Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.
Знание – понятия, схемы, факты, законы, закономерности, обобщенная картина мира, ставшие достоянием сознания человека. Знания могут быть эмпирическими,приобретенными опытным путем, и теоретическими, полученными в результате рассмотрения закономерностей, связей, отношений между предметами и явлениями. Знания играют побуждающую и регулирующую роль. Их структуру составляет единство познавательных, эмоциональных, мотивационных и волевых компонентов.
Умения – овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.
Навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства. Навыки бывают сенсорными, умственными, двигательными, комплексными.
Цель (учебная, образовательная) – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.
Содержание (обучение, образование) – система научных практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.
Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.
Форма – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т. п.
Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения.
Средство – предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т. д.
Результаты (продукты обучения) – это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.
В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям дидактической системы (совокупность методов, средств и процессов, направленных на достижение эффективности процесса образования) и технологии обучения (система приемов, способов).
Между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса существует тесная взаимосвязь, но при этом каждая категория остается самостоятельным элементом дидактической системы.
Теория воспитания и её современные концепции.
В XXI веке основными ценностями цивилизованного мира выступают демократизм, плюрализм мнений и возможность выбора. В современной педагогике данные принципы находят свое отражение благодаря разработке новых воспитательных подходов.
Воспитанием признается результат действий со стороны семьи, школы и окружающей среды в отношении индивида, направленных на прививание навыков для их осуществления во взрослой жизни. Для этого процесса характерно взаимодействие между субъектами, которое сопровождается уважением к индивиду-воспитаннику, а также передачей ему ценностей и норм, способствующих формированию его личности.
Концепция воспитания — это система принципов, направленных на усвоение основных составляющих воспитательного процесса (целей, форм, сути, задачи и методов), способствующих самоидентификации человека и превращению его в личность.
После распада Советского Союза классический подход к воспитанию поменялся. В стране возникла проблема создания и введения в практику новой педагогической концепции с целью формирования единой программы воспитательного процесса. Сегодня в России существует около 30 различных подходов и интерпретаций. Вот некоторые из них:
-
Социальное воспитание. Концепция базируется на идее системно-социального проектирования, рассматривающего процесс воспитания как целенаправленный и влияющий на поведение и всю последующую жизнь личности. -
Концепции коллективного воспитания. Процессы воспитания рассматриваются как управление развитием личности. -
Личностная концепция, базирующаяся на антропологическом подходе и основанная на восприятии воспитания как культурного процесса. -
Личностно-ориентированный подход самовоспитания, рассматривающий его в качестве процесса для решения проблем, возникающих в течение жизни.
В современной отечественной педагогике отсутствует единая концепция воспитания. На сегодняшний день это является актуальной проблемой, требующей решения.
Подходы и взгляды на воспитание детей в области педагогики.
Подход к воспитанию в России берет свое начало из советского прошлого. Однако сегодня современная педагогика старается отходить от устаревших правил и концепций, где во главе угла стояли интересы коллектива. Нынешний же подход основан на главенствующем положении личности и индивида.
Сегодняшняя образовательная система направлена не столько на образование личности, сколько на развитие собственного потенциала и раскрытие заложенных способностей. В основе воспитания лежат принципы гуманизма. Преподаватель активно взаимодействует с ребенком и относится к нему как к личности, заключающей в себе духовное начало.
Главной целью гуманистического подхода выступает развитие человека в разных направлениях, т.к. он выступает как наивысшая ценность.
Действующая концепция основана на следующих идеях:
-
природная сообразность с учетом пола, возраста и особенностей развития ребенка; -
культурная сообразность: особенность культурной среды, где воспитывается индивид; -
гуманизация межличностных отношений между воспитателем и учеником; -
акцент на чувствах ребенка, умение его слышать и понимать.
Самореализация и умение выстраивать гармоничные взаимоотношения личности — задача воспитательного процесса. Взаимодействие между преподавателем и ребенком и роль учителя в формировании личности — эти вопросы исследуются учеными с целью разработки наиболее оптимальной программы образовательно-воспитательного характера.
Современные концепции воспитания.
Сегодня существует множество научных концепций воспитания. Рассмотрим самые популярные из них.
