Файл: Пьер Безухов и Андрей Болконский в поисках смысла жизни в романе Л. Н. Толстого "Война и мир".pdf
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Удмуртской Республики
«
Ижевский промышленно-экономический колледж
»
(АОУ
«
ИПЭК
»
)
Реферат
Тема:
«
Пьер Безухов и Андрей Болконский в поисках смысла жизни в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”
»
Сырчин
Сергей Александрович,
студент группы И-22-2
Преподаватель:
Созонова
Елена Аркадьевна
Ижевск
2022
Оглавление
Введение. ………………………….….……………………………..…….с.2
Глава 1. Путь поиска смысла жизни Пьера Безухова…………………...с.4
Глава 2. Путь поиска смысла жизни Андрея Болконского……..........….с.7
Заключение. Выводы….…………………….…...………….…………...с.11
Список литературы………..………….…………...…………..…………с.12 1
Введение
«Война и мир» – одно из редких творений человеческого духа. Оно могло быть создано, если воспользоваться словами Бунина только «одним из самых необыкновенных людей когда-либо живших на земле».
«Война и мир»- центральное произведение Толстого. Все созданное им до «Войны и мира» можно рассматривать как своеобразные Этюды к этому грандиозному полотну. В нем мы находим темы и проблемы, будущих созданий Толстого.
Оно поражает своими размерами. В нем более пятисот героев, очень много событий, затрагивающих судьбы отдельных людей и целых народов.
Кажется, в нем можно найти все: детские игры и военные сражения, тихое семейное счастье и беспощадные картины жестокостей войны, светлую чистую любовь и низменные светские интриги, дружбу и ненависть,
рождение и смерть. То, что обычно изображается в произведениях различных жанров, Толстой сумел соединить в одно целое.
Изучение человеческого сознания, подготовленное самонаблюдением,
позволило Толстому стать глубоким психологом. В созданных им образах,
особенно в образах главных героев романа, обнажается внутренняя жизнь человека - сложный противоречивый процесс, обычно скрытый от посторонних глаз. Толстой, по словам Н.Г. Чернышевского, раскрывает "диалектику человеческой души", т.е. «едва уловимые явления... внутренней жизни, сменяющиеся одно другим с чрезвычайной быстротой». Духовная красота любимых героев Толстого - князя Андрея Болконского и Пьера
Безухова - проявляется в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь - это путь исканий смысла жизни и смерти. Каждый мыслящий человек рано или
2
поздно задает себе вопрос: “Что есть жизнь? Что есть смерть? Что есть я в их бесконечном круговороте?”. Поэтому я поставил перед собой:
Цель работы:
проследить и проанализировать пути жизненных исканий, узнать как ищут ответы на эти извечные вопросы, умнейшие люди своего времени –
Андрей Болконский и Пьер Безухов.
Задачи:
1) понять, какое мировоззрение наиболее близко автору.
2) определить, каков образ идеального человека с точки зрения Толстого.
3
Цель работы:
проследить и проанализировать пути жизненных исканий, узнать как ищут ответы на эти извечные вопросы, умнейшие люди своего времени –
Андрей Болконский и Пьер Безухов.
Задачи:
1) понять, какое мировоззрение наиболее близко автору.
2) определить, каков образ идеального человека с точки зрения Толстого.
3
Глава 1. Путь поиска смысла жизни Пьера
Безухова
В начале романа Пьер Безухов предстает молодым, энергичным и совершенно не похожим на окружающих. Только что приехав из-за границы,
он еще не умеет вести себя в светской среде, поэтому все его слова и поступки смешны и даже кажутся вульгарными лицемерному вельможе.
