ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа № 1 «Изучение содержания обновлённых ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО, ФГОС ООО»
Работу необходимо оформить в виде таблицы
Параметр сравнения | ФГОС 2009/2010 | ФГОС 2021 |
Требования к условиям реализации программ обучения | Не уделено внимание дистанционному обучению Требований к способам, с помощью которых надо обеспечивать вариативность программ, не было Срок получения НОО – 4 года - не установлено сокращение. Количество учебных занятий за 4 года – не менее 2904 часов и не более 3345 часов | ФГОС устанавливают вариативность сроков реализации программ (не только в сторону увеличения, но и в сторону сокращения) ФГОС детализируют условия реализации образовательных программ Срок получения НОО – не более 4 лет-может быть сокращен для обучающихся по индивидуальным учебным планам В качестве общесистемных требований к реализации программы начального общего образования рассмотрены вопросы организации дистанционного образования (п. 34.4) Общий объем аудиторной работы за 4 года – не менее 2954 часов и не более 3190 часов Более детально расписаны требования к условиям реализации программы начального общего образования, в том числе обеспечивающие формирование функциональной грамотности; новый вид – общесистемные требования. п. 11. На основе ФГОС органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим управление в сфере общего образования, и учредителем общеобразовательной организации формируются и утверждаются нормативы финансирования государственной (муниципальной) услуги по реализации программы начального общего образования и нормативов затрат на обеспечение условий ее реализации. п. 39.1. Финансовые условия реализации программы начального общего образования должны обеспечивать: соблюдение в полном объеме государственных гарантий по получению гражданами общедоступного и бесплатного начального общего образования; возможность реализации всех требований и условий, предусмотренных ФГОС; Во ФГОС НОО и ООО закрепили, что школа может формировать программы разного уровня и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей школьников. Прописали три способа, с помощью которых надо обеспечивать вариативность содержания программ. Первый – в структуре программ НОО и ООО можно предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. Второй – школа вправе разработать и реализовать программы углубленного изучения отдельных предметов. Третий – можно разработать и реализовать индивидуальный учебный план в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников покрытие затрат на реализацию всех частей программы начального общего образования |
Требования к структуре основной образовательной программы | Раздел включал: программу формирования УУД на уровне НОО или программу развития УУД на уровне ООО; программы отдельных учебных предметов, курсов, а также курсов внеурочки на уровне НОО; рабочую программу воспитания; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на уровне НОО; программу коррекционной работы Основная образовательная программа начального общего образования (термин) включает: 1. пояснительная записка 2. планируемые результаты освоения основной образовательной программы НОО 3. Система оценки достижения планируемых результатов 4. программа формирования УУД 5. Программы отдельных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности 6. Рабочая программа воспитания 7. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни 8. Программа коррекционной работы 9. Учебный план 10. План внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы. 11. Система условий реализации основной образовательной программы | На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (п. 31 ФГОС НОО). На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Программу коррекционной работы нужно включать, если в школе обучаются дети с ОВЗ. Также добавили рабочие программы учебных модулей Программа начального общего образования (термин) включает: 1. Пояснительная записка 2. планируемые результаты освоения обучающимися программы НОО 3. Система оценки достижения планируемых результатов 4. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей. 5. программа формирования УУД 6. рабочую программу воспитания 7. учебный план 8. план внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы (с перечнем событий и мероприятий воспитательной направленности) 9. характеристика условий реализации программы НОО в соответствие с требованиями ФГОС. Требования к результатам обучения Направления развития личности: Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное Гражданско-патриотическое воспитание Духовно-нравственное воспитание Эстетическое воспитание Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Трудовое воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания ФГОС конкретизируют результаты освоения программ Четкость деления УУД и конкретность формулировок учебных действий, выделение новой категории учебных действий (базовые начальные исследовательские действия), новых коммуникативных действий (публичные выступления и совместные проектные работы), а также акцент на алгоритмизацию в учебной деятельности. Прежним осталось развитие общих коммуникативных навыков, логических действий и регулятивных навыков. |
Требования к результатам обучения | Требований было меньше, формулировки в обобщенном видеНаправления развития личности: Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное | Требования к результатам освоения программы уточнили и расширили по всем видам результатов – личностным, метапредметным, предметным. Также добавили результаты по каждому модулю основ религиозной культуры и светской этики. На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин Гражданско-патриотическое воспитание Духовно-нравственное воспитание Эстетическое воспитание Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Трудовое воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания ФГОС конкретизируют результаты освоения программ Четкость деления УУД и конкретность формулировок учебных действий, выделение новой категории учебных действий (базовые начальные исследовательские действия), новых коммуникативных действий (публичные выступления и совместные проектные работы), а также акцент на алгоритмизацию в учебной деятельности. Прежним осталось развитие общих коммуникативных навыков, логических действий и регулятивных навыков. |
Самостоятельная работа «Решение кейсов с обоснованием решения»
Ситуации (кейсы) и обоснования
Вам предложены ситуации, необходимо сделать множественный выбор из предложенных ответов.
