Файл: Сущность и особенности современного менеджмента Сущность менеджмента. Основные этапы развития менеджмента.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 7

Сущность и особенности современного менеджмента

1.Сущность менеджмента.

2.Основные этапы развития менеджмента.

3.Развитие управления в России.

4.Особенности современного менеджмента.

1.Сущность менеджмента

«Менеджмент» - английское слово, в переводе оно означает "управление". Тем не менее в русском языке слова "управление" и "менеджмент" употребляются в разных контекстах. Обычно мы не говорим: "Я осуществляю менеджмент автомобиля". Мы говорим: "Я управляю автомобилем". Мы не говорим: "Они осуществляют менеджмент выплавки стали". Мы говорим: "Они управляют выплавкой стали".

Слово "менеджмент" обычно употребляется по отношению к людям, коллективам и организациям: менеджмент означает управление этой организацией. Менеджмент можно рассматривать как в формальных (законодательно закрепленных), так и в неформальных организациях.

В соответствии с установившейся традицией мировой литературы в области управления, менеджменту дается широкая трактовка в фундаментальном Оксфордском словаре английского языка.

Менеджмент - это:

  1. способ, манера общения с людьми;

  2. власть и искусство управления;

  3. особого рода умелость и административные навыки, которым обычно обучают;

  4. орган управления - административная единица, без которой не может существовать ни одна организация.

Главная задача людей в аппарате управления - это эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения ее целей.

В словаре иностранных языков менеджмент переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, с целью повышения его эффективности и прибыльности.

Менеджмент можно понимать как интеграционный процесс, поскольку менеджмент призван рассматривать разнообразные задачи, необходимость решения которых в совокупности обеспечивает достижение поставленных целей.

Кроме того, менеджмент -

  • это умение использовать опыт, навыки, знания, интеллект для достижения целей;

  • это область человеческого знания, способствующая приобретению навыков управления;

  • это подготовка определенной категории людей для выполнения работ по управлению.


По мнению Короткова Э.М. менеджмент - это целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность. Управление по его мнению - это процесс выработки и осуществления управляющих воздействий.

Менеджмент - область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.

2. Основные этапы развития менеджмента

Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародилось искус­ство и наука управления. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:

политической - необходимость установления и поддержа­ния порядка в группах;

экономической - необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;

оборонительной - защита от врагов и диких зверей.

Рассматривая развитие теории и практики управления, вы­деляют несколько исторических периодов.

I период - древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления - начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в. Прежде чем выделиться в само­стоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии пер­вобытнообщинного строя. В это время управление осуществ­лялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой ру­ководящее начало всех видов деятельности того периода.

Примерно в 9-7 тысячелетии до Н.э. в ряде мест Ближне­го Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т.п.) к принципиально новой форме по­лучения продуктов - их производству (производящая экономи­ка). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми опре­деленных знаний в области управления.

В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000 - 2800 гг. до н.э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживаю­щая прослойка (чиновники-писцы и пр.).

Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был 

Сократ (470-399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.

Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил тео­рию и практику управления войсками.

Приведенные материалы не охватывают всех событий и дат, которые так или иначе характеризуют процесс накопления знаний в области управления, однако данный обзор позволяет в какой-то мере составить представление о том, на что обра­щалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки - менеджмента.

II период - индустриальный период (1776-1890).

Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном
управлении в этот период принадлежит А. Смиту. Он является
не только представителем классической политической эконо­мии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к настоящему времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж разработал проект "анали­тической машины" - прообраз современной цифровой вычисли­тельной техники, с помощью которой уже тогда управленчес­кие решения принимались более оперативно.

III период - период систематизации (1856-1960). На­ука об управлении находится в постоянном движении. Форми­руются новые направления, школы, течения, изменяется и со­вершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами
исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры
изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной орга­низации на изучение сил управления, действующих в их окру­жении. Некоторые из них решали свои управленческие пробле­мы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие исследователи искали более систематизированные

подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы
могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров.

