Файл: Литература Василюк, Ф. Е. Пережить горе Ф. Е. Василюк о человеческом в человеке. М., 1991.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция 6.1 Подходы к переживанию утраты в отечественной и зарубежной психологии
План:
1.Подходы к переживанию утраты в отечественной и зарубежной психологии:
1.1.процесс трансформации связи с умершим;
1.2.симптомологический подход;
1.3. последовательное решение психологических задач;
1.4. процесс «смысловой реконструкции»;
1.5. процесс изменений на духовном уровне личности.
2. Нормальное и патологическое горе.
Ключевые понятия: утрата, символическая утрата, потеря, траур, скорбь, горе, нормальное горе, патологическое горе
Литература:
-
Василюк, Ф.Е. Пережить горе // Ф.Е. Василюк / О человеческом в человеке. −М., 1991. -
Дейтс, Б. Жизнь после потери // Б. Дейтс. / Пер.с англ.В.Челноковой. – М.:ФАИР-ПРЕСС, 1999. – С.11 - 37. -
Гончарова, С.С. Подходы к пониманию переживания утраты близкого человека Актуальные проблемы кризисной психологии: сб.науч.ст. / ГрГУ им.Я.Купалы: науч.ред. К.В.Карпинский, Л.А. Пергаменщик. – Гродно:ГрГУ, 2010. – С.147 – 157. -
Кризисная психология: учеб.пособие / Л.А.Пергаменщик. −Мн.:Выш.шк, 2004. -
Кюблер-Росс, Э. О смерти и умирании // ЭюКюблер-Росс − К:София, 2004. -
Линдеманн Э. Клиника острого горя // Психология эмоций. Тексты / Под ред.В.К.Вилюноса, Ю.Б.Гиппенрейтер. М.: Из-во МГУ, 1984. -
Психология семейных кризисов / Олиферович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф.− СПб: Речь, 2006. -
Фрейд, З. Печаль и меланхолия // З.Фрейд/ Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюноса, Ю.Б. Гиппенрейтер. − М.: МГУ, 1984. − С.203 – 211. -
Черепанова, Е. Психологический стресс. Помоги себе и ребенку. // Е. Черепанова. − М.: Издательский центр «Академия», 1996.
-
Подходы к переживанию утраты в отечественной и зарубежной психологии
Утрата − потеря, лишение или нехватка чего/кого-либо, что/кого человек имел, ценил (С.И. Ожегов) и может принимать разнообразные формы (Д. Перец): потеря значимого любимого или ценимого человека, потеря части самого себя, внешних объектов; потеря, связанная с развитием.
Существует два вида утраты (Костерина Е.М.): физическая – утрата осязаемого объекта, очевидного и понятного окружающим; данная утрата признается окружающими; символическая − утрата чего-то неосязаемого, но символически значимого для человека (развод, выход на пенсию, рухнувшие надежды), зачастую не признается окружающими как утрата, вызывающая чувства, требующие переживания в течении некоторого времени.
Утрата вызывает комплекс чувств и состояний, доминирующим среди которых является горе − 1) глубокое душевное страдание, вызванное несчастьем, утратой и т.д.; 2) событие, обстоятельство, вызывающее глубокое душевное страдание, несчастье, беда (словарь современного русского языка).
Скорбь − весь комплекс эмоциональных, соматических и социальных процессов, вызванный смертью близкого человека.
Траур – культурно-обусловленная и /или публичная демонстрация горя через поведение индивида и осуществление принятых в культуре ритуалов.
Основные подходык переживанию утраты (смерти) Близкого человека:
1) переживание утраты как процесс трансформации связи с умершим;
2) переживание утраты как процесс, имеющий стадийную структуру и характеризующийся набором определенных симптомов;
3) переживание утраты как последовательное решение психологических задач;
4) переживание утраты как процесс изменений, происходящих на духовном уровне личности;
5) переживание утраты как процесс «смысловой реконструкции».
