Файл: Перечень вопросов к экзамену по учебной дисциплине психологическое консультирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Утверждаю

Заведующий кафедрой

социальной и семейной психологии
____________ Н.Л. Пузыревич


ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

по учебной дисциплине

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОе КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»

2016-2017 учебного года

(вопросы № 1-2 в экзаменационном билете)


  1. Цели и задачи психологического консультирования.

  2. Определение понятия «психологическое консультирование» и его место в системе психологической помощи.

  3. Модели консультирования. Виды психологического консультирования.

  4. История консультативной психологии. Становление и развитие психологического консультирования.

  5. Социокультутный контекст и проблематика психологического консультирования.

  6. Факторы, определяющие эффективность психологического консультирования.

  7. Проблема методов исследования в консультативной психологии.

  8. Роль и место психолога в консультативном процессе. Требования к личности психолога-консультанта.

  9. Мировоззрение и теория психолога-консультанта. Развитие профессионального мировоззрения консультанта.

  10. Профессиональные умения психолога консультанта. Принципы работы психолога-консультанта.

  11. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта. Способы поддержания психологического здоровья консультанта.

  12. Проблема взаимодействия ценностей клиента и ценностей консультанта. Этика и ответственность психолога-консультанта.

  13. Психоаналитическая модель в консультировании: сущность, цели, задачи.

  14. Основные процедуры психоаналитической модели. Виды интерпретации.

  15. Современные подходы к психологическому консультированию в психоанализе. Система критериев здоровой личности в рамках эго – психологии.

  16. Адлерианская модель консультирования: основные понятия, этапы работы.

  17. Бихевиоральный подход в консультировании: сущность, цели, задачи. Стратегия предотвращения рецидивов.

  18. Когнитивное направление консультирования: сущность, цели, задачи, этапы работы.

  19. Модели работы А. Эллиса и А. Бека, основные процедуры.

  20. Гуманистический подход к психологическому консультированию: методология, цели, задачи.

  21. Клиент-центрированное консультирование К. Роджерса и гештальт-консультирование: особенности, этапы проведения.

  22. Экзистенциальный подход в консультировании: сущность, цели, принципы, задачи. Процесс экзистенциального консультирования.

  23. Экзистенциальное консультирование И. Ялома и Р. Мэйя. В. Франкл и логотерапия.

  24. Постмодернистский подход в консультировании. Модернистское и постмодернистское мировоззрение.

  25. Социальный конструкционизм, как методология постмодернистского направления в психологическом консультировании.

  26. Общие черты большинства подходов к оказанию психологической помощи. Проблема интеграции подходов и методов.

  27. Психологическое знание о человеке как теоретическая основа психологического консультирования.

  28. Научение как концептуальная ценность бихевиоризма. Стратегия предотвращения рецидивов.

  29. Нарративные средства достижения консультационных целей. Структура нарративной работы.

  30. Консультативный контакт и его основные параметры. Приемы установления и поддержания консультативного контакта.

  31. Специфика консультативного контакта в различных психологических школах.

  32. Сравнительный анализ причин трудностей клиентов в различных концептуальных моделях.

  33. Процедуры и техники в психологическом консультировании.

  34. Психологическая и психотерапевтическая сущность контрпереноса.

  35. Сопротивление, его функции, виды и проявления. Использование конфронтации для преодоления сопротивления.

  36. Психологическая и психотерапевтическая сущность переноса и контрпереноса. Х. Кохут, О. Кернберг, К. Роджерс и Дж. Доллард о природе переноса и работе с ним.

  37. Взгляд на механизм сопротивления с точки зрения различных психологических школ.

  38. Основные ориентации психологов относительно структуры консультативного процесса.

  39. Процесс психологического консультирования: этапы, их задачи. Понятие консультативной или терапевтической задачи.

  40. Первый и второй этапы консультативного процесса: установление консультативного контакта и двумерное определение проблемы.

  41. Третий и четвертый этапы консультативного процесса: формулирование запроса и поиск альтернативных решений.

  42. Пятый и шестой этапы консультативного процесса: поиск ресурсов и экологическая проверка.

  43. Жалоба и запрос клиента. Типология жалоб. Критерии запроса.

  44. Вопросы в психологическом консультировании.

  45. Специфика диагностического обследования в психологическом консультировании. Зависимость типа интерпретации данных от теоретической ориентации психолога-консультанта.

