Файл: Преподаватели и студенты о невербальной коммуникации в условиях онлайнобучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Даринская Л.А., Молодцова Г.И. Санкт-Петербург, ФГБОУ ВО СПбГУ

Преподаватели и студенты о невербальной коммуникации в условиях онлайн-обучения

Невербальное взаимодействие, педагогическая коммуникация, онлайн-обучение.

Невербальная коммуникация — это общение без слов, передача информации при помощи жестов, мимики и других визуальных и голосовых сигналов, влияющих на то, как сообщение передается преподавателем и интерпретируется студентом. Но всегда ли в онлайн-обучении это важно? Или достаточно только информации по учебному курсу? Обращается ли внимание коммуникантов на такие компоненты невербального взаимодействия, как поза, одежда, мимика преподавателя, окружающие его предметы?

Проблема невербальной коммуникации в психолого-педагогических исследованиях изучается в разных аспектах. Так, устанавливается роль контекста в интерпретации невербальных сигналов [1], определяется влияние невербального поведения педагога на мотивацию и эмоциональное состояние обучающихся [2] и др. Однако роль невербальной коммуникации в онлайн-обучении рассмотрена недостаточно широко. В этой связи мы провели пилотажное исследование в рамках инициативного исследовательского проекта «Невербальная коммуникация в условиях онлайн-обучения».

Цель исследования — выявление отношения преподавателей и студентов к невербальной коммуникации в онлайн-обучении, а также имеющихся проблем в этом спектре деятельности педагога. Методы исследования — анкетирование, контентанализ результатов опроса. Описание выборки. 110 студентов 3–4 курсов различных направлений бакалавриата СПбГУ и других вузов; 20 преподавателей из Санкт-Петербурга, Москвы, Элисты.

Результаты изложены в соответствии со следующими задачами:

1) Установить, на какие средства невербальной коммуникации во взаимодействии с преподавателем в онлайн-среде обращают внимание студенты.

2) Определить, учитывают ли преподаватели средства невербальной коммуникации в учебном процессе.

3) Выявить, какие трудности они испытывают в процессе онлайн общения со студентами.

Результаты опроса студентов показали, что при встрече с преподавателем онлайн-курса они обращают внимание на мимику (77%), жесты (61%), голос и интонацию (45%), окружающее пространство (25%), внешний вид (22%), одежду (16%), позу (11%), направление взгляда (10%); 10% студентов констатировали, что преподаватели не включают камеру. Для 85% студентов невербальная коммуникация в онлайн-обучении важна, 10% затруднились ответить, 5% ответили «нет».


Большинство преподавателей (80%) уделяют внимание средствам невербальной коммуникации при подготовке к занятиям онлайн: жестам (30%), внешнему виду (25%), организации пространства (25%), модуляциям голоса и мимике (по 15%). Не придают значения невербальной коммуникации 10% опрошенных и «не знают, что это такое» также 10%. Среди трудностей преподаватели отметили отсутствие зрительного контакта из-за выключенных камер студентов (50%), недостаток живого общения (20%), статичность и неудобство своей позы (10%), технические проблемы (10%), шаблонность мышления (5%). Нет трудностей у 5% опрошенных.

Общим в ответах респондентов является то, что входит в круг вопросов педагогической риторики, и это касается не только построения высказывания, но и всех невербальных средств воздействия на слушателей. Отличаются ли эти средства от тех, которые используются в живом учебном процессе, — это вопрос дальнейшего исследования. Полученные результаты позволяют сделать вывод о необходимости более детального изучения проблемы невербальной коммуникации в условиях онлайн обучения в виду ее значимости как для преподавателей, так и для студентов.

1. Шатохина В.А. Контекст как смыслообразующий фактор невербальной коммуникации//Актуальные проблемы социальной коммуникации. Материалы первой международной научно-практической конференции. Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева. 2010. Н. Новгород. 2010. С.671–672

2. Pogue and K. AhYun (2006). The effect of teacher nonverbal immediacy and credibility on studen