Файл: Перечень вопросов к экзамену по учебной дисциплине психологическое консультирования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Утверждаю
Заведующий кафедрой
социальной и семейной психологии
____________ Н.Л. Пузыревич
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ
по учебной дисциплине
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОе КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»
2016-2017 учебного года
(вопросы № 1-2 в экзаменационном билете)
-
Цели и задачи психологического консультирования. -
Определение понятия «психологическое консультирование» и его место в системе психологической помощи. -
Модели консультирования. Виды психологического консультирования. -
История консультативной психологии. Становление и развитие психологического консультирования. -
Социокультутный контекст и проблематика психологического консультирования. -
Факторы, определяющие эффективность психологического консультирования. -
Проблема методов исследования в консультативной психологии. -
Роль и место психолога в консультативном процессе. Требования к личности психолога-консультанта. -
Мировоззрение и теория психолога-консультанта. Развитие профессионального мировоззрения консультанта. -
Профессиональные умения психолога консультанта. Принципы работы психолога-консультанта. -
Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта. Способы поддержания психологического здоровья консультанта. -
Проблема взаимодействия ценностей клиента и ценностей консультанта. Этика и ответственность психолога-консультанта. -
Психоаналитическая модель в консультировании: сущность, цели, задачи. -
Основные процедуры психоаналитической модели. Виды интерпретации. -
Современные подходы к психологическому консультированию в психоанализе. Система критериев здоровой личности в рамках эго – психологии. -
Адлерианская модель консультирования: основные понятия, этапы работы. -
Бихевиоральный подход в консультировании: сущность, цели, задачи. Стратегия предотвращения рецидивов. -
Когнитивное направление консультирования: сущность, цели, задачи, этапы работы. -
Модели работы А. Эллиса и А. Бека, основные процедуры. -
Гуманистический подход к психологическому консультированию: методология, цели, задачи. -
Клиент-центрированное консультирование К. Роджерса и гештальт-консультирование: особенности, этапы проведения. -
Экзистенциальный подход в консультировании: сущность, цели, принципы, задачи. Процесс экзистенциального консультирования. -
Экзистенциальное консультирование И. Ялома и Р. Мэйя. В. Франкл и логотерапия. -
Постмодернистский подход в консультировании. Модернистское и постмодернистское мировоззрение. -
Социальный конструкционизм, как методология постмодернистского направления в психологическом консультировании. -
Общие черты большинства подходов к оказанию психологической помощи. Проблема интеграции подходов и методов. -
Психологическое знание о человеке как теоретическая основа психологического консультирования. -
Научение как концептуальная ценность бихевиоризма. Стратегия предотвращения рецидивов. -
Нарративные средства достижения консультационных целей. Структура нарративной работы. -
Консультативный контакт и его основные параметры. Приемы установления и поддержания консультативного контакта. -
Специфика консультативного контакта в различных психологических школах. -
Сравнительный анализ причин трудностей клиентов в различных концептуальных моделях. -
Процедуры и техники в психологическом консультировании. -
Психологическая и психотерапевтическая сущность контрпереноса. -
Сопротивление, его функции, виды и проявления. Использование конфронтации для преодоления сопротивления. -
Психологическая и психотерапевтическая сущность переноса и контрпереноса. Х. Кохут, О. Кернберг, К. Роджерс и Дж. Доллард о природе переноса и работе с ним. -
Взгляд на механизм сопротивления с точки зрения различных психологических школ. -
Основные ориентации психологов относительно структуры консультативного процесса. -
Процесс психологического консультирования: этапы, их задачи. Понятие консультативной или терапевтической задачи. -
Первый и второй этапы консультативного процесса: установление консультативного контакта и двумерное определение проблемы. -
