Файл: 2016г. Краткая аннотация проекта На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013г. 1155 Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 


Использование отдельных компонентов предметно­-пространственной среды дошкольного учреждения среды в ДОУ

Компонент

Процесс

Участник

Раздевалка

"Здравствуйте, 
я пришел"

Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых

Ребенок – личность, 
член коллектива




"Уголок именинника"

Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития). "Паровозик желаний", персональная именинная посуда, чудесный мешочек для подарков и т. д.

Ребенок – центральное лицо в детском коллективе;

воспитатель – организатор




"Мое настроение"

Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние

Ребенок и воспитатель – аналитики;

родитель – информируемый




Рубрика "Я умею, я люблю, хочу научиться"

Заполняется со слов ребенка и раскрывает его интересы и возможности

Ребенок – автор;

воспитатель – помощник;

родитель – читатель




"Ладошки успеха"

Ежедневное поощрение детей за успехи и достижения

Ребенок – герой дня;

воспитатель – аналитик




"Панорама добрых дел"

Накопленные в течение месяца достижения дошкольника служат стимулом к его развитию. Для воспитателей и родителей – метод наблюдения за развитием ребенка, его достижениями

Ребенок – созерцатель, 
аналитик;

воспитатель – аналитик, оформитель;

родитель – информируемый

Портфолио ребенка

Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни

Ребенок – активный участник;

воспитатель – издатель;

родитель – помощник

"Новости дня"

Сообщение темы дня, проекта, информация по теме, написанные воспитателем или под его руководством детьми (6–7 лет) и вывешенные на всеобщее обозрение

Ребенок – соавтор;

воспитатель – автор;

родитель – информируемый

Игровая комната

Творческие 
мастерские

Проектирование и изготовление игр и игрушек, атрибутов

Ребенок – создатель;

воспитатель – организатор

"Деловые хлопоты"или «Мы помошники»

Коробочка с бейджиками (или стенд со схеметичным изображением видов деятельности, которые могут выполнять сами дети) с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: "эколог", "счетовод", "бармен", "гардеробщик", "миротворец", "главный строитель", "директор гаража" и др.

Ребенок – активный участник




Макеты

Создание ребенком предметных образцов пространства 
и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры с мелкими игрушками


Ребенок – дизайнер;

воспитатель – консультант

Коллекции

Персональные тематические выставки в мини-музее, подготовленные ребенком и родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с воспитателем по теме проекта

Ребенок – создатель; 
воспитатель – организатор;  
родитель – соучастник




"Мое творчество"

Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка 
на выставках продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов (глины, бумаги, природного и бросового материалов))


Ребенок – творец;

воспитатель – координатор;

родитель – соучастник

Стены творчества

Знакомство с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных фотовыставок

Ребенок – творец;

воспитатель – помощник;

родитель – соучастник

Наша жизнь день за днем

Обозначение наиболее значимых событий в течение текущего месяца (праздники, экскурсии, дни рождения детей ит.д)

Ребенок – соучастник

воспитатель – координатор

родитель – информируемый



Календарный план реализации проекта

Наименование мероприятия

Исполнитель

Сроки реализации

Подготовительный этап

Изучение нормативных документов, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям дизайна

Ст.воспитатель

Декабрь

2015г




Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами: Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.

Ст.воспитатель

Январь

2016г




Изучение особенностей групповых помещений, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах

Ст.воспитатель

воспитатели

Февраль

2016г




Разработка рекомендаций по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в ДОУ согласно возрастным особенностям

Ст.воспитатель

Март 2016г.

Основной этап

Анкетирование педагогов и специалистов: изучение их отношения к данной проблеме. Наличие у участников процесса четкого представления о необходимости внесения изменений в организацию и содержание деятельности

Ст.воспитатель

Март 2016г

Обучающий семинар для педагогов ДОУ по теме "Принципы построения предметно-развивающей среды в детском саду"

Ст.воспитатель

Март 2016г




Консультации на темы:

«К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада»

«Понятия «Развивающая среда», «Средства обучения»»

«Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении»

«Организация уголков активности детей дошкольного возраста в групповых ячейках ДОУ»

Ст.воспитатель

воспитатели

Декабрь-март

2015-12016г





Цикл педагогических чтений

Ст.воспитатель


В течение года




Организация выставки методической литературы и пособий по созданию развивающей среды в ДОУ

Ст.воспитатель


В течение года




Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности

Ст.воспитатель

воспитатели

Апрель

2016г




Круглый стол на тему: "Эстетика быта детского сада – роскошь или необходимость?"

Ст.воспитатель

Апрель

2016г




Педагогический совет на тему: "Подбор и размещение в групповых помещениях материала и оборудования с учетом гигиенических, педагогических и эстетических требований"




Май 2016г




Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков

Заведующий ДОУ,

Ст.воспитатель

По мере финансирования




Работа по созданию развивающей среды в групповых комнатах для решения задач, обеспечивающих полноценное развитие детей

Ст.воспитатель

воспитатели

Сентябрь-октябрь

2016г




Проведение смотров-конкурсов

ст.воспитатель

Ноябрь 2016




Предварительный контроль по организации предметно-развивающей среды

Ст.воспитатель


Апрель 2016г




Создание ландшафтного дизайна детского сада

Ст.воспитатель

воспитатели

Май июль 2016г

Заключительный этап

Тематический контроль «Создание предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствие с ФГОС».

Ст.воспитатель

Ноябрь 2016г










Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию предметно-развивающей среды в ДОУ

ЗаведующаяДОУ, старший воспитатель

Декабрь 2016г




Итоговая презентация на сайтах, в средствах массовой информации. Участие в конкурсах

Ст.воспитатель

воспитатели

Декабрь 2016г




Обобщение положительного опыта. Представление результатов работы

Ст.воспитатель

воспитатели

Ноябрь-декабрь 2016г


 

Критерии оценки инновационной предметно-развивающей среды: 

1. Открытость среды для преобразований: 

- наличие элементов, которые можно менять, преобразовывать (стена творчества, выставки-мастерские и пр.);

- наличие не жестко закрепленных центров активности. 

2. Современность среды: 

- наличие современных, нетрадиционных игрушек и оборудования (радиоуправляемые машины, игрушечные мобильные телефоны, многофункциональные игрушки, «говорящие, ходящие куклы» и пр.);

- наличие современного оборудования, соответствующего реалиям времени (телевизор, детские игровые компьютеры и пр.);

- наличие мебели, соответствующей требованиям современной проектной культуры (трансформируемость, полифункциональность и пр.). 

3. Ориентированность на физическое развитие:

- наличие специально оборудованного физкультурного уголка;

- наличие пространства для осуществления физической активности. 

4. Приспособленность для познавательной деятельности:

- наличие дидактических игр, материалов;

- наличие книжного уголка с набором разнообразных книг;

- наличие обучающих элементов в оформлении среды (карты, схемы, алгоритмы)

- наличие материала для экспериментальной деятельности

5. Приспособленность для сюжетно-ролевых игр:

- наличие игрушек и атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр в соответствии с гендерными предпочтениями;

- наличие пространства для организации сюжетно-ролевых игр. 

6. Ориентированность на творческое развитие:

- наличие игр и материалов для организации творческой активности детей;

- наличие пространства для организации творческой активности детей. 

7. Элементы природы в среде:

- наличие специально оборудованного уголка природы;

- наличие растительности в группе (цветы, мини-огороды);

- прочие элементы природы в среде.

8. Комфортность среды:

- наличие мягкой, комфортной мебели;

- наличие уголка психологической разгрузки;

- наличие частички дома: любимой игрушки из дома, семейных фото;

- оптимальное расположение предметов мебели и оборудования в пространстве (возможности для свободного осуществления детьми непересекающихся видов деятельности, свободного перемещения в пространстве группы). 


9. Эстетика среды:

- наличие элементов художественной культуры (декоративные элементы на стенах, выставки предметов народного творчества, репродукции картин и пр.);

- наличие дизайнерских элементов в оформлении среды (стен, окон, пола);

- сбалансированность цветовой гаммы помещения (отсутствие «кричащих», «кислотных» тонов, взаимоисключающих цветов, разброса цвета, несоответствия и пр.).

10. Безопасность среды:

-обеспечение детей такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.

- соответствие предметно-развивающей среды требованиям СанПиН;

11. Нормативно-правовое и методическое обеспечение:

- наличие необходимой документации

- соответствие методической литературы направлению деятельности; наличие периодических изданий.

12. Создание информационного пространства для родителей:

- содержание информационных материалов для родителей,

- эстетика оформления,

- наличие информации о воспитанниках, материалы, отражающие включение родителей в образовательный процесс.

Консультация для педагогов.
К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада.
Обращаясь к проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада, разведём два вопроса:

1. упорядочение, введение в систему множества материалов;

2. конкретное оснащение группового помещения.

Первый вопрос может быть решён только усилиями специалистов-исследователей, второй лежит в сфере компетенции воспитателей.

В решении вопроса упорядочения материалов сходятся интересы: педагогов, которым нужно рационально подобрать материалы для работы с детьми; проектировщиков, которым надо знать, что создавать; и торговых фирм, которые должны понимать, какие материалы нужны дошкольным учреждениям, чтобы продвигать их на рынке.

Раньше проблема упорядочения материалов не была столь актуальной. Единственная программа для детских садов предписывала форму и содержание образовательного процесса, а также материал, его «обслуживающий».

Условно весь материал делился на две как бы противопоставленные друг другу группы: 1) игрушки (для свободной деятельности детей), 2) дидактические пособия для занятий.

Дидактические материалы разрабатывались исследователями-педагогами и затем «превращались» в промышленные образцы или изготавливались самими воспитателями. Игрушки проходили обязательную экспертизу в Художественно-техническом совете Министерства просвещения. И что важно, в этом множестве материалов для детского сада можно было легко сориентироваться.

Сейчас ситуация радикально изменилась. Появившиеся в последнее десятилетие разные программы дают конкретные рекомендации относительно предметного оснащения образовательного процесса. Однако эти рекомендации впрямую связаны с содержанием занятий и оставляют открытым вопрос о предметном оснащении свободной самостоятельной деятельности детей. Чрезмерная конкретизация материалов и оборудования «под программу» уменьшает свободу действия воспитателя. В последнее десятилетие Россия открыта для зарубежной игрушки: с одной стороны, дорогой и престижной, с другой стороны, дешёвой и не всегда качественной. Дошкольников «захлёстывают» волны игрушек, быстро сменяющие друг друга. Также появилось огромное количество отечественных производств, выпускающие игрушки, оборудование и полиграфическую продукцию для дошкольных учреждений. Воспитатели теряются в этом безбрежном море, не зная, что следует выбрать для детей. Конкретные ассортиментные перечни продукции - плохие помощники педагогу. Во-первых, они быстро устаревают (всё множество материалов невозможно охватить – в современном мире каждый день появляются новые образцы). Во-вторых, они дезориентируют и сковывают педагога, так как материалы в них представлены рядоположно (в длинных перечнях трудно уловить взаимозаменяемые эквивалентные образцы).