Файл: Самостоятельная работа модуль достижения современной педагогической науки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа
МОДУЛЬ «ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ»
_______________________________________________________________________________
ТЕМА 1.2. ПСИХОЛОГИЯ – СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ
А.
Ознакомьтесь с дополнительными материалами: |
1. Лактионова Е.Б. (2013) Психологическая экспертиза образовательной среды: монография. - СПб.: Изд-во «Книжный Дом», 2013. https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-ekspertiza-obrazovatelnoy-sredy-metodologicheskie-osnovaniya-i-empiricheskie-pokazateli/viewer 2. Лактионова Е.Б. (2015) Личностно-развивающий потенциал образовательной среды с разным уровнем психологической комфортности. // Сибирский учитель. № 1 (98). С. 30-33. http://www.sibuch.ru/sites/default/files/ПоискЛактионова.pdf 3. Лактионова Е.Б., Баева И.А., Орлова А.В., Кондакова И.В., Тузова А.С. (2020) Роль образовательной среды в психологическом благополучии учащихся специализированных и общеобразовательных школ. // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. № 197. С. 31-41. DOI: 10.33910/1992-6464-2020-197-31-41. https://cyberleninka.ru/article/n/rol-obrazovatelnoy-sredy-v-psihologicheskom-blagopoluchii-uchaschihsya-spetsializirovannyh-i-obscheobrazovatelnyh-shkol/viewer 4. Лактионова Е.Б., Баева И.А., Орлова А.В., Кондакова И.В., Тузова А.С. (2021) Личностные ресурсы психологического благополучия высокоодаренных подростков в разных типах образовательной среды. // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. № 202. С. 95-105. DOI: 10.33910/1992-6464-2021-202-95-105. https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-resursy-psihologicheskogo-blagopoluchiya-vysokoodarennyh-podrostkov-v-raznyh-tipah-obrazovatelnoy-sredy/viewer 5. Лактионова Е.Б., Грецов А.Г., Орлова А.В., Тузова А.С. (2021) Особенности психологического благополучия одаренных подростков с разным уровнем развития креативности. // Психологическая наука и образование. Том 26, № 2. С. 28-39. DOI: 10.17759/pse.2021260203. https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2021_n2/pse_2021_n2_Laktionova_Gretsov_et_al.pdf 6. Лактионова Е.Б., Кондакова И.В., Тузова А.С. (2021) Личностные особенности одаренных учащихся с разным уровнем психологического благополучия. // Педагогический имидж. Том 15, № 2 (51). С. 234-246. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-234-246. https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-osobennosti-odaryonnyh-uchaschihsya-s-raznym-urovnem-psihologicheskogo-blagopoluchiya/viewer 7. Лактионова Е.Б., Орлова А.В., Кондакова И.В., Тузова А.С. (2020) Отношение к образовательной среде и психологическое благополучие учащихся специализированных и общеобразовательных школ. // Педагогический имидж. Том 14, № 3 (48). С. 500-515. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-500-515. https://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-k-obrazovatelnoy-srede-i-psihologicheskoe-blagopoluchie-uchaschihsya-spetsializirovannyh-i-obscheobrazovatelnyh-shkol/viewer |
Как вы считаете, что является основным фактором снижения уровня психологического благополучия в вашей образовательной организации? Кто из субъектов образовательной среды ощущает его в наибольшей степени? Какие меры, с вашей точки зрения, нужно предпринять для повышения уровня психологического благополучия педагогов и учащихся в вашей образовательной организации? |
Б.
Изучите дополнительные материалы: |
clck.ru/342vh8
3. Баева И.А., Лактионова Е.Б., Гаязова Л.А., Кондакова И.В. (2020) Детерминанты психологической защищенности педагога в образовательной среде // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. № 197. С. 18-30. DOI: 10.33910/1992-6464-2020-197-18-30. https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/197/baeva_197_18_30.pdf 4. Баева И.А., Тарасов С.В. (2021) Психологические технологии формирования и оценки безопасной образовательной среды: учебно-методическое пособие. Гатчина. https://lib.herzen.spb.ru/marc/get.php?DbVal=32391&file=contents_23577688 5. Габер И.В., Зарецкий В.В., Артамонова Е.Г., Ефимова О.И., Калинина Н.В. (2021) Обеспечение психологической безопасности образовательной среды. Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций. М. https://fcprc.ru/wp-content/uploads/2019/05/1.-Metodicheskie-rekomendatsii-po-obespecheniyu-psihologicheskoj-bezopasnosti-obrazovatelnoj-sredy-dlya-rukovoditelej-OO.pdf |
Задания для самостоятельного выполнения Докажите на собственных примерах важность психологической безопасности среды и личности для успешного развития и функционирования человека. Опишите образовательную среду в классе, в котором вы сейчас работаете. Какие меры вы можете предпринять для повышения уровня ее психологической безопасности? |
Как вы считаете, что является основным фактором снижения уровня психологического благополучия в вашей образовательной организации? Какие меры, с вашей точки зрения, нужно предпринять для повышения уровня психологического благополучия педагогов и учащихся в вашей образовательной организации?
