Файл: Тип урока комбинированный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Внутренняя среда организма – основа его целостности.

Кровь. Состав и функции крови»

Цели урока: 1.Изучить состав внутренней среды организма и гомеостаз как обязательное условие нормальной работы клеток организма.

2. Познакомить учащихся с кровью и её составом, со строением и значением

её форменных элементов.

3. Продолжить развитие умений на основании строения доказывать функции клеток крови, развивать навыки работы с учебником, способствовать развитию практических умений при выполнении лабораторной работы.

4. Воспитывать стремление к новым знаниям, чувство коллективизма при работе в группе.

Тип урока: комбинированный.

Используемые педагогические технологии: ИКТ, КСО, проблемного подхода.

Оборудование: Видеофильм: « Внутренняя среда организма. Кровь. Состав крови», компьютер, мультимедийный проектор. Микроскопы и микропрепараты крови человека и крови лягушки.

План-схема урока.

1. Организационный момент ( 1 мин.)

2.Контроль и актуализация опорных знаний. (10-12мин.)


Сегодня на уроке мы продолжим детальное изучение тканей.

Объектом нашего изучения- кровь. Но сначала мы подумаем над

вопросом: « С чем контактируют клетки нашего организма? » После об -

суждения вопроса учащиеся приходят к выводу, что только клетки кожи и некоторых слизистых оболочек находятся в контакте с внешней окружающей средой, а большинство клеток контактирует с внутренней средой организма ( ВСО ). Из этого вывода вытекает цель урока :

изучить внутреннюю среду организма и один из ее компонентов – кровь. Затем формулируются основные задачи урока:

- изучить компоненты ВСО и их взаимодействие.

- изучить состав крови, особенности форменных элементов крови.

- функции крови.

- сходство и различие эритроцитов человека и лягушки

-выяснить, где можно использовать полученные на уроке знания..

Обсуждение с учащимися методов и источников информации, используемых при изучении нового материала.

Изучение нового материала (15-20мин.)

Демонстрация кинофрагмента « Внутренняя среда организма»

После видеофрагмента ученики работают с учебником стр. 36 над заданиями:

закончить схему:

К
ОМПОНЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗМА




кровь тканевая жидкость лимфа

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ КОМПОНЕНТАМИ ВСО (обозначить с помощью стрелок)

к ровь тканевая жидкость лимфа




Обсуждение объемов жидкостей ВСО. Ответить на вопросы: какие из

трех жидкостей находятся в непосредственном контакте с клетками

организма? ( тканевая жидкость ).

Почему кровь и лимфа в норме не контактируют с клетками?

( находятся в сосудах ).

Какое условие необходимо для нормальной работы клеток

организма?

В процессе коллективного обсуждения учащиеся приходят к вы-

воду о необходимости относительного постоянства параметров компонен -

тов ВСО т.е. к поддержанию гомеостаза.

Учитель ставит вопросы:

- Каким образом в организме поддерживается гомеостаз?

(путем поступления недостающих веществ и удаления лишних и вредных)

-Каким образом регулируется гомеостаз?

(нервным и гуморальным путем)

-Почему у человека иногда возникает потребность в определенных продуктах? (с их необходимостью для поддержания гомеостаза).

Один из компонентов ВСО - кровь. И мы с вами сейчас изучаем

ее состав и функции. Демонстрация видеофрагмента » Кровь и ее функции.»

Перед демонстрацией видеофрагмента учитель просит обратить внимание



на состав крови , особенности форменных элементов крови и функций

крови. После демонстрации видеофрагмента самостоятельная работа

учащихся в парах над выполнением заданий 1и2:

1 . Составить схему : Состав крови


Плазма крови Форменные элементы

6 0% крови (ФЭК) 50%

к летки крови кровяные пластинки

эритроциты лейкоциты тромбоциты

Учащиеся находят в учебнике количество видов ФЭК в 1 мл крови.

2. Заполнить таблицу:

Компоненты

крови

ОСОБЕННОСТИ

РОЛЬ

Эритроциты

Безъядерные в

форме двояковогнутых дисков,

красного цвета

т.к. содержат гемоглобин


Транспорт кислорода и угле-кислого газа

Лейкоциты

Клетки с ядрами, бесцветные,

способны к амебоидному

движению и быстрому размножению при необходимости.

Защитная

Тромбоциты

Пластинки, образовавшиеся из

гигантских клеток – мегакариоцитов.


Свертываемость

крови

Плазма крови

Жидкая, состоит из воды и растворенных в ней белков. в том числе фибриногена, глюкозы ,минеральных солей , продуктов обмена клеток и продуктов пищеварения.

Трофическая,

экскреторная,

участие в свертываемости крови,

перераспределение тепла.




Фронтальная беседа.

Зная состав крови и особенности ее форменных элементов, учащиеся коллективно формулируют функции крови :

1. Транспортная : - дыхательная (транспорт газов);

- трофическая (транспорт питательных веществ);

- экскреторная (транспорт продуктов катаболизма к органам выделения )

2. Защитная – свертывание крови, иммунитет.

3. Участие в гуморальной регуляции ( транспорт гуморальных факторов

регуляции) .

4. Участие в перераспределении тепла в организме.

Закрепление и первичный контроль знаний. (3-4 мин.)

Составьте логические пары, используя слова из левого и правого столбцов таблицы:

Компоненты крови

Функции

1. Плазма крови,

2. Эритроциты,

3. Лейкоциты.

4. Тромбоциты


А. Защитная,

Б. Транспорт питательных веществ,

В. Дыхательная,

Г. Участие в свертывании крови,

Д. Участие в выравнивании тепла в организме,

Е. Участие в гуморальной регуляции.

Выполнение работы в парах.

Проверка выполненного задания ( 1Б, Д, Е, Г; 2В; 3А; 4Е ).

А сейчас, рассмотрим препараты крови человека и лягушки, сравним

эритроциты и сделаем выводы.

Лабораторная работа « Строение крови человека и лягушки» выполняется демонстрационно. Учащиеся сравнивают эритроциты крови

человека и лягушки по критериям: цвет, форма, размеры и наличие ядер.

Делают выводы о кислородной емкости крови и соотносят информацию

с уровнем обмена веществ амфибий и млекопитающих и способности

организма поддерживать постоянную температуру тела. Результаты сравнения заносятся в рабочие тетради.

Рефлексия. Учитель спрашивает учащихся о том, что нового, интересного они узнали на уроке, какие вопросы вызвали затруднения, что еще они

хотели бы узнать и где смогут применить полученные на уроке знания.

После обсуждения вопросов задается дифференцированное домашнее задание:

стр.36-39, конспект в тетради;

- желающим поработать дополнительно предлагаются темы для инфор -

мационных сообщений:


- Заболевания крови.

- Влияние питания на состав крови и ее способность выполнять свои функции.

- История оспопрививания. Формирование иммунитета.

- Иммунопрофилактика и коллективный иммунитет.