Только князь Андрей Болконский понимает Пьера и всегда в восторге от его общества. Он дает Пьеру указания и советы, но когда тот уходит от князя
Андрея, то уже забывает эти советы и обещания. Под влиянием молодости
Пьер ведет бесшабашную жизнь мирского гуляки и бездельника и совершает множество ошибок - в частности, вместе с "золотым юношей" он привязывает к медведю свою четвертинку, заставляя обоих пускать больше воды, он чуть ли не решает, садится на уступ и рискует упасть, залпом выпивая бутылку рома. Став обладателем огромного состояния, он женится на бездушной красавице Елене. Стоит отметить, что в один из самых лиричных и счастливых для большинства людей моментов признания в любви Пьер забыл, что сказать. Здесь мы сталкиваемся с ходячими и нереалистичными концепциями Толстого. Если чувство настоящее, то слова идут из глубины души. Ложные чувства Безухова были его большой ошибкой.
Пьер был недоволен своим браком. В его жизни кризис, он мучительно ищет выход из морального тупика. Ситуация усугубляется изменой жены и таким потрясением для Пьера, который даже не умеет держать пистолет, как дуэль с оскорбившим его Долоховым. В итоге после дуэли Пьер, всегда спокойный и уравновешенный, в ответ на дерзость жены срывается и чуть не убивает ее.
Пьер, потрясенный своим поступком, понимает, что больше не может оставаться в Москве рядом с женой и теми, кто обвиняет его в дуэли. Он уехал в Петербург, сбежал от самого себя, сбежал от прежней жизни, поняв необходимость перемен. Пьер находится на перепутье в своей жизни. Он не знает, что делать и что делать сейчас. “Освободившись от оков светского
4
общества, я оставил прежнюю жизнь позади”. По дороге в Петербург Пьер размышляет о смысле жизни, пытается найти свое место в этом мире и понять свое предназначение. И тут происходит одно из важных событий в жизни Безухова - он знакомится с масоном Баздиевым. Воспользовавшись тем, что Пьер находится на жизненном перепутье, Баздеев легко заманивает его в масонство, возможно, проповедуя идеалы добра и религии, стремясь искоренить зло и улучшить человечество. По сути, масонская ложа была таким же светским обществом, и многие стремились лишь завести полезные знакомства, вступив в ее ряды, как это сделал Борис Друбецкой. Пьер был серьезно поглощен идеями масонства, понимая его как учение о братстве и любви. Он открыт добру, ему не терпится сделать что-нибудь хорошее, и он направляет свои силы на улучшение крепостных, строительство школ и больниц. Но, как писал Толстой, «такого практического упорства у Пьера не было». Братья-масоны не разделяли энтузиазма Пьера. Они воспользовались его щедростью и наивностью, чтобы получить деньги, выделенные ему на благотворительность. Пьер выступил в ложе с речью, призвав своих
«единомышленников» обратиться к первоначальным идеалам масонства и посвятить себя достижению поставленных перед собой целей, к которым, по его мнению, должен стремиться каждый масон. Но он оставался непонятым.
Начавшаяся в 1812 году война вынудила Пьера оставить масонскую деятельность. Переполненный патриотизмом, он захотел внести свой вклад в борьбу с Наполеоном и снарядил свой полк. Сильное желание участвовать в святом деле освобождения Отечества приводит Пьера на Бородинское поле.
Через общение с солдатами - простыми людьми - он понял, что истинную историю делает самая могучая сила в мире - народ. Вот его мысли после пережитого им кошмара Бородинского сражения. «О, с каким ужасным ужасом я бесстыдно отдалась ему. И они… они всегда были тверды и спокойны до конца…». В понимании Пьера они были просто солдатами –
рядом с ним на поле боя, Россия, люди, погибшие за Отечество. Пьер подумал: Входить в эту общую жизнь всем существом, наполняя их тем, что
5
«единомышленников» обратиться к первоначальным идеалам масонства и посвятить себя достижению поставленных перед собой целей, к которым, по его мнению, должен стремиться каждый масон. Но он оставался непонятым.