Материалы к практической части занятия: файлы документов ФГОС 2004, ФГОС НОО 2009, ФГОС НОО 2021, ФГОС ООО 2010, ФГОС ООО 2021. Ссылка на сайт ФИПИ, универсальные кодификаторы:
https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/univers-kodifikatory-oko
1. В учительской одной из школы шла оживленная дискуссия о том, как должен вести урок учитель-профессионал. Учителя не сходились во мнениях, каждый отстаивал свою точку зрения, опираясь на собственный опыт. Среди перечисленных подходов, которые учителя выписали на доске, выделите те, с которыми Вы согласны и систематически применяете на своих уроках.
-
Учитель соблюдает следующую этапность урока: опрос, объяснение нового материала, закрепление нового материала. -
Учитель требует неукоснительного соблюдения дисциплины. -
Учитель организует изучение нового материла через постановку проблемы. -
Учитель не позволяет школьникам эмоциональных проявлений, таких как удивление, недовольство, оживление, боязнь и др. -
Учитель поощряет минимальные успехи слабых учащихся. -
На уроке преобладают фронтальные методы обучения, когда одно и то же задание все ученики выполняют одновременно. -
Учитель применяет на уроке мультимедийные средства обучения. -
В конце урока учитель делает заключение о том, что узнали и чему новому научились, оценивает качество учащихся работы на уроке.
Ответ: 3. В начале урока необходимо заинтересовать учащихся. Это можно сделать через постановку проблемы. Проблема, поставленная на уроке , обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалогом помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или "открытие" нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.
5. Обязательно необходимо поощрять слабого ученика. Необходимо соотносить успех ребенка с его личными усилиями и возможностями так, чтобы он обрел уверенность в повторном успехе. Надо обязательно хвалить за малейшее продвижение в нужном направлении, за позитивные тенденции поведения.
7. На своих уроках часто применяю мультимедийные средства, т.к. часто на уроках ИЗО проводим виртуальные экскурсии по музеям, готовим «выставки» одного художника, знакомимся с различными видами искусства и т.д. На уроках технологии это тоже очень необходимо. Я, иногда, на уроках разрешаю пользоваться сотовыми телефонами при поиске той или иной информации по теме урока.
8. Это логично, что на каждом уроке должен быть подведён итог работы на уроке. Это поможет и учителю, и ученику.
2. Учитель А. планирует проведение урока по теме «Три состояния вещества», окружающий мир, 3 класс. Из предложенного ниже списка выберите и расставьте в определенной последовательности только те действия учителя, которые Вы бы спланировали при проведения такого урока.
-
Учитель показывает демонстрационный эксперимент по превращению воды -
Учитель показывает презентацию по теме урока, объясняет учебный материал -
Учитель объявляет цели и задачи урока -
Учитель читает загадки о разных состояниях воды для мотивации школьников -
Учитель предлагает сформулировать тему урока -
Учитель предлагает сделать выводы по результатам наблюдений -
Учитель организует работу в парах для иллюстрации превращения воды по сказке «Снегурочка» -
Учитель выставляет отметки за усвоение нового материала -
Учитель просит школьников назвать, что они узнали на уроке, что было трудно, что интересно -
Учитель подводит итоги урока
Ответ: 1,4,5,6,7,9
3. Учителя, работающие в одной параллели, представили на методическом объединении описание подходов к проведению урока обобщения и систематизации знаний по теме "Лексика. Фразеология" 6 кл. С какими позициями, из представленных ниже, Вы скорее согласны?
-
Я организую введение в урок: сообщаю школьникам его цели и задачи -
На слайдах презентации я показываю основные понятия темы, привожу примеры для их иллюстрации -
Я подбираю интересную лингвистическую задачу, чтобы мотивировать школьников на учебную деятельность -
Я провожу игру «Фразеологический бой» -
Я организую работу в группах по решению лексических заданий -
Я излагаю, а учащиеся записывают в тетради основные выводы по теме -
Я организацию самостоятельную работу с учебником для учащихся с недостаточным уровнем подготовки -
Я подвожу итоги урока и для диагностики знаний провожу контрольную работу -
Я провожу оценивание школьников с выставлением отметок в журнал.
