Файл: Целью данной работы является рассмотрение гражданских правоотношений.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Опекуны и попечители не назначаются лицам, находящимся на воспитании или попечении в государственных учреждениях либо общественных организациях, администрация которых выполняет обязанности опекунов и попечителей (ст. 147 СК). Специальный опекун над имуществом может быть назначен в случаях, когда оставшееся за пределами учреждения или организации имущество подопечного требует управления.
Опекун совершает сделки от имени подопечного и является его законным представителем. Попечитель оказывает подопечному содействие в совершении им сделок и дает частично и ограниченно дееспособным согласие на совершение ими тех сделок, которые они не вправе совершать самостоятельно. Если сделки выходят за пределы бытовых, то опекун вправе их совершать, а попечитель давать согласие на их совершение лишь с предварительного согласия органа опеки и попечительства. Дарение от имени подопечных вообще не разрешается (ст. 36 ГК и 150 СК).
Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Функции по опеке и попечительству возлагаются на отделы народного образования в отношении несовершеннолетних лиц, на отделы здравоохранения в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и на отделы социального обеспечения в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья (ст. 34 ГК и 121 СК).
Итак, под дееспособностью понимается не только возможность субъекта иметь права обязанности, но и способность осуществлять их своими личными действиями, отвечать за последствия, быть участником правовых отношений. Дееспособность зависит от возраста и психического состояния лица.
Правоспособность и дееспособность юридических лиц обладают существенными особенностями. Юридическими лицами признаются организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего, имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде (ст.48 ГК). Каждое юридическое лицо обладает правоспособностью, так же, как и каждый гражданин, однако в отличие от граждан, которые все обладают одинаковой правоспособностью, правоспособность юридических лиц является общей или специальной. Это значит, что они могут обладать такими правами, которые соответствуют стоящим перед каждым юридическим лицом задачам. Большинство коммерческих организаций может заниматься любыми видами деятельности, остальные - только предусмотренными их учредительными документами (ст. 49 ГК). Поэтому юридические лица обладают различной правоспособностью. Она определяется законом, устанавливающим общие положения, а особенности предусматриваются уставами юридических лиц и положениями о них. В основном, как вообще в гражданском праве, речь идет об имущественных правах и обязанностях, но ими правоспособность юридических лиц не ограничивается. Достаточно сослаться на п. 7 ст. 152 ГК. Конечно, законодатель относительно свободен в определении правоспособности юридических лиц, но нельзя забывать об объективной обусловленности его воли.
Специальную правоспособность не следует понимать так, что юридическое лицо обязательно должно заниматься только одним видом деятельности. Есть организации узко специализированные, что облегчает решение многих вопросов и позволяет легче достичь высокого уровня своей работы, есть и организации многопрофильные, что дает им более широкие возможности получать доходы, гибче приспосабливаться к потребностям населения и экономики, а также создает определенные удобства для потребителей. Но тем не менее каждое юридическое лицо должно в первую очередь ставить перед собою те задачи, решения которых ожидает от него общество. Сельскохозяйственное предприятие не вправе без изменения его юридической личности переключиться целиком на промышленное производство и наоборот. Тем более это относится к учреждениям.
Момент возникновения правоспособности юридического лица определяется моментом государственной регистрации юридического лица (ст. 51 ГК).
Одновременно с возникновением правоспособности возникает и дееспособность юридического лица. Можно согласиться с распространенным мнением, что юридическое лицо всегда правоспособно и дееспособно. Но при этом обычно забывается, что юридическое лицо не действует иначе, как через свои органы (ст. 53 ГК). Органы юридического лица могут быть коллегиальными и единоличными. В обоих случаях предусматривается определенный порядок назначения либо избрания органов юридического лица и их деятельности законом, уставом или положением. Если орган сформирован и действует не в соответствии с установленным порядком, он должен быть признан недееспособным.
Итак, субъекты гражданских правоотношений — это их участники, те лица, которые несут права и обязанности в правоотношении.
3.2. Понятие и виды объектов гражданского правоотношения
Объектом правового отношения выступает то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, иными словами, - то, ради чего возникает само правоотношение. Субъективное право открывает перед его обладателем возможность чем-то владеть, пользоваться, распоряжаться, вести себя определенным образом, претендовать на действия других. Все это подпадает под понятие объекта. Обязанность призвана обеспечивать осуществление данного права, а следовательно, нормальное функционирование правового отношения в интересах управомоченного и государства в целом. Человек как таковой может быть лишь субъектом, но не объектом права и правоотношений.
«Как общественная связь между людьми, устанавливающаяся в результате их взаимодействия, гражданское правоотношение может воздействовать только на поведение человека». Поэтому в качестве объекта гражданского правоотношения выступает поведение его субъектов, направленное на различного рода материальные и нематериальные блага.