Начавшаяся в 1812 году война вынудила Пьера оставить масонскую деятельность. Переполненный патриотизмом, он захотел внести свой вклад в борьбу с Наполеоном и снарядил свой полк. Сильное желание участвовать в святом деле освобождения Отечества приводит Пьера на Бородинское поле.
Через общение с солдатами - простыми людьми - он понял, что истинную историю делает самая могучая сила в мире - народ. Вот его мысли после пережитого им кошмара Бородинского сражения. «О, с каким ужасным ужасом я бесстыдно отдалась ему. И они… они всегда были тверды и спокойны до конца…». В понимании Пьера они были просто солдатами –
рядом с ним на поле боя, Россия, люди, погибшие за Отечество. Пьер подумал: Входить в эту общую жизнь всем существом, наполняя их тем, что
5
они делают. Но как сбросить с себя весь груз этого лишнего, бесовского,
этого внешнего человека. Когда-нибудь я мог бы быть им. Я мог уйти от отца любым удобным для меня способом. Даже после дуэли с Долоховым меня могли отправить солдатом. В этих мыслях - желание Пьера быть ближе к народу проникнуто его мудростью и простотой. В результате этих размышлений и различных расчетов он решил остаться в Москве, видя свою судьбу в убийстве Наполеона. Но судьба распорядилась иначе — он попадает в плен к французам. Для Пьера наступает завершающий этап поисков смысла жизни. Он знакомится с Платоном Каратаевым. В сознании Безухова он стал олицетворением всего русского человека - бесконечно мудрого, доброго,
кроткого. В общении с Каратаевым Пьер приобрел все эти качества и «то спокойствие и удовлетворение, которых прежде напрасно искал». Но главное,
что Пьер нашел Бога. "У него не могло быть цели, потому что у него теперь была вера - не вера в правила, слова или мысли, а вера в живого, вечно ощущаемого Бога…
В плену он узнал, что бог в Каратаеве более велик,
бесконечен и непостижим, чем в признаваемом масонами Архитектоне вселенной … Прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос: зачем? теперь для него не существовал. Теперь на этот вопрос - зачем? в душе его всегда готов был простой ответ: затем, что есть бог, тот бог,
без воли которого не спадет волос с головы человека».
6
этого внешнего человека. Когда-нибудь я мог бы быть им. Я мог уйти от отца любым удобным для меня способом. Даже после дуэли с Долоховым меня могли отправить солдатом. В этих мыслях - желание Пьера быть ближе к народу проникнуто его мудростью и простотой. В результате этих размышлений и различных расчетов он решил остаться в Москве, видя свою судьбу в убийстве Наполеона. Но судьба распорядилась иначе — он попадает в плен к французам. Для Пьера наступает завершающий этап поисков смысла жизни. Он знакомится с Платоном Каратаевым. В сознании Безухова он стал олицетворением всего русского человека - бесконечно мудрого, доброго,
кроткого. В общении с Каратаевым Пьер приобрел все эти качества и «то спокойствие и удовлетворение, которых прежде напрасно искал». Но главное,
что Пьер нашел Бога. "У него не могло быть цели, потому что у него теперь была вера - не вера в правила, слова или мысли, а вера в живого, вечно ощущаемого Бога…
В плену он узнал, что бог в Каратаеве более велик,
бесконечен и непостижим, чем в признаваемом масонами Архитектоне вселенной … Прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос: зачем? теперь для него не существовал. Теперь на этот вопрос - зачем? в душе его всегда готов был простой ответ: затем, что есть бог, тот бог,
без воли которого не спадет волос с головы человека».
