Файл: Рабочая программа дополнительного образования по информатике Мир мультимедиа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования по информатике «Мир мультимедиа» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС OOO) на основе авторской программы курса информатики для 5-7 классов Л.Л.Босовой, которая адаптирована к условиям внеурочной деятельности.
Программа направлена на обеспечение условий развития личности учащегося; творческой самореализации; умственного и духовного развития.
Необходимость разработки данной программы обусловлена потребностью развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново.
Дополнительное образование по информатике «МИР МУЛЬТИМЕДИА» основной школы является частью организационного продолжения курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах.
Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Особенность данного курса заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая графические возможности средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении. Данный курс рассматривается как дополнительный в процессе развития ИКТ-компетентности учащихся средней школы
и закладывает основы естественнонаучного и культурного мировоззрения.
Цель программы:
Создание благоприятных условий для развития творческих способностей обучающихся, формирование информационной компетенции и культуры , формирование представления о графических возможностях компьютера, развитие информационно-коммуникационных компетенций.
Данная цель достигается решениями следующих задач:
Задачи:
-
развивать основные навыки и умения использования прикладных компьютерных программ; -
научить детей самостоятельно подходить к творческой работе; -
формировать у обучающихся представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества; -
развивать познавательные, интеллектуальные и творческие способности обучающихся, выработать навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа курса по информатике «МИР МУЛЬТИМЕДИА» рассчитана для внеурочной деятельности обучающихся 5-6 классов сроком на 1 год. Всего 26 ч., по одному часу в неделю, внеаудиторного времени. Занятия проводятся в группе.
Для развития устойчивого интереса к учебному процессу в дополнительном образовании по информатике «МИР МУЛЬТИМЕДИА» используется учебник Босовой Л.Л. – (Информатика 5-9 класс. М.: Бином. Лаборатория знаний и Информатика 5 класс. М.: Бином. Лаборатория знаний)., а также используются презентации, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), электронные образовательные ресурсы (ЭОР).
На практических занятиях используются здоровьесберегающие технологии – коррегирующая гимнастика для глаз. (В.Ф. Репин, В.И. Павлов, Г.М. Чеботаревская «Компьютер и глаза. Корригирующая гимнастика для глаз», методическое пособие, Саратов, 2007).
Образовательные результаты формируются в деятельностной форме с использованием следующих методов:
-
словесного (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником); -
наглядного (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций); -
практического (практические работы в среде графического редактора и электронных презентаций); -
проектного.
Планируемые результаты освоения курса
Сформулированная цель реализуется через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам дополнительного общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя личностные, предметные, метапредметные результаты.
Личностные результаты:
-
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; -
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; -
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам при работе с графической информацией; -
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Предметные результаты:
-
умение использовать термины «информация», «компьютерная графика», «программа», «растровая графика», «векторная графика»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; -
умение работать в среде растрового и векторного графического редактора; -
умение выполнять действия преобразования растровых (копирование, поворот, отражение) и векторных графических изображений; -
умение создавать новые графические изображения из имеющихся заготовок путем разгруппировки-группировки изображений и их модификации;
-
изучение возможностей растрового графического редактора; -
представление об использовании мультимедийных презентаций в практической деятельности; -
использование мультимедийных возможностей редактора электронных презентаций.
Метапредметные результаты:
-
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; -
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; -
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; -
умение создавать, применять и преобразовывать графические объекты для решения учебных и творческих задач; -
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; -
владение устной и письменной речью; -
развитие критического мышления.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наменование раздела | Общее количество часов | Теория | Практика |
1. | Введение | 1 | 1 | |
2. | Компьютерная графика | 2 | 1 | 1 |
3. | Создание растровых изображений | 10 | 3 | 7 |
4. | Мультимедийные презентации | 13 | 5 | 8 |
| Итого | 26 | 10 | 16 |
Содержание тем учебного курса
ВВЕДЕНИЕ (1ч)
Правила поведения в кабинете информатики и техника безопасности при работе с компьютерной техникой, электробезопасность. Требования к организации рабочего места. Санитарно-гигиенические нормы при работе за компьютером
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА (2 ч)
Задачи, цели курса. Растровая и векторная графика, способы организации. Пиксель, разрешение изображения, графические примитивы, чувствительность к масштабированию. Форматы графических файлов. Графические редакторы: многообразие, возможности, область применения. Сохранение графического файла.
СОЗДАНИЕ РАСТРОВЫХ ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ (10 ч)
Графический редактор Paint: знакомство с интерфейсом программы, инструментами создания графических изображений, использование различных эффектов – добавление цветов в палитру, обращение цветов, изменение размера и местоположения рисунка, настройка атрибутов рисунка, создание мелкого изображения с помощью сетки пикселей. Создание и редактирование графических изображений: букета в вазе, дома «моей мечты», геометрического и растительного орнамента, новогодней открытки.
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ (13 ч)
Мир мультимедиа. Виды презентаций. редактор электронных презентаций MS Power Point. Интерфейс программы, структура окна. Знакомство с инструментами создания объектов на слайде, правил работы в среде редактора электронных презентаций. Вставка графики, текста, звука. Преобразование графических объектов и создание на их основе новых объектов с использованием возможностей меню группировка-разгруппировка, анимирование объектов на слайдах и организация переходов слайдов с использованием различных эффектов их анимации. Создание управляющих кнопок и гиперссылок. Пути перемещения объектов.
