощение стадии in jure – теперь претор составлял для судьи записку (формулу) в форме некого приказа, содержащую все основные детали предстающего для рассмотрения дела. Приговор также не мог быть обжалован.
14) Экстраординарный судебный процесс
Экстраординарный процесс – форма судебного разбирательства, ставшая эпилогом долгого развития судебных институтов Римского государства и сформированная административными органами для быстрого разбирательства в делах, в обход деятельности утративших доверие выборных судебных органов. Складывание данного процесса объясняется необходимостью быстрого принятия решения на фоне большого количества дел в огромном государстве. В результате процесс потерял публичность, но при этом появилось право апелляции.
15) Источники права Византии. Причины кодификации Юстиниана.
Источниками права Византии являлись: Кодекс Феодосия I, сложенный на основе норм Римской империи, архаичные конституции Грегориана, Гермогениана, а также институция Гая, содержавшая в себе положения классического римского права, работы крупнейших юристов Ульпина, Павла и других. Причиной кодификации стало отсутствие единого судебного законодательства, необходимость формирования собственного обособленного от норм Западной Римской империи законодательства, стремление систематизировать накопившиеся с периода Законов XII Таблиц большой объём разнообразного материала.
16) Результат кодификации Юстиниана.
Результатом кодификации Юстиниана стало появление кодекса, унифицировавшего законодательство как Восточной Римской империи, так и доставшееся по наследству от пережившей падение Западной Римской империи. Кодекс Юстиниана стал отправной точкой для дополнительных переработок в связи с изданием дигест и институций, дополнявших или вносивших ясность в положение определённых статей. Данный документ стал важнейшим источником византийского права, действовавшим до IX века и ставшим основополагающим в дальнейшем развитии многих отраслей современного права.
Вопросы по темам лекционных занятий
-
Образование государства в Афинах. Реформы Солона и Клисфена.
Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя. В рамках военной демократии очень серьёзно начинают проявляться противоречия между подвластными и власть имущими. Следствием этого были реформы, связываемые по традиции с именем Тезея. Приписываемые ему реформы - результат постепенных изменений, происходивших в течение ряда веков и завершившихся к VIII в. до н.э. Одной из таких реформ было объединение племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В результате в Афинах был создан Совет, управлявший делами всех четырех племен. Следующим социальным противоречием во второй половине VI в. до н.э. стало превышение числа рабов над числом свободных людей, ввиду суровой ответственности за тяжесть долгового бремени. Предвещая мятежи и бунты, Солон провёл реформу, результатом которой стали списание долгов кабальных афинян и запрет ответственности личностью за несостоятельность должника. Также Солон преобразовал орган центрального управления – теперь он получил название «Совет четырёхсот» (по 100 от каждого племени). Также он разделил всех граждан Афин на 4 класса, в зависимости от уровня дохода и количества земли. На основе данного принципа классов стала формироваться армия и избираться на определённые государственные должности. Следующим этапом стали реформы Клисфена, которые ликвидировали деление граждан Афин по принадлежности к какому-либо племени, а вся территория Аттики была поделена на 100 демов (самоуправляющихся общин-округов).
2) Отличие афинской демократии от современной демократии.
Специфика афинской демократии, отличие которой от современной заключается в том, что современная демократия — представительная, тогда как афинская была прямой. Её характерными чертами были: непосредственное участие граждан в принятии законов и отправлении правосудия; выборность, сменяемость и подотчетность должностных лиц; относительная простота управления; коллегиальность решения вопросов; отсутствие какого-либо рода бюрократизма.
3) Государственный строй Афинской демократической республики.
В Афинской республике стала складываться система разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, при которой ветви власти имеют различную компетенцию и возможности воздействия друг на друга. Однако принцип разделения властей проявлялся неполноценно (народное собрание — экклесия, являвшаяся законодательным, судебным и контрольным органом). Тем не менее система органов власти в республике представляла собой следующую картину: высшая законодательная власть (и вообще верховная власть в государстве) передавалась экклесии. Высшая исполнительная власть вручалась Совету пятисот и коллегии 10 стратегов (по одному от 10 демов). Высшая судебная власть вручалась гелиэе.
4) Особенности общественного и государственного строя Спарты.
Становление спартанского государства специфично и значительно отличается от аналогичного процесса в Афинах. Дело в том, что община спартанцев образовалась в результате военных столкновений между племенами, мигрировавшими по территории Балканского полуострова. При объединении спартанцы поработили население Мессинии, а это позволило поделить землю между завоевателями и приобрести дешевую рабочую силу — рабов. Количество порабощенных оказалось значительно больше поработивших, что вызвало необходимость формирования военной демократии. Спартанцы жили в поселении, больше напоминавшем военный лагерь, в котором детей с раннего возраста обучали военным наукам, беспрекословной дисциплине, отваге. Во главе Спарты стояли архагеты – цари, власть которых передавалась по наследству, совет старейшин имел законодательные полномочия, народное собрание утверждало или отвергало принятые законы, а также было судебным органом, а представительная власть — коллегии эфоров.
5) Формы правления римского государства. Реформа Сервия Туллия и ее значение.
Период образования Рима (города), после Римская республика, потом Римская Империя, которая делилась на принципат и доминат
Термин «республика», которым традиционно характеризуют государственно-политическую организацию Рима IV–I вв. до н. э., в исторической основе не имеет качественного значения (res publicae — общие дела). Смыслом организации власти в своем государстве римляне видели обеспечение гражданских прав и гарантию особых, привилегированных свобод полноправного жителя полиса. Главную опасность гражданской свободе усматривали в единоличной и в исполнительной власти (украшая в легендарной своей истории прошлых царей многими пороками). Только народ в целом обладает верховной властью, поручая отдельные части этой власти разным учреждениям и лицам. Этот принцип стал основой классической Римской республики.
Строй Римской республики отличался несколькими важными свойствами, которые закрепили совершенно особый политический уровень взаимодействия общественных интересов гражданина с интересами всего сообщества. В этом смысле римская республика была новым важнейшим этапом в истории античного государства.
+
Принципат – это начальный период монархического правления, названный по именованию должности, выбранной Октавианом Августом (от лат. Princeps – первый среди равных). Принципат является стадией ухода от республиканского строя и характеризуется стремлением ликвидации демократических институтов, так титул принцепссенатус означал «первый сенатор». Его впервые получил от сената основатель империи Октавиан Август, поставленный первым в списке сенаторов и получивший право первым выступать в сенате, что позволяло предопределять решения последнего. В данный период государства из орудия римской аристократии превращается в орудие всего класса рабовладельцев. В это время Римская империя остановила свои экспансии и приток новых рабов остановился, в связи с чем экономика пережила серьёзный кризис.
Изначально носившая исключительно военный характер реформа Сервия Туллия обернулась весомым социальным изменением: так как армия Рима на первых порах состояла исключительно из патрициев, то, ввиду отсутствия плебеев в военной организации, между населением и армией находилось несоответствие. Активная внешняя политика Рима требовала увеличения числа воинов, и с этой целью всё свободное население было распределено по имущественному цензу, опираясь на который, от каждого лица выставлялось определённое количество воинов. Значение реформ Сервия Туллия состояло в том, что они заложили основы новой организации римского общества — не по родовому, а по имущественному признаку. Включение плебеев в состав римского народа, привлечение их к участию в народных собраниях способствовало консолидации свободных граждан, обеспечило возможность осуществления их господства над рабами.