Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
между демократами и либералами, привело к тому, что врачи стали принадлежать к различным политическим партиям. Классовое деление, как говорил В.П. Ленин, в «последнем счете» всегда определяет группировку. «Этот „последний счет“, — писал он,— подводится лишь политической борьбой,—иногда результатом долгой, упорной, годами и десятилетиями измеряемой борьбы, то проявляющейся бурно в разных политических кризисах, то замирающей и как бы останавливающейся на время» (Ленин В. П., Полн. собр. соч. 5-е, изд., т. 7, с. 344). Вот почему О. м. можно рассматривать как целостное, социальное, конкретноисторическое явление.
Возникнув под воздействием общественных начинаний передовых русских врачей и других прогрессивных деятелей, Общественная медицина развивалась вопреки и наперекор царской администрации. Общественные начинания передовых русских врачей, понявших и своевременно оценивших значение революционной ситуации, возникшей в стране после поражения России в Крымской войне 1853 — 1856 гг., коренным образом изменили весь облик отечественной медицины, наметили конкретные цели, стоящие перед ней, определили пути, но к-рым она должна развиваться, выработали методы работы в конкретных исторических условиях и методы борьбы за здоровье основной массы населения — крестьян. Однако в условиях царизма О. м. не могла дать существенных результатов в деле обеспечения здоровья народов России. Полное разрешение эти вопросы получили после Великой Октябрьской социалистической революции.
Возможности для развития начинаний общественной медицины, в частности деятельность мед. об-в, к концу 19 — началу 20 в. в большой степени зависели от общей политической обстановки в стране. Так, начало 900-х гг. и особенно годы первой русской революции (1905—1907) ознаменовались большим оживлением общественной жизни в стране, в частности О. м. Наоборот, в годы реакции после 1907 г. на О. м. обрушивались репрессии, запрещались съезды, отдельные деятели О. м. подверглись административным карам.
1.2 ОБЩЕСТВЕННАЯ МЕДИЦИНА В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ
Общественная медицина в Советском Союзе принципиально отличается от общественной мед. деятельности в дореволюционной России и капиталистических странах. В условиях общенародного государства и государственного характера здравоохранения, профилактического направления медицины, значение которого подчеркнуто в соответствующих документах и решениях КПСС (см. Коммунистическая партия Советского Союза), все задачи О. м. гармонически сливаются с задачами социалистического здравоохранения (см.). Советское об-во законодательно требует от каждого гражданина высокой личной ответственности и заботы о своем здоровье и здоровье окружающих, т. к. в Советском государстве народное здоровье является общественным достоянием. Все больше укрепляется понятие об общественном здоровье. Советский человек обязан сохранять свое здоровье не только в собственных интересах, но и в
интересах коллектива и дела, для к-рого он живет и трудится. Возникают многочисленные формы Общественной медицины, опирающиеся на самодеятельность советских граждан. По мере развития социалистического государства и перехода к коммунистическому об-ву роль общественности в организации мед.-сан. обслуживания будет возрастать.
Сохранение и укрепление здоровья трудящихся — необходимое условие социалистического строительства. Эта великая ленинская идея о необходимости сохранения и укрепления здоровья народа является основополагающей при разработке теоретических основ и организационных принципов советского здравоохранения.
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЕДИЦИНЫ В РОССИИ. ГОРОДСКАЯ И ФАБРИЧНО – ЗАВОДСКАЯ МЕДИЦИНА
Городская медицина: особенности медико-санитарной организации Петербурга – врачебно-санитарный надзор осуществляли врачи общесанитарного профиля (40 человек), т.н. училищные врачи (школьно-дошкольные), специальные санитарные врачи за ночлежными домами (11 человек), торгово-санитарные врачи (20 человек). В таком виде врачебно-санитарная организация существовала только в наиболее крупных городах. К концу 19 века в губернских центрах было всего по 2-3 врача. В Москве – 20 общесанитарных и 10 т.н. базарных (пищевых) врачей. В Петербурге медицинским делом руководила «Комиссия общественного здравия» (Архангельский). Город разделили на 12 частей, в каждой был прикреплен член комиссии (окружной санитарный попечитель), позднее она разделилась на две комиссии– санитарную и больничную. В составе этих комиссий находились исключительно члены городской думы, с 1881 года в состав комиссии входил Боткин. Врачи входили в нее только с правом совещательного голоса. Врачебную бесплатную помощь неимущим слоям городского населения оказывали т.н. думские врачи. В Петербурге в 1913 году было всего 40 думских врачей, прием больных осуществлялся в амбулаториях (1 амбулатория на 25-100 тысяч жителей), прием осуществлялся в течение 2-3 часов.
+Медицина фабрично-заводская (истор.) — форма медицинского обслуживания фабрично-заводских и горнопромышленных рабочих в дореволюционной России (со 2й половины XIX в.), основанная на обязанности предпринимателей создавать больницы (преимущественно за счет средств рабочих) и ответственности за несчастные случаи на производстве; носила в основном декларативный характер.
ГЛАВА 3. ЗЕМСКАЯ МЕДИЦИНА
Земские управы, приглашая на службу врачей в первые годы существования земства, имели в виду исключительно лечебную их деятельность. Однако тяжелые санитарные условия в стране, высокая заболеваемость и смертность, в первую очередь эпидемии, вынуждали земства с самого начала уделять внимание и санитарным вопросам. Одним из 'первых эти вопросы как важную задачу земской деятельности поставило Полтавское земство. Образованная в 1867 г. губернским земским собранием «постоянная медицинская комиссия» разработала к 1869 г. подробный план развития земской медицины в губернии, расчленяя его следующим образом:
Устранение причин заболеваний — общественная гигиена.
Доставление пособия заболевшим —общественное врачевание.
