Файл: Анпоо "Национальный социальнопедагогический колледж" 12345.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




1.2. Добрыня Никитич и Алеша Попович

Безусловно, образ Добрыни тоже является собирательным, хотя у этого богатыря имеются реальные прототипы. Считается, что былинный Добрыня – это знаменитый дядя князя Владимира Святославовича, посадник новгородский, а затем воевода Киевский, рассказы о котором есть и в «Повести временных лет», и в других летописных источниках. Однако русские летописи упоминают, по крайней мере, семь Добрынь:

- в сведениях по Х век упоминается несколько раз Добрыня, дядя Владимира I Святославовича;

- по ХI век - Добрыня Рагуилович , воевода Новгородский;

- по ХII век - новгородский посадник Добрыня, киевский боярин Добрынка и суздальский боярин Добрыня Долгий;

- по ХII - век Добрыня Галичанин и Добрыня Ядрейкович, епископ новгородский.

Кроме того, имя «Добрыня» было одним из самых распространенных на Киевской Руси.

Объединяет всех перечисленных Добрынь одно: все они занимали государственные посты, были людьми знатного происхождения и высокого социального статуса. Эти факты нашли свою трактовку в былинах. Добрыня, хотя и уступает Илье Муромцу в силе, признает его первенство, отличается от «главного» богатыря сдержанностью, тактичностью, дипломатическим складом ума. Человеческие качества Добрыни определяются тем свойством, которое в былинах именуется «вежеством», которое «роженное», то есть врожденное, а не внешне приобретенное и потому нередко утрачиваемое.

Былинная «биография» Добрыни Никитича разработана в русском народном эпосе даже более тщательно, чем Ильи Муромца. Известно имя Добрыниной матери - Амельфа Тимофеевна, отца - Никита Романович; жены - Настасья Микулична (кстати, дочери другого богатыря – Микулы Селяниновича); тетушки крестовой - Авдотья Ивановна. Все это свидетельствует о том, что образ Добрыни имел реально живущих прототипов, запомнившихся людям. С этим богатырем в песенно-эпический фольклор вошел тип общественного деятеля, который целиком связал свои подвиги, дела и помыслы с укреплением могущества Киевской державы - залога самостоятельности и единства Русской земли и русского народа.


Алеша Попович, в отличие от старших собратьев по оружию, еще молод, любит шутить и озорничать. Алеша – образ этакого рубахи-парня, смелого и доброго, который, когда требуется, становится серьезным и, не колеблясь, встает на защиту Отечества. Хотя в некоторых былинах отмечается его жадность, стремление забрать себе лучшую долю добычи. Вероятно, этому служит причиной прозвище – Попович. Из-за него негативные черты некоторых церковников переносятся на богатыря.

Прототип Алеши Поповича упоминается в летописях в связи со знаменитой Калкской битвой: на этом поле погиб ростовский богатырь Александр Попович вместе с другими 70 «храбрами», в том числе с каким-то «Добрыней Рязаничем — златым поясом». Ученые уже давно установили тождество этого Александра Поповича с былинным Алешей Поповичем (тем более, что уменьшительное Алеша одинаково производилось и от Алексея и от Александра). В былине о Камском побоище среди гибнущих в битве богатырей тоже называется Алеша Попович. Летописные сказания донесли до нас мотивы о наказанном хвастовстве двух «братьев суздальцев», в которых можно усматривать суздальских хвастливых князей Юрия и Ярослава, побежденных ростовским князем Константином в битве при Липице (1216), причем Тверская летопись приписывает решающее значение в этой битве «храбру» Константина — Александру Поповичу.

