Файл: Б представители милетской философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Собеседник использовал ироническое высказывание, которое лишь частично можно отнести к платоновской концепции движения к данной ситуации. Спортсмен, получивший травму, снизил уровень своей активности, и определенно у него теперь больше шансов оставаться невредимым, то есть сохранять «совершенную» форму. Поэтому человек теперь, как подобие земли, является наименее подвижным и наиболее крепким элементом.

Назовите основные разделы философского знания и опишите круг вопросов, рассматриваемых в каждом из них.

Философия, как и многие другие науки, имеет большой круг вопросов и проблем, на который и направлена её деятельность. Такие вопросы могут весьма различаться друг от друга, насчитывать большое множество, а на одни и те же проблемы можно смотреть с разных сторон. Таким образом, во многих научных дисциплинах, философия тому не исключение, есть своя структура.
Рассмотрим 4 основных раздела философии

Философская Онтология
Так онтология изучает общие формы бытия, при этом, не заостряя внимания на их содержании. Например, рассматривается материальное и идеальное, реальное и сверхъестественное, бытие и небытие… Онтология также включает в себя ряд разделов, изучающих общие закономерности разных сфер бытия: природы, человека и общества. Онтология касается древнейших вопросов европейской философии.
Сферы философского знания жестко между собой не разделены, и многие вопросы, рассматриваемые в одном разделе, могут рассматриваться и в других. Впервые получившая развитие благодаря Сократу, аксиология, термин которой был введён лишь в 1902 году, также рассматривает бытие, но уже с позиции его содержания: бытие делится на реальность и ценность, влекущую за собой пользу.
Этот раздел философии рассматривает ценности как смысл бытия, стимулятор деятельности человека. Главенствующими понятиями выступают этика и эстетика, при которых духовные ценности: истина, добро, воля, красота нельзя отождествить с материальным понятием блага и оценкой, то есть реальной пользой. Так коренной проблемой выступает противоречие между концепцией признания универсализма ценностей и его отрицаниям в эмпирических и плюралистических трактовках.

Гносеология — познание

Аспекты познания и вообще возможность познания изучает раздел гносеологии. В ней ставятся вопросы сущности процесса познания, его содержания, связи между субъектом и предметов познавательной деятельности, ограниченности возможностей познания человеком чего-либо. Круг вопросов в начале своего развития был весьма неопределённым, лишь только ко времени деятельности Сократа, Платона и Аристотеля можно отнести формирование окончательной проблематики данного направления.

Как и онтология, гносеология – большая сфера философского знания. Она включает в себя ещё два подраздела – эпистемологию – непосредственное учение о познании, в котором не учитывается субъективная сторона самого процесса, и науковедение – направление, рассматривающее теоретические проблемы развития наук, их взаимосвязь между собой и другими социальными институтами, а также науку в широком смысле.

Философская Антропология

Следующим разделом философии выступает антропология – учение о человеке, получившее развитие в 16 веке. Также под антропологией можно понимать и философскую школу 20 века, преимущественно немецкую, представленную идеями Дильтея и Гуссерля.
Очевидно, вопросы и проблемы, изучаемые в этом направлении «крутятся» вокруг человека. Имеется в виду человек отдельно от общества, как представитель человеческого вида.

Социальная Философия

Стоит разделять эти понятия, так как весьма близко, но не тождественно стоит сфера социальной философии, которая изучает уже основные закономерности существования всего общества. Таким образом, основными вопросами философской антропологии являются: природа человека, смысл его жизни и существования, взаимоотношение с обществом и природой.
Предметом социальной философии уже выступает всё общество. Она рассматривает общество как структуру, состоящую из взаимодействующих элементов, и как процесс развития и изменения социума. Самостоятельным объектом изучения общество стало весьма недавно – в 19 веке, хотя его изучение началось далеко в античности.

