Файл: Ано дпо "уральский институт повышения квалификации и переподготовки".rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО "УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ"

Программа профессиональной переподготовки

Менеджмент в образовании: обеспечение развития и эффективности деятельности образовательной организации (620)

Дисциплина: Деловое общение в сфере образования. Представление интересов образовательной организации

Практическое задание 3, Модуль 3. Представление интересов образовательной организации


Выполнил:

слушатель Желтоухова Анастасия Андреевна

Преподаватель:

Слепова Инна Александровна

г. Пермь – 2023

Задание: 

Заполните таблицу, отразив в ней методы разрешения различных видов межличностных конфликтов.

Урок рисования был практически сорван: Андрей, никогда не блиставший примерным поведением, распевал песню, не реагировал на замечания учителя, ходил по классу. Остальные ученики были тоже возбуждены — кто смеялся над клоунадой Андрея и беспомощностью учителя, а кто стремился ему подражать. В довершение всего Андрей накинулся с кулаками на своего соседа по парте за то, что тот перевернул его банку с водой для рисования. Учительница чувствовала себя абсолютно беспомощной, но в такой ситуации необходимо было что-то предпринять. Она быстро подошла к дерущимся, взяла с ближайшей парты стакан с водой и плеснула в лицо Андрею. Тот остолбенел, по нему текла вода, в классе наступила полная тишина. «Выйди и приведи себя в порядок», — сказала учительница. Андрей вылетел из класса, громко хлопнув дверью. Урок удалось довести до конца, но после его окончания учительница чувствовала себя ужасно из-за своего непедагогичного поведения, из-за понимания того, что родители Андрея могут теперь пожаловаться на нее директору.




Арбитраж

Медиация

Конфликт между учащимися

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет

  • соперничество

  • обман, сплетни

  • оскорбления

  • обиды

  • враждебность к любимым ученикам учителя

  • личная неприязнь к человеку

  • симпатия без взаимности

  • борьба за девочку (мальчика)




Пример.

Рекомендации по организации действий.

Прогноз эффективности

Пути решения В ряде случаев конфликтная ситуация разрешается внутри группы, без вмешательства посторонних. Однако важно за ней следить, направлять и контролировать:

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.  Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Пример.

Рекомендации по организации действий.

Прогноз эффективности: Роль учителя. Грамотный педагог может разрешить конфликт на начальной стадии, исключив его дальнейшее развитие. Одна из профилактических мер – максимальная сплоченность детского коллектива. В школах устраиваются различные мероприятия, конкурсы. При этом важно следить, чтобы не возник межклассовый конфликт. Роль родителя. Однако не всегда педагог в современной школе имеет достаточный авторитет у учеников. Свою роль в разрешении конфликтных ситуаций играют и родители. Способ урегулирования в данном случае зависит от отношений в семье. К примеру, если отношения родителей с детьми натянутые, не стоит разговаривать по душам, родители просто не смогут вызвать ребенка на откровенность. В таком случае лучше подобрать соответствующую историю «из жизни» и изложить в «подходящий момент».

По способу разрешения конфликта мною был выбран конструктивный способ, отдав предпочтение двум стилям разрешения данного конфликта: сотрудничеству и компромиссу.

Поскольку, сотрудничество предполагает поиск решения, удовлетворяющего интересы всех детей класса. Оно предполагает умение сдерживать свои эмоции, объяснять свои решения и выслушивать другую сторону. При сотрудничестве происходит приобретение совместного опыта работы и вырабатываются навыки слушания.

А компромисс - это урегулирование разногласий через взаимные уступки. Партнеры по общению сходятся на "золотой середине", то есть на частичном удовлетворении интересов каждого ребенка. Я предположила, что такая стратегия также будет эффективной, т.к. было ясно, что все дети желают одного и того же - улучшения отношений. Как правило, компромисс позволяет хоть что-то получить, чем все потерять, и дает возможность выработать временное решение, если на выработку другого нет времени.

