Файл: 2019 г. Методические указания к практическим занятиям по дисциплине поликлиническая и неотложная педиатрия тема комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Уральский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра поликлинической педиатрии и педиатрии ФПК и ПП Утверждаю Зав. Кафедрой проф. С.А. Царькова
_____________2019 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ И НЕОТЛОЖНАЯ ПЕДИАТРИЯ ТЕМА КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ДИАГНОСТИКА КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ КАК ОСНОВА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ, ОТДЕЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (ООМП ОУ) И ОТДЕЛЕНИИ МЕДИКО-
СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ (ОМСП)» (ДЕ 3). Специальность 31.05.02 – Педиатрия Уровень высшего образования специалитет Квалификация выпускника врач-педиатр г. Екатеринбург
2019 год
2
1. ТЕМА Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков. Диагностика качества здоровья как основа профилактической работы педиатрического отделения, отделения организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях
(ООМП ОУ) и отделении медико-социальной помощи детям и подросткам (ОМСП).
2. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ Получить знания, умения и навыки по проведению комплексной оценки состояния здоровья детей с первых дней жизни до 18 лет, необходимые для успешной реализации трудовых действий, требуемых профессиональным стандартом Врач - педиатр участковый. Определение группы здоровья. Особенности профилактического наблюдения заорганизованными и неорганизованными детьми на амбулаторно-поликлиническом этапе. Особенности амбулаторно- поликлинической помощи подросткам. ОК – 1, 5; ОПК – 1, 5, 6, 8, 9; ПК – 1, 2, 5, 6, 14, 15, 16, 18,
22. Роль участкового врача в антенатальной охране плода, проведение дородового врачебного патронажа. Первичный патронаж к новорожденному. Наблюдение за детьми из групп риска. Контроль за питанием детей первого года жизни. Профилактическая работа и контроль за состоянием здоровья и развития детей раннего возраста, гигиенические основы воспитания и обучения. Принципы амбулаторного наблюдения за неорганизованными детьми. Комплексная оценка состояния здоровья детей. Проблемы социальной адаптации в раннем детстве физиологические механизмы адаптации, характеристика адаптационных синдромов в раннем детстве, профилактика тяжелой адаптации. Подготовка детей к дошкольным учреждениям.
3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ Задачи, направленные на формирование общекультурных и общепрофессиональных
компетенций:
• Обладать способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
• закрепить навыки, способствующие саморазвитию, самореализации, самообразованию и использованию творческого потенциала в смоделированных профессиональных ситуациях с активным участием студента в исполнение определенных ролей, стимулирующих избирательность и активность (ОК-5);
• готовностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
• способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок (ОПК-5);
• быть готовым к ведению медицинской документации (ОПК-6);
• готовностью к медицинскому применению лекарственных препаратов и иных веществ, и их комбинаций при решении профессиональных задач (ОПК-8);
• способностью к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач (ОПК-9).
