Файл: Гбоу впо московский государственный медико стоматологический университет им. А. И. Евдокимова минздравсоцразвития рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 270

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ГБОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИКО - СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. ЕВДОКИМОВА» МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РФ


Кафедра нормальной физиологии

и медицинской физики

Г.М. Стюрева, А.А. Синицын, С.А. Муслов

Л.Н. Сидорова, И.Ю. Ситанская, Н.В. Зайцева, А.А. Корнеев

СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ И КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

по разделу «Физические основы визуализации изображений в медицине»
для студентов лечебных и стоматологических факультетов

медицинских вузов

(обучающихся по специальности 060101.65 - Лечебное дело и 060201.65 - Стоматология)


Рекомендовано УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве оценочных средств


Москва

2015

Рецензенты:

Н.Н. Фирсов – профессор кафедры экспериментальной и теоретической физики РГМУ, доктор биологических наук.

Е.Е. Городничев – доцент кафедры теоретической ядерной физики НИЯУ «МИФИ», кандидат физико-математических наук.

И.И. Нараленкова – доцент кафедры математики СУНЦ МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат физико-математических наук.
С 38 Г.М. Стюрева, А.А. Синицын, С.А Муслов, Л.Н. Сидорова, И.Ю. Ситанская, Н.В. Зайцева, А.А. Корнеев. Сборник контрольно-измерительных материалов по разделу «Физические основы визуализации изображений в медицине»– М.: МГМСУ, 2015, 145 с.

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ:

Сборник предназначен для интенсивной и качественной самоподготовки к контрольным работам и зачётам. Пособие разбито на разделы. Ко всем заданиям даны ответы, указания или решения.

Пособие содержит около 244 ситуационных задач и вопросов, иллюстрирующих особенности применения физических методов для решения интеллектуальных задач физиологического, биофизического и медицинского содержания.

Сборник составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело к структуре основных образовательных программ по физике, математике.

Авторы:

Г.М. Стюрева – профессор кафедры нормальной физиологии и медицинской физики МГМСУ, доктор биологических наук.

А.А. Синицын – доцент кафедры медицинской и биологической физики МГМСУ, кандидат биологических наук.


Л.Н. Сидорова – старший преподаватель кафедры кафедры нормальной физиологии и медицинской физики МГМСУ.

И.Ю. Ситанская – кафедры нормальной физиологии и медицинской физики МГМСУ, кандидат педагогических наук.

С.А. Муслов – доцент кафедры нормальной физиологии и медицинской физики МГМСУ, доктор биологических наук.

Н.В. Зайцева – доцент кафедры нормальной физиологии и медицинской физики МГМСУ, кандидат педагогических наук.

А.А. Корнеев– доцент кафедры нормальной физиологии и медицинской физики МГМСУ, кандидат физико-математических наук.

ББК 22.3 я 4 + 28.0 + 5

© МГМСУ, Кафедра медицинской и биологической физики, 2015 © Г.М. Стюрева, А.А. Синицын, С.А. Муслов, Л.Н. Сидорова, И.Ю. Ситанская 2015, Н.В. Зайцева, А.А. Корнеев.


Сборник содержит вопросы и задачи (общим числом 244), используемые для организации работы и текущего контроля при изучении вариативной части программы под названием «Физические основы визуализации изображений в медицине». На изучение этой части программы дисциплины «Физика, математика» отведена одна учебная единица и в зависимости от формы обучения происходит в первом или третьем семестре. Содержание учебного пособия соответствует примерной и рабочей программам. Пособие предназначено способствовать изучению тех разделов физики, которые за последние десятилетия существенно пополнили представления о мире, в котором мы живём. Эти разделы расширили связь физики и со всеми другими научными дисциплинами, обеспечившими развитие и достижения высоких медицинских технологий.

Собранные материалы предназначены для организации наиболее эффективной самостоятельной работы студентов по изучению физики и математики. Количество задач в каждом из разделов определяется относительной важностью раздела и учебным временем, отводимым действующей программой на его изучение. Авторы считают, что разбор предлагаемых задач поможет студенту более свободно ориентироваться в основном материале, изучаемом на первом курсе.

Часть представленных в сборнике материалов можно отнести к фольклорными (широко известным), другая часть представляет оригинальные задачи. Процесс решения этих задач авторы рассматривают как инструмент приобретения общекультурных и профессиональных компетенций.