1.1. Переживание утраты как процесс изменения связи с умершим.В ситуации утраты основным процессом является переструктурирование отношений с ушедшим (умершим). В работе «Печаль и меланхолия» («Траур и меланхолия») З. Фрейд определяет печаль (траур) как нормальную реакцию на потерю, а не как болезненное состояние, которое стоит «предоставить врачу для лечения». Толкование «горевания по Другому» связано с понятием энергии, которую необходимо «оторвать» от утраченного объекта. З.Фрейд выводит «формулу» работы печали или разрушения связи с любимым объектом, итогом которой становятся слова: «тебя здесь нет, ты там…». Путь печали болезненный и долгий, у горюющего появляется острая душевная боль, продуктом которой является рождение новой связи – памяти об умершем, «образование воспоминания» (В.Тэхкэ). Это является важным моментом в продуктивном переживании горя. Непродуктивными способами справиться с потерей считаются: депрессия, отрицание потери или ее значения с идеализацией утраченного объекта или без нее, быстрая замена новым объектом, пристрастие к алкоголю, наркотикам или перееданию, развитие соматического или психосоматического заболевания.
1.2.Переживание утраты как процесс с аффективными, когнитивными и поведенческими симптомами.
В это направление объединены исследования, в которых основное внимание уделялось симптоматике переживания утраты близкого.
Э. Линдеманн, которого относят к представителям так называемой «социальной психиатрии», впервые дал систематизированное описание проявлений горя в работе «Симтомология и умение справляться с острым горем». В 1942 году он изучал эмоциональные реакции и способы адаптации выживших и родственников погибших во время пожара в ночном клубе «Кокосовая роща» (Cocoanut Grove nightclub) в Бостоне, в котором погибло около 500 человек и сотни получили ранения. Он вводит понятие «острого горя», которое определяет как синдром с психологической и соматической симптоматикой. Основные симптомы «острого горя»: физическое страдание, поглощенность образом умершего, вина, враждебные реакции, утрата моделей поведения.
Статья Э.Линдеманна послужила толчком к возникновению в Америке кризисного вмешательства, дисциплины и направления деятельности психологов основной задачей которых является оказание неотложной психологической помощи пострадавшим в результате психологических и физических травм.
В 1969 году вышла книга Элизабет Кюблер-Росс «О смерти и умирании», в которой автор исследовала разнообразные реакции смертельно больных пациентов на приближающуюся смерть. Выделенные Э.Кюблер-Росс стадии имеют отношение к антиципированному (предвосхищенному) горю – той разновидности горя, которое выражается до смерти, когда эта потеря воспринимается как неизбежная: 1) отрицание и потрясение; 2) гнев и раздражение; 3) торг; 4) депрессия и начинающееся принятие; 5) принятие.
Другими авторами симптоматика процесса переживания горя рассматривается как проявление процессов, происходящих в разных сферах: соматической, аффективной, когнитивной и социальной (S.Jacobs, R.Neimeyer).
В данном подходе широко обсуждаются и описываются различные формы горя (нормальное и патологическое, хроническое и задержанное, неожиданное и ожидаемое, конфликтное, избегаемое, замаскированное и т.д.), а также условия, влияющие на индивидуальный характер переживания утраты: характер ситуации утраты, восприятие ситуации утраты, особенности утраченного близкого, социокультурное пространство, индивидуально-психологические особенности утратившего.
1.3. Переживание утраты как последовательное решение психологических задач(W. Worden и E. Neeld). W.Worden процесс переживания описывает как процесс решения горюющим четырех базовых психологических задач (таблица). Это задачи универсальны для всех, а формы и способы их решения — индивидуальны. Психологические задачи этапов обозначаются E.Neeld как выборы стратегий поведения на каждой стадии переживания.