6
Глава 2. Путь поиска смысла жизни Андрея
Болконского
Пьер Безухов и Андрей Болконский внутренне близки друг другу и чужды миру Курагина и Шерера. Это время счастливой любви князя Андрея к Наташе, время его разрыва с ней и канун Бородинского сражения. И
каждый раз они оказываются самыми близкими друг другу людьми, каждый идет своим путем к добру и истине. Князь Андрей появляется впервые там же, где и Пьер, — на светском вечере у Анны Павловны Шерер. Но если
Безухов показан молодым, энергичным, во всем имеющим свою точку зрения и готовым с усердием отстаивать ее, то князь Андрей выглядит усталым,
скучающим человеком. Он устал от светской жизни, бесконечных балов и приемов. Он также несчастлив в своей неверной семейной жизни. Андрей
Болконский мечтает о наполеоновской славе и хочет как можно скорее вырваться из привычного мира и поступить на военную службу. Он будет ждать своего часа, когда у него появится шанс осуществить все свои мечты. И
вот, тот счастливый момент, которого он ждал, что Тулон, наконец,
появляется перед ним. Он твердо и ясно высказывает свое мнение и Кутузову,
и Вейротеру, и царю. Все поражены правильностью его идеи, но никто не решается её реализовать.
И вот он берет полк, дивизию, выговаривает условие, чтобы уже никто не вмешивался в его распоряжения, и ведет свою дивизию к решительному пункту и один одерживает победу. А смерть и страдания? говорит другой голос. Но князь Андрей не отвечает этому голосу и продолжает свои успехи. Диспозиция следующего сражения делается им одним. Он носит звание дежурного по армии при Кутузове, но делает все он один. Следующее сражение выиграно им одним. Кутузов сменяется,
назначается он... Ну, а потом? говорит опять другой голос, а потом, ежели ты десять раз прежде этого не будешь ранен;
ну ,а потом что ж? … Я никому не скажу, Боже. Что мне делать, если я люблю только славу, человеческую любовь? Смерть, ранения, потеря членов семьи, меня ничего не пугает. И как
7
бы ни были дороги мне мой отец, моя сестра, моя жена, самые дорогие мне люди, как бы это ни казалось страшным и противоестественным, я буду держать их теперь для минут славы и триумфа. себя, из любви к тем, кого я не знаю и никогда не узнаю. «С моей точки зрения и с точки зрения Толстого такая мысль неприемлема. Человеческая слава — изменчивое явление.
Достаточно вспомнить
Французскую революцию.
Вчерашний идол отрезается на следующий день, чтобы освободить место для нового идола.
Они тоже скоро умрут под ножом гильотины. Но в сердце князя Андрея еще есть место внутреннему голосу, предупреждающему его о коварстве человеческой славы и о том страшном пути через смерть и страдания,
который ему предстоит пройти. И в Аустерлицком сражении есть такой шанс.
В решающий момент Болконский поднимает флаг и кричит «Ура!»
Продвигайте своих солдат и ведите их к великим подвигам и славе. Но, волею судьбы, ни одна шальная пуля не позволит князю Андрею завершить триумфальное шествие. Он падает на землю и смотрит в небо так, как никто никогда больше не увидит.Все пусто, кроме этого бескрайнего неба, все ложь.Ничего, ничего, кроме Него.Но даже не это.Только тишина, тишина. И
слава богу.» Князь Андрей возвращается в отцовское имение, Лысые Горы,
чтобы застать момент рождения сына и смерти жены. Мечты о семейном счастье рухнули, начался глубокий душевный кризис. Только встреча со старым другом Безуховым вернула князя Андрея к жизни, хотя и частично.
Слова Пьера: «Надо жить, надо любить, надо верить» заставили Болконского пересмотреть смысл жизни и снова обратить внимание на путь исследования.
Как писал Толстой, «Встреча с Пьером была для князя Андрея временем,
когда внешне тот же, но во внутреннем мире для него началась новая жизнь».
Это подтверждается в сознании Болконского его мыслями, когда он увидел старый, сухой дуб, вид которого всем говорил, что не может быть ни весны,
ни любви, ни счастья. Дуб тысячу раз праведен, - подумал князь Андрей, - пусть другие, молодые люди опять поддаются этому обману, и мы знаем жизнь - наша жизнь кончилась. Болконский проводит в своем имении
8
Достаточно вспомнить
Французскую революцию.
