Файл: Насилие в семье.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тема:. Насилие в семье
Лекция: Насилие в семье

План:

1.Психологические теории насилия. Формы насилия.

2. Виктимология, виктимность и виктимизация. Типы жертв и виды виктимности. Формирование виктимности.

3.Психосоциальная характеристика лиц, совершающих насилие.

4.Психологическое сопровождение жертв насилия. Экстренная психологическая помощь при острой травме насилия.

5. Помощь жертвам насилия в форме длительного психологического сопровождения.
Ключевые понятия: виктимология, виктимность, насильственное поведение, насилие, формы насилия, семейное (домашнее, бытовое) насилие, цикл насилия.
Литература:

  1. Бессчестнова О.В. Социальная работа с детьми, пострадавшими от насилия в семье: (Анализ отечеств и зарубеж. опыта): Учеб.-метод. пособие Балаш. Фил. Сарат. Ун-та им. Н.Г.Чернышевского Балашов (Сарат. Обл.): Николаев, 2003 – 79 с.

  2. Григович И.Н. Синдром жестокого обращения с ребенком: Общ вопросы и физ. Насилие: Учеб. пособие для студентов и врачей.- 2 изд., испр. и доп. Петрозаводзк: Петрозав. Гос. Ун-т, 2001- 76 с.

  3. Лысова А.В. Насилие в семье: Основ. Теорет. Проблемы: Введение: Учеб. Пособие Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 2001 – 205 с.

  4. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы М.: Изд-во ЭКСМО, 2006.− 1008с.

  5. Давис Л. Смелость, ведущая к выздоровлению. Для женщин и мужчин, переживших насилие, будучи детьми. Happer & Row Publishers, New York. 1990

  6. Догадина М. А., Пережогин Л. О. Сексуальное насилие над детьми. Выявление, профилактика, реабилитация потерпевших. Из-во: "Сам себе адвокат, 1997.

  7. Косински П., Шварц К. Материалы тренинга «Сексуальное насилие над детьми», - Программа Партнерства Альянса Каунтерпарт. – Киев. 2000.

  8. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации М.: Изд-во ЭКСМО, 2006.- 960 с.

  9. Маршалл Ш. Кибер К. Власть прикосновения: Поэтическая терапия – способ исцеления от перенесенного сексуального насилия. – М.: САФО, 1992

  10. Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации. Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой и Ю. П. Платонова. — СПб.: Речь, 2004.- 154с.

  11. Руководство по предупреждению насилия над детьми./под ред. Асановой Н.К. - М.: Владос, 1997. − 512 с.

  12. Штейн Т.И. Система реадаптации жертв насилия в кризисном стационаре самарского областного центра социальной помощи семье и детям.// Решение проблем насилия в семье: Сб. ст. к междунар. конф. «Насилие в семье», Самара, 12-13 сент. 2001 г. (сост. О.А.Маслова и др.) Самара: Перспектива, 2001


1.Психологические теории насилия. Формы насилия.

Теории семейного насилия:

В центре интерактивной теории находится проблема властных отношений и насилия как разновидности коммуникации. М. Киммель, сочетая данный подход с теорией социального научения, считает насилие мужчин в отношении женщин результатом социализации - с детства мужчины понимают, что насилие - это приемлемая форма коммуникации. Оно может быть частным, личным и интимным языком коммуникации. Проявление насилия в семье как мужчинами, так и женщинами М. Киммель также связывает с дисбалансом власти: семьи, в которых большинство решений принимаются одним из супругов, наиболее часто сталкиваются с проблемой насилия. М. Киммель отмечает и различия в использовании насилия мужчинами и женщинами: в то время как мужчины применяют насилие для воздействия на жен, стремясь добиться послушания; для женщин, прибегающих к насилию это, в основном, акт выражения фрустрации или острого моментального гнева.

