Файл: Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет»

(ГГТУ)

Истринский профессиональный колледж – филиал ГГТУ

РЕФЕРАТ

А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили об организации работы с родителями

дисциплина «Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов»


Выполнила:

Цыгановкина Людмила Александровна,

студентка группы ПНК20Б

по специальности 44.02.02

Преподавание в начальных классах

очной формы обучения

Руководитель:

Жукова Инна Андреевна

Оценка: ____/_________________
Подпись руководителя _________

Истра

2022

Содержание

Введение……………………………………………………………………...

3

Важность работы педагогов и родителей в школе………………………………………..........................................

А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили об организации работы с родителями …………………………………………………………..


5
9

Заключение ………………………………………………………………….

16

Список используемой литературы…………………………………………

17


Введение

Партнерство семьи и школы – важнейшее условие реализации воспитательных задач в контексте введения новых федеральных образовательных стандартов, которые предполагают общественный договор школы, обучающихся и их родителей. Следовательно, новые стандарты увеличивают роль семьи и родителей в образовательном процессе. Семья выступает, во-первых, в роли субъекта воспитательного процесса, влияя на формирование личности ребёнка, его образовательных потребностей, во-вторых, в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов. Процесс образования и воспитания будет успешным, если усилия учителя и родителей будут объединены. Тогда будет результат.

Одним из способов решения этой проблемы в условиях введения ФГОС является информационное сопровождение и просвещение родителей. Работа учителя в этом направлении должна быть системной. Хочу поделиться своим опытом организации работы с родителями.


На мой взгляд, учителя ждёт успех и в воспитании и в обучении тогда, когда дети знают, что учитель их любит, когда родители уверены, что их ребёнок любим учителем независимо от того, талантлив он или не очень, дисциплинирован или нет, словом, любим таким, какой он есть. И основа этого успеха - «союз трёх сердец»: учитель – ученик – родитель.

Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Руководителем, организатором его выступает педагогический коллектив школы. Помочь семье в воспитании детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание подрастающего поколения возможно лишь в результате систематически, последовательно организуемой работы по формированию педагогических умений и навыков. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно уже с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса.

Данную проблему изучали и описывали А.С. Макаренко и Ш.А. Амонашвили. Педагоги достигли небывалых высот в теме «организация работы с родителями». Вот почему, раскрывая данную тематику, следует обратиться к работам данных авторов.

Цель: рассмотреть и изучить формы организации работы с родителями по А.С. Макаренко и Ш.А. Амонашвили.

Важность работы педагогов и родителей в школе

Не секрет, что сегодня многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Большинство из них занято зарабатыванием денег, обустройством жилища, заботой о материальном благополучии. Воспитание же детей они переложили на детский сад, школу, телевизор, компьютер… Вот и вырастают эти дети сытыми, хорошо одетыми, обеспеченными, но чёрствыми, злыми и жестокими. Поэтому работа с семьёй – одна из главных задач школы.

Среди многих функций, которые выполняет семья, важной является воспитательная. Однако катаклизмы, происходящие в современном обществе, и экономические трудности тормозят адаптацию семьи как социального института к новым условиям современности, негативно сказываются на ее воспитательной роли. Очевидно, что сегодня семья не готова взять на себя всю ответственность за социализацию детей.

Однако семья не является изолированным микросредой: многоканальные связи соединяют ее с обществом; различные внешние факторы влияют на ее воспитательную функцию. Важное место здесь занимают учебные заведения, педагоги, которые благодаря профессиональному образованию обладают необходимыми психолого-педагогическими знаниями, профессиональными умениями и навыками, являются важной составляющей в педагогическом треугольнике "ребенок-родители-учитель". Важную функцию координации воспитательных действий семьи в современных условиях возложена на образовательное учреждение, и от того, как организована и реализована работа с родителями каждого образовательного учреждения и каждого его отдельного класса, в значительной мере зависит успешность процесса обучения и воспитания детей. Существенным по своей значимости задачей является широкое привлечение родителей, всех взрослых членов семьи к сотрудничеству с педагогическим коллективом, к активному участию в жизни учебного заведения, класса.



Установление и поддержка педагогического содействия "дети-родители-педагоги" должны выстраиваться на принципах взаимоуважения, доверия, ответственности и равноправном партнерстве.

Основой такого содействия должно стать единство в отношении к ребенку как к наивысшей ценности. Содержание педагогической деятельности учителя в указанной взаимодействию должен направляться на повышение готовности родителей к воспитанию детей, на осознание ими важности ответственного отцовства, на передачу всем взрослым членам семьи определенной психолого-педагогической, физиолого-гигиенической, правовой и другой информации, на формирование у них соответствующих практических умений и навыков.

К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:

  • информационная,

  • воспитательно-развивающая,

  • формирующая,

  • охранно-оздоровительная,

  • контролирующая,

  • бытовая.

Задачи взаимодействия:

  • формирование активной педагогической позиции родителей;

  • вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

Организация взаимодействия школы и семьи предполагает:

  • изучение семьи с цель выявления ее возможностей по воспитанию своих детей и детей класса;

  • анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.

Организацию работы с родителями в современном образовательном учреждении условно можно разделить на такие направления:

1) изучение семей учащихся, их воспитательного потенциала;

2) привлечение родителей, всех взрослых членов семьи к учебно-воспитательному процессу как равноправных участников, интеграция усилий и гармонизация взаимоотношений педагогического коллектива и общественности по созданию благоприятных условий для эффективной работы образовательного учреждения;

3) формирование педагогической культуры современной семьи и помощь родителям в их психолого-педагогическом самообразовании;

4) коррекция воспитательной деятельности семей с разным типом семейного неблагополучия.