Вчерашний идол отрезается на следующий день, чтобы освободить место для нового идола.
Они тоже скоро умрут под ножом гильотины. Но в сердце князя Андрея еще есть место внутреннему голосу, предупреждающему его о коварстве человеческой славы и о том страшном пути через смерть и страдания,
который ему предстоит пройти. И в Аустерлицком сражении есть такой шанс.
В решающий момент Болконский поднимает флаг и кричит «Ура!»
Продвигайте своих солдат и ведите их к великим подвигам и славе. Но, волею судьбы, ни одна шальная пуля не позволит князю Андрею завершить триумфальное шествие. Он падает на землю и смотрит в небо так, как никто никогда больше не увидит.Все пусто, кроме этого бескрайнего неба, все ложь.Ничего, ничего, кроме Него.Но даже не это.Только тишина, тишина. И
слава богу.» Князь Андрей возвращается в отцовское имение, Лысые Горы,
чтобы застать момент рождения сына и смерти жены. Мечты о семейном счастье рухнули, начался глубокий душевный кризис. Только встреча со старым другом Безуховым вернула князя Андрея к жизни, хотя и частично.
Слова Пьера: «Надо жить, надо любить, надо верить» заставили Болконского пересмотреть смысл жизни и снова обратить внимание на путь исследования.
Как писал Толстой, «Встреча с Пьером была для князя Андрея временем,
когда внешне тот же, но во внутреннем мире для него началась новая жизнь».
Это подтверждается в сознании Болконского его мыслями, когда он увидел старый, сухой дуб, вид которого всем говорил, что не может быть ни весны,
ни любви, ни счастья. Дуб тысячу раз праведен, - подумал князь Андрей, - пусть другие, молодые люди опять поддаются этому обману, и мы знаем жизнь - наша жизнь кончилась. Болконский проводит в своем имении
8
реформы, которые Пьер планировал провести, но так и не завершил из-за отсутствия «практического упорства». Князь Андрей добился успеха, перевел крестьян в свободные земледельцы и фактически освободил их. Приехав по делам к графу Илье Андреевичу Ростову, князь Андрей впервые увидел бегущую мимо него в толпе крестьянских девиц Наташу. И ему больно оттого, что она молода и счастлива и не заботится о его существовании... И,
наконец, завершающим этапом воскрешения Болконского стала его вторая встреча с орками. Это дерево, символизирующее его отчаяние, конец его жизни, теперь расцветает и гармонично вливается в мир любви, весны и счастья, бывших прежде антонимами сердца князя Андрея. «Нет, жизнь не кончается в тридцать один год, — решил вдруг и решительно князь Андрей. -
Не только я знаю все, что есть во мне, но это должен знать каждый... моя жизнь не принадлежит мне одному и они от меня независимы.Все должны меня знать, чтобы это отражалось в каждом и каждый жил со мной. Конечно,
активный персонаж Болконского не мог оставаться без какого-либо занятия.
Князь Андрей стал государственным служащим и работает со Сперанским над разными законопроектами. Однако все предложенные им новаторские идеи были слишком смелыми для своего времени и так и не были реализованы. Не имея поддержки в продвижении своих реформ, Болконский приостановил государственную деятельность. В это же время начинается важный период в жизни князя Андрея — его отношения с Наташей Ростовой.
