Файл: 2016г. Краткая аннотация проекта На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013г. 1155 Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Использование отдельных компонентов предметно-пространственной среды дошкольного учреждения среды в ДОУ | |||||
Компонент | Процесс | Участник | |||
Раздевалка | |||||
"Здравствуйте, я пришел" | Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых | Ребенок – личность, член коллектива | |||
| "Уголок именинника" | Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития). "Паровозик желаний", персональная именинная посуда, чудесный мешочек для подарков и т. д. | Ребенок – центральное лицо в детском коллективе; воспитатель – организатор | ||
| "Мое настроение" | Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние | Ребенок и воспитатель – аналитики; родитель – информируемый | ||
| Рубрика "Я умею, я люблю, хочу научиться" | Заполняется со слов ребенка и раскрывает его интересы и возможности | Ребенок – автор; воспитатель – помощник; родитель – читатель | ||
| "Ладошки успеха" | Ежедневное поощрение детей за успехи и достижения | Ребенок – герой дня; воспитатель – аналитик | ||
| "Панорама добрых дел" | Накопленные в течение месяца достижения дошкольника служат стимулом к его развитию. Для воспитателей и родителей – метод наблюдения за развитием ребенка, его достижениями | Ребенок – созерцатель, аналитик; воспитатель – аналитик, оформитель; родитель – информируемый | ||
Портфолио ребенка | Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни | Ребенок – активный участник; воспитатель – издатель; родитель – помощник | |||
"Новости дня" | Сообщение темы дня, проекта, информация по теме, написанные воспитателем или под его руководством детьми (6–7 лет) и вывешенные на всеобщее обозрение | Ребенок – соавтор; воспитатель – автор; родитель – информируемый | |||
Игровая комната | |||||
Творческие мастерские | Проектирование и изготовление игр и игрушек, атрибутов | Ребенок – создатель; воспитатель – организатор | |||
"Деловые хлопоты"или «Мы помошники» | Коробочка с бейджиками (или стенд со схеметичным изображением видов деятельности, которые могут выполнять сами дети) с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: "эколог", "счетовод", "бармен", "гардеробщик", "миротворец", "главный строитель", "директор гаража" и др. | Ребенок – активный участник | |||
| Макеты | Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры с мелкими игрушками | Ребенок – дизайнер; воспитатель – консультант | ||
Коллекции | Персональные тематические выставки в мини-музее, подготовленные ребенком и родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с воспитателем по теме проекта | Ребенок – создатель; воспитатель – организатор; родитель – соучастник | |||
| "Мое творчество" | Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов (глины, бумаги, природного и бросового материалов)) | Ребенок – творец; воспитатель – координатор; родитель – соучастник | ||
Стены творчества | Знакомство с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных фотовыставок | Ребенок – творец; воспитатель – помощник; родитель – соучастник | |||
Наша жизнь день за днем | Обозначение наиболее значимых событий в течение текущего месяца (праздники, экскурсии, дни рождения детей ит.д) | Ребенок – соучастник воспитатель – координатор родитель – информируемый |
Календарный план реализации проекта
Наименование мероприятия | Исполнитель | Сроки реализации | |
Подготовительный этап | |||
Изучение нормативных документов, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям дизайна | Ст.воспитатель | Декабрь 2015г | |
| Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами: Федеральным государственным стандартом дошкольного образования. | Ст.воспитатель | Январь 2016г |
| Изучение особенностей групповых помещений, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах | Ст.воспитатель воспитатели | Февраль 2016г |
| Разработка рекомендаций по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в ДОУ согласно возрастным особенностям | Ст.воспитатель | Март 2016г. |
Основной этап | |||
Анкетирование педагогов и специалистов: изучение их отношения к данной проблеме. Наличие у участников процесса четкого представления о необходимости внесения изменений в организацию и содержание деятельности | Ст.воспитатель | Март 2016г | |
Обучающий семинар для педагогов ДОУ по теме "Принципы построения предметно-развивающей среды в детском саду" | Ст.воспитатель | Март 2016г | |
| Консультации на темы: «К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада» «Понятия «Развивающая среда», «Средства обучения»» «Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении» «Организация уголков активности детей дошкольного возраста в групповых ячейках ДОУ» | Ст.воспитатель воспитатели | Декабрь-март 2015-12016г |
| Цикл педагогических чтений | Ст.воспитатель | В течение года |
| Организация выставки методической литературы и пособий по созданию развивающей среды в ДОУ | Ст.воспитатель | В течение года |
| Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности | Ст.воспитатель воспитатели | Апрель 2016г |
| Круглый стол на тему: "Эстетика быта детского сада – роскошь или необходимость?" | Ст.воспитатель | Апрель 2016г |
| Педагогический совет на тему: "Подбор и размещение в групповых помещениях материала и оборудования с учетом гигиенических, педагогических и эстетических требований" | | Май 2016г |
| Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков | Заведующий ДОУ, Ст.воспитатель | По мере финансирования |
| Работа по созданию развивающей среды в групповых комнатах для решения задач, обеспечивающих полноценное развитие детей | Ст.воспитатель воспитатели | Сентябрь-октябрь 2016г |
| Проведение смотров-конкурсов | ст.воспитатель | Ноябрь 2016 |
| Предварительный контроль по организации предметно-развивающей среды | Ст.воспитатель | Апрель 2016г |
| Создание ландшафтного дизайна детского сада | Ст.воспитатель воспитатели | Май июль 2016г |
Заключительный этап | |||
Тематический контроль «Создание предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствие с ФГОС». | Ст.воспитатель | Ноябрь 2016г | |
| | | |
Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию предметно-развивающей среды в ДОУ | ЗаведующаяДОУ, старший воспитатель | Декабрь 2016г | |
| Итоговая презентация на сайтах, в средствах массовой информации. Участие в конкурсах | Ст.воспитатель воспитатели | Декабрь 2016г |
| Обобщение положительного опыта. Представление результатов работы | Ст.воспитатель воспитатели | Ноябрь-декабрь 2016г |
Критерии оценки инновационной предметно-развивающей среды:
1. Открытость среды для преобразований:
- наличие элементов, которые можно менять, преобразовывать (стена творчества, выставки-мастерские и пр.);
- наличие не жестко закрепленных центров активности.