Есть исследования, которые ведут родословную Алеши из Польши. В «Великой хронике» поляков сохранилось предание о неком «ткаче», наследнике рода Попелюшей, который одолел Александра Македонского не силой, а «хитростью и подвохом», В честь этого подвига герой получил имя-прозвище Лешко, то есть обманщик, плут. Алеша Попович тоже не чурается использовать хитрость и подвох ради победы над врагом. Имена Алешка Попович и Лешко Попелюш кажутся созвучными. А в словаре живого великорусского языка Владимира Даля указывается, что в русских диалектах алёха, алёшка обозначает лгуна, хвастуна, «алёшки подпускать» — обманывать. Как греческое имя Алексей могло получить такое значение, как не по созвучию с более древним Лешко — «плут, обманщик, лгун»? Популярностью же своей эта трактовка имени обязана явно былинному образу плута и обманщика Алешки-Лешки Поповича-Попелюша.

Однако, нам больше верится русским летописям, чем польским сказкам, которые, к тому же, сделали свои персонажем Александра Македонского, жившего задолго до возникновения былин. Следовательно, Алеша Попович действительно имел реального прототипа, как и Добрыня. Сведений о нем сохранилось очень мало, но понятно, что он был родом из Ростова и погиб еще молодым в одной из битв.



Вывод: Илья Муромец

Самый любимый народом - казак Илья Муромец”. Прототипом считается исторический силач по прозванию «Чобиток», из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, причисленный к лику святых.

По этой теории Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года. Современные антропологи и врачи-ортопеды при исследовании мощей Ильи подтверждают, что нижние конечности этого человека длительное время не действовали вследствие или врождённого паралича, или родовой травмы. Травма позвоночника была устранена, что позволило ему восстановить подвижность ног. Жители города Мурома всегда гордились своим земляком и увековечили его память в местных названиях: ещё в XVI веке в Муроме были Ильинская улица, Богатырёва гора, а в селе Карачарове есть колодец, образовавшийся от удара копытом богатырского коня Ильи.

Есть и другие точки зрения... В былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник» сказано: “Он стоял за-утреню во Муроме, ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град”. Подъехав к городу Чернигову (а это уже Южная Русь), Илья освобождает город от вражеской силы, едет в Киев дорожкой, «Заколдованной-замурованной», пленяет Соловья-разбойника и, успевает к обедне в Киев-град. Даже такому силачу на выносливом и быстроногом коне невозможно совершить подобный путь за полдня.

Историкам известно, что сравнительно недалеко от Киева, на Днепре, был расположен небольшой остров Муров: оттуда действительно можно было попасть в столицу Древней Руси за небольшой временной промежуток. В некоторых былинах прозвище Ильи звучит так - Муровец. Литературовед Всеволод Миллер считает, что Илья Муромец – богатырь не Муромский, а Черниговский. Совершая первый подвиг по выезде из дома у Чернигова, древний Илья, выезжал не из такого отдалённого родного места, каков суздальский Муром, а откуда–нибудь ближе к Чернигову. Это мог быть древний город Моровск, принадлежавший к городам Черниговского княжества в XI и XII веков.

Точно такую же звуковую аналогию В. Миллер нашёл и селу Карачарову. «Село Карачарово, - утверждает он, - явилось в эпосе как замена более южного города Карачева, древнего города черниговских князей, упоминаемого летописью, начиная с XII века.»

: Илья Муромец из муромского села Карачарова а Илья (Моровец) из моровского города Карачева. Это подтверждают местные карачевские легенды: «К окрестности города приурочивается местопребывание былинного Соловья – Разбойника. В двадцати пяти верстах от Карачева протекает река Смородинная и на берегу её находится древнее село Девятидубье, где будто бы было расположено гнездо Соловья – разбойника. И на берегу Смородинной находится огромных размеров пень, по преданию, сохранился от 9 дубов».


Существует точка зрения, что причиной превращения Моравца в крестьянского сына Муромца стало появление в начале XVII века известного повстанца Ивана Болотникова, казака-самозванца Илейки Иванова сына Муромца. Местные муромские легенды, связывающие названия возникновение родников и пригорков с деятельностью Ильи Муромца, изначально посвящались именно разбойному казаку.Поиски исторических «прототипов» былинного Ильи Муромца осложняются тем, что о нем в летописях и других исторических источниках нет упоминаний.

