Файл: Сущность и особенности современного менеджмента Сущность менеджмента. Основные этапы развития менеджмента.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 7
Сущность и особенности современного менеджмента
1.Сущность менеджмента.
2.Основные этапы развития менеджмента.
3.Развитие управления в России.
4.Особенности современного менеджмента.
1.Сущность менеджмента
«Менеджмент» - английское слово, в переводе оно означает "управление". Тем не менее в русском языке слова "управление" и "менеджмент" употребляются в разных контекстах. Обычно мы не говорим: "Я осуществляю менеджмент автомобиля". Мы говорим: "Я управляю автомобилем". Мы не говорим: "Они осуществляют менеджмент выплавки стали". Мы говорим: "Они управляют выплавкой стали".
Слово "менеджмент" обычно употребляется по отношению к людям, коллективам и организациям: менеджмент означает управление этой организацией. Менеджмент можно рассматривать как в формальных (законодательно закрепленных), так и в неформальных организациях.
В соответствии с установившейся традицией мировой литературы в области управления, менеджменту дается широкая трактовка в фундаментальном Оксфордском словаре английского языка.
Менеджмент - это:
-
способ, манера общения с людьми; -
власть и искусство управления; -
особого рода умелость и административные навыки, которым обычно обучают; -
орган управления - административная единица, без которой не может существовать ни одна организация.
Главная задача людей в аппарате управления - это эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения ее целей.
В словаре иностранных языков менеджмент переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, с целью повышения его эффективности и прибыльности.
Менеджмент можно понимать как интеграционный процесс, поскольку менеджмент призван рассматривать разнообразные задачи, необходимость решения которых в совокупности обеспечивает достижение поставленных целей.
Кроме того, менеджмент -
-
это умение использовать опыт, навыки, знания, интеллект для достижения целей; -
это область человеческого знания, способствующая приобретению навыков управления; -
это подготовка определенной категории людей для выполнения работ по управлению.
По мнению Короткова Э.М. менеджмент - это целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность. Управление по его мнению - это процесс выработки и осуществления управляющих воздействий.
Менеджмент - область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.
2. Основные этапы развития менеджмента
Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародилось искусство и наука управления. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:
политической - необходимость установления и поддержания порядка в группах;
экономической - необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;
оборонительной - защита от врагов и диких зверей.
Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.
I период - древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления - начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.
Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.
Примерно в 9-7 тысячелетии до Н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов - их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.
В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000 - 2800 гг. до н.э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).
Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был
Сократ (470-399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.
Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.
Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.
Приведенные материалы не охватывают всех событий и дат, которые так или иначе характеризуют процесс накопления знаний в области управления, однако данный обзор позволяет в какой-то мере составить представление о том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки - менеджмента.
II период - индустриальный период (1776-1890).
Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном
управлении в этот период принадлежит А. Смиту. Он является
не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.
Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к настоящему времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.
Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж разработал проект "аналитической машины" - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.
III период - период систематизации (1856-1960). Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами
исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры
изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. Некоторые из них решали свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие исследователи искали более систематизированные
подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы
могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров.
В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников - обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры.
Основные школы управления
За 100 лет наука управления прошла четыре этапа своего развития, которые связывают с определенными научными школами и теориями управления.
Этап 1(1885—1920). Теоретические основы управления были заложены американским инженером-механиком Ф.Тейлором, которого называют «отцом научного менеджмента». В своих книгах «Цеховой менеджмент» и «Принципы и методы научного управления» он обосновал теорию научного управления и заложил основы научной организации труда.
Одним из главных достижений теории, или системы, Ф.Тейлора было то, что она продемонстрировала возможности науки и показала, как использование научных достижений в производстве дает прибыль.
В практике современных организаций, в том числе и аптечных, используются: научный подход к управлению, анализ способов выполнения работы (например, хронометраж), нормирование и стимулирование труда.
Этап II (1920—1950). Следующей значительной вехой стала теория административного управления, еще ее называют классической теорией управления. Основоположником этой теории был француз А.Файоль. В своих работах, в частности в книге «Общее и промышленное управление», он разработал принципы управления, которые не потеряли своего значения и в современных организациях: разделение труда, власть, ответственность, дисциплина, единоначалие, единство руководства, подчинение частных интересов общим, вознаграждение персонала, централизация, иерархия, порядок, справедливость, постоянство состава персонала, инициатива, единение персонала. В этой теории управление рассматривалось как процесс, состоящий из функций, а по определению А. Файоля управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Кроме того, он первым начал говорить о необходимости специального обучения руководителей.
Этап III (1930—1950). Развитие школы человеческих отношений (социологии) и школы поведенческих наук (психологии). Это направление еще называется неоклассической школой управления. Основателем этой школы считают А. Маслоу. Он изучал мотивы поведения людей и пришел к выводу, что поведенческими мотивами являются потребности. Расположив потребности в виде пирамиды, он создал иерархию потребностей (рисунок 1).
Рисунок 1- Иерархия потребностей (пирамида по Маслоу)
Иерархия потребностей от более низких к высоким следующая: а) физиологические потребности, такие как пища, вода, крыша над головой; б) потребности в безопасности; в) социальные потребности в принадлежности (к кому-либо или к чему-либо) или любви; г) эгоистические потребности в уважении и самоуважении, признании со стороны других людей; д) самовыражение и самореализация. Но теории А.Маслоу мотивом деятельности могут быть только неудовлетворенные потребности. Большой вклад в развитие этого направления внес Д. Мак-Грегор своими теориями X и Y, методы которых позволяют воздействовать на поведение людей.
В современных организациях используют факторы и законы коммуникации, групповой динамики и лидерства, методы исследования поведения людей в организациях, отношение к людям, работающим в организациях, как к активным человеческим ресурсам.
Этап IV (с 50-Х ГГ. XX в.). Этот этап развития теории управления связан с развитием прикладной математики и электронно-вычислительной техники.
Принципы и практический опыт управления создали обширную теорию, и очень трудно провести четкое разграничение школ в науке управления. Управленческая теория постоянно развивается, можно выделить направления, по которым шло развитие менеджмента после 60-х п. XX в.: совершенствование принципов управления (интеграция стратегического планирования, маркетинга и финансирования), изучение качеств руководителей (набор качеств компетентного руководителя: предпринимательская ориентация, интеллект, разносторонность, искусство межличностных отношений) и роли руководителя в современной организации (межличностные, информационные, в принятии решений, управленческие).
Задачи управления никогда не были такими сложными как на рубеже веков. В процессе достижения целей с помощью труда людей необходимо учитывать влияние окружающей среды, конкуренцию, возрастающие социальные и экономические требования.