Таблица 4– Задачи, решаемые в процессе переживания утраты (по W. Worden и E. Neeld)
Наименование задачи | Выполнение задачи | Невыполнение задачи |
1. «принятие реальности и необратимости утраты» (по W. Worden) «перенесение удара» (по E.Neeld) | осознание реальности утраты, выход из шокового состояния | отрицание факта потери с разными формами проявлений: мумификация»; отрицание значимости утраты; отрицание необратимости утраты |
2. «переживание боли» (W.Worden); «переживание сильной боли и необходимость социальной поддержки» (E.Neeld) | проживание случившегося через сильную боль | попытки избежать тяжелых чувств, связанных с потерей; нежелание вспоминать о произошедшем |
3. «принятие окружающего мира без утраченного» (W. Worden); «переоценивание» и «поворот к жизни без утраченного» (E.Neeld) | принятие отсутствия утраченного во всех сферах жизнедеятельности: осознание того, кем являлся ушедший, кто потерян в лице ушедшего; организация быта без умершего | нежелание жить полноценной жизнью, отрицание этой возможности, фиксация на потере |
4. «создание новых отношений с утраченным и продолжение жизни» (W.Worden) или «реконструкция и проживание» и «интеграция» (E.Neeld) | переструктурирование отношений с утраченным, поиск в них нового смысла, включение утраты в общую картину жизни | фиксация на прошлой связи, избегание новых близких отношений |
Признаками, характеризующими окончание процесса, выполнение всех вышеуказанных психологических задач, являются: способность проживать эмоциональную умиротворенность без риска новых «волн» острой боли; способность «вкладывать энергию» в жизненную активность; чувство правильно выбранной стратегии жизни после утраты; способность испытывать положительные эмоции в отношении будущего.
Таким образом, можно определить психологическую задачу каждой стадии как завершение определенного этапа переживаний, достижение конкретного результата по нормализации психологического состояния, восстановление нормальной жизнедеятельности, что обеспечивает «нормальное» течение процесса и переход на новую стадию. Данный подход может быть полезным для психолога своей структурированностью и четкостью шагов и результатов, которые должны быть получены.
1.4.Переживание утраты как процесс изменений, происходящих на духовном уровне личности.Зарубежные психологи и психотерапевты, разрабатывавшие основы экзистенциально - гуманистического направления (А. Маслоу, Р. Мэй, Э. Фромм, И. Ялом и др.) рассматривали столкновение со смертью как одну из значимых возможностей для личностного роста.
Данный подход раскрывает глубинные экзистенциальные проблемы, лежащие в основе переживания утраты, отечественную традицию «духовного делания», принципы которой имеют глубокий психологический смысл. Переживание утраты здесь описывается как процесс изменений во внутреннем мире человека и обосновывается понятие «утрата как духовное испытание»:
1.5. Переживание утраты как процесс «смысловой реконструкции».В данном подходе основным, рассматриваемым процессом является поиск «нового смысла» существования без умершего. В этом случае критическая ситуация, связанная с осознанием смерти, «заставляет» человека через смерть обратиться к собственной жизни, в частности, к основному ее компоненту – смыслу. В ситуации невозможности (бессмысленности), а смерть близкого человека именно такого рода ситуация, перед горюющим человеком встает «задача на смысл». В рамках теории Н.А. Леонтьева идея производства смысла, добывания осмысленности, поиска источников смысла позволяет понять переживание как продуктивный процесс, как особую работу.
Выводы: 1)Психологические исследования, посвященные утрате близкого человека, по большей части сделаны за рубежом.
2)Подходы к пониманию переживания утраты являются не альтернативными, а дополняющими друг друга.
3)Единым для всех подходов является положение − утрата близкого человека является сложным комплексным переживанием.
Можно наметить две тенденции к переживанию утраты близкого человека в психологических исследованиях.
Первая тенденция заключается в том, что исследования представляют собой результат теоретического осмысления практических выводов или вызваны необходимостью усовершенствования психологической и психотерапевтической помощи.
Вторая тенденция − разработки отечественной психологии данной проблемы по большей части посвящены срочной психологической помощи в экстремальных ситуациях. Толчком к этому послужили многочисленные катастрофы, военные действия, террористические акты последних десятилетий. При этом существует недостаток исследований в области долговременной психологической помощи в переживании утрат.