Впервые встретив Ростову на балу, Болконский сразу же был пленен ее обаянием. Любовь князя Андрея взаимна, он делает предложение Наташе и получает ее согласие. Но отец Болконского поставил условие — свадьба может состояться как минимум через год. И князь Андрей решил провести год за границей, специально для того, чтобы поправить здоровье. Но чувства
Наташи Ростовой настолько охладели в этом году, что она влюбляется в
Анатолия Курагина и решает вместе с ним бежать из России. Однако побега не произошло. И снова не сбывается мечта князя Андрея о счастливой семейной жизни. Через боль утраты он вынужден вернуться на путь исканий,
9
наконец, завершающим этапом воскрешения Болконского стала его вторая встреча с орками. Это дерево, символизирующее его отчаяние, конец его жизни, теперь расцветает и гармонично вливается в мир любви, весны и счастья, бывших прежде антонимами сердца князя Андрея. «Нет, жизнь не кончается в тридцать один год, — решил вдруг и решительно князь Андрей. -
Не только я знаю все, что есть во мне, но это должен знать каждый... моя жизнь не принадлежит мне одному и они от меня независимы.Все должны меня знать, чтобы это отражалось в каждом и каждый жил со мной. Конечно,
активный персонаж Болконского не мог оставаться без какого-либо занятия.
Князь Андрей стал государственным служащим и работает со Сперанским над разными законопроектами. Однако все предложенные им новаторские идеи были слишком смелыми для своего времени и так и не были реализованы. Не имея поддержки в продвижении своих реформ, Болконский приостановил государственную деятельность. В это же время начинается важный период в жизни князя Андрея — его отношения с Наташей Ростовой.
Впервые встретив Ростову на балу, Болконский сразу же был пленен ее обаянием. Любовь князя Андрея взаимна, он делает предложение Наташе и получает ее согласие. Но отец Болконского поставил условие — свадьба может состояться как минимум через год. И князь Андрей решил провести год за границей, специально для того, чтобы поправить здоровье. Но чувства
Наташи Ростовой настолько охладели в этом году, что она влюбляется в
Анатолия Курагина и решает вместе с ним бежать из России. Однако побега не произошло. И снова не сбывается мечта князя Андрея о счастливой семейной жизни. Через боль утраты он вынужден вернуться на путь исканий,
9
словно его преследует неумолимая судьба и ищет там Анатоля, чтобы искать наслаждения. Князь Андрей был ранен на Бородинском поле. На перевязочном пункте ему открывается правда вечной любви: «Да, любовь»,
— подумал он опять с совершенной ясностью. Я впервые увидел умирающего врага и до сих пор влюбился в него. Я испытал это чувство любви. Это сама суть души и не требует объектов. У меня до сих пор есть это чувство блаженства. Любите своих ближних, любите своих врагов. Любить всех — значит любить Бога во всех проявлениях. Вы можете любить своих близких человеческой любовью. Но Божья любовь любит только врагов.
Князь Андрей завершает путь жизненных исканий, открывая для себя это удивительное, всеобъемлющее и поистине божественное чувство. Но он также идет по жизни, говоря: «Он был слишком хорош, чтобы жить». Толстой дал своему герою возможность постичь основы мироздания - любовь,
возможность стать совершенным человеком, пусть и ненадолго, а взамен отнял у него жизнь. Последняя истина, открытая ему: «Смерть пробуждается». - стер в душе Болконского страх перед неизвестностью по ту сторону жизни. «И умер князь Андрей».
10
— подумал он опять с совершенной ясностью. Я впервые увидел умирающего врага и до сих пор влюбился в него. Я испытал это чувство любви. Это сама суть души и не требует объектов. У меня до сих пор есть это чувство блаженства. Любите своих ближних, любите своих врагов. Любить всех — значит любить Бога во всех проявлениях. Вы можете любить своих близких человеческой любовью. Но Божья любовь любит только врагов.
Князь Андрей завершает путь жизненных исканий, открывая для себя это удивительное, всеобъемлющее и поистине божественное чувство. Но он также идет по жизни, говоря: «Он был слишком хорош, чтобы жить». Толстой дал своему герою возможность постичь основы мироздания - любовь,
возможность стать совершенным человеком, пусть и ненадолго, а взамен отнял у него жизнь. Последняя истина, открытая ему: «Смерть пробуждается». - стер в душе Болконского страх перед неизвестностью по ту сторону жизни. «И умер князь Андрей».
10