Ответьте на вопрос, как соотносится философия и наука, философия и религия, философия и искусство, философия и мифология, философия и повседневно-бытовое знание.
1) Философия и Наука - две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия стремится познать всё: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека и нет, реальное и нереальное. Для Философии нет границ - она стремится понять всё, даже иллюзорное. Наука же изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить и т.п.
2) Философия и религия частично совпадают по своему предмету, но все же они различны по методам, которыми осваивают этот предмет. Религия опирается на непосредственный опыт, это сама жизнь, которая не опосредуется формальной логикой, она интуитивная и иррациональная. Философия, напротив, активно пользуется логикой, она все же является познанием жизни, а не самой жизнью. Религия предполагает необъятность Бога, философия же пытается его понять. Религия осознает Бога как живую личность, для философии это практически невозможно. Таков характер связи религии и философии.


3) Искусство и философия – это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, которые, несмотря на всю близость (но не тождественность) своих содержательных областей, на свою равную направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения. Философия, в сущности, может быть (хотя это и не всегда так) растворена в понятиях и подана в безличной форме (хотя бы в педагогических целях), искусство же не поддается такому – педагогическому – растворению и обезличиванию. Здесь схвачены как бы разные модусы человеческого сознания, его разные состояния и разные по форме виды деятельности.
4) Взаимосвязь между философией и мифологией неизбежна, она определяется фактом рождение одной, который основан на базе другой. Определенные условия могут послужить основой Постоянное движение мировых процессов служит основой для рождения нового мифа. Порождение нацизма, основанного на использовании древнегерманского языческого мифа, тому пример. Философское мышление призвано не допустить такого явления.
5.Философия и обыденное мировоззрение – это взгляды, в основе которых лежат прямые выводы из наблюдаемой действительности, основанные на житейском опыте и здравом смысле.
Философия и обыденное мировоззрение схожи:

1) Философия и обыденное мировоззрение используют логический аппарат для выхода из сложной ситуации, используя при этом уже накопленные знания и опыт.

2) Философия, как и обыденное мировоззрение имеет строгий хронологический порядок формирования мировоззрения, таким образом они датируются.

3) Философия, как и обыденное мировоззрение сами по себе не развиваются, т.к. для философия задает целостность уже имеющейся картины миры, а обыденное мировоззрение существует в пределах имеющейся картины мира.

Философия и обыденное мировоззрение различны:

1) Источником знания обыденного мировоззрения является ближайшее окружение, которое формирует его представление об окружающей действительности, а философии – сформированное самосознание на основе понятийных концепций.

2) Конечной целью обыденного мировоззрения является социализация — получение индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе.

3) Способом познания: философия использует рассуждение, т.е. ведение диалога или монолога, обыденное мировоззрение же субъективное мнение – мнение, основанное на одной точке зрения.

3. Примеры философских вопросов

Какой рецепт счастья?

Что полезнее — разум или мудрость?

Почему мы мечтаем?
У добрых дел должен быть мотив или нет?

И тд
4. Назовите наиболее известных представителей мировой философии
Фалес Милетский (624-548 гг. До н.э.)

  1. Гераклит (563–470 гг. До н. Э.)

  2. Анаксимен (588–524 гг. До н. Э.)

  3. Пифагор (569–475 до н. Э.)

  4. Демокрит (460–370 до н. Э.)

  5. Сократ (469–399 до н. Э.)

  6. Платон (427–348 до н. Э.)

  7. Аристотель (384-322 гг. До н.э.)

  8. Эпикур (341–270 гг. До н. Э.)

  9. Святой Августин (354–430)

  10. Аверроэс (1126–1198)

Воспроизведите оригинальное определение философии, сформулированное одним из философов (персоналии на выбор учащихся)

Аристотель определить философию как способ доступа к знаниям. По словам философа, это знание приобретается через логическое и структурированное мышление.

Дайте краткую характеристику философских взглядов мыслителя, исходя из которой должно стать понятным приведенное определение философии
Аристотель мыслил бытие как пирамиду, в которой высшая ступень является целью для нижней. Подлинное бытие постигается умом, а не чувственным опытом. Философия Аристотеля – это здравый смысл, он занимал позицию «золотой середины» во всём. Философия Аристотеля завершает классический этап древнегреческой философии.
Философия у Аристотеля достаточно четко выделяется из всей сферы знания, хотя и у него этот процесс еще не закончен. Отсюда различение им "первой философии" и "второй философии". Физика для Аристотеля все еще философия, но уже "вторая". Но кроме физики как умозрительного рассуждения о природе (другой тогда физики не могло быть) у Аристотеля есть еще "первая философия", предмет которой отличен от предмета физики как "второй философии"
Предмет "первой философии" (позднее названной "метафизикой") – не природа, а то, что существует сверх нее. Аристотель ограничивает природу определенными рамками, природа у него не совпадает с сущим, сущее шире природы, которая есть для него лишь один из родов сущего. Если бы дело обстояло иначе, то философия не имела бы права на существование, не имела бы своего предмета. Поскольку же предметом физики являются материя и подвижные, изменчивые "чувственные сущности", то, с точки зрения Аристотеля, философия имеет право на самостоятельное существование лишь в том случае, если в области сущего есть нематериальные причины и сверхчувственные и неподвижные, вечные сущности.

Сам философ говорит об этом так: "Главным образом нужно исследовать и разработать вопрос: является ли что-либо, кроме материи, самостоятельной причиной или нет". "Вопрос идет о том, существует ли, помимо чувственных сущностей, какая-нибудь неподвижная и вечная, или же нет, и если существует, то в чем она".
На оба вопроса Аристотель отвечает утвердительно: да, нематериальные самостоятельные причины существуют, существуют также и сверхчувственные неподвижные и вечные сущности. Их-то и изучает философия, "первая философия". И эти причины и эти сущности ценнее того, чем занимается физика, поэтому, философия "идет впереди" физики, поэтому она "первая", а физика – "вторая". Если бы нематериальных причин, неподвижных и вечных сущностей не было, а была бы лишь природа, то на первое место среди наук следовало бы ставить физику.
Позднее такие сверхчувственные, обособленные, вечные и неподвижные сущности были названы метафизическими, а наука о них получила название метафизики, ей сопутствовал и метафизический метод, поскольку предметы метафизики мыслились неизменными, лишенными развития, вечными (правда, ирония истории философии состояла в том, что идущее перед физикой у самого Аристотеля было названо метафизикой, т. е. идущим после физики).

"Первая философия", по Аристотелю, – наука "наиболее божественная" в двух смыслах: владеть ею пристало скорее богу, чем человеку, ее предметом являются "божественные предметы", поэтому Аристотель называет свою философию теологией, учением о боге (первым, по-видимому, вводя в обращение это слово). Сверхчувственные, вечные и неподвижные сущности и нематериальные причины Аристотель связывает с богом. Поэтому предметом философии Аристотеля оказывается бог (в его особом, философском понимании)
Предмет философии у Аристотеля расширяется. Поскольку же это высшие причины и первые начала всего сущего как сущего, то в центре внимания Аристотеля оказывается сущее как таковое. На вопрос, "имеет ли первая философия общий характер или она подвергает рассмотрению какой-нибудь один род бытия и какую-нибудь одну сущность", Аристотель отвечает, что "первая философия" – эта "наука философа" – имеет своим предметом "сущее вообще", "сущее как таковое", "сущее просто", что она "исследует общую природу сущего как такового" и рассматривает некоторые соответственно ему принадлежащие свойства

О сущем же, подчеркивает Аристотель, говорится в нескольких значениях, поэтому получается, что предмет философии Аристотеля как некая поисковая область весьма обширен. Вся философия Аристотеля – попытка разобраться в сущем,