Виктимологический подход к проблеме исходит из того, что женщина своим поведением "жертвы" сама провоцирует насилие. Частично такой подход представлен в работах немецкой исследовательницы Шнайдер, где устанавливается связь между действиями жертвы и насильника. Она выделяет 3 фазы насилия. В первой фазе происходит попытка усиления контроля за насильником со стороны потенциальной жертвы, во второй осуществляется насилие, а третья - обнаруживает зависимость жертвы от насильника, что фактически избавляет его от наказания и приводит к повторению цикла.

Теория социального научения подчеркивает роль ближайшего окружения, которое стимулирует развитие в мужчине склонности к насилию. Эта теория получила развитие в работах М. Кауфмана. Исследуя происхождение насилия в современном обществе, М. Кауфман не разделяет радикальной феминисткой теории, выдвинутой в 1970-е гг. С. Браумиллер, сводившей происхождение насилия к особенностям мужской психологии. Кауфман считает, что нет никаких причин утверждать, что человеческое существо в целом (независимо от пола) не склонно к агрессии. Главное, к чему он стремится привлечь внимание - это то, что общество делает с этой агрессией. По его мнению, мужское насилие начинается с насилия по отношению к себе (запрещение мальчикам проявлять свои чувства), затем переходит на уровень отношений к женщине (так, называемая подростковая агрессивность), а затем начинает угрожать обществу в целом. Насилие при этом является компенсацией чувства безвластия и беспомощности, испытываемого мужчиной на работе или в обществе, а также - стремлением подчинить женщину своей власти, способом контроля над ней [55].



Cтруктурная теория изучения насилия обращает внимание на патриархат, ставящий любого мужчину в положение потенциального насильника. Этот подход разделяют Дж. Хирн и М. Шеллер. Дж.Хирн исследует связь мужчины с властью и контролем, анализирует мужскую культуру насилия. Автор указывает на большее количество мужчин среди заключённых и связывает причину этого с мужской склонностью к насилию, а склонность к насилию - с патриархатом. Маргарет Шелер трактует насилие в отношении женщин как следствие их женской природы. Рождаясь женщиной, и, находясь в определенных отношениях с мужчиной, женщина приобретает особый, более низкий по сравнению с ним, социальный статус. Это делает женщину уязвимой для насилия в семье.

Виды семейного насилия:

  1. Супружеское насилие.

  2. Насилие над детьми.

  3. Насилие над пожилыми людьми.

Формы насилия.

Наиболее распространена классификация форм насилия, основанная на характере насильственных действий. Она включает: физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное) и экономическое насилие (Алексеева).

Физическое насилие – это толчки, пощечины, удары кулаком, ногой, использование тяжелых предметов, оружия и другие внешние воздействия, которые приводят к болевым ощущениям и травмам.

Психологическое (эмоциональное) насилие – это угрозы, грубость, издевательства, оскорбление словом и любое другое поведение, вызывающее отрицательную эмоциональную реакцию и душевную боль.

Сексуальное насилие – вид домогательства, выражаемый в форме как навязанных сексуальных прикосновений, сексуального унижения, так и принуждения к сексу и совершения сексуальных действий (вплоть до изнасилования и инцеста) против воли жертвы.

Экономическое насилие (в семье) – единоличное распределение средств семейного бюджета доминирующим членом семьи и строгий контроль за расходом денег с его стороны.

Помимо насилия, исходящего от посторонних лиц, как особый вид выделяется семейное (домашнее) насилие.

Домашнее, бытовое насилие, или насилие в семье, включает в себя физические, психические, эмоциональные и сексуальные оскорбления. Оно распространяется не только на замужние пары, но и на сожителей, любовников, бывших супругов, родителей и детей.

Домашнее насилие – комплексный вид насилия. Это повторяющийся
с увеличением частоты цикл физического, словесного, эмоционального, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха. Это система поведения для сохранения власти и контроля над близким человеком. 95% жертв домашнего насилия – женщины.

Семейное насилие характеризуется тем, что приобретает всеобщий, генерализованный характер. Не бывает семейного насильника, ущемляющего свою жертву или своих жертв в чем-то одном (Алексеева).