Задачи, направленные на формирование компетенций, соответствующих организа-
ционно-управленческой деятельности
• способностью и готовностью к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причини условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье детей факторов среды их обитания (ПК-1);
• способностью и готовностью к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми детьми и детьми с хроническими заболеваниями (ПК-2);
• готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания (ПК-5);
• способностью к определению у пациентов основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) (ПК-
6);
• готовностью к определению необходимости применения природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у детей, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-14);
• готовностью к обучению детей и их родителей (законных представителей) основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, навыкам самоконтроля основных физиологических показателей, способствующим сохранению и укреплению здоровья, профилактике заболеваний (ПК-15);
• готовностью к просветительской деятельности по устранению факторов риска и формированию навыков здорового образа жизни (ПК-16);
• должен участвовать в оценке качества оказания медицинской помощи детям с использованием основных медико-статистических показателей (ПК-18);
Задачи, направленные на формирование компетенций, соответствующих научно-
исследовательской деятельности
• участвовать во внедрении новых методов и методик, направленных на охрану здоровья граждан (ПК-22)
Задачи занятия, направленные на формирование знаний, умений и навыков, как составляющих общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций представлены в таблице. Таблица Знания, умения, навыки, как составляющие общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций при освоении темы Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков Диагностика качества здоровья как основа профилактической работы педиатрического отделения, отделения организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях (ООМП ОУ) и отделении медико-социальной помощи детям и подросткам (ОМСП)»
Шиф Содержание компе- Знать Уметь Владеть р ОК,
тенции
ОПК,
ПК Разделы занятия (этапы, объекты и виды профессиональной деятельности студента)
Проведение обследования детей с целью установления диагноза ОК-8, ОПК – 6; ПК – 5, 6. Код трудовой функции профессионального стандарта А/01.7
ПК-5 Готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или уста- Знать методику сбора и оценку жалоб, генеалогического, биологического и социального анамнеза. Особенности результатов объективного осмотра, лабораторных и инструментальных методов обследования в зависимости от воз- Пользоваться нормативными методическими рекомендациями при оценке показателей здоровья детей. Собрать и оценить генеалогический, биологический и Методами сбора и оценки генеалогического, биологического и социального анамнеза. Методикой оценки физического, нервно- психического развития ребенка, определения сте-
4 новления факта наличия или отсутствия заболевания раста социальный анамнез. Провести клиническое и антропометрическое обследование ребенка, оценить уровень физического развития и степень его гармоничности на основании региональных и федеральных стандартов и индексов. Оценить уровень нервно- психического развития ребенка степень резистентности детского организма, определить уровень функционального состояния организма, выявить наличие или отсутствие хронических заболеваний, врож- дённых пороков развития. Провести комплексную оценку состояния здоровья и определить группу здоровья. пени резистентности, уровня функционального состояния организма ребенка.
Навыками интерпретации результатовклинич еских и лабораторно- инструментальных методов исследования у детей и подростков.
ПК-6 Способностью к определению у пациентов основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем,
связанных со здоровьем (МКБ) Основные группы болезней и их обозначение по Международной статистической классификации болезней (МКБ) Пользоваться Международной классификацией болезней как в печатном, таки в электронном вариантах. Методами кодирования клинических диагнозов, используя МКБ
5 Организация деятельности медицинского персонала и ведение медицинской документации
(ОК-1,5; ОПК-1,5,6; ПК-18,22) Код трудовой функции профессионального стандарта А/05.7
ОК-1 Обладать способно- Основы анализа ос- Делать выводы в
Коммуникатив- стью к абстрактному новных показателей результате прово- ными и професси- мышлению, анализу, состояния здоровья. димого анализа ональными навы- синтезу. Знать нормативные работы на педиат- ками при работе документы по работе рическом участке со средним меди- педиатра на участке и планировать цинским персона- со здоровыми детьми. дальнейшую ра- ломи персоналом боту с учетом вы- поликлинической явленных откло- регистратуры. нений в работе педиатра.
ОК-5 Быть готовым к са- Для чего необходимо Выходить на са- Навыками работы моразвитию, саморе- самообразование, самостоятельное в группе, владеть ализации, самообра- моразвитие и саморе- выполнение зада- навыками ведения зованию, использова- ализация, как вектор ний, самостоя- диалога, отстаи- нию творческого по- карьерного роста. тельно составлять вания своего мне- тенциала. план ответа на во- ния прос преподавателя, оценивать деятельность коллег по группе, принимать активное участие в реализации смоделированной ситуации.
ОПК- Обладать готовно- Знать документы за- Проводить ин- Навыками работы
1
стью решать стан- конодательной базы формационный на персональном дартные задачи про- по своей деятельно- поиск по задан- компьютере на фессиональной дея- сти. Перечень основным вопросами при подготовке к занятию с использованием компьютерных техноло- уровне пользова- тельности с испольных сайтов УГМУ, теля зованием информа- электронных ресурсов ционных, библиогра- логин и код для поль- фических ресурсов, зования электронной медико- картой студента гий биологической терминологии, информационно- коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности
ОПК- Способность иго- Основы анализа ос- Проводить анализ Принципами до-
5
товность анализиро- новных показателей своей работы, казательной ме- вать результаты соб- работы педиатра на своевременно вы- дицины при ана- ственной деятельно- педиатрическом являть допущен- лизе медицинской сти для предотвра- участке по профилак- ные профессио- информации ме- щения профессио- тическому разделу нальные ошибки, дицинских доку- нальных ошибок работы. делать выводы в ментов пациентов,
6 результате прово- обратившихся за димого анализа медицинской по- работы и плани- мощью. ровать дальнейшую работу с учетом выявленных профессиональных ошибок.
