Файл: Проводит психологическую диагностику было добавление различного.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учитель может помочь такому ребенку, воспитывая у него уверенность в себе и помогая наладить отношения со сверстниками.
Задание 5
Цель данных занятий:
- познакомить детей с основными эмоциями: интерес, радость, удивление, грусть, гнев, страх, стыд, отвращение, презрение;
- учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, интонация и прочее);
- дать понятие о разделении эмоции на положительные и отрицательные;
- обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, их оттенки.
В процессе занятий решались следующие воспитательные задачи:
- научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки);
- способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка;
- способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и так далее);
- отреагировать на имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев, и другие) препятствующие полному личностному развитию ребенка.
Занятие № 1.
Тема: «Путешествие в страну настроений»
Цели: - учить детей различать основные эмоции: радость, гнев, печаль, спокойствие, боль, равнодушие;
- развивать умение передавать с помощью мимики, жестов различные эмоциональные состояния;
- развивать творческое воображение и фантазию.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в волшебную страну настроений. Но прежде чем туда отправимся, давайте вспомним и поздороваемся с помощью различных эмоций.
Игра: «Разные настроения» (грустно, удивленно, спокойно, весело)
- Мы отправляемся в путешествие и берем с собой хорошее настроение. Но на чем же мы отправимся в путешествие? А давайте отправимся на облаках (дети с удовольствием соглашаются). Во время полета им попадаются разные облака, и они их рассматривают.
Прилетели в страну настроений, и нас встречают жители волшебной страны (дети рассматривают их, и определяют настроения жителей).
- Посмотрите внимательно на жителей страны. Какое у них настроение? Как вы думаете, что случилось с жителями волшебной страны? (дети высказываются). А давайте сочиним небольшую сказку про них.
Игра «Сочини сказку» (начинает сказку педагог, затем дети по очереди продолжают сказку, добавляя свое предложение). В конце дети дарят хорошее настроение жителям страны и отправляются дальше.
- Дальше на пути их встречаются гномы. Гномы перепутались и поссорились. Дети предлагают им помочь.
Игра: «Забавные гномы» (выкладывая лица гномов, дети рассуждают, как они догадались о настроениях гномов, по их цветам). В благодарность гномы проводят с детьми игру: «Мы делаем вот так».
Когда нам грустно – мы делаем вот так.
Когда мы удивлены – делаем вот так.
Когда мы испуганы – мы такие.
Когда мы злимся – мы уже другие.
Когда мы радуемся – мы делаем так.
Дети прощаются с гномами и отправляются дальше по волшебной стране.
- На пути они встречают музыкальную шкатулку.
Игра: «По мелодии дети должны отгадать настроение шкатулки» (звучит плач, сердитые возгласы, веселый смех).
- Молодцы, вы все правильно угадали. А какое настроение вы возьмете с собой в детский сад? (Ответы детей) Дети садятся на облака и отправляются домой.
- Вот и закончилось наше путешествие в волшебную страну Настроений, и мы с хорошим настроением возвращаемся в группу.
Задание 6
Формирующий эксперимент в рамках моего экспериментального исследования представлял собой использование на занятиях предлагаемого методического инструментария по развитию творческих способностей младших школьников на занятиях в студии «Театральное искусство» для развития творческих способностей младших школьников.
Общую стратегию применения предлагаемого методического инструментария можно изобразить следующим образом:
- проведение с детьми мероприятий, которые направлены на развитие вербальных творческих способностей детей;
- реализация с детьми мероприятий, направленных на развитие у них операций творческого мышления;
- комплексное воздействие по двум направлениям развития творческих способностей у детей (вербальные творческие способности и операции творческого мышления).
Подобная стратегия педагогической работы была направлена в итоге на развитие творческих способностей у младших школьников.
Наш методический инструментарий по развитию у младших школьников на занятиях в студии «Театральное искусство» творческих способностей состоит из 7 методов практической работы:
1. Метод игры;
2. Интерактивные методы;
3. Технология критического мышления;
4. Методы комбинаторных действий;
5. Метод мозгового штурма;
6. Метод морфологического анализа;
7. Продуктивные виды деятельности.
Каждое занятие проводится в групповой форме. Максимальное количество детей в группе – 15 человек. Длительность одного занятия – 45 минут.
Теоретическое обоснование программы.
Развитие творческих способностей – это умение использовать знания в нестандартных ситуациях, развитие психических процессов.
Развитие творческих способностей включает и развитие мышления – умение обобщать, превращать знания в гибкие системы, творчески анализировать ситуацию.
Развивать творчество – значит воспитывать у детей интерес к знаниям, самостоятельность в обучении. Маленький ученик хорошо учится только тогда, когда он переживает успех, хотя бы небольшой.
Поэтому на каждом занятии необходимо ставить перед собой такие задачи:
- зажечь в детском сердце огонек любознательности;
- обогащать знания школьников о природе, общественной жизни, трудовой деятельности людей;
- развивать различные виды памяти;
- развивать воображение и фантазию;
- развивать внимание, наблюдательность;
- формировать речевые умения, коммуникативно - творческие способности;
- пробуждать интерес к учебе, делать его интересным, познавательным, развивающим;
- развивать творческое мышление;
- научить работать с учебной и детской книгой;
- воспитывать национальное самосознание, духовность.
