ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Занятие № 6.
Тема: «Собственность и конкуренция»
Цель: охарактеризовать основные виды конкуренции, выяснить насколько эффективно функционируют рынки в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
Задачи:
I. Образовательные:
1. Сформировать понятия: конкуренция, олигополия, монополия, совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция.
2. Сформировать представление об особенностях функционирования отраслевых рынков.
II. Развивающие:
1. Продолжить формировать умение преобразовывать изучаемый материал в таблицу.
2. Развивать мышление студентов путем организации работы по решению нетрадиционных задач и проблем.
III. Воспитательные:
1. Способствовать воспитанию коммуникативной культуры при выполнении заданий в группах.
2. Воспитывать ответственность, организованность, самостоятельность, чувство коллективизма.
3. Способствовать воспитанию деловых, предприимчивых качеств у студентов.
Тип занятия: проверка и сообщение новых знаний
Вид: комбинированный
Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная
Продолжительность занятия: 2 академических часа.
Ход занятия
1. Актуализация опорных знаний
2. Формирование новых знаний
3. Закрепление изученного материала
4. Подведение итогов, выставление оценок.
5. Домашнее задание.
Оборудование:
1. План-конспект занятия.
2. Рабочие тетради обучающихся.
3. Учебник Иванов С.И.; Линьков А.Я. Экономика. 10-11 классы. Учебник. Книга 1. «Вита – Пресс»,2021.
План:
1. Понятие собственности. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная.
2. Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия.
3. Антимонопольная политика государства.
1. Актуализация опорных знаний.
- повторения домашнего задания
- выборочная работа с карточками (Приложение 1).
- проверка написания эссе.
2. Формирование новых знаний
Сегодня мы познакомимся еще с одной важной экономической темой – Собственность и конкуренция. Хотелось бы начать с отрывка из одного литературного произведения.
В повести «Яма» русский писатель А. И. Куприн описал соперничество владельцев пароходств: «Возникли 2 новых пароходства, и они, вместе со старинными, прежними неистово конкурировали друг с другом, перевозя груз и богомольцев. В конкуренции они дошли до того, что понизили цены за рейсы с 75 копеек для третьего класса, до пяти, трех, двух и даже одной копейки. Наконец, изнемогая в непосильной борьбе, одно из пароходных обществ предложило всем пассажирам третьего класса даровой проезд. Тогда его конкурент тотчас же к даровому проезду присовокупил еще полбулки белого хлеба» (стимулированное введение).
- О каком явлении идет речь?
Какие ассоциации у Вас связаны с этим понятием? ( Метод «ассоциативный ряд»).
Преподаватель на доске (слева) выписывает ключевое слово «конкуренция», а справа в столбик выписывает слова, предложенные учащимися. Ряд может иметь следующий вид: соперничество, борьба, фирма, торговля, рынок, цена и др.
1. Понятие собственности. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная.
Собственность – это принадлежность вещей (ценностей) определенным лицам (субъектам).
У вас есть что-нибудь в собственность? Почему вы считаете, что это ваша собственность? Наверное, потому, что вы владеете своим телефон, используете его и можете им распоряжаться.
Собственность предполагает три права:
- владение – физиологическое наличие вещей, обладание ею;
- пользование – применение вещей в своих целях, извлечение её полезных свойств;
- распоряжение – определение судьбы вещей, ее будущего (продать, обменять подарить, уничтожить, завещать, сдать в аренду)
Допустим, у меня есть ручка. Она лежит в моем портфеле (владение). Я достаю эту ручку и пишу, рисую ей – это пользование. Если я захочу ее продать или подарить – это будет распоряжение.
Структура собственности:
1. Субъект – тот, кто владеет вещью.
2. Объект – то, чем владеют, некая вещь или иная ценность. (объектом собственности не может быть человек).
Виды собственности:
1. По субъекту:
- частная, при которой собственниками являются отдельные граждане. (квартиры, автомобили и т.д.)
- государственная: собственник – это государство (вся мебель и техника в министерствах – государственные). Нашему государству принадлежат: военные заводы, РЖД, Почта России, нефтяные компании и т.д.
- муниципальная, когда владелец – город, район или село. Здание мэрии города принадлежит городу, как и много другое.
- смешанная – может быть так, некой компанией владеют частично государство, а частично граждане и другие фирмы. Газпром – 50% государство, 50% - тысячам владельцам по всему миру.
- общинная – исторически существовала, а кое-где и сейчас есть. Охота совместная – чей олень – всего племени.
2. По объекту.
- недвижимая – дома, квартиры, дачи, бани.
- движимая – транспортная, мебель, техника.
- финансовая – владения ценными бумагами, деньгами.
- интеллектуальная – это собственность на фильмы, фото, видео, стихи.