Для формирования у учащихся умения анализировать условие задачи в ряде случаев предлагаются задачи «с избытком данных». В конце сборника содержатся необходимые для решения задач справочные данные.

В процессе сдачи экзамена или зачёта студенту часто приходится оформлять свои ответы в виде документа, который свидетельствует об его уровне компетентности. Продемонстрировать уровень компетентности не ниже того, который имеется на самом деле, поможет следование приведённым рекомендациям.

Умение правильно оформить документ легче всего приобрести, постепенно решая задачи и записывая их решения самостоятельно.

Авторы выражают надежду, что работа с материалами сборника окажется полезной студенту при подготовке к семинарам, практическим занятиям и зачёту, а преподавателю позволит более эффективно проводить семинарские занятия.

Рекомендации к работе с пособием.

Применяя физику, используют физические величины. Физическая величина (величина) — это характеристика одного из свойств физического объекта (физической системы, явления или процесса), общая в качественном отношении многим физическим объектам, но в количественном отношении индивидуальная для каждого объекта.

Размер физической величины — это количественное содержание в данном объекте определённой физической величины.

Единица физической величины — это физическая величина, фиксированная по размеру и принятая в качестве основы для количественной оценки конкретных физических величин.

Эталоном единицы физической величины называется средство измерений, обеспечивающее воспроизведение и хранение единицы с целью передачи её размера нижестоящим по поверочной схеме средствам измерений, выполненное по особой спецификации и официально утверждённое в установленном порядке в качестве образца.

Значение Х конкретной физической величины можно представить в виде:

,

где — отвлечённое число, называемое числовым значением величины; — единица этой величины.

Размерностью физической величины называют выражение в форме степенного одночлена, составленного из произведений символов основных физических величин с различными показателями степеней и отражающее связь данной физической величины с физическими величинами, принятыми в данной системе величин за основные и с коэффициентом пропорциональности, равным единице.

Размерность некоторой величины Х обозначают знаком dimХ.

В СИ (читается “эс-и”) (SI (“Sistem International”) в русской транскрипции “система интернациональная“), т.е. «международной системе» основными являются семь величин. Каждой основной физической величине СИ присвоен символ. Длина имеет символ – L, масса - M, время -T, сила электрического тока - I, термодинамическая температура - , количество вещества - N, сила света – J.

Размерность основной величины, например, длины (dimL = L).

Над размерностями величин можно производить действия умножения, деления, возведения в степень (и извлечения корня).

Безразмерной физической величиной называется величина, в размерности которой все показатели размерности (показатели степени, в которую возведены размерности основных единиц) равны нулю. Например, относительная деформация удлинения – безразмерная величина, так как .

Размерность давления - , размерность гидравлического (периферического) сопротивления - , размерность линейной скорости течения жидкости - , размерность объёмной скорости течения (расхода) - , размерность скорости сдвига - , размерность динамической вязкости , размерность кинематической вязкости - .

Применение размерности позволяет:

  1. Установить во сколько раз изменится размер единицы данной производной физической величины при изменении размеров единиц величин, принятых за основные.

  2. Произвести проверку правильности уравнений, полученных в результате теоретических выводов. Проверка основана на том, что

к любому физическому равенству предъявляется требование: размерности правой и левой частей равенства, связывающего различные физические величины, должны быть одинаковыми.

  1. Произвести анализ размерностей, который является методом установления функциональных связей между физическими величинами.

Решение физической задачи – это творческий процесс. Подходов к той или иной задаче может быть несколько. Однако для ускорения процесса решения следует придерживаться более или менее систематического порядка действий. В приведённых в сборнике решениях этот порядок не всегда выдержан, студент, даже если он пользуется готовым решением, должен творчески его переосмыслить и оформить документ как следует, придерживаясь рекомендованного порядка действий.

  1. Внимательно прочитайте и математически запишите условие задачи. Все величины должны быть выражены в СИ. Известные величины – их числовые значения и наименования – выписываются обычно в колонку.

  2. Проанализируйте условие задачи. Сформируйте физическую модель ситуации. Установите физические процессы и явления, которые могут происходить в данной ситуации. Определите закономерности, которым подчиняются установленные процессы и явления.

  3. При необходимости сделайте чертёж (схему, рисунок). Они могут оказаться полезными для решения.