Ответ: 3,4,5,7,9
4. При подготовке к обобщающему уроку по курсу «География материков и океанов», 7 кл., молодой учитель запланировал определенные цели. Какие из перечисленных целей урока Вы бы не стали планировать?
-
сформировать систему новых понятий -
развить умение классифицировать знания о географии материков и океанов -
развить умение связывать полученные знания по курсу с практическим опытом -
сформировать умение самоконтроля -
развить умение связывать основные понятия по данного курсу -
сформировать умение поиска и выделения информации о географии материков и океанов
Ответ: 2,3,5
5. В школе планируется проведение недели открытых уроков для педагогов соседней школы. Свой профессионализм учителя хотят продемонстрировать на примере организации комбинированных уроков. А какие из подходов, представленных ниже, смогли бы убедить Вас в высоком профессионализме учителей?
-
Сообщение содержания нового материала с применением презентации -
Предъявление школьникам учебных заданий различной степени сложности -
Выполнение практических учебных заданий под руководством учителя -
Организация взаимодействия учеников при решении учебной задачи -
Фронтальная проверка знаний с выставлением поурочных отметок -
Индивидуализации обучения за счет организации учебной работы школьников с электронными ресурсами -
Выступление учащихся с сообщениями по новой теме -
Использование интерактивной доски для формирования метапредметных результатов обучения -
Мотивирование учебной деятельности обучающихся с помощью заданий, связанных с жизнью
Ответ:2,4,5,8,9
Практическая работа № 2 «Анализ видео фрагментов учебных занятий с позиции системно-деятельностного подхода» https://youtu.be/lMPHYFkplt4
Урок биологии
https://youtu.be/da-UMw8zzw4
Урок литературы
https://youtu.be/72xO_M99WEg
Урок в начальной школе "Искусство"
https://youtu.be/j-ZRH0D2GwY
Начальная школа:
Текстовая деятельность:
https://edsoo.ru/Tekstovaya_deyatelnost_uchaschihsya_4_klassa.htm
Русский язык:
https://edsoo.ru/Russkij_yazik_Nachalnaya_shkola_Rabotaem_s_tekstom_opisaniem.htm
Формирование метапредметных результатов обучения:
https://edsoo.ru/Formirovanie_metapredmetnih_rezultatov_obucheniya_mladshih_shkolnikov.htm
Примерные рабочие программы: https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm
Критерии оценивания: обоснованность / необоснованность заключений об уроке с позиций системно-деятельностного подхода.
Чек-лист анализа фрагмента учебного занятия
Предмет, класс | Тема анализируемого учебного занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Общий вывод о учебном занятии в контексте реализации системно-деятельностного подхода | ||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||||||
Осуществляемые действия | Формы и приемы организации деятельности | Осуществляемые действия | Формы и приемы организации деятельности | Осуществляемые действия | Формы и приемы организации деятельности | |||||||
Биология 7 класс | Процесс питания и дыхания клетки | Диалогическое общение, деятельность учителя - направляющая | Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Проблемно-диалоговое взаимодействие | Отвечают на простые и сложные вопросы учителя, анализируют и делают выводы, сравнивают, обобщают, классифицируют. | Выражение своих мыслей. Учебное сотрудничество. | Слушают и понимают учителя и товарищей, строят речевые высказывания в соответствии с задачей. Взаимодействие в процессе групповой работы. | Планирование | Выполнение задания в диалоге с учителем. Совместное составление плана работы. | Учитель через систему вопросов обозначает проблему, ученики принимают проблему. Учитель управляет поисковой деятельностью Знания не даются в готовом виде. | |||
Искусство Начальная школа | Аппликация человечка | Диалогическое общение, наплавляющая деятельность учителя. | Поисково-исследовательские | Извлечение информации из схем и рисунка. Представление информации в виде таблицы. Работа по созданию ассоциативного ряда. | Участие в беседе. Формулировка выводов. Учебное сотрудничество. Работа в группах. | Участие в беседе. Формулировка выводов. Учебное сотрудничество. Работа в группах. | Планирование и самоконтроль | Составление плана работы, работа по плану с отметкой о её выполнении, рефлексия деятельности. | Структура урока соответствует структуре урока по ФГОС, учитель реализует системно-деятельностный подход, задания направляют обучающихся на самостоятельный поиск решения поставленной задачи; групповая работа направлена на развитие коммуникативных компетенций детей, они взаимодействуют в группах. Знания не даются в готовом виде. |