Третий и четвертый этапы консультативного процесса: формулирование запроса и поиск альтернативных решений. -
Пятый и шестой этапы консультативного процесса: поиск ресурсов и экологическая проверка. -
Жалоба и запрос клиента. Типология жалоб. Критерии запроса. -
Вопросы в психологическом консультировании. -
Специфика диагностического обследования в психологическом консультировании. Зависимость типа интерпретации данных от теоретической ориентации психолога-консультанта. -
Требования к речи консультанта. Уровни понимания и речевая стилизация консультативной беседы. -
Первичное интервью и анамнез. Схемы сбора анамнестических данных в разных подходах: психоаналитическом, бихевиоральном, когнитивном, гуманистическом, экзистенциальным и постмодернистском. -
Понятия психологического диагноза и психологического прогноза, формулирование психологического заключения. -
Анализ речи клиента. «Картина мира» клиента и ее значение в консультативной практике. -
Психология развития как теоретическая база психологического консультирования. -
Консультирование родителей по проблемам дошкольного возраста. -
Консультирование родителей и учителей по проблемам младшего школьного возраста. -
Консультирование подростков и лиц юношеского возраста: проблематика, этапы работы. -
Консультирование пожилых людей: задачи, проблематика, этапы работы. -
Консультирование по поводу трудностей в общении. -
«Трудные» и «немотивированные» клиенты и работа с ними. -
Консультирование при переживании утраты. -
Психологическая помощь в ситуации горя. -
Особенности беседы с умирающим человеком. -
Консультирование при переживании вины. -
Консультирование клиентов из «группы риска». -
Консультирование асоциальных личностей. -
Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов. -
Консультирование клиентов, предъявляющих завышенные требования. -
Консультирование тревожных клиентов. -
Особенности консультирования плачущих клиентов.
Список первоисточников (вопрос № 3 в экзаменационном билете)
-
Вшивкова, И.В. Использование рисунков в психотерапии и консультировании / И.В. Вшивкова // Психологическая диагностика. – 2004. – № 4. – С. 78–87. -
Досамантес-Альперсон Э. Эмпирическая двигательная терапия // Журнал практического психолога. – 2005. – № 3. – С. 47 – 69. -
Каган, В. Психотерапия в пространстве языка и культуры / В. Каган // EXISTENTIA: психология и психотерапия. – 2012(5). – С.159–175. -
Кочюнас, Р. Самообман в психотерапии / Р. Кочюнас // EXISTENTIA: психология и психотерапия. – 2011(4). – С. 37-49. -
Лазарус, А. Краткосрочная мультимодальная психотерапия / А. Лазарус. – СПб.: Речь, 2001. – С. 19–34, 87–112. -
Лидерс, А.Г. Особенности позиции практического психолога по отношению к клиенту / А.Г. Лидерс // Журнал практического психолога. – 2005. – № 4. – С. 142–163. -
Манухина, Н.М. Краткосрочное психологическое консультирование: модель 1–3 встреч с клиентом / Н.М. Манухина // Журнал практического психолога. – 2009. – № 2. – С. 103–116. -
Меновщиков, В.Ю. Психотерапевтическая практика: мифы клиентов / В.Ю. Меновщиков // Психологическое консультирование и психотерапия: сборник статей; сост. А.Б. Орлов. – М.: ООО «Вопросы психологии», 2004. – С. 125–132. -
Салливан, Х.С. Интервью как процесс / Х.С. Салливан // Журнал практического психолога. – 2009. – № 2. – С. 138–160. -
Соколова, Е.Т. К проблеме психотерапии пограничных личностных расстройств / Е.Т. Соколова // Психологическое консультирование и психотерапия: сборник статей; сост. А.Б. Орлов. – М.: ООО «Вопросы психологии», 2004. – С. 74–88. -
Уайт, М. Нарративные средства достижения психотерапевтических целей / М. Уайт, Д. Эпстон // Постнеклассическая психология. – 2004. – № 1. – С. 99–109. -
Фридман, Дж. Нарративная работа с парами… И много чего еще! / Дж. Фридман, Дж. Комбс // Постнеклассическая психология. – 2005. – № 1(2). – С. 93–117. -
Хломов, Д.Н. Динамическая концепция личности в гештальт-терапии / Д.Н. Хломов // Гештальт гештальт. – 2006. – № 1. – С. 9–15. -
Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. – М.: Прогресс, 1993. – С. 63–81, 198–214. (гл. 5 и 14). -
Эллис, А. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии / А. Эллис, У. Драйден. – СПб.: Речь, 2002. – С. 50–82. -
Ялом, И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы / И. Ялом. – М.: Класс, 1997. (прочесть 2-3 новеллы на выбор)