1.Отсутствие полноценного отдыха.
2. Много рутинной работы.
3.Частые изменения в образовательных программах.
Кто из субъектов образовательной среды ощущает его в наибольшей степени?
Педагоги.
Какие меры, с вашей точки зрения, нужно предпринять для повышения уровня психологического благополучия педагогов и учащихся в вашей образовательной организации?
Создание комфортной среды для обучения.
Помогать детям в установлении позитивных отношений с окружающими. Важно, чтобы в окружении ребенка были принимающие и поддерживающие его люди.
. Необходимо поощрять самостоятельность и ответственность ребенка, уважать суверенность его психологического пространства. Поддерживать целеустремленность, идущую от самого ребенка. Создавать пространство детской реализации.
Докажите на собственных примерах важность психологической безопасности среды и личности для успешного развития и функционирования человека.
Психологическую безопасность рассматривают как защищенность человека, составляющую, наряду с внешними внутренние условия безопасности, в число которых входят элементы опыта субъекта, способность и готовность к распознаванию, предвидению и уклонению от опасностей. В свою очередь, они предполагают, как минимум владение соответствующими знаниями, умениями и навыками, определенный уровень развития перцептивных, мнемических, интеллектуальных способностей, а также сформированную мотивацию к обеспечению безопасности жизнедеятельности.
Структура психологической безопасности включает в себя отношение субъекта (к себе, другим и социуму в-целом), его удовлетворенность жизнью социальную активность, что создает пространство защищенности от угроз. Другими словами, это некое состояние динамического баланса отношений субъекта к миру, себе, другим, его активности и удовлетворенности, соответствующих различным (угрожающим) влияниям внешнего и внутреннего мира. Психологическая безопасность позволяет субъекту сохранять целостность, саморазвиваться, реализовывать собственные цели и ценности в процессе жизнедеятельности.
Опишите образовательную среду в классе, в котором вы сейчас работаете. Какие меры вы можете предпринять для повышения уровня ее психологической безопасности?
Оптимизация психологического климата является важным резервом повышения эффективности учебно-воспитательной работы в классе. Психологический климат в классе зависит не только от классного руководителя, учителя, на него влияют организация учебной деятельности, качество учебников, питание и здоровье учащихся, их обучаемость и способности. Существуют не менее важные стороны жизнедеятельности класса, его психологического климата, которые почти целиком определяются учителем.
1. Организация общих коллективных дел, совместных переживаний: коллективные поздравления с днем рождения учащихся, выражение искреннего сочувствия от имени класса в дни печальных событий, болезни, неудач, совместные поездки-экскурсии по памятным местам, походы, совместное посещение концертов, спектаклей, совместное проведение праздничных дней.
2. Умение учителя правильно строить свои взаимоотношения с учащимися.
Верный сигнал вашей доброжелательности – добрая улыбка, приветливость. К доверию располагает, если вы не подчеркиваете разницы в социальном статусе, возрасте между собой и учеником, высказывайте свои соображения доброжелательно, в форме совета, умейте внимательно и заинтересованно слушать учащихся.
Учитывайте индивидуальные особенности школьника (вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость), его состояние в данный момент, его отношение к вам. Умейте выслушать человека, особенно в минуты напряженного, нервного состояния, возникшего в результате каких-либо неприятностей, недоразумения. Сохраняйте «секреты», доверительная беседа требует осторожности, деликатности.
Относитесь уважительно к мнению других людей. Не исключайте возможности того, что вы можете ошибиться, старайтесь убеждать, не спешите использовать административные права. Старайтесь сказать об учащемся доброе слово, если он того заслуживает. Одобрение действует сильнее, чем порицание. Учтите, что захваливание одних и тех же людей, противопоставление их успехов недостаткам других способствует плохому отношению к ним всего класса.
Критика по форме и по содержанию должна исходить из уважительного отношения к людям. Старайтесь отчитывать наедине, выслушайте смягчающие обстоятельства, говорите конкретно о случае плохого поведения. К провинившемуся относитесь справедливо, уважая его человеческое достоинство, поэтому будьте сдержанны
, не переходите на крик и злость, старайтесь не угрожать, применять строгие меры. Покажите провинившемуся, что вы верите в него. Все это помогает создавать положительный психологический климат в коллективе.
Для того чтобы класс, школа стали тем местом, где дети чувствуют себя как дома, учитель может использовать такие приемы.