  4. Используя математические записи физических законов, отвечающих конкретному содержанию задачи, запишите уравнение или систему уравнений, содержащих явно искомую величину. Сопровождайте решение краткими, но исчерпывающими пояснениями.

  5. Решите задачу в общем виде, т.е. получите математическое выражение (рабочую расчётную формулу), в левой части которого находится искомая величина, а в правой — заданные в условии задачи и взятые из таблиц величины.

  6. Произведите проверку размерности искомой величины. Неверная размерность — прямое указание на допущенную ошибку.

Если все величины выражены в СИ, то вместо проверки размерности, в правую часть каждой из расчётных формул вместо обозначений физических величин можно подставить обозначения единиц этих величин в СИ, произвести над ними необходимые действия и убедиться, что полученное в результате обозначение единицы соответствует искомой величине. Если такого соответствия нет, то задача решена неверно.

  1. Подставьте в рабочую формулу числовые значения заданных и табличных величин, выраженные в СИ, и произведите вычисления, руководствуясь правилами приближённых вычислений.

  2. Оцените (там, где это возможно) правдоподобность числового ответа.

Приведём пример оформления решения задачи.

01. Узкий монохроматический пучок рентгеновского излучения последовательно проходит через n слоёв вещества. Каждый слой имеет свои собственные линейный коэффициент поглощения μi и толщину di. Получите формулу для проекционного числа.

Решение.

Дано:

n

μi

di

По определению проекционное число:

. Используя закон Бугера для ослабления рентгеновского излучения получим:

Найти:

- ?

Ответ:
. Проекционное число - сума произведений коэффициентов линейного ослабления на толщину слоя, что важно для осуществления КТ.


КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ КРИТЕРИИ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ И ВОСПРИЯТИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ


1. Определите яркость меловой черты, проведённой по чёрной доске. Освещённость доски 50,00 лк и яркость доски 2,50 кд/м2 (нт). Коэффициент отражения меловой черты 0,70.

кд/м2 (нт)

2. Определите коэффициент отражения чёрной доски. Освещённость доски E = 50,00 лк, яркость доски = 2,50 кд/м2 (нт).

3. Предметы становятся различимы на окружающем фоне при наличии контраста по цвету или по яркости. Яркостный контраст можно определить отношением k = , яркость предмета; яркость фона. Определите контраст для меловой черты на чёрной доске. Освещённость доски 50,00 лк и яркость доски 2,50 кд/м2 (нт). Коэффициент отражения меловой черты 0,70.
4. Определите яркость чёрной доски с меловой чертой при освещённости E2 = 75,00 лк. Если при освещённости доски E1 = 50,00 лк яркость доски B12 =2,50 кд/м2 (нт). Коэффициент отражения меловой черты 0,70.
5. Яркостный контраст можно определить отношением k = , яркость предмета; яркость фона. Найдите отношение контраста k1 для меловой черты на чёрной доске при освещённости доски E1 = 50,00 лк к контрасту по яркости k2, который соответствует освещённости E2 = 75,00 лк той же доски с меловой чертой. В первом случае яркость доски была B12 = 2,50 кд/м2 (нт). Коэффициент отражения меловой черты 0,70.
6. Определите яркость снежной поверхности, если на эту поверхность попадают прямые солнечные лучи, создавая освещённость E = 105лк. Коэффициент отражения (альбедо) чистого снега равен 0,85. Считать поверхность снега идеально рассеивающей.

7. Определите световой поток, излучаемый точечным источником света внутрь телесного угла, равного 0,4 ср, если сила света источника 100 кд.

8. На расстоянии 5 м от источника света находится квадрат со стороной 10 см, поставленный перпендикулярно падающим лучам. Сила света источника света 800 кд. Определите световой поток, падающий на квадрат.

9. Определите силу света лампы накаливания, если полный световой поток, излучаемый этой лампой равен 1884 лм.


10. Световой поток, равный 80 лм, падает перпендикулярно плоскости, площадь которой равна 5 000 см2, и равномерно распределяется на ней. Определите освещённость поверхности этой плоскости.

11. Полный световой поток, излучаемый лампой накаливания мощностью 60 Вт, равен 645 лм. Определите силу света лампы, если её световая отдача равна 10, 75 лм/Вт.

12. Плоская площадка площадью 50 м2 имеет равномерную освещённость 60 лк. Определите световой поток, падающий на площадку.