2. Современность среды:
- наличие современных, нетрадиционных игрушек и оборудования (радиоуправляемые машины, игрушечные мобильные телефоны, многофункциональные игрушки, «говорящие, ходящие куклы» и пр.);
- наличие современного оборудования, соответствующего реалиям времени (телевизор, детские игровые компьютеры и пр.);
- наличие мебели, соответствующей требованиям современной проектной культуры (трансформируемость, полифункциональность и пр.).
3. Ориентированность на физическое развитие:
- наличие специально оборудованного физкультурного уголка;
- наличие пространства для осуществления физической активности.
4. Приспособленность для познавательной деятельности:
- наличие дидактических игр, материалов;
- наличие книжного уголка с набором разнообразных книг;
- наличие обучающих элементов в оформлении среды (карты, схемы, алгоритмы)
- наличие материала для экспериментальной деятельности
5. Приспособленность для сюжетно-ролевых игр:
- наличие игрушек и атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр в соответствии с гендерными предпочтениями;
- наличие пространства для организации сюжетно-ролевых игр.
6. Ориентированность на творческое развитие:
- наличие игр и материалов для организации творческой активности детей;
- наличие пространства для организации творческой активности детей.
7. Элементы природы в среде:
- наличие специально оборудованного уголка природы;
- наличие растительности в группе (цветы, мини-огороды);
- прочие элементы природы в среде.
8. Комфортность среды:
- наличие мягкой, комфортной мебели;
- наличие уголка психологической разгрузки;
- наличие частички дома: любимой игрушки из дома, семейных фото;
- оптимальное расположение предметов мебели и оборудования в пространстве (возможности для свободного осуществления детьми непересекающихся видов деятельности, свободного перемещения в пространстве группы).
9. Эстетика среды:
- наличие элементов художественной культуры (декоративные элементы на стенах, выставки предметов народного творчества, репродукции картин и пр.);
- наличие дизайнерских элементов в оформлении среды (стен, окон, пола);
- сбалансированность цветовой гаммы помещения (отсутствие «кричащих», «кислотных» тонов, взаимоисключающих цветов, разброса цвета, несоответствия и пр.).
10. Безопасность среды:
-обеспечение детей такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.
- соответствие предметно-развивающей среды требованиям СанПиН;
11. Нормативно-правовое и методическое обеспечение:
- наличие необходимой документации
- соответствие методической литературы направлению деятельности; наличие периодических изданий.
12. Создание информационного пространства для родителей:
- содержание информационных материалов для родителей,
- эстетика оформления,
- наличие информации о воспитанниках, материалы, отражающие включение родителей в образовательный процесс.
Консультация для педагогов.
К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада.
Обращаясь к проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада, разведём два вопроса:
1. упорядочение, введение в систему множества материалов;
2. конкретное оснащение группового помещения.
Первый вопрос может быть решён только усилиями специалистов-исследователей, второй лежит в сфере компетенции воспитателей.
В решении вопроса упорядочения материалов сходятся интересы: педагогов, которым нужно рационально подобрать материалы для работы с детьми; проектировщиков, которым надо знать, что создавать; и торговых фирм, которые должны понимать, какие материалы нужны дошкольным учреждениям, чтобы продвигать их на рынке.
Раньше проблема упорядочения материалов не была столь актуальной. Единственная программа для детских садов предписывала форму и содержание образовательного процесса, а также материал, его «обслуживающий».
Условно весь материал делился на две как бы противопоставленные друг другу группы: 1) игрушки (для свободной деятельности детей), 2) дидактические пособия для занятий.
Дидактические материалы разрабатывались исследователями-педагогами и затем «превращались» в промышленные образцы или изготавливались самими воспитателями. Игрушки проходили обязательную экспертизу в Художественно-техническом совете Министерства просвещения. И что важно, в этом множестве материалов для детского сада можно было легко сориентироваться.
Сейчас ситуация радикально изменилась. Появившиеся в последнее десятилетие разные программы дают конкретные рекомендации относительно предметного оснащения образовательного процесса. Однако эти рекомендации впрямую связаны с содержанием занятий и оставляют открытым вопрос о предметном оснащении свободной самостоятельной деятельности детей. Чрезмерная конкретизация материалов и оборудования «под программу» уменьшает свободу действия воспитателя. В последнее десятилетие Россия открыта для зарубежной игрушки: с одной стороны, дорогой и престижной, с другой стороны, дешёвой и не всегда качественной. Дошкольников «захлёстывают» волны игрушек, быстро сменяющие друг друга. Также появилось огромное количество отечественных производств, выпускающие игрушки, оборудование и полиграфическую продукцию для дошкольных учреждений. Воспитатели теряются в этом безбрежном море, не зная, что следует выбрать для детей. Конкретные ассортиментные перечни продукции - плохие помощники педагогу. Во-первых, они быстро устаревают (всё множество материалов невозможно охватить – в современном мире каждый день появляются новые образцы). Во-вторых, они дезориентируют и сковывают педагога, так как материалы в них представлены рядоположно (в длинных перечнях трудно уловить взаимозаменяемые эквивалентные образцы).