-
Система построения воспитательного процесса. Авторами являются В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. Они ставят личность в центр всего воспитательного процесса, который направлен на создание условий для развития индивидуальности. -
Системно-ролевая концепция развития. Автор: Таланчук Н.И. Согласно его подходу, воспитание должно привести человека к идеалу. Проходя через определенные этапы и осваивая разные социальные роли, у индивида формируется собственное мировоззрение, он ставит цели и задачи, испытывает чувства, у него появляются потребности. Шаг за шагом человек обретает черты полноценной личности. -
Формирование жизни, достойной человека. Автор концепции: Щуркова Н.Е. Основной целью воспитания является формирование личности, которая способна создать жизнь, достойную человека. Человек же формируется как личность тогда, когда берет на себя ответственность за свои поступки, принимает на себя обязанности, оценивает себя и окружающих, реагирует и рефлексирует. В понимании Щурковой Н.Е. жизнь идеальная строится на истине, красоте и добре. -
Воспитание ребенка в качестве человека культуры и нравственности. Идея концепции принадлежит Е.В. Бондаревской. Она характеризует воспитание как процесс помощи ребенку со стороны педагога, помогающему ему социализироваться и идентифицироваться как личность. В помощь также входит и активная деятельность воспитанника, которому необходимо предоставить свободу выбора и поведения, т.к. он выступает как субъект своей жизни. -
Педагогическая поддержка ребенка в ходе его развития. Разработчик подхода — член-корреспондент Российской академии образования О.С. Газман. Цель воспитания, по его мнению, заключается в необходимости получения каждым ребенком базового образования и культуры. Затем для индивида должны быть созданы специальные условия, способствующие его всестороннему развитию. В процесс нужно задействовать и членов семьи, которые окажут поддержку ребенку. -
Подход творческой самодеятельности личности. Авторы: Коротков В.М. и Лихачев Б.Т. Согласно их концепции, развитие личности воспитанника происходит в процессе взаимодействия со школой и семьей. Процесс воспитания — это самоизменение человека в системе отношений с социумом и в творческой деятельности. -
Гуманистическая концепция воспитательной деятельности учащихся в обществе. Данный подход считается самым известным на сегодняшний день. Учитель выступает в роли старшего наставника, который оказывает помощь ребенку. Концепция основана на идее сотрудничества и взаимодействии со школьником. Авторы: А.А. Бодалев, З.А. Малькова и Л.И. Новикова. -
Концепция самоопределения. Подход разработан ученым Тубельским А.Н. Он говорил о личностной, жизненной и профессиональной самоидентификации в школе. Ученый утверждал, что у ребенка должно быть право выбора и свобода действий, т.к. это необходимо для последующей жизни и в его профессиональной реализации. -
Формирование научного мировоззрения. Автором концепции выступил Гавриловец К.В. Согласно теории, в центре воспитания должно быть формирование собственного «Я». -
Воспитательный подход, основанный на потребностях индивида. Концепцию создал ижевский ученый Созонов В.П. Он делает упор на внутреннем механизме человека и происходящих изменениях. Воспитание, по мнению Созонова, является деятельностью преподавателя, направленной на формирование основных потребностей воспитанника, а именно: раскрытие его творческого потенциала, укрепление здоровья, обеспечение безопасности.
Приведенный перечень теорий не является исчерпывающим. Однако любая концепция может остаться нереализованной, если школы не примут их в разработку на практике.
Проблемы современного воспитания.
Проблемы в воспитании всегда были актуальными, и сегодняшнее время — не исключение. В социальной и экономической сфере отсутствует стабильность, что влияет и на межличностные отношения, включая семейные.
Появившись на свет, ребенок попадает в семью, затем в школу, в компанию и т.д. Все эти среды неоднородны и часто находятся в противоречии друг с другом. Низкий уровень жизни, отсутствие работы, демонстрация непотребств по телевидению и в интернете, аморальный образ поведения среди окружающих — это приводит к опустошению и деградации.
Многих детей матери не забирают из роддомов, другие растут в малоимущих семьях с низким уровнем культуры, третьих хоть и обеспечивают состоятельные родители, но не оказывают им никакой моральной поддержки.
Неблагоприятные условия воспитания негативно сказываются на внутренней идентификации ребенка и его самооценке. Если в семье им никто не занимается, то ответственность ложится на школу. Разработанные воспитательные концепции, способствующие формированию в человеке развитой личности, самостоятельной и всесторонней, должны устранить недостаток духовного развития в семье.
Новые педагогические тенденции, в основе которых лежит принцип гуманизма, становятся все более и более популярными. Они совершенствуются и постепенно заменяют устаревшие практики. Технологический подход и формирование условий, способствующих формированию полноценной личности, направлены на достижение благоприятного результата.
Заключение.
Термин педагогика (от греч. paides - ребенок, gogos - вести) дословно обозначает «детовождение». Педагогами в Древней Греции называли рабов, сопровождавших детей рабовладельцев по дороге в школу и из нее. В дальнейшем значение этого термина было переосмыслено - так стали называть наставников, лиц, занимавшихся воспитанием, обучением подрастающего поколения и имеющих для этого специальную подготовку. В отдельную отрасль знания педагогика выделилась в начале XVIIв. и подразумевала совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию человека. Спектр ответвлений «педагогик» расширялся в конце XIX и начале XX в. И сейчас совокупность отраслей педагогики образует развивающуюся систему педагогических наук.
В процессе дифференциации научной дисциплины выделяются различные области педагогики - общая, дошкольная, школьная, профессиональная, социальная, возрастная, сравнительная, коррекционная, военная, спортивная.
Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX в. - начало XXI в.) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками - философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой. Таким образом, педагогика - наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов.
Как любая наука, педагогика включает в себя фактический материал, полученный в результате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения, требующие научного и практического подтверждения.
В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, так как современная система образования и воспитания касается практически всех людей и педагогика включает в себя все звенья - от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации. Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, постольку педагогика относится к наукам о человеке, она занимает главенствующее место в системах человекознания и гуманитарных наук.
Список используемой литературы:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
2. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов. М.: Педагогика. 1988.
3. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. - СПб.: СП61У, 1992.
4. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. - М.: Просвещение. 1990.
5. Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П.Р.Атутова, М.П.Скаткина, Н.С.Турбовского. - М.: Педагогика, 1985.
6. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.