ОПК- Должен быть гото- Основные документы, Уметь сделать за- Навыками оформ-
6
вым к ведению меди- необходимые для запись в истории ления первичной цинской документа- полнения в условиях развития ребенка медицинской до- ции педиатрического фу) профи- кументации: исто- участка при обслужи- лактического рия развития ре- вании здорового и приема детей в бенка (фу. больного ребенка. декретированные Методами ведения сроки, сделав медицинской до- комплексную кументации с по- оценку состояния мощью компью- здоровья. терных технологий.
ПК-18 Должен участвовать в оценке качества оказания медицинской помощи детям с использованием основных медико- статистических показателей Основные медико- статистические показатели, позволяющие оценить работу детской поликлиники в целом и работу участкового педиатра на педиатрическом участке. Провести аналитическую работу по основным показателям работы детской поликлиники, педиатрического участка. Уметь использовать литературные данные при оценке показателей. Навыками оценки качества оказания медицинской помощи детям с использованием основных медико- статистических показателей.
ПК-22 Должен участвовать во внедрении новых методов и методик, направленных на охрану здоровья граждан. Значимость новых методов и методик диагностики и лечения детей на поликлиническом этапе. Использовать новые методы диагностики и лечения больных детей для улучшения качества жизни пациентов. Навыками внедрения новых методов диагностики и лечения для улучшения качества жизни пациентов. Назначение лечения детям и контроль эффективности и безопасности (ОПК-8; ПК-14) Код трудовой функции профессионального стандарта А
ОПК- Готовностью к меди- Перечень лекарствен- Выбрать наиболее Методами приме-
8
цинскому примене- ных препаратов, ис- эффективные и нения назначен- нию лекарственных пользуемых у детей с безопасные лекар- ных лекарствен- препаратов и иных целью профилактики ственные сред- ных средств. веществ, и их комби- рахита, анемии, гипо- ства, используе- наций при решении трофии, аллергиче- мые для профи- профессиональных ских заболеваний, лактики отклоне- задач йоддефицитных со- ний в состоянии стояний и др патоло- здоровья гических отклонений в состоянии здоровья.
ПК-14 Готовностью копре- Знать основные при- Оформить справ- Навыками
7 делению необходи- мостиприменения природных лечебных факторов,
лекарственной,
немедика- ментозной терапии и других методов у детей, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно- курортном лечении родные лечебные факторы, немедико- ментозные методы лечения, которые часто и обоснованно используются у детей и подростков с целью реабилитации после перенесенных острых и обострений хронических заболеваний. ку для получения путевки форма
070/у-04);сана- торно-курортную карту для детей и подростков (форма у путевку в санаторий форма 077/у-02);
оформления первичной Медицинской документации, методами ведения медицинскойдокум ентации с помощью компьютерных технологий Проведение профилактических мероприятий, в том числе санитарно-просветительной работы, среди детей и их родителей (ОПК-9;ПК-1,2,15,16). Код трудовой функции профессионального стандарта А
ОПК- Способностью к Особенности морфо- Пользоваться Клиническими
9 оценке морфофунк- функционального, нормативными навыками объек- циональных, физио- физиологического со- методическими тивного обследо- логических состоя- стояния детей и пато- пособиями, необ- вания состояния ний и патологических логических процессов ходимыми для здоровья детей процессов в организ- в организме детей и оценки критериев, осмотр, пальпа- ме человека для ре- подростков. Алгоритм обуславливающих ция, перкуссия, шения профессио- медицинского обсле- и характеризую- аускультация нальных задач дования детей оценку щих состояние физического разви- здоровья детей. тия; диагностику и оценку нервно- психического развития, функционального состояния заключение о состоянии здоровья ребенка рекомендации.