Творческие работы: самопрезентация, «Моя семья», «Морское дно», слайд-фильм с эффектами мультипликации, открытка-поздравление, презентация-поздравление
Условия реализации программы
Организационно-методическое обеспечение
-
наличие специальной методической литературы по информационным технологиям, педагогике, психологии; -
использование собственных методических и дидактических материалов; -
обобщение и распространение собственного опыта работы.
Материально-техническое обеспечение:
-
кабинет, оборудованный компьютерами, столами, стульями, общим освещением, классной доской, мультимедийным оборудованием (проектор,
экран, акустические системы);
-
электронные образовательные ресурсы -
прикладные программные продукты: растровый графический редактор Paint, векторный графический редактор, встроенный в MS Office, редактор электронных презентаций MS Power Point -
доступ в сеть Интернет
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | Раздел учебного курса, кол-во часов | Элементы содержания | Дата проведения | |
По плану | Фактически | |||
1. | Введение (1ч) | Правила поведения в кабинете информатики и техника безопасности при работе с компьютерной техникой, электробезопасность. Требования к организации рабочего места. Санитарно-гигиенические нормы при работе за компьютером | | |
| | | | |
2. | Виды компьютерной графики | Задачи, цели курса. Растровая и векторная графика, способы организации. Пиксель, разрешение изображения, графические примитивы, чувствительность к масштабированию | | |
3 | Форматы графических файлов | Форматы графических файлов. Графические редакторы: многообразие, возможности, область применения. Сохранение графического файла | | |
4 | Букет в вазе | Изображение букета в вазе средствами растровой графики в среде растрового графического редактора | | |
5 | Букет в вазе | Открытие изображения. Редактирование рисунка | | |
6 | Дом моей мечты | Создание графического изображения дома средствами растровой графики в среде растрового графического редактора | | |
7 | Дом моей мечты | Открытие изображения. Редактирование рисунка | | |
8 | Геометрический орнамент | История появления геометрического орнамента. Способы его изображения, назначение. Выбор орнамента. Создание орнамента по периметру квадрата с произвольной стороной | | |
9 | Растительный орнамент | История появления растительного орнамента. Способы его изображения, назначение. Выбор орнамента. Создание орнамента по периметру квадрата с произвольной стороной | | |
10 | Растительный орнамент | Редактирование орнамента | | |
11 | Ввод текста | Инструмент для ввода текстовой информации в растровом графическом редакторе. Способы редактирования и форматирования текста. Создание текстовой надписи | | |
12 | Новогодняя открытка | История появления новогодней открытки, ее отличие от Рождественской. Способы создания изображения | | |
13 | Новогодняя открытка | Редактирование изображения. Вставка текстового фрагмента | | |
14 | Мир мультимедиа | Мультимедийные программы и средства создания мультимедиа. Возможности воспроизведения мультимедиа. Векторная графика. Анимация | | |
15 | Редактор электронных презентаций | Возможности редактора электронных презентаций. Интерфейс программы. Создание макета презентации. Дизайн презентации. Выбор фона. Копирование и удаление слайдов | | |
16 | Вставка текста, графики, звука | Реализация возможностей Меню Вставка. Форматирование текста. Панель WordArt, способы преобразования надписей | | |
17 | Анимация объектов. Смена слайдов | Овладение навыками работы по анимированию объектов на слайде, организация анимированной смены слайдов | | |
18 | Управляющие кнопки. Гиперссылки | Создание управляющих кнопок. Организация гиперсвязей внутри документа, с внешними документами | | |
19 | Создание движущихся объектов | Способы организации движения объектов. Эффекты появления, изменения размера, исчезновения объекта, создание пути движения. Создание слайда с анимированными объектами "Морское дно", вставка растрового изображения как фона и векторных изображений. | | |
20 | Организация движения на слайде | Способы организации движения объектов. Эффекты появления, изменения размера, исчезновения объекта, создание пути движения. Создание слайда с анимированными объектами "Морское дно", вставка растрового изображения как фона и векторных изображений. | | |
21 | Создание слайд-фильма | Применение освоенных навыков вставки графических объектов при создании слайд-фильма "На прогулке". Создание векторного изображения путем преобразования векторных графических объектов | | |
22 | Создание слайд-фильма | Применение освоенных навыков анимации графических объектов при создании слайд-фильма "На прогулке". Редактирование векторного изображения путем преобразования векторных графических объектов | | |
23 | Творческая работа по созданию слайд-фильма | Выбор темы, подбор материала, создание вспомогательных графических объектов. Создание макета презентации | | |
24 | Творческая работа по созданию слайд-фильма | Редактирование макета презентации. Вставка графических объектов | | |
25 | Творческая работа по созданию слайд-фильма | Подбор и вставка звуковых эффектов в презентацию. Редактирование графических объектов. Анимирование графических объектов. Организация непрерывной демонстрации презентации до нажатия клавиши ESC. | | |
26 | Защита творческой работы | Обсуждение соответствия прогнозированного результата и действительного. | | |