Существуют различные виды домашнего насилия.

- партнер (муж, бывший муж, любовник) оскорбляет и унижает женщину;

- не разрешает ей видеться с подругами и родственниками;

- бьет или кричит и угрожает побоями;

- бьет детей;

- заставляет женщину заниматься сексом против ее воли;

- не хочет, чтобы женщина работала;

- заставляет ее думать, что только он может правильно распоряжаться семейными деньгами;

- постоянно критикует (как женщина одета, как готовитеду, как она выглядит);

- внушает чувство вины перед детьми и использует детей для опосредованного насилия.

Домашнее насилие имеет место, если женщина в семье чувствует себя беспомощной и никому не нужной; боится своего партнера; чувствует себя одинокой; во всем винит только себя, махнула на себя рукой и живет только подчиняясь чувству долга (Кораблина).

В теории цикла насилия выделяют три стадии, повторяющиеся в разрушительных и разрушающихся взаимоотношениях:

1) стадия нарастания напряжения, происходят незначительные случаи побоев и нарастание напряженности между партнерами. Пострадавшие выходят из такой ситуации различными путями: они могут отрицать наличие самого факта избиения или сводить к минимуму значимость насилия («Могло бы быть хуже, это всего лишь синяк»).

2) стадия сильного избиения. Основное отличие между первой и второй стадиями в том, что тут обе стороны сознают: ситуация вышла из-под контроля. Только один человек может положить конец насилию – сам нападающий. Поведение пострадавшего на этой стадии ничего не меняет.

3) стадия «медовый месяц», несет с собой период необычайного покоя и любви, внимания и даже, в некоторых случаях, покаяния. Жестокость сменяют подарки, хорошие манеры, уверения, что насилие никогда больше не повторится, мольбы о прощении. Поскольку взаимоотношения деструктивны
, стадия медового месяца заканчивается, переходя к фазе нарастания напряжения в новом цикле насилия.

2. Виктимология, виктимность и виктимизация. Типы жертв и виды виктимности. Формирование виктимности.

Центральное понятие виктимологиижертва (лат. – victima, англ. – viktim, франц. –viktime, откуда и название самой науки). Однако, несмотря на то, что виктимология естественно представляет из себя учение о жертве, основным элементом ее предмета является виктимность.

Виктимность или виктимогенность – приобретенные человеком физические, психические и социальные черты и признаки, которые повышают вероятность его превращения в жертву (преступления, несчастного случая, деструктивного культа и т. д.).

Виктимизация – процесс приобретения виктимности, или другими словами – это процесс и результат превращения человека в жертву. Виктимизация, таким образом, объединяет в себе и динамику (реализацию виктимности), и статику (реализованную виктимность) (Ривман, Устинов, 2000).

Л. В. Франк предложил рассматривать четыре уровня виктимизации:

а) непосредственные жертвы, т. е. физические лица;

б) семьи;

в) коллективы, организации;

г) население районов, регионов.

Нет четкого определения понятия «жертва». В широком смысле слова, жертва – это преимущественно физическое лицо, которому непосредственно причинен вред.

В работе Христенко (2005) предлагается следующее определение: жертва – это человек (сторона взаимодействия), который утратил значимые для него ценности в результате воздействия на него другим человеком (стороной взаимодействия), группой людей, определенными событиями и обстоятельствами.

В литературе часто используется термин «виктимное поведение», что, означает «поведение жертвы». Однако это понятие обычно используется для обозначения неправильного, неосторожного, аморального, провоцирующего и т. д. поведения.

Типы жертв. Д.В. Ривман считает, что лица, рискующие оказаться жертвами преступления, ведут себя по-разному (криминальная виктимология): агрессивно или иным провоцирующим образом; пассивно уступают насилию; проявляют полное непонимание уловок преступников или элементарную неосмотрительность. Исходя из их ситуативно ориентированных ролей, в данной классификации выделяются агрессивные, активные, инициативные, пассивные, некритичные и нейтральные жертвы.