Вывод: Алёша Попович

Традиционно Алешу Поповича соотносят с ростовским боярином Александром Поповичем, участником в Липецкой битве, а погиб в 1223 году в битве на реке Калке.

Алеша Попович прославился двумя главными подвигами - победой над Тугарином змеем и над Идолищем поганым. Версия сопоставления былинного богатыря с Александром Поповичем не объясняет ни одно из этих достижений, поскольку победы над Идолищем поганым, и над Тугарнином змеем были одержаны за два века до битвы на Калке.

Другая версия сопоставляет Алешу Поповича с сыном боярина и соратником Владимира Мономаха Ольбергом Ратиборовичем. По "Повести временным лет" именно он убил в 1095 году по приказу князя приехавшего на переговоры в Переяславле половецкого хана Итларя, расстреляв его из лука сквозь дыру в крыше. Борис Рыбаков писал, что имя Идолище, является искажением Итларя через форму "Итларище поганый".

Второй подвиг Алеши Поповича - победа над Тугарином змеем. Прототип "змея" филологи нашли ещё в XIX веке, в начале XX версию озвучил Всеволод Федорович Миллер. "Тугарин змей" - это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало "змей". По версии Бориса Рыбакова, Ольберг с течением времени трансформировалось в христианское Олеша, а сопоставление Алеши Поповича с воеводой Александром Поповичем, по версии Дмитрия Лихачева, более позднее.

Вывод: Добрыня Никитич

Большинство фактов указывают, что прообразом Добрыни является дядя Владимира Святославича по матери – это знаменитый дядя князя Владимира Святославовича, посадник новгородский, а затем воевода Киевский Добрыня, рассказы о котором есть и в «Повести временных лет», и в других летописных источниках. Добрыня, будучи старше Владимира, стал его наставником и товарищем в ратных и государственных делах.


Добрыня сопровождал племянника в качестве военного советника и отличался настоящей мудростью. Добрыня принимал самое активное участие в крещении Руси, и прежде всего вольных жителей “господина Великого Новгорода”. Ряд былин порождён этими историческими событиями (например, «Добрыня и Змей»). Другая версия, былинный Добрыня–собирательный образ, вобравший черты многих древнерусских Добрынь. Исследователь Ю.И.Смирнов отмечает, семь Добрынь:

-в сведениях по Х век упоминается Добрыня, дядя Владимира I Святославовича

-по ХI век – Добрыня Рагуилович , воевода Новгородский;

-по ХII век – новгородский посадник Добрыня, киевский боярин Добрынка .

-по ХII - век Добрыня Галичанин и Добрыня Ядрейкович, епископ новгородский.

Ю.И.Смирнов говорит о временах домонгольской Руси, но и позже, в ХV – ХVII веках это имя оставалось в числе самых распространенных древнерусских имен. Оно относилось к числу «некалендарных» имен, его не могли дать при крещении, значит, для всех Добрынь, оно было или вторым – языческим именем, полученным за определенные качества: доброту, красоту, величие. Все это вкладывалось в древнерусское имя ДОБРЫНЯ. тем более и по отчеству НИКИТИН, в переводе с греческого, - славный, победитель.

Образ Добрыни Никитича – один из самых обаятельных и глубоких в русском эпосе. Это подлинный герой, всегда готовый к подвигу. Он там, где нужна помощь, смекалка, ум и такт, верность и смелость.


Глава 2. Летописи и свидетельства захоронений.

2.1. Захоронения







Мощи святого Илии Муромского, хранимые в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Фото иеродиакона Василия (Новикова)

«В былинах об Илье, — отмечает Дятлов, — два исторических лица слились в одно — это киевский князь Владимир Красное Солнышко и живший через столетие после него князь Владимир Мономах. Все-таки былины — это народный эпос, где реальные эпизоды с течением времени обрастают вымыслом». То же самое говорит и архимандрит Нестор (Соменок), профессор Киевской духовной академии и семинарии, председатель Церковно-исторического общества имени преподобного Нестора Летописца: «Сначала была традиция почитания, потом народные былины и литературный вымысел. Народ всегда хочет иметь героев».