Иными словами, собственность как экономическая категория — это здания, принадлежащие предприятиям, ресурсы, включая не только материалы, используемые для производства, но и энергию, тепло, воду и т. д. Также сюда относится все оборудование, приобретенное на средства предприятия и, следовательно, произведенная продукция.
2. Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия.
Возвращаясь к литературному отрывку и ассоциациям, которые у вас вызвало слово конкуренция, давай те составим определение.
Давайте сравним определения, предложенные вами и учебным определением и добавим в ряд новые понятия.
Конкуренция – это соперничество, борьба между фирмами за предпочтения потребителей в целях получения наибольшей выгоды.
Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция, как и ее противоположность – монополия, может существовать только при определенном состоянии рынка. Основными параметрами являются:
1) количество фирм, поставляющих товары на рынок;
2) свобода вхождения на рынок и выхода из него;
3) дифференциация товаров (придание определенному виду товаров одного т того же назначения разных индивидуальных особенностей – по фабричной марке, качеству, цвету и др.);
4) участие фирм в контроле над рыночной ценой.
Экономисты различают четыре довольно несхожих рыночных ситуации или формы конкуренции: совершенную (чистую) конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Чтобы выявить главные отличительные черты этих видов рыночных структур.
Для лучшего понимания отличительных признаков каждой из конкуренция, давай те составим таблицу.
Объяснения по ходу записи таблицы.
3. Антимонопольная политика государства.
Антимонопольная политика - это комплекс мер государственного регулирования экономики, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монопольной деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкуренции.
Существует двемодели антимонопольного регулирования:
1. Американская - запрещение монополии как структурной единицы.
2. Европейская - упор на контроль со стороны за злоупотреблениями.
Антимонопольная политика различается по отношению к естественным и искусственным монополиям. Естественная монополия - экономически оправдана (транспорт, водоснабжение и т.д.). Искусственная монополия сформировалась за счет слияний, скупки, соединений.
Существует два основных подхода к ценовому регулированию естественной монополии:
1. Принцип максимизации производства - ориентиром для снижения цены в условиях этого принципа, является установление цены на уровне предельных издержек.
2. По принципу обеспечения безубыточности. Государство устанавливает цену на уровне средних издержек (у монополии нет прибыли, нет убытка). Недостаток – товарный дефицит.
3. Реструктуризация монополии, например, энергетика.
Специфика антимонопольного регулирования в РФ обусловлена высокой степенью монополизации, которую экономика унаследовала от административно-командной системы СССР.
Возможности понижения степени монополизации:
- разделение монопольных структур;
- иностранная конкуренция;
- создание новых предприятий.
ФЗ от 17. 08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»
ФЗ от октября 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Задачи:
- контроль над ценами;
- за слиянием крупных предприятий;
- пресечение разнообразных форм сговора (одно предприятие владеет акциями другого);
- недопущение системы участия и личной унии (личный сговор руководителей предприятий);
- пресечение недобросовестной конкуренции.
3. Закрепление изученного материала
Для закрепления пройденной темы – тестирование.
1.Для рынка совершенной конкуренции характерно, что:
а) фирмы осуществляют неценовую конкуренцию;
б) фирмы не имеют собственной политики в области установления цен;
в) фирмы производят дифференцированную продукцию/
2. Наилучший пример чистой монополии — это:
а) булочная рядом с вашим домом;
б) производитель пива;
в) единственная авиалиния между вашим городом и столицей страны;
г) городское предприятие водоснабжения.
3.Олигополистическая взаимозависимость означает, что:
а) каждая фирма производит продукцию, похожую, но не идентичную той, которую производят конкуренты;
б) все фирмы производят одну и ту же продукцию;
в) каждая фирма должна учитывать реакцию конкурентов, когда она проводит определенную ценовую политику;
г) каждая фирма несет убытки из-за неустойчивости рыночных цен.
4. Цены в рыночной экономике …
а) стабильны;
б) регулируются государством;
в) зависят от спроса и предложения
5.Определите, в каком из нижеперечисленных вариантов типы структур рынка расположены последовательно от наиболее конкурентного к наименее конкурентному:
а) совершенная конкуренция, олигополия, монополистическая конкуренция, монополия;
б) монополия, совершенная конкуренция, олигополия, монополистическая конкуренция;
в) совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
6. Можно утверждать, что с ростом цены на продукцию монополиста его общая прибыль:
а) уменьшится;
б) увеличится;
в) не изменится.
7. Определите, когда монополистическая конкуренция имеет место:
а) множество фирм продают однородную продукцию;
б) монополисты конкурируют друг с другом;
в) только несколько фирм производят данный товар.
8. Единственная структура на рынке, не способная влиять на цены – это…
а) чистая монополия;
б) олигополия;
в) монополистическая конкуренция;