В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников - обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры.

Основные школы управления

За 100 лет наука управления прошла четыре этапа своего раз­вития, которые связывают с определенными научными школами и теориями управления.

Этап 1(1885—1920). Теоретические основы управления были заложены американским инженером-механиком Ф.Тейлором, ко­торого называют «отцом научного менеджмента». В своих книгах «Цеховой менеджмент» и «Принципы и методы научного управ­ления» он обосновал теорию научного управления и заложил осно­вы научной организации труда.

Одним из главных достижений теории, или системы, Ф.Тей­лора было то, что она продемонстрировала возможности науки и показала, как использование научных достижений в производ­стве дает прибыль.

В практике современных организаций, в том числе и аптечных, используются: научный подход к управлению, анализ спо­собов выполнения работы (например, хронометраж), нормирова­ние и стимулирование труда.

Этап II (1920—1950). Следующей значительной вехой стала теория административного управления, еще ее называют классиче­ской теорией управления. Основоположником этой теории был француз А.Файоль. В своих работах, в частности в книге «Общее и промышленное управление», он разработал принципы управле­ния, которые не потеряли своего значения и в современных орга­низациях: разделение труда, власть, ответственность, дисципли­на, единоначалие, единство руководства, подчинение частных ин­тересов общим, вознаграждение персонала, централизация, иерар­хия, порядок, справедливость, постоянство состава персонала, инициатива, единение персонала. В этой теории управление рас­сматривалось как процесс, состоящий из функций, а по опреде­лению А. Файоля управлять — значит предвидеть, организовы­вать, распоряжаться, координировать и контролировать. Кроме того, он первым начал говорить о необходимости специального обучения руководителей.


Этап III (1930—1950). Развитие школы человеческих отно­шений (социологии) и школы поведенческих наук (психологии). Это направление еще называется неоклассической школой уп­равления. Основателем этой школы считают А. Маслоу. Он изучал мотивы поведения людей и пришел к выводу, что поведенчески­ми мотивами являются потребности. Расположив потребности в виде пирамиды, он создал иерархию потребностей (рисунок 1).

 



 

Рисунок 1- Иерархия потребностей (пирамида по Маслоу)

 

Иерархия потребностей от более низких к высоким следую­щая: а) физиологические потребности, такие как пища, вода, крыша над головой; б) потребности в безопасности; в) соци­альные потребности в принадлежности (к кому-либо или к чему-либо) или любви; г) эгоистические потребности в уважении и самоуважении, признании со стороны других людей; д) самовы­ражение и самореализация. Но теории А.Маслоу мотивом дея­тельности могут быть только неудовлетворенные потребности. Боль­шой вклад в развитие этого направления внес Д. Мак-Грегор сво­ими теориями X и Y, методы которых позволяют воздействовать на поведение людей.

В современных организациях используют факторы и законы коммуникации, групповой динамики и лидерства, методы ис­следования поведения людей в организациях, отношение к лю­дям, работающим в организациях, как к активным человече­ским ресурсам.

Этап IV (с 50-Х ГГ. XX в.). Этот этап развития теории управле­ния связан с развитием прикладной математики и электронно-вычислительной техники.

Принципы и практический опыт управления создали обшир­ную теорию, и очень трудно провести четкое разграничение школ в науке управления. Управленческая теория постоянно развивает­ся, можно выделить направления, по которым шло развитие ме­неджмента после 60-х п. XX в.: совершенствование принципов управления (интеграция стратегического планирования, марке­тинга и финансирования), изучение качеств руководителей (на­бор качеств компетентного руководителя: предпринимательская ориентация, интеллект, разносторонность, искусство межлично­стных отношений) и роли руководителя в современной организа­ции (межличностные, информационные, в принятии решений, управленческие).

Задачи управления никогда не были такими сложными как на рубеже веков. В процессе достижения целей с помощью труда лю­дей необходимо учитывать влияние окружающей среды, конку­ренцию, возрастающие социальные и экономические требования.