  46. Требования к речи консультанта. Уровни понимания и речевая стилизация консультативной беседы.

  47. Первичное интервью и анамнез. Схемы сбора анамнестических данных в разных подходах: психоаналитическом, бихевиоральном, когнитивном, гуманистическом, экзистенциальным и постмодернистском.

  48. Понятия психологического диагноза и психологического прогноза, формулирование психологического заключения.

  49. Анализ речи клиента. «Картина мира» клиента и ее значение в консультативной практике.

  50. Психология развития как теоретическая база психологического консультирования.

  51. Консультирование родителей по проблемам дошкольного возраста.

  52. Консультирование родителей и учителей по проблемам младшего школьного возраста.

  53. Консультирование подростков и лиц юношеского возраста: проблематика, этапы работы.

  54. Консультирование пожилых людей: задачи, проблематика, этапы работы.

  55. Консультирование по поводу трудностей в общении.

  56. «Трудные» и «немотивированные» клиенты и работа с ними.

  57. Консультирование при переживании утраты.

  58. Психологическая помощь в ситуации горя.

  59. Особенности беседы с умирающим человеком.

  60. Консультирование при переживании вины.

  61. Консультирование клиентов из «группы риска».

  62. Консультирование асоциальных личностей.

  63. Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов.

  64. Консультирование клиентов, предъявляющих завышенные требования.

  65. Консультирование тревожных клиентов.

  66. Особенности консультирования плачущих клиентов.



Список первоисточников (вопрос № 3 в экзаменационном билете)



  1. Вшивкова, И.В. Использование рисунков в психотерапии и консультировании / И.В. Вшивкова // Психологическая диагностика. – 2004. – № 4. – С. 78–87.

  2. Досамантес-Альперсон Э. Эмпирическая двигательная терапия // Журнал практического психолога. – 2005. – № 3. – С. 47 – 69.

  3. Каган, В. Психотерапия в пространстве языка и культуры / В. Каган // EXISTENTIA: психология и психотерапия. – 2012(5). – С.159–175.

  4. Кочюнас, Р. Самообман в психотерапии / Р. Кочюнас // EXISTENTIA: психология и психотерапия. – 2011(4). – С. 37-49.

  5. Лазарус, А. Краткосрочная мультимодальная психотерапия / А. Лазарус. – СПб.: Речь, 2001. – С. 19–34, 87–112.

  6. Лидерс, А.Г. Особенности позиции практического психолога по отношению к клиенту / А.Г. Лидерс // Журнал практического психолога. – 2005. – № 4. – С. 142–163.

  7. Манухина, Н.М. Краткосрочное психологическое консультирование: модель 1–3 встреч с клиентом / Н.М. Манухина // Журнал практического психолога. – 2009. – № 2. – С. 103–116.

  8. Меновщиков, В.Ю. Психотерапевтическая практика: мифы клиентов / В.Ю. Меновщиков // Психологическое консультирование и психотерапия: сборник статей; сост. А.Б. Орлов. – М.: ООО «Вопросы психологии», 2004. – С. 125–132.

  9. Салливан, Х.С. Интервью как процесс / Х.С. Салливан // Журнал практического психолога. – 2009. – № 2. – С. 138–160.

  10. Соколова, Е.Т. К проблеме психотерапии пограничных личностных расстройств / Е.Т. Соколова // Психологическое консультирование и психотерапия: сборник статей; сост. А.Б. Орлов. – М.: ООО «Вопросы психологии», 2004. – С. 74–88.

  11. Уайт, М. Нарративные средства достижения психотерапевтических целей / М. Уайт, Д. Эпстон // Постнеклассическая психология. – 2004. – № 1. – С. 99–109.

  12. Фридман, Дж. Нарративная работа с парами… И много чего еще! / Дж. Фридман, Дж. Комбс // Постнеклассическая психология. – 2005. – № 1(2). – С. 93–117.

  13. Хломов, Д.Н. Динамическая концепция личности в гештальт-терапии / Д.Н. Хломов // Гештальт гештальт. – 2006. – № 1. – С. 9–15.

  14. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. – М.: Прогресс, 1993. – С. 63–81, 198–214. (гл. 5 и 14).

  15. Эллис, А. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии / А. Эллис, У. Драйден. – СПб.: Речь, 2002. – С. 50–82.

  16. Ялом, И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы / И. Ялом. – М.: Класс, 1997. (прочесть 2-3 новеллы на выбор)