13. Человек видит предмет, если освещённость зрачка глаза равна лк. Определите максимальное расстояние, на котором космонавт будет видеть в открытом космосе лампу силой света 1000 кд.

14. Лампа висит над столом на высоте 2 м. Необходимо увеличить освещённость стола в 3 раза за счёт перемещения лампы над столом. Определите высоту над столом, которую будет иметь лампа в результате потребовавшегося перемещения.

15. Лампа силой света 400 кд находится на расстоянии 2 м от экрана. Позади лампы на расстоянии 1м от неё поставлено плоское зеркало параллельно экрану. Определите освещённость в центре экрана.

16. Определите яркость освещённой поверхности, которая равномерно рассеивает свет по всем направлениям. Коэффициент отражения (альбедо) поверхности ρ = 0,75, а освещённость равна Е = 100 лк.

17. В осветительном приборе точечный источник света с силой света I = 100 кд заключён в матовую сферическую колбу диаметром d = 5см. Найдите светимость R прибора. Потерей света в колбе пренебречь.

18. В осветительном приборе точечный источник света с силой света I = 100 кд заключён в матовую сферическую колбу диаметром d = 5см. Найдите яркость прибора B. Потерей света в колбе пренебречь.

19. В осветительном приборе, создающим силу света I = 85 кд, источником света служит раскалённый вольфрамовый шарик, диаметром d = 3 мм, помещённый в центр колбы с диаметром D = 6 см. Потерей света в колбе пренебречь. Найдите яркость B прибора.

20. В лампе накаливания, дающей силу света I = 85 кд, сферическая колба сделана из прозрачного стекла. Источником света служит раскалённый вольфрамовый шарик диаметром d = 3 мм, помещённый в центр колбы с диаметром D = 6 см. Найдите освещённость E, которую создаёт лампа на расстоянии r = 5 м при нормальном падении света.

21. В лампе накаливания, дающей силу света I
= 85 кд, сферическая колба сделана из матового стекла. Источником света служит раскалённый вольфрамовый шарик диаметром d = 3 мм, помещённый в центр колбы с диаметром D = 6 см. Найдите яркость B лампы.

22. В лампе накаливания, дающей силу света I = 85 кд, сферическая колба сделана из матового стекла. Источником света служит раскалённый вольфрамовый шарик диаметром d = 3 мм, помещённый в центр колбы с диаметром D = 6 см. Найдите освещённость E, которую создаёт лампа на расстоянии r = 5 м при нормальном падении света.

23. На лист белой бумаги площадью S = см2 перпендикулярно поверхности падает световой поток Ф = 120 лм. Найдите светимость R бумажного листа, если коэффициент отражения = 0,75.

24. На лист белой бумаги площадью S = см2 перпендикулярно поверхности падает световой поток Ф = 120 лм. Найдите яркость B бумажного листа, если коэффициент отражения = 0,75.

25. На лист белой бумаги площадью S = см2 перпендикулярно поверхности падает световой поток Ф = 120 лм. Найдите освещённость E листа бумаги, при которой, его яркость B = 104 кд/м2. Коэффициент отражения бумажного листа = 0,75.

26. Лист белой бумаги площадью S = см2 освещается светильником с силой света I = 100 кд, причём на бумагу падает 0,5% всего посылаемого светильником света. Найдите освещённость E листа бумаги.

27. В осветительном приборе точечный источник света с силой света I = 100 кд заключён в матовую сферическую колбу диаметром d = 5см. Найдите светимость R прибора. Потерей света в колбе пренебречь.

28. В осветительном приборе точечный источник света с силой света I = 100 кд заключён в матовую сферическую колбу диаметром d = 5см. Найдите яркость прибора B. Потерей света в колбе пренебречь.

29. В лампе накаливания, дающей силу света I = 85 кд, сферическая колба сделана из прозрачного стекла. Источником света служит раскалённый вольфрамовый шарик диаметром d = 3 мм, помещённый в центр колбы с диаметром D = 6 см. Найдите яркость B лампы.

30. В лампе накаливания, дающей силу света I = 85 кд, сферическая колба сделана из матового стекла. Источником света служит раскалённый вольфрамовый шарик диаметром d = 3 мм, помещённый в центр колбы с диаметром D = 6 см. Найдите яркость