Организация работы с родителями в образовательном учреждении — многоаспектная и имеет значительные педагогические возможности. Успех в организации работы с родителями в значительной степени зависит от личности и авторитета педагога, его профессионализма, высоких моральных, человеческих качеств, умение общаться с родителями, коллегами, детьми. Учитель начальных классов, а в дальнейшей школьной жизни детей — классный руководитель — это педагогический работник, осуществляющий педагогическую деятельность с коллективом учащихся класса, их родителями, организацию и проведение внеурочной и культурно-массовой работы, способствует взаимодействию участников учебно-воспитательного процесса в создании надлежащих условий для выполнения задач обучения и воспитания, самореализации и развития учащихся (воспитанников), их социальной защиты. Согласно «Положения о классного руководителя учебного заведения системы среднего образования» классный руководитель (учитель начальных классов) координирует воспитательную работу родителей, учителей, психолога, медицинских работников, других участников учебно-воспитательного процесса по выполнению задач обучения и воспитания в классном коллективе. Он имеет право вносить предложения на рассмотрение родительских собраний класса по материальному обеспечению и проведению мероприятий, посещать учащихся (воспитанников) по месту жительства (с
согласия родителей, опекунов, попечителей), изучать условия их быта и воспитания и тому подобное.

Амонашвили и А.С. Макаренко об организации работы с родителями

Амонашвили Шалва Александрович – психолог и педагог, новатор в области педагогики, исследователь. Создатель собственной методики работы с детьми. Автор огромного количества трудов по педагогике и психологии.

Ниже буду приведены основные его выводы в изучении организации работы с родителями в школе:

При эффективной работе с учениками, правильном их развитии необходимо, чтобы родители ввели тесное взаимодействие с педагогами. При совместной работе именно от родителей учитель может получить дополнительную информацию о личных качествах детей.

Педагог должен быть заинтересован жизнью детей, их переживаниями и мыслями. Учитель может оказать помощь ребенку в разрешении семейных конфликтов с родителями, решении возрастных трудностей.

Педагог должен уметь взаимодействовать с родителями учащегося, потому что перед ними стоит главная цель – воспитание полноценной личности, и это во многом зависит от эффективности развития личности школьника.

Есть дети, с которыми работа педагога усложняется. Чаще всего, здесь предполагаются педагоги с несформированными знаниями в семейной отрасли. Для достижения значительных успехов в данной отрасли, необходимо установить крепкие родительско-педагогические отношения в образовательном учреждении.

Выделяют три этапа взаимодействия педагога и родителей:

1. Родители держат сторону педагога, понимают его позицию.

2. Родители с безразличием относятся к преподавательству.

3. Родители формой для работы выбирают конфликт и не хотят принимать работу педагога.

Так, решать проблему взаимодействия педагогов с родителями необходимо с позиций гуманистического подхода. Учителя и родители подростков должны сотрудничать между собой, объединить все свои усилия на создание благоприятных условий для развития личности ребенка, так как перед ними стоит важная общая цель – воспитать хорошо развитого ребенка.

В работе родителей с педагогами для развития детей выделяют следующие формы:

1. Планирование работы учителя, урегулирование всего образовательного процесса.

2. Знакомство родителей с помощью педагога к новым методам работы с детьми.


3. Анализ результатов деятельности, внесение корректировок, при необходимости, в формы деятельности.

В родительско-педагогической работе должны быть отточены следующие умения и навыки, которые обеспечивают обмен информацией:

1. Уметь четко ставить цели в деятельности.

2. Ставить задачи, которые необходимо выполнить в ходе работы с детьми.

3. Анализировать результаты деятельности.

4. Уметь выделять самое главное из большого количества информации.

5. Уметь высказывать свои мнения и представлять предложения.

Если исследовать деятельность опытного учителя и молодого педагога, можно заметить, что начинающий преподаватель не уверенно ведет себя в работе с родителями, не умеет аргументировать свои мнения, решения и способы работы с детьми.

Необходимо выделить методы взаимодействия родителей и педагогов:

1. Родительское собрание (собрание родителей и педагога с целью решения накопившихся проблем).

2. Дискуссия (рассуждение и разговор о развитии ребенка).

3. Групповые консультации (проведение групповых бесед с родителями с привлечением специалистов в работе с детьми).

Для успешной работы родителей с педагогами и для достижения целей образовательного процесса, необходимо взаимодействие осуществлять через:

1. Приобщение родителей к процессу обучения.

2. Помощь родителей в приобщении к образовательному процессу.

3. Образовательные материалы, выставки, позволяющие родителям лучше познакомиться с образовательным учреждением.

4. Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка.

5. Проявления толерантности к ученикам, стремление учесть интересы каждого индивида.

6. Взаимоотношения, построенные на уважении к детям.

Роль педагога с древних времен постоянно видоизменялась. Сегодня же современный учитель полностью отличается от преподавателя в прошлом столетии. Изменяются взгляды и уровни образовательного процесса. В современном образовательном процессе ведущей ролью образовательного процесса является функция взаимоподдержки детей, их способностей и интересов.

Из-за большого количества учеников педагогу сложно найти подход к каждому ребенку. Для этого необходимо вести тесную работу с их родителями, чтобы лучше понять настроение и черты характера индивидов.

На взаимоотношения педагога, родителя и учащегося нужно особенно тщательно обращать внимание в подростковом возрасте, так как: