Файл: 18731919 гг. Цель Обучающая.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(1873–1919 гг.)


Цель:


Обучающая:


2) Развивающая:
Развитие логического мышления, умения выстраивать
причинно - следственные связи, умения анализировать
эпизоды из различных исторических источников,
отображающих “Национально – освободительное
движение 1916г.”


3)Воспитательная:
Воспитывать чувство гордости за наше государство.
Уважения к историческим событиям, любви к своей стране,
народу, земле.



Определить причины, цель, движущие силы восстания, описать основные очаги восстания;


Ход урока:
І. Организационный момент.


Пою я про грозный шестнадцатый год, И сразу припомнилось: в синих туманах Пожар бушевал над родным Казахстаном, И сразу я вспомнил, как смелый народ Пошел на царя и на баев в поход, Под знамя того, кто не трусил беды, — Чапая казахского — Амангельды.


Наглядность: мультимедия, портрет,
слайды, карта.


Девиз урока:


Ученье — свет, а неученье — тьма!


Проверка домашнего задания


Фронтальный опрос.


Стадия вызова « Ты мне – я тебе»
1. Какие события происходили в России в 1905 – 1907 годы?
2. Назовите лидеров национальной интеллигенции Казахстана.
3. Назовите центры волнений в Казахстане в 1905 -1907 гг.
4. Какую роль сыграла Каркаралинская петиция в движении народа?
5. Какое право давал манифест царя от 6 августа 1905 года?


Биография


Амангельды Иманов родился в 1873 году в ауле № 3 Кайдаульской волости Тургайского уезда, ныне Амангельдинский район Костанайской области.


Его отец Удербай Иманов, казах из рода кипчак Среднего жуза, и мать Калампыр, не имея достаточно скота для кочевания, переселились на Байконур. Здесь Удербай занимался земледелием, частично охотой и рыболовством.


Амангельды лишился отца, когда ему было 8 лет. Юность Амангельды проходила в период активной деятельности выдающегося педагога, демократа-просветителя Ибрая Алтынсарина.



До 12 лет учился в аульной школе, затем в медресе дулыгальского имама Абдрахмана.


В 1910 году в Терисбутаке, где жил род Амангельды, по его инициативе была построена школа.


Здесь он проучился четыре года, освоил 3 иностранных восточных языка (турецкий, персидский, арабский языки).


Ещё до восстания Амангельды был известен в степи как поборник народной свободы, противник колониального режима.


В 1905-07 он участвовал в вооруженной борьбе дехкан против баев.


Восстание началось вскоре после опубликования указа Николая Второго от 25 июня 1916 года, названный «реквизицией», о призыве «инородческого» населения в возрасте 19-43 лет на прифронтовые окопные работы. Но главной причиной оказались слухи, что призовут абсолютно всё мужское население для рытья окопов на линии между русскими и немецкими войсками
.


Руководитель народного восстания
1916 года


Участник
гражданской
войны


Активный участник установления Советской власти в Казахстане


 Коммунист


Академик


 Казахский народный батыр


Восстание


В степях Тургая повстанческое движение оказалось настолько мощным, что совладать с ним для власти представлялось весьма трудной задачей, ведь почти все военнообязанные были призваны и сражались на европейских фронтах. Во главе восставших здесь стояли военачальники Амангельды Иманов и Алиби Джангильдин. Амангельды сумел создать дисциплинированный конный отряд с четко налаженным взаимодействием частей. Главнокомандующим был сам Иманов, опиравшийся на военный совет. В разгар восстания под знаменами Амангельды находилось около 50 000 бойцов.


В октябре 1916 года войско Амангельды осадило Тургай. Зная, что он долго не выдержит штурм восставших, сюда уже спешил корпус под началом генерал-лейтенанта Лаврентьева. В свою очередь, имея сведения о подходе лаврентьевцев, отряды восставших пошли им навстречу. Люди Амангельды перешли на партизанские методы. Но происходили и прямые столкновения войск, длившиеся до середины февраля 1917 года. Особым упорством отличались бои в местечке Батпаккара в полутораста километрах от Тургая. Тут располагался А. Иманов, тут находился один из многих районов неповиновения. В конце февраля войска были отозваны, оставив Дугал-Урпек в руках повстанцев.




После победы Февральской революции число повстанческих отрядов в степи резко возросло, а в конце 1917 года Амангельды занял Тургай.


Гражданская война


В октябре 1917 — январе 1918 гг. Амангельды активно участвовал в установлении Советской власти в Тургае и Тургайской области, был военным комиссаром Тургайского уезда. Вступил в ряды членов РКП(б) под влиянием Алиби Джангильдина, участвовал в работе областного съезда Советов (Оренбург, 1918).


В июле 1918 года во главе группы советских работников проводил выборы аульных и волостных Советов.


Во время Гражданской войны совместно с Джангильдиным формировал первые в Казахстане казахские национальные красноармейские части, помогал красным партизанам в тылу войск Колчака.


В ноябре 1918 года отряд под руководством Амангельды Иманова и Джангильдина овладел городом Тургай.


С переходом армии Колчака в наступление на Восточном фронте (весной 1919) алаш-ордынцы подняли антибольшевистское восстание. Амангельды Иманов был арестован представителями «Алаш-Орды» и 18 мая 1919 г. расстрелян


Закрепление


Причины поражения


-Слабая организация;
-Стихийность выступления, отсутствие единого плана совместных действий, единого руководства;
 - Плохое вооружение у восставших.


Историческое значение


  - Рост национального самосознания;
-  Осознание национальных интересов, пробуждение активной политической деятельности;
- Школа вооруженной борьбы против царского самодержавия.


Итог урока:


Дом.задание:
Написать сочинение на тему
«Амангельды Иманов- национальный герой казахского народы»



Комментирование оценок