Чтобы развивать творческие способности, ребенку необходимо как можно больше впечатлений об окружающем мире при выполнении различных видов деятельности – игре, рисовании, конструировании, чтении, разыгрывании сюжетов знакомых литературных произведений и т.д.). Формируя у учащихся интерес к какому-либо из этих видов деятельности, удается увлечь ребенка процессом творчества.
Среди путей развития творческих способностей, познавательной активности, самостоятельности, самореализации детей подчеркивается необходимость использования в работе с учениками начальных классов различных задач – учебных, развивающих, познавательных, интеллектуальных, нестандартных, творческих.
Следовательно, развитию творческих способностей способствуют:
- словесные творческие задания на подбор рифмы, составление начала или окончания стиха;
- составление сказки по рисунку;
- создание продолжения сказки, рассказы;
- использование анаграмм, метаграммы;
- словесное рисование;
- творческие списывания текстов;
- изъятие лишнего;
- скороговорки.
Описание методического инструментария.
В методической программе в рамках занятий используются следующие методы практической работы:
1.) Метод игры.
Игра, как основная деятельность ребенка в младшем школьном возрасте, является постоянной ее спутницей. Игра для ребенка – первая возможность проявить себя, самовыразиться и самоутвердиться. В играх дети не только отражают реальную жизнь, но и перестраивают его. По словам Выготского, «игра ребенка – это творческое переосмысление пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них действительности, которая отвечает запросам и интересам самого ребенка», то есть игра рассматривается как творческая деятельность, в которой наглядно выступает, комбинируя действие воображения. Поэтому в своей работе использую развивающие игры как средство обучения и воспитания.
2.) Интерактивные методы «Займи позицию», «Пресс», «САSЕ – метод» - при использовании данных методов организуются игры «Микрофон», «Аквариум», «Карусель». Методы интерактивного обучения позволяют быстро активизировать поисково-познавательную деятельность учащихся, максимально раскрывают их таланты.
3.) Технология критического мышления.
Когда ребенок приходит в школу происходит процесс ее адаптации к тем видов и форм деятельности, в которых ей предстоит участвовать во взрослой жизни. И этот процесс происходит при условии коммуникативной деятельности. Поэтому для развития речевых умений, развития творческого мышления использую следующие задачи:
- «Кресло автора».
Ученики по желанию садятся в «кресло автора» и рассказывают что-то интересное о своих родных, знакомых или эпизод из своей жизни, историю о своем имени и тому подобное.
- «Опиши (нарисуй) наоборот».
Учитель показывает сюжетный рисунок, а группы учащихся описывают его, заменяя основные предметы, их признаки, действия, явления на противоположные.
4.) Метод мозгового штурма.
Метод мозгового штурма используется тогда, когда дети не имеют представления о предмете, они выражают свои мысли, обосновывают, а уже потом делают вывод (магический треугольник, квадрат; площадь; измерение площади).
5.) Методы комбинаторных действий:
- таблицы - тренажеры;
- игра «Творения слово» (рис - сыр);
- 123321.
6.) Метод морфологического анализа.
Цель данного метода состоит в том, чтобы:
- формировать у детей умение давать большое количество различных категорий ответов в рамках заданной темы;
- создавать условия для оценки ребенком полученных идей;
- учить детализировать наиболее продуктивное.
Необходимо заполнить таблицу. Затем можно выборочно взять некоторые признаки и придумать фантастическое животное.
7.) Продуктивные виды деятельности.
Умственное развитие ребенка зависит от того, насколько она участвует в продуктивных видах деятельности. Каждая продуктивная деятельность предполагает умение планировать, то есть сначала представлять образ того, что создается, а затем воплощать его в практической деятельности. Именно участие в продуктивных видах деятельности используются в работе уже с учениками первого класса. Привлекать детей к таким видам художественной деятельности:
- изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация);
- музыкальная деятельность (восприятие музыки, игры, хороводы);
- художественно - речевая деятельность (слушание сказок, рассказов, чтение стихов, создание собственных произведений);
- театрализованная деятельность (инсценировка сказок).
Задание 7
Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э.Ф.Замбицявичене.
Вербальный тест Г.Айзенка предназначен для оценки интеллектуальных способностей лиц в возрасте от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего.
Тест Д. Векслера предназначен для исследования умственного развития. В настоящее время имеются три формы шкал Векслера, предназначенные для разных возрастов. Считается, что тест может быть использован для диагностики готовности к школе и оценки причин неуспеваемости. В нашей стране тест Векслера был адаптирован А. Ю. Панасюком (1973) и позднее опубликован в обновленной редакции в Санкт-Петербурге (Ю.И. Филимоненко, В. И. Тимофеев, 1992).
Тест Дж. Равена предназначен для исследования умственного развития. "Прогрессивные матрицы Равена" - это невербальный тест, разработанный Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 году в черно-белом варианте и в 1949 году в цветном. Черно-белый вариант теста предназначен для обследования детей, начиная с 8 лет и взрослых до 65 лет. Тест состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом.
Культурно-свободный тест на интеллект Р.Кеттелла предназначен для измерения уровня интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей социальной среды.