Файл: Программа внеурочной деятельности Мир вокруг нас направлена на практическую подготовку обучающихся с интеллектуальным недоразвитием к самостоятельной жизни и труду,.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проанализируйте планы внеурочной работы в данном образовательном учреждении

Программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас" направлена на практическую подготовку обучающихся с интеллектуальным недоразвитием к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития, что обеспечивает их личную самостоятельность поведения, общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях.

Целью программы внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» является: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, для развития и социализации в свободное от учёбы время.

При реализации программы являются следующие задачи:

  • Помочь обучающимся 1 класса овладеть умениями и навыками гигиены, сохранения и укрепления своего здоровья.

  • Ознакомить детей с основными продуктами питания, способами приготовления и хранения пищи, сервировки стола.

  • Расширить навыки самообслуживания.

  • Формировать у детей умения и навыки пользования средствами связи, транспортом, магазинами, медицинской помощью.


При реализации программы осуществлялись следующие принципы:

  • включение обучающихся в активную деятельность.

  • доступность и наглядность.

  • связь теории с практикой.

  • учёт возрастных особенностей.

  • сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

  • целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к

сложному).

Одновременно решались задачи воспитания личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, терпения, усидчивости; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии, соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.


Программа осуществлялась с учетом возрастных и психологических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Материал подавался по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивало возможность формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем.

Основной формой организации внеурочной деятельности были занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения, с частичным использованием словесного метода: практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях знакомились с правилами техники безопасности, учились пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также правильному обращению со стеклянной посудой, кипятком. Беседа на занятиях являлась одним из основных методов обучения и применялась в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами. Сюжетно-ролевые игры применялись на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения.

Особое внимание уделялось формированию у обучающихся умений использовать средства коммуникации (альтернативные и вербальные) для сообщения о своих действиях, обращения за помощью в случае затруднений.

На занятиях детям предоставлялась возможность перемещаться в свободном пространстве, общаться друг с другом, проявлять смекалку и творчество, приобретать навыки через игру, экскурсии, наблюдения, соревнования и конкурсы.

Результаты внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • По сравнению с началом учебного года у первоклассников сформировались личностные качества: они стали более трудолюбивыми, аккуратными, терпеливыми, усидчивыми;

  • Получили знания об организации труда, экономном и бережном отношении к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгом соблюдении правил техники безопасности;

  • Старалась привить желание и стремление готовить доброкачественную и полезную пищу, творчески относиться к домашнему труду, правильно сервировать стол;

  • На занятиях по личной гигиене ребята научились ухаживать за ногтями, телом и кожей рук, выполнять процедуры закаливания организма;

  • Научились гладить небольшие вещи, складывать бельё, пришивать пуговицы, вешалки на одежду;

  • Сюжетно-ролевые игры помогли отработать нормы поведения при встрече и расставании со сверстниками, взрослыми людьми, при посещении кабинета врача, директора, медсестры; правила посадки в транспорт, покупки билета, поведения в салоне, перехода улицы при наличии светофора и без него;

  • Научились пользоваться средствами связи для обращения за помощью, вызова скорой, полиции, пожарной охраны; работали с интерактивной доской, компьютером;

  • На практических занятиях у обучающихся развивался художественный вкус, обоняние, осязание, ловкость, скорость, пространственная ориентировка; развивались все познавательные процессы: память, мышление, внимание, воображение, восприятие, речь.



Таким образом, организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших направлений развития воспитательной работы школы, показателем сформированности социального опыта детей. В результате для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.