ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
Проходят годы, одна эпоха сменяется другой, и меняются наши взгляды, исторические оценки, отношения к событиям, людям. Но сама память о людях, событиях, поступках все же остается. Должна остаться. Ведь память - это то немногое, чем мы можем гордиться. История развивается по спирали, и придёт тот день, когда настоящее станет прошлым.
Большую роль в становлении личности играет школа и общество. Детскому движению в отечественной науке долгое время не придавали должного значения, хотя именно оно воспитывает в детях, подростках те качества, которые будут востребованы во взрослой жизни.
Взвейтесь кострами, синие ночи,
Мы пионеры-дети рабочих!
Близится эра светлых годов,
Клич пионеров - всегда будь готов!
(А. Жаров, "Марш юных пионеров")
Сейчас для нас, детей нового поколения, эти строки ничего не значат, а некоторые порой даже не знают о том, что существовала пионерская организация имени В.И.Ленина, что, конечно, очень печально, поскольку, я считаю, что это тоже отдельная страница истории страны.
Нынешние молодые, скорее, недоуменно пожмут плечами, если спросить у них, с чем связана дата - 19 мая. Сегодняшние 40-летние мужчины и женщины еще помнят, что это день рождения пионерской организации. А для тех, кто еще старше – это целая эпоха, огромный этап, вобравший в себя время их жизни с 9 до 14 лет.
Работая над этой темой, я заметила, с какой теплотой и ностальгией «бывшие пионеры» рассказывали мне о себе и своих одноклассниках. Слушая их, понимаешь, что пионерия была главным составляющим их школьной жизни.
Это не пафос, не просто эмоции. Так было в реальной жизни.
Сама история - необратима. Пионерия осталась в истории, осталась частью биографии миллионов людей. Пионерская организация существовала как некая объединяющая сила, воспитывающая поколение трудолюбивых, ответственных людей. И я решила изучить историю пионерской организации в нашей школе и убедиться в значимости пионерских дел для подростка, школы и общества. Провести опрос о пионерской организации среди взрослого поколения и детей и сделать вывод о возможности существования подобной организации в настоящее время.
Актуальность моей работы состоит в том, что в наше время молодые люди зачастую ничего не знают о пионерской организации, о ее роли в патриотическом воспитании в подрастающего поколения. В своей работе я решила им об этом рассказать на примере истории развития пионерского движения в нашей школе. В настоящее время не существует единой общероссийской организации, которая сплотила бы и объединила подростков. Для воспитания патриотизма юных граждан необходимо знать историю, в том числе историю пионерского движения. Приобщение подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям, принципам гуманизма и терпимости невозможно без демонстрации примеров и подвигов того поколения, чьё детство и юность прошли в пионерии и комсомолии.
Цель: рассмотреть историю развития пионерской организации в школе села Кордюково, как пример трудового и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Работая над проектом, перед собой я поставила следующие задачи:
-
Изучить историю возникновения пионерской организации, ее символы; -
Провести исследование истории детской пионерской организации в школе села Кордюково; -
Выявить отношение к пионерской организации людей старшего возраста и современных детей и сделать выводы о необходимости и возможности существования подобной организации в наше время; -
Собрать интересную информацию о пионерском движении и оформить стенд «Страна пионерия».
Объектом исследования моей работы является история пионерской организации в школе села Кордюково.
Предмет исследования: история пионерского движения в стране и в нашей школе
В процессе работы были использованы методы исследования:
-
Изучение фотографий из школьного альбома; -
опрос; -
интервью; -
анкетирование; -
беседа; -
поиск информации в архивах.
Глава 1. История возникновения и развития пионерии.
В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака. 21 января 1924 года решением Центрального комитета комсомола пионерской организации было присвоено имя Владимира Ильича Ленина. Первые пионерские отряды, объединявшие детей рабочих и крестьян, работали при комсомольских ячейках заводов, фабрик; участвовали в субботниках, помогали в борьбе с детской беспризорностью, в ликвидации неграмотности.
Пионерская организация СССР была массовой. В пионеры принимали в 3-м классе. Прием в пионеры проходил в два потока: самых лучших учеников (отличников и ударников учебы, активистов) принимали 22 апреля, в день рождения В.И.Ленина, в торжественной обстановке. Оставшуюся часть учеников принимали на праздничной линейке 19 мая. Формально прием осуществлялся на добровольной основе, однако в 1950-1980-х годах фактически все школьники по достижению соответствующего возраста принимались в пионеры. Не брали в пионеры редко, обычно только отпетых хулиганов. Случались отказы по религиозным соображениям.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945-х гг. по всей стране развернулось массовое тимуровское движение, возникновение которого связано с именем писателя Аркадия Гайдара и его повестью «Тимур и его команда».
Юные пионеры помогали семьям фронтовиков, собирали лекарственные травы, металлолом, средства на танковые колонны, дежурили в госпиталях, работали на уборке урожая. В 1970 году во Всемирной пионерской организации насчитывалось свыше 118 тысяч дружин, объединявших 23 миллиона пионеров. За время существования Всесоюзной пионерской организации в ее рядах побывало более 210 миллионов человек.
В 1980-х годах было введена своеобразная промежуточная ступень между пионерами и комсомольцами — звание «старший пионер», которое присваивалось наиболее активным пионерам по достижении ими 12-13-летнего возраста.
Для пионеров в СССР были построены пионерские лагеря – места массового летнего отдыха детей, Дома и Дворцы пионеров – дома творчества детей. Издавалась газета – «Пионерская правда».
