ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(1873–1919 гг.)
Цель:
Обучающая:
2) Развивающая:
Развитие логического мышления, умения выстраивать
причинно - следственные связи, умения анализировать
эпизоды из различных исторических источников,
отображающих “Национально – освободительное
движение 1916г.”
3)Воспитательная:
Воспитывать чувство гордости за наше государство.
Уважения к историческим событиям, любви к своей стране,
народу, земле.
Определить причины, цель, движущие силы восстания, описать основные очаги восстания;
Ход урока:
І. Организационный момент.
Пою я про грозный шестнадцатый год, И сразу припомнилось: в синих туманах Пожар бушевал над родным Казахстаном, И сразу я вспомнил, как смелый народ Пошел на царя и на баев в поход, Под знамя того, кто не трусил беды, — Чапая казахского — Амангельды.
Наглядность: мультимедия, портрет,
слайды, карта.
Девиз урока:
Ученье — свет, а неученье — тьма!
Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос.
Стадия вызова « Ты мне – я тебе»
1. Какие события происходили в России в 1905 – 1907 годы?
2. Назовите лидеров национальной интеллигенции Казахстана.
3. Назовите центры волнений в Казахстане в 1905 -1907 гг.
4. Какую роль сыграла Каркаралинская петиция в движении народа?
5. Какое право давал манифест царя от 6 августа 1905 года?
Биография
Амангельды Иманов родился в 1873 году в ауле № 3 Кайдаульской волости Тургайского уезда, ныне Амангельдинский район Костанайской области.
Его отец Удербай Иманов, казах из рода кипчак Среднего жуза, и мать Калампыр, не имея достаточно скота для кочевания, переселились на Байконур. Здесь Удербай занимался земледелием, частично охотой и рыболовством.
Амангельды лишился отца, когда ему было 8 лет. Юность Амангельды проходила в период активной деятельности выдающегося педагога, демократа-просветителя Ибрая Алтынсарина.
До 12 лет учился в аульной школе, затем в медресе дулыгальского имама Абдрахмана.
В 1910 году в Терисбутаке, где жил род Амангельды, по его инициативе была построена школа.
Здесь он проучился четыре года, освоил 3 иностранных восточных языка (турецкий, персидский, арабский языки).
Ещё до восстания Амангельды был известен в степи как поборник народной свободы, противник колониального режима.
В 1905-07 он участвовал в вооруженной борьбе дехкан против баев.
Восстание началось вскоре после опубликования указа Николая Второго от 25 июня 1916 года, названный «реквизицией», о призыве «инородческого» населения в возрасте 19-43 лет на прифронтовые окопные работы. Но главной причиной оказались слухи, что призовут абсолютно всё мужское население для рытья окопов на линии между русскими и немецкими войсками
.
Руководитель народного восстания
1916 года
Участник
гражданской
войны
Активный участник установления Советской власти в Казахстане
Коммунист
Академик
Казахский народный батыр
Восстание
В степях Тургая повстанческое движение оказалось настолько мощным, что совладать с ним для власти представлялось весьма трудной задачей, ведь почти все военнообязанные были призваны и сражались на европейских фронтах. Во главе восставших здесь стояли военачальники Амангельды Иманов и Алиби Джангильдин. Амангельды сумел создать дисциплинированный конный отряд с четко налаженным взаимодействием частей. Главнокомандующим был сам Иманов, опиравшийся на военный совет. В разгар восстания под знаменами Амангельды находилось около 50 000 бойцов.
В октябре 1916 года войско Амангельды осадило Тургай. Зная, что он долго не выдержит штурм восставших, сюда уже спешил корпус под началом генерал-лейтенанта Лаврентьева. В свою очередь, имея сведения о подходе лаврентьевцев, отряды восставших пошли им навстречу. Люди Амангельды перешли на партизанские методы. Но происходили и прямые столкновения войск, длившиеся до середины февраля 1917 года. Особым упорством отличались бои в местечке Батпаккара в полутораста километрах от Тургая. Тут располагался А. Иманов, тут находился один из многих районов неповиновения. В конце февраля войска были отозваны, оставив Дугал-Урпек в руках повстанцев.
После победы Февральской революции число повстанческих отрядов в степи резко возросло, а в конце 1917 года Амангельды занял Тургай.
Гражданская война
В октябре 1917 — январе 1918 гг. Амангельды активно участвовал в установлении Советской власти в Тургае и Тургайской области, был военным комиссаром Тургайского уезда. Вступил в ряды членов РКП(б) под влиянием Алиби Джангильдина, участвовал в работе областного съезда Советов (Оренбург, 1918).
В июле 1918 года во главе группы советских работников проводил выборы аульных и волостных Советов.
Во время Гражданской войны совместно с Джангильдиным формировал первые в Казахстане казахские национальные красноармейские части, помогал красным партизанам в тылу войск Колчака.
В ноябре 1918 года отряд под руководством Амангельды Иманова и Джангильдина овладел городом Тургай.
С переходом армии Колчака в наступление на Восточном фронте (весной 1919) алаш-ордынцы подняли антибольшевистское восстание. Амангельды Иманов был арестован представителями «Алаш-Орды» и 18 мая 1919 г. расстрелян
Закрепление
Причины поражения
-Слабая организация;
-Стихийность выступления, отсутствие единого плана совместных действий, единого руководства;
- Плохое вооружение у восставших.
Историческое значение
- Рост национального самосознания;
- Осознание национальных интересов, пробуждение активной политической деятельности;
- Школа вооруженной борьбы против царского самодержавия.
Итог урока:
Дом.задание:
Написать сочинение на тему
«Амангельды Иманов- национальный герой казахского народы»
Комментирование оценок