Файл: Отношение молодежи к физической культуре в пандемию.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный аграрный университет»
Статья
на тему: Отношение молодежи к физической культуре в пандемию
Автор: Н.М. Каримов,
старший преподаватель
Уральского государственного
аграрного университета
Соавтор: А.О. Скобелина,
студентка 1 курса
Уральского государственного
аграрного университета,
Екатеринбург-2022
Аннотация
Весна 2020 г. принесла с собой тревожные новости – новую коронавирусной инфекцией COVID-19, которая впоследствии переросла в пандемию глобального характера. Для предотвращения распространения страшной болезни правительства всех стран вводили карантины и специализированные режимы взаимодействия людей. Сфера образования, ВУЗы, школы, колледжи, изменил формат обучения на дистанционный. Совокупность всех этих изменений, разумеется, повлияла, как на компании, организации и государственные учреждения, так и на практически каждого отдельного человека, его физическое и психическое состояние. [6; 7].
В данной статье рассматриваются и анализируются исследования, проведенные для выявления и оцифровки отношения молодых людей и девушек в возрасте от 19 до 23 лет к физической культуре, спорту и просто здоровому образу жизни в период пандемии новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Ключевые слова
Молодежь, студенты, физическая активность, спорт, пандемия, самоизоляция, COVID-19.
Люди, привыкшие вести активный образ жизни вместо отказа от спорта во время пандемии задались вопросом адаптации спортивным мероприятия и тренировок к домашней обстановке. Они поняли, что дома можно заниматься на простых тренажерах и с применением специализированного снаряжения – турников, разборных гантелей, резиновых жгутов и эспандера. Напомним, что рассматривается период, когда фитнес-клубы и спортзалы были закрыты, посещение уличных площадок не рекомендовалось [6; 7; 8; 10].
Помимо этого, интернет наполнялся специализированными материалами – выкладывались видеозаписи о теоретических принципах физической культуры, которые люди уже применяли на практике в домашних условиях [10].
Эта информация говорит, опять же, о том, что человек сам выбирал, «спорт» или «не спорт», все необходимое у него было.
Рассмотрим в данном ключе исследование Барбаса Я.В. и Лыженковой Р.С.
Для возможности оценки уровня знаний студентами правил занятия спортом в домашних условиях в период самоизоляции они применили метод опросного анкетирования. Тестировались студенты ИрГУПС. В опросе приняли участия 100 студентов различных факультетов. В качестве площадки проведения опроса авторами была выбрана популярная социальная сеть «Вконтакте». Тестирование состояло из 3 вопросов:
• «Занимаетесь ли вы спортом самостоятельно?»;
• «Уменьшилась ли ваша активность во время самоизоляции?»;
• «Придерживаетесь ли вы правил при занятии спортом самостоятельно?».
Результаты ответа на первый вопрос разделились ровно пополам – 50/50, то есть, половина опрашиваемых систематически находили время на занятие спортом.
Ответ на следующий вопрос дал информацию по актуальному состоянию дел – примерно 4/5 (81%) ответили, что, и правда, после наступления пандемии стали проявлять меньшую физическую активность, чем до.
Ответ на третий вопрос продемонстрировал заинтересованность опрашиваемых в поддержании активного и здорового образа жизни. Оказалось, что с соблюдением правил занимается 10% – десятая часть. Остальные, соответственно, или не занимаются вовсе, либо занимаются, но бессистемно, неэффективно.
Таким образом, по результатам исследования было определено, что обусловленные пандемией, домашние тренировки, обладающие несомненными преимуществами, по сравнению с классическим вариантом, который предлагают фитнес-клубы – экономией денежных средств, экономией времени, психологически комфортной обстановкой – практически не нашли заинтересованности у студентов.
В продолжение рассматриваемой темы обратимся к термину «физическая активность».
Физическая активность, в особенности, регулярная, тесно связана с большим количеством формирующих факторов. В первую очередь это касается студентов ВУЗов.
Специалисты отмечают, что именно в студенческий период у молодых людей формируются привычки, поэтому все приобретенные в этот период ежедневные привычки, являются основополагающими для сохранения такой модели поведения на долгие годы жизни [2]. Известно, что недостаток физической активности и малоподвижный образ жизни приводят к негативным последствиям для здоровья человека, в том числе к изменению состава тела, развитию мышечной атрофии, снижению аэробных функций и др. [1; 5]. Специалисты отмечают, что пандемия COVID-19 существенно ограничила общий уровень физической активности населения, в том числе студентов [1; 2; 3]. По мнению ученых, сохранение физической активности на фоне пандемии является важной задачей для всего населения планеты [4].
Рассмотрим в этой связи исследование, проведенное Осиповым А.Ю. и Лепилиной Т.В.
Основная цель проведения авторами рассматриваемого исследования – поиск данных об уровне физической активности российских студентов в период до и во время введения ограничительных мер, связанных с пандемией COVID-19. Дополнительная цель исследования – сравнительный анализ полученных данных с показателями уровня физической активности иностранных студентов в период пандемии.
Полученные данные показали достоверное снижение уровня общей физической активности у большинства участников исследования. Следует отметить, что обе группы участников (юноши и девушки) заявили о сохранении физкультурно-спортивной физической активности на уровне, аналогичном периоду до начала пандемии.