Специфика гражданского имущественного правоотношения в том, что его участники своим поведением воздействуют на определенные материальные блага, а не только друг на друга. Объект гражданского имущественного правоотношения составляет поведение субъектов гражданского правоотношения, направленное на различного рода материальные блага. Нужно различать поведение субъектов гражданского правоотношения в процессе их взаимодействия между собой и их поведение, направленное на материальное благо. Первое образует содержание гражданского имущественного правоотношения, а второе - его объект. Механизм воздействия гражданского имущественного правоотношения своим содержанием на объект следующий: управомоченная сторона своим поведением воздействует на обязанную сторону, которая под влиянием этого и совершает действия, направленные на соответствующие материальные блага.
В личном неимущественном правоотношении в качестве объекта выступает поведение сторон, направленное на различного рода нематериальные блага, такие, как честь, достоинство и деловая репутация, имя человека, наименование юридического лица и т.д. Однако в любом гражданском правоотношении объект представлен поведением его участников, направленным на какие-либо блага, способные удовлетворять потребности человека.
Каждое гражданское правоотношение имеет тот или иной объект. Возможность существования безобъектных правоотношений отвергается большинством юристов, однако другие вопросы решаются ими нее одинаково. Так, по вопросу об объекте гражданского правоотношения в литературе высказываются самые различные мнения. Одни авторы считают, что в качестве объекта гражданского правоотношения всегда выступают вещи". Между тем вещи не способны реагировать на воздействие со стороны правоотношения как определенного рода связи между людьми. «Само по себе взаимодействие между людьми не может привести к каким-либо изменениям в вещах. Лишь поведение человека, направленное на вещь, способно вызвать в ней соответствующие изменения». Другие авторы полагают, что объект гражданского правоотношения образует поведение человека. Однако не всякое поведение человека составляет объект правоотношения. Так, нельзя рассматривать в качестве объекта поведение людей в процессе их взаимодействия в рамках существующего между ними правоотношения. Это поведение составляет содержание гражданского правоотношения. Только поведение субъектов гражданского правоотношения, направленное на различного рода материальные и нематериальные ценности, может выступать в качестве объекта гражданского правоотношения.
А.П. Дудин, считая необходимым строго придерживаться общефилософского понимания категории «объект», делает вывод, что «объект правоотношения - это предмет, на который направлена деятельность субъектов правоотношения, осуществляемая в процессе реализации ими своих юридических прав и обязанностей».
Другая крайность в отношении к философской категории «объект» при исследовании объекта правоотношения видится в полном отрицании ее значения. Так, С.С. Алексеев полагает, что применительно к правоотношению термин «объект» может быть заменен и другим, что здесь чисто терминологическое сходство, а понятие объекта правоотношения имеет особый, специально-юридический смысл, и аргументирует свой взгляд прежде всего тем, что в юридической науке объект непосредственно не связывается с субъектом. С последним можно согласиться. Однако в правовой теории «объектом» принято считать явление, которое подвергается воздействию со стороны другого юридического явления. Таким образом, основной смысл этой категории сохраняется и в праве.
В.Н. Протасов полагает, что традиционное понимание объектов не позволяет использовать эту категорию эффективно, результативно, и потому предлагает различать объект деятельности и объект интереса участников. Он не останавливается на понятии интереса, но по изложению можно понять, что под интересом понимается цель и результат деятельности. Однако эти явления лежат за пределами данного правоотношения. Для обоснования своей позиции В.Н. Протасов принижает значение действий (деятельности). Он пишет, что собственные акты поведения объектов объектами правоотношений не являются. Это правильно, если говорить о действиях носителя права, но не обязанного лица. И дальше добавляется: «как и результаты деятельности, которые следует рассматривать в качестве продукта правового поведения, а не его предмета». «Продукт правового поведения» - это нечто неопределенное, не имеющее своего самостоятельного места в правоотношении, не являющееся его объектом. Результаты же деятельности управомоченного лица, в отличие от результатов деятельности обязанного лица, могут иметь место внутри данного правоотношения, «продукт» станет именно предметом, объектом правоотношения. Например, собственник для себя создает какую-то вещь, эта вещь будет объектом того же правоотношения собственности. Если правоотношение устанавливается в интересе третьего лица, то этот интерес и подавно не входит в содержание данного правоотношения. В приводимых Протасовым примерах с перевозкой и экспедицией объектами этих правоотношений являются действия перевозчика и экспедитора, и эти действия будут считаться законченными, если по обстоятельствам, за которые перевозчик и экспедитор не несут ответственности, отправленные вещи не дойдут до получателя.