Самые известные пионерские лагеря обычно располагались на морском побережье – это всесоюзные: «Артек» и «Океан», всероссийский лагерь «Орленок» и республиканский лагерь «Молодая гвардия».
У пионеров проводились различные организационные мероприятия: смотры, концерты, спортивные соревнования, походы. Большую популярность приобрела военизированная детская игра «Зарница».
1.1 Пионерская символика.
Пионерский галстук был символом принадлежности к пионерской организации, частицей знамени общегосударственного флага. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров. Галстук завязывался специальным узлом.
Пионерский значок был вторым по значению после пионерского галстука. В центре пятиконечной звезды профиль Ленина, под ним девиз «Всегда готов!», над звездой три языка пламени.
Важнейшими пионерскими атрибутами были дружинное знамя, отрядные флажки, горн и барабан, которые сопровождали все торжественные пионерские ритуалы.
Пионерское знамя - красное полотнище, на котором были изображены пионерский значок и девиз «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!»
Отрядный флаг был символом чести и сплочённости пионеров, знак их принадлежности к конкретному пионерскому коллективу. С отрядным флагом пионеры выходили на сборы, линейки, парады, праздники, походы Горн созывал пионеров сигналами. Горнист отряда – это было ответственное пионерское поручение. Он должен был уметь выполнять строевые приёмы с горном и подавать сигналы. Барабан сопровождал строй во время походов, шествий, парадов. Барабанщик отряда должен был уметь выполнять строевые приёмы, исполнять «Марш», «Дробь».
Обязательным для каждого пионера было соблюдение определенных законов:
1. Пионер предан Родине, партии, коммунизму.
2. Пионер готовится стать комсомольцем.
3. Пионер держит равнение на героев борьбы и труда.
4. Пионер чтит память павших бойцов и готовится стать защитником Родины.
5. Пионер настойчив в учении, труде и спорте.
6. Пионер - честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду.
7. Пионер - товарищ и вожак октябрят.
8. Пионер - друг пионерам и детям трудящихся всех стран.
Выполнять Законы пионеров — значит всегда и во всем быть верным заветам великого Ленина, своему честному пионерскому слову, дорожить пионерским галстуком, как святыню беречь и высоко нести Красное пионерское знамя.
Клятва произносилась каждым вступающим в ряды организации.
Звучала она так: «Я, имя, фамилия.… вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации, перед лицом своих товарищей, торжественно клянусь: горячо любить Родину; жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия; всегда выполнять законы пионеров Советского Союза.» «Будь готов!» «Всегда готов!».
В каждой пионерской дружине имелась пионерская комната, где хранились соответствующие предметы, и проходили заседания совета дружины. В пионерской комнате, как правило, оформлялась стена с пионерскими символами, ленинский уголок и уголок интернациональной дружбы. В школе и в классах выпускались и вывешивались дружинные и отрядные стенгазеты.
Пионерская форма в обычные дни совпадала со школьной формой, дополнявшейся пионерской символикой – красным галстуком и пионерским значком.
Гимн пионеров - одна из самых первых песен
Взвейтесь кострами, синие ночи!
Взвейтесь кострами, синие ночи!
Мы пионеры - дети рабочих.
Близится эра светлых годов.
Клич пионера: "Всегда будь готов!"
Радостным шагом с песней веселой
Мы выступаем за комсомолом.
Близится эра светлых годов.
Клич пионера: "Всегда будь готов!"
Грянем мы дружно песнь удалую
За пионеров семью мировую,
Будем примером борьбы и трудов.
Клич пионера: "Всегда будь готов!"
Мы поднимаем алое знамя.
Дети рабочих, смело за нами!
Близится эра светлых годов.
Клич пионера: "Всегда будь готов!"
1.2 Роль пионерской деятельности в жизни общества.
Пионерская организация родилась и делала свои первые шаги в атмосфере бурного строительства – страна восстанавливала силы после гражданской войны, закладывала фундамент нового общества. И пионеры старались не отставать в этой работе от коммунистов и комсомольцев.
Начало 20-х годов – период невиданных в России засух и неурожаев. Помогая стране в борьбе с голодом, пионеры засевали специальные грядки-полоски, на которых выращивали овощи. Городские пионеры активно помогали сельским комсомольским организациям в создании деревенских пионерских отрядов. Самоотверженно боролись пионеры с беспризорностью – агитировали сверстников, оставшихся без родителей и без дома, устроиться на работу, в детский дом, вступить в пионерский отряд. Трудной и важной была помощь пионеров в работе по ликвидации в стране неграмотности. Сотни тысяч неграмотных пришли в школы ликбеза благодаря настойчивости и убедительной агитации пионеров. К 1930 году юные учителя обучили грамоте свыше одного миллиона человек.
Значительной была помощь пионеров в уборке урожая. В середине 20-х годов появились пионерские «дозорные урожая», а затем и «пионерские обозы», составленные из урожая, собранного и выращенного пионерами. В этот же период возникли такие, ставшие традиционными, общесоюзные дела и акции пионеров, как День урожая, День охраны птиц, День леса, Праздник детской книги.
За годы Великой Отечественной войны около 20 тысяч пионеров столицы были награждены медалью «За оборону Москвы», 15249 юных ленинцев отмечены медалью «За оборону Ленинграда». Четырем из них: Марату Казею, Вале Котику, Лене Голикову и Зине Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.