И последняя к рассмотрению работа – исследование Стерлядевой Н.А. и Чукановой Т.В. В данном исследовании акцент сделан на здоровый образ жизни, составную часть физической культуры.
В рамках эмпирического исследования, проведенного в городе Барнауле, они изучили особенности самозащитного поведения студенческой молодежи во время распространения пандемии коронавируса. В опросе приняли участие 120 студентов гуманитарного факультета Алтайского государственного университета.
Согласно этому исследованию, только 21% респондентов постоянно следят за своим общим физическим состоянием. Большинство студентов (72%) считают, что здоровье зависит от них самих. В то же время чуть менее трети респондентов (29%) изменили свое отношение к здоровью во время пандемии коронавируса, считая, что он представляет реальную угрозу для их собственного здоровья. Некоторые респонденты (12%) считают, что новая коронавирусная инфекция не причинит вреда ни им самим, ни их близким.
Осознание ценности здоровья не гарантирует его сохранения и укрепления. В области личной мотивации необходимо иметь отношение к самосохранительному поведению. Только определенные действия могут быть результатом положительной личной мотивации и готовности вести здоровый образ жизни.
В связи с этим в ходе исследования учёные попытались определить отношение студентов к самозащитному поведению. Одним из компонентов здорового образа жизни
, как основы самозащитного поведения, являются спорт и физические упражнения. Хотя большинство опрошенных студентов согласились с этим (86%), только 18% респондентов регулярно занимались спортом, а 6% студентов занимались физкультурой и утренней гимнастикой.
Значительная часть молодых студентов (86%) выступает за отказ от вредных привычек. Но в то же время, по мнению трети респондентов (31%), алкоголь и сигареты иногда разрешены.
Наиболее важным компонентом самозащитного поведения является правильное питание. Более половины респондентов (53%) следили за своим питанием. Большинство респондентов (67%) ели фрукты и овощи, а 13% студентов пытались принимать витамины. Но в целом исследование показывает, что желание оставаться здоровым не является основной мотивацией пищевого поведения.
Полученные результаты лишь подтверждают вывод некоторых исследователей о том, что "причиной пассивного поведения студентов в поддержании и восстановлении здоровья является отсутствие навыков вести здоровый образ жизни в условиях низкой культуры здоровья и способности подвергать сомнению необходимость здорового образа жизни во время студенческой жизни, не отрицая важности здорового образа жизни". [9].
Результаты исследования показывают, что одной из функций ВУЗа в современных реалиях должно стать изменение поведения молодежи в отношении собственного здоровья. Ведь, Современные университеты являются активным субъектом для социализации, ресоциализации и социальной адаптации молодежи в городах и регионах. Специфика деятельности региональных университетов зависит, с одной стороны, от качества и количества доступных университетских ресурсов, а с другой стороны, от характера, скорости и направления социальных изменений, происходящих в обществе.
Библиографический список
1. Galle F. Sedentary behaviors and physical activity of Italian undergraduate students during lockdown at the time of COVID-19 pandemic / F. Galle, E. Sabella, S. Ferracuti, [et al]. – DOI: 10.3390/ijerph17176171 // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2020. – № 17 (17). – P. 6171.
2. Impact of COVID-19 pandemic on university students' physical activity levels: An early systematic review / A. Lopez-Valenciano, D. Suarez-Iglesias, M. Sanchez-Lastra, [et al]. – DOI:10.3389/fpsyg.2020.624567 // Frontiers in Psychology. – 2020. – № 11. – P. 624567.
3. Physical activity and sedentary lifestyle in university students: Changes during confinement due to the COVID-19 pandemic / C. Romero-Blanco, J. Rodriguez-Almagro, M. Onieva-Zafra, [et al] // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2020. – № 17 (18). – P. 6567.
4. The acute effects of the COVID-19 pandemic on physical activity and sedentary behavior in university students and employees / J. Barkley, A. Lepp, E. Glickman, [et al] // International Journal of Exercise Science. – 2020. – № 13 (5). – P. 1326–1339.
5. Енченко И.В. Сравнительный анализ уровня физической активности в Европе и Российской Федерации / И.В. Енченко, Н.М. Егорова. – DOI: 10.14529/hsm200412 / Человек. Спорт. Медицина. – 2020. – № 20 (4). – С. 103–110.
6. Корольчук А. Пандемия COVID-19 и двигательная активность / Корольчук А. Текст: электронный // Fit-test: [сайт] – URL: http://fit-test.ru/blog/covid-19/2020-05-22-pandemia-covid-19-and-physical-activity.aspx
7. Наздрачев Г. О. Занятия физической культурой во время пандемии / Г. О. Наздрачев, А. С. Машичев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 489-490.
8. Текст: электронный // РИА НОВОСТИ — URL: https://ria.ru/20200320/1568874555.html/
9. Филоненко В.И., Никулина М.А., Патраков Э.В., Ковтун О.П. Представления о здоровье и здоровьесбережении у студенческой молодежи // Социологические исследования. – 2018. – № 7. С. – 152-157. DOI: 10.31857/S013216250000188-9.
10. Юдин Б. Л. Физические нагрузки во время эпидемии: правила и ограничения / Б. Л. Юдин, А. С. Машичев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 246-247.