Конфликт между учащимся и педагогом

Урок рисования был практически сорван: Андрей, никогда не блиставший примерным поведением, распевал песню, не реагировал на замечания учителя, ходил по классу. Остальные ученики были тоже возбуждены — кто смеялся над клоунадой Андрея и беспомощностью учителя, а кто стремился ему подражать. В довершение всего Андрей накинулся с кулаками на своего соседа по парте за то, что тот перевернул его банку с водой для рисования. Учительница чувствовала себя абсолютно беспомощной, но в такой ситуации необходимо было что-то предпринять. Она быстро подошла к дерущимся, взяла с ближайшей парты стакан с водой и плеснула в лицо Андрею. Тот остолбенел, по нему текла вода, в классе наступила полная тишина. «Выйди и приведи себя в порядок», — сказала учительница. Андрей вылетел из класса, громко хлопнув дверью. Урок удалось довести до конца, но после его окончания учительница чувствовала себя ужасно из-за своего непедагогичного поведения, из-за понимания того, что родители Андрея могут теперь пожаловаться на нее директору.

Пример. Рекомендации по организации действий.

Прогноз эффективности

 Директор ознакомлен с докладной запиской. Следовательно, в том случае, если родители Андрея подадут жалобу, он сможет дать им ответ. Даже если он считает, что учительница была не права или что в ее действиях присутствуют нарушения, директор не должен критиковать учителя перед родителями, тем более вызывать ее в кабинет и отчитывать перед ними. 

Директор — представитель школы, следовательно, он ее представляет перед родителями; он отвечает за все, что там происходит. Если учитель даже тысячу раз не прав, если в происшедшем директор усматривает нарушения с его стороны — это внутренняя проблема школы. Он может пообещать родителям разобраться, принять административные меры в случае безусловной вины, извиниться перед ними, но не более того! Школа должна всегда со стороны выглядеть как единое целое.


Пример.

Рекомендации по организации действий.

Прогноз эффективности

В данной ситуации психолог может выступить как медиатор в споре между учителем и руководителем.

Психолог помогает разложить ситуацию по полкам, стороны стремятся выслушать друг друга и найти выход из сложившейся ситуации.


Конфликт между педагогами

Пример.

Вероника Степановна, учитель истории, недавно закончила курсы повышения квалификации учителей при Московском университете. Помимо всего прочего она там узнала об интересной методике проведения зачетов и экзаменов: ученикам позволяется во время подготовки к ответу пользоваться любыми источниками информации, даже шпаргалками. В основе этого метода лежит идея, что ученик должен не столько помнить большой объем информации, сколько уметь оперативно ее извлекать из различных источников. Вероника Степановна решила руководствоваться подобным принципом при проведении зачетных работ с учениками.

Нововведение учителя истории VIII «А» принял с восторгом, а Женя даже воскликнул: «И почему физичка с ее миллионом формул так не спрашивает?»

«Видимо, она не знакома с этой методикой», — ответила польщенная Вероника Степановна.

Буквально через неделю проходил зачет по физике, на котором Женя заявил: «Светлана Семеновна, а почему Вы не позволяете нам пользоваться книгами, как Вероника Степановна?» «Я хочу, чтобы вы учили физику, а не списывали. Каждый дурак может в учебнике подсмотреть!» — парировала Светлана Семеновна. «Да ничего подобного, — не унимался Женя, — просто Вы все по старинке, даже Вероника Степановна говорит, что Вы этого не знаете!» Остальные ученики стали поддакивать Жене, начались выкрики с мест, зачет был практически сорван.

На перемене Светлана Семеновна подошла в учительской к Веронике Степановне, и между ними состоялся следующий разговор:

— Вероника, ты, что себе позволяешь, ты, почему настраиваешь против меня VIII «А»?

— Что за ерунда, кто тебе это сказал?

— А кто им заявил, что я ни черта не понимаю, что я ретроград?

— Ты о чем?

— Да ладно, не прикидывайся, все не можешь успокоиться, что премию мне дали, а не тебе?

Все, дальше следить за диалогом не имеет смысла. Почему? А потому, что спор пошел по тупиковому пути, и не закончится, пока кто-нибудь третий его не прекратит либо пока эти двое не устанут говорить друг другу гадости. Тема постепенно уходит в сторону, припоминаются какие-то прежние обиды. Это не разговор двух учителей, решающих этические или профессиональные отношения, а двух давно затаивших друг на друга обиду женщин. Давайте последовательно проанализируем ход событий.