ПК-1 Способностью иго- Знать основы здоро- Своевременно и
Коммуникатив- товностью косу- вого образа жизни, правильно назна- ными и професси- ществлению ком- факторы риска, влия- чить режим, пита- ональными навы- плекса мероприятий, ющие на состояние ние, (при необхо- ками при работе с направленных на со- здоровья, методы димости рассчи- родителями и хранение и укрепле- предупреждения воз- тать питание, детьми на педиат- ние здоровья детей и никновения и (или) назначить ком- рическом участке. включающих в себя распространения за- плексы массажа и С коллегами спе- формирование здоро- болеваний, их ран- гимнастики, зака- циалистами при вого образа жизни, нюю диагностику, ливание, дать ре- выполнении своих предупреждение воз- выявление причини комендации по должностных обя- никновения и (или) условий их возникно- нервно- занностей. Комму- распространения за- вения и развития, а психическому никативными и болеваний, их ран- также направленных развитию. Свое- профессиональ- нюю диагностику, на устранение вредно- временно назна- ными навыками выявление причини го влияния на здоро- чить профилакти- при работе со условий их возникно- вье детей факторов ческие мероприя- средним медицин- вения и развития, а среды их обитания тия для преду- ским персоналом также направленных преждения забои персоналом по- на устранение вред- леваний, возни- ликлинической
8 ного влияния на здо- кающих в силу регистратуры ровье детей факторов воздействия фак- среды их обитания торов риска среды обитания и возрастных особенностей детей.
ПК-2 Способностью иго- Приказы, регламенти- Провести клиническое и антропометрическое обследование ребенка, оценить уровень физического развития и степень его гармоничности на основании региональных и федеральных стандартов и индексов. Использовать методические пособия для оценки НПР, резистентности, функционального состояния организма. Методикой оцен- товностью к проведе- рующие медицинскую ки физического, нию профилактиче- деятельность при нервно- ских медицинских проведении диспансе- психического раз- осмотров, диспансеризации детей в де- вития ребенка, ризации и осуществ- кретированные сроки. определения сте- лению диспансерного Критерии комплекс- пени резистентно- наблюдения за здоро- ной оценки состояния сти, уровня функ- выми детьми и деть- здоровья, их оценку, ционального со- ми с хроническими заключение о состоя- стояния организма заболеваниями нии здоровья и груп- ребенка. Навыка- пы здоровья. ми интерпретации результатов
ПК- Готовностью к обу- Основные гигиениче- Организовать ме-
Коммуникатив-
15
чению детей и их ро- ские мероприятия роприятия, ными и професси- дителей законных оздоровительного ха- направленные на ональными навы- представителей) ос- рактера, навыки самосохранение и ками при работе с новным гигиениче- контроля основных укреплений здо- родителями и ским мероприятиям физиологических по- ровья детей (ре- детьми на педиат- оздоровительного ха- казателей, способ- жим, питание по рическом участке. рактера, навыкам са- ствующих сохране- возрасту, реко- С коллегами спе- моконтроля основных нию и укреплению мендации по фи- циалистами при физиологических по- здоровья, профилак- зическому воспи- выполнении своих казателей, способ- тике патологических танию, включаю- должностных обя- ствующим сохране- отклонений в состоящие в себя ком- занностей. нию и укреплению нии здоровья детей и плекс массажа и здоровья, профилак- подростков. гимнастики, зака- тике заболеваний ливание и рекомендации по прогулкам)
ПК- Готовностью к про- Факторы риска по Организовать Методами убеж-
16
светительской дея- развитию заболеваний профилактические дения родителей в тельности по устра- у детей с учетом их мероприятия по отказе от вредных нению факторов рис- возраста и особенно- уменьшению воз- привычек и необ- ка и формированию стей территории на действия факто- ходимости фор- навыков здорового которой они прожи- ров риска, усугуб- мирования навы- образа жизни вают. Основные ляющих состоя- ков здорового об- направления просве- ние здоровья дет- раза жизни. тительской деятель- ского населения. ности по устранению