ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ИГРЫ
Разработать и провести обучение сюжетно-ролевой игре в группе старшего дошкольного возраста.
(разработка + подробный анализ проведения)
В помощь при разработке:
Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр
(по кн. О.В.Солнцевой Дошкольник в мире игры, 2010 г.)
Возраст | Достижение ребенка | Тематика игр | Особенности | Виды отношений | Цель педагогического проектирования | Задачи |
Четвертый год | Освоение игровой роли | Бытовая | Называет роль, обозначает игровое действие, обращается от имени ролевого персонажа | 1.Руководство-подчинение 2.Действия 3.Помощи | Создать условия для освоения ребенком средств выполнения игровой роли | 1.Принять игровую роль в совместной игре с воспитателем 2.Правильно назвать себя в игровой роли 3.Назвать свои игровые действия 4.Передать цепочку из нескольких связанных действий 5.Войти в игровое действие со сверстниками |
Пятый год | Продолжает осваивать ролевое поведение | Семья, магазин, детский сад, парикмахерская, поликлиника, корабль | Способен использовать в игре ролевые действия и ролевую речь (называть роль, вести короткий диалог) | 1.Руководство-подчинение 2.Действия 3.Помощи (совершенствование) | Обогатить содержание детских игр | 1.Обогатить самостоятельный игровой опыт детей 2.Накопить содержание для сюжетно-ролевых игр, отражающих представления детей о социальной действительности 3.Обогать арсенал игровых действий 4.Обмениваться ролями в совместной игре с воспитателем 5.Переносить игровой опыт в совместные игры со сверстниками 6.Создать игровую обстановку с использованием реальных предметов и их заместителей 7.Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, интерес к общему замыслу и согласованию действий |
Старший возраст 5-7 лет | Смещение интересов с процесса игры на ее результат | Супермаркет, театр, школа, музей, кафе и др. | Складываются игровые предпочтения, появляются любимые и привычные темы игр | Выделение отношений между людьми, которые являются основой построения сюжета | Создать условия для активной, самостоятельной и творческой игровой деятельности | 1.Обогатить содержание сюжетно-ролевых игр, на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношении людей 2.Построение игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения 3.Передавать действия, отношения, характер и настроение персонажа с помощью средств выразительности 4.Согласовывать общий игровой замысел, устанавливать договоренность о развитии сюжета и выборе ролей по ходу игры 5.Передавать словесно воображаемые игровые события, место действия 6.Создавать самостоятельно игровую обстановку с учетом темы игры и воображаемой ситуации, изготовление игрушек-самоделок и предметов-заместителей до или по ходу игры 7.Развить умение сотрудничать со сверстниками: формулировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации |
Разработать игру, опираясь на структуру :
Структура детской игры как вида деятельности
Структурные компоненты | Определение |
Цель игры | -игровой замысел, который, как правило, связан с восхождением ребенка к идеалу – взрослого, героя литературного произведения, сверстника и так далее. Игровые замыслы детей разнообразны. Они определяются содержанием окружающей действительности, интересами, потребностями, доминирующими в том или ином возрасте. В качестве побуждающего начала игры выступают мотивы. |
Игровые мотивы | -характеризуются своей непосредственностью, вытекают из потребностей ребенка, возникающих в совместной жизни со сверстниками и взрослыми Они специфичны – так ребенок играет потому, что стремится соответствовать идеалу взрослого, желает играть, чтобы получить эмоциональное удовлетворение, испытать положительные эмоции, нередко игра побуждается стремлением к взаимодействию, общению со сверстниками, важный мотив – потребность к самоутверждению, самопознанию. Мотивы детей в игре побуждают их не к достижению какого – либо практического результата, а к действию – стремлению быть как взрослый. |
Предмет игры | - сам ребенок – поскольку именно он преобразуется в данном виде деятельности – преобразуются его отношения к миру и самому себе, обогащается познавательный, творческий и этический опыт, совершенствуются и развиваются познавательные процессы, формируются способности, изменяется характер взаимоотношений детей с окружающими людьми и т. д. |
Средства игровой деятельности | -орудия игры ( игрушки, предметы – заместители) знания детей, речь, игровые действия, содержание и сюжет игры. |
Содержание игры | -отражение в образном плане сторон окружающей действительности (мир природы, трудовая деятельность детей, искусство и так далее), значимых для детей. |
Сюжет игры | - воспроизводимая в игре область действительности. Сюжет игры представляет собой ряд последовательных событий, объединенных жизненно мотивированными связями. Именно в сюжете раскрывается содержание игры. |
Правила игры | -положения, требования, негласные предписания, устанавливающие логический порядок игры. Они могут быть игровыми и реальными. А. игровые - имеют своим источником саму игру, они вытекают из роли, которую берет на себя ребенок, из содержания игры, поскольку эти правила обеспечивают саму возможность довести игру до конца, то они легко принимаются и выполняются детьми. Б. реальные же правила регулируют взаимоотношения, взаимодействия детей в игре, они устанавливаются играющим коллективом и соответствуют общепринятым нормам и правилам поведения. |
Роль | -является важнейшей структурной единицей игры. Принятие ребенком на себя той или иной роли означает, что он в индивидуальном сознании отождествляет себя с тем или иным человеком, роль которого собирается сыграть, он действует от имени этого человека, животного, персонажа, предмета.. Роль определяется сюжетом и содержанием игры, а так же теми представлениями об отражаемом человеке, животном, персонаже, которыми ребенок располагает ( роль – игровой образ). |
Игровое действие | Виды: -предметные; -реальные ( взаимоотношения со сверстниками по поводу организации игры); -манипулятивные; -отобразительные ( действия с игрушками); -изобразительные; -ролевые, которые могут протекать как в реальном, условном, так и воображаемом плане. |
Результат | -не является реальным продуктом в отличие от практической деятельности, он отражает стремления детей соответствовать отображаемому идеалу, переживается ребенком как радость, удовольствие от общения со сверстниками, возникших по ходу игры. |
Требования к проведению игры:
Направления руководства игрой | Задачи руководства игрой |
Обогащение содержания игры | 1.Побуждать переносить в игру события из повседневной жизни и тем самым осваивать назначение и свойства предметов. 2.Способствовать умению ставить разнообразные игровые задачи. |
Формирование предметных способов решения игровых задач | 3.Обогащать развёрнутые игровые действия с игрушками разнообразным содержанием. 4.Своевременно формировать игровые действия с предметами - заместителями. 5.Побуждать использовать игровые действия с воображаемыми предметами. 6.Подводить к пониманию замены отдельных игровых действий словом. 7.Способствовать тому, чтобы для решения поставленных игровых задач дети использовали разнообразные предметные способы. |
Развитие самостоятельности | 8.Развивать у каждого ребёнка самостоятельность в постановке разнообразных игровых задач. 9.Побуждать детей самостоятельно выбирать различные предметные способы для решения поставленных игровых задач. |
Побуждение к взаимодействию в игре | 10.Поощрять интерес к играм сверстников. 11.Приучать играть, не мешая друг другу. |