Итак, могла ли Вероника Степановна использовать новый метод проведения зачетов? Как профессионал она имеет право использовать методики, которым ее обучили и которые она считает верными. Но, с другой стороны, особо революционные нововведения могут противоречить некоторым общешкольным принципам, кроме того, желательно, чтобы основные принципы преподавания каждого учителя были известны остальным коллегам. Ведь учитель преподает не как частное лицо, он часть единого школьного учебного процесса, допускающего, правда, вариативность стилей преподавания и, быть может, некоторый плюрализм в методиках.

Поводом для конфликта между учителями стала неосторожно брошенная фраза: «Видимо, она не знакома с этой методикой»! Подчеркнем еще раз, что каждый учитель включен в единый школьный учебный процесс, следовательно, он не имеет права даже намеками противопоставлять себя кому-либо из учителей (не говоря уже о том, что это неэтично). К чему это привело в данном случае: ученики, почувствовав противопоставление, усиливают его: «Просто Вы все по старинке, даже Вероника Степановна говорит, что Вы этого не знаете!»


Рекомендации по организации действий.

Прогноз эффективности

 Начиная спор или высказывая претензии, необходимо ясно отдавать себе, отчет в том, что вами движет. Многие профессиональные конфликты невозможно разрешить лишь из-за того, что за ними скрывается конфликт личностный.

• Прежде чем предъявлять претензии или обвинять, необходимо совместно разобраться во всех обстоятельствах дискутируемого вопроса (в нашем примере можно было, например, повторить слова ученика и уточнить, в каком контексте была сказана злополучная фраза).

• В случае если вопрос может иметь серьезные последствия для отношений в коллективе, если не удается оставаться в рамках профессиональной этики, необходимо привлечь третью сторону (представителя администрации, другого коллегу, Комитет по этике).

• Разногласие между учителями — внутреннее дело школы, в нем не должны участвовать ученики или родители.

• В целом, если в основе конфликта двух учителей лежат исключительно профессиональные разногласия, он приводит к личному развитию каждой из участвующих сторон.

Арбитром выступает директор. Скорее всего конфликт разрешится в кабинете директора, но есть вероятность что кто-то останется недоволен.

Рекомендации по организации действий.

Прогноз эффективности

В данной ситуации кто то из коллег или коллектив может выступать медиатором. Цель медиатора – помочь сторонам найти решение, при котором ни одна из сторон не поступается чем то важным. В данной конкретной ситуации необходимо пригласить учителей на откровенный разговор. Главное, чтобы стороны хотели разрешить конфликт, иначе конфликт может остаться нерешенным.

Сотрудничество – удовлетворение интересов обеих сторон. Для этой стратегии характерны стремление к сближению позиций, целей и интересов, нахождение наиболее приемлемого для учителя и учащихся решения, выработка которого укрепляет и улучшает взаимоотношения с учениками, необходимы интеллектуальные и эмоциональные усилия сторон, время и другие ресурсы. Для реализации данной стратегии следует:

• определить интересы и потребности всех участников;

• предпринять возможные действия по их удовлетворению;

• признать ценности других, равно как и свои собственные;

• стремиться к объективности, отделяя проблему от личности;

• искать творческие неординарные решения;

• не щадить проблему, щадить людей.

Стратегия сотрудничества в большей мере соответствует в психоаналитической теории механизму сублимации (в широком смысле). Если человек сможет энергию своих негативных эмоций и инстинктивных стремлений (возмущение, гнев, обида, жажда мести, превосходство, агрессия и т. д.) направить на поиск и реализацию общих идей, интересов, ценностей, то он достигнет на этом пути максимального эффекта.


Конфликт между педагогом и руководителем

Учитель К. Посчитал что руководитель необоснованно уволил с занимаемой должности и написал жалобу в минобрнауки.

Арбитром выступает представитель минобрнауки. На месте решается вопрос о восстановлении сотрудника или возможности отработать и найти другое место работы.

Медиатором так же может быть представитель минобрнауки или комитет по конфликтым ситуациям, которые выслушивают обе стороны и подводят учителя и руководителя к взаимосогласию и решению, которое устраивало бы обе стороны