Обеспечение существования неимущих —общественное призрение».
Н. И. Пирогов одобрительно оценил труды полтавской комиссии, отметив, что «в смысле охранения народного здоровья одно пользование больных бесцельно, баз выполнения гигиенических условий».
Одновременно с Полтавской губернией попытка создать земские санитарные органы имела место в Казани. Здесь инициатором явилось Казанское общество врачей и, в частности, его председатель — проф. А. В. Петров. Казанское земство отвергло тогда предложение ввести в губернии специальных «врачей-гигиенистов».
В 1872 т. съезд земских врачей Тверской губернии вынес постановление: «Деятельность земского врача может принести полную и существенную пользу только при обширном знакомстве его со всеми сторонами народной жизни: он должен быть знаком с условиями местности своего участка, с гигиенической обстановкой местных жителей. Только при таком всестороннем знакомстве с народной жизнью ему сделаются вполне ясны причины многих болезней, господствующих в той или другой местности; только при этом условии земский врач будет не случайным врачевателем случайных недугов, а истинным врачом-гигиенистом». В постановлениях ряда врачебных съездов проводилась мысль, что задача углубленного исследования местности 'и проведения санитарных мероприятий 'невыполнима для врача-лечебника. Участники земских врачебных съездов единодушно настаивали на особом институте санитарных врачей и устанавливали даже число их: один губернский и по одному на уезд. Земские врачи В. О. Португалов (Вятская, Пермская губернии) и Ю. Б. Укке (Самарская губерния) разработали и опубликовали программы санитарных исследований я гигиенической деятельности врачей.
Первым земским санитарным врачом в России явился И. И. Моллесон. Прибыв в 1871 г. в Пермь для лечебной работы в Пермской губернской земской больнице, он предложил провести санитарное обследование губернии. Министерство далеко не сраву разрешило ввести новую, до того 'не существовавшую должность санитарного врача в земстве. Однако' первый земский санитарный врач пробыл на этой работе в Перми всего 1 год 7 дней: в результате конфликта с председателем земской управы И. И. Моллесон вынужден был оставить работу. Лишь позднее в земствах вновь. появились санитарные врачи. И. И. Моллесон в дальнейшем работал в Тамбовскою Калужском и других земствах.
Немного позднее оформилось санитарное дело в Мо-оковокой губернии, но зато оно укоренилось здесь более прочно и получило наибольшее развитие. Развитие санитарного дела, как и медицины в целом, в Московской губернии тесно связано с именем Е. А. Осипова, руководившего Московской земской медицинской организацией в течение 22 лет. Разработанный им в 1874—1875 гг. план исходил из тесного сочетания лечебной помощи и правильной ее регистрации; последняя и должна была явиться основой последующего углубленного изучения
Заболеваемости населения, и ее изменений. Е. А. Осипов и другие организаторы земской медицины мыслили санитарное направление не в отрыве от лечебного дела, а в непосредственной связи с ним. Предпосылкой развития и закрепления санитарного дела они считали создание лечебной сети и правильное ее функционирование: разделение каждого уезда на врачебные участки радиусом 15—17 верст, 'создание на каждом участке благоустроенной лечебницы на 5—15 коек, в том числе для рожениц. Примером этого и явилась в первую очередь земская медицина Московской губернии.
В ближайшей связи с земской санитарной организацией Московской губернии находилась санитарная организация Петербургского ведомства. Руководителем ее с 1884 г. в течение 30 лет был И. А. Дмитриев.
В Херсонском земстве с 1886 г. работало 7 санитарных врачей — один губернский и 6 по уездам. В числе тих в разные 'годы были видные санитарные врачи М. 'С. Уваров, Н. И, Тезяков, П. Ф. Кудрявцев и др. В Курской губернии земским 'медико-санитарным делом в течение многих лет руководил В. И. Долженков, санитарные исследования проводил А. И. Acceeв.
В различных земствах санитарное дело было организовано по-разному. Были земства, где санитарная организация фактически отсутствовала или создавалась временно в связи с эпидемиями. В некоторых земствах санитарное дело было представлено только в губернском центре, но совершенно не было представлено в уездах. В наиболее полном виде земская санитарная организация включала следующие звенья: а) губернский санитарный совет — коллегиальный орган из земских гласных и врачей; б) губернское санитарное бюро—исполнительный орган совета, являвшийся санитарным отделом губернской земской управы, во главе с врачом; в) санитарные врачи — по одному на уезд (они именовались губернскими, так как подчинялись губернскому санитарному бюро и большей частью находились не на уездном, а на губернском земском бюджете); г) врач-статистик при губернском санитарном бюро; врач, руководивший оспопрививанием, и иногда несколько эпидемиологов; Д) уездные санитарные советы, по составу аналогичные губернским; е) участковые санитарные советы при врачебных участках (фактически они были развиты слабо
Вследствие административных затруднений и недостатков в людях на местах); ж) санитарные попечительств; имевшие назначением привлечение общественной самодеятельности, также встречавшие большие затруднения в своей работе.
В такой форме санитарные организации существовал] в Московском, Херсонском и Петербургском земствах несколько менее развиты они были в Екатеринославской, Харьковской, Пермской, Саратовской, Нижегородской, Воронежской губерниях. Санитарные организации -создавались медленно, с большими препятствиями, а в некоторых губерниях оставались значительно суженными до самого конца существования земства.
Как правило, санитарно-профилактическая работа вызывала наибольшую подозрительность и встречала препятствия со стороны властей. В период реакции после первой русской революции ряд земств отчасти по требованию губернаторов, отчасти по собственной инициативе ликвидировал свои санитарные организации и уволил санитарных врачей. Предлогом послужило то, что большая часть санитарных врачей была так или иначе связана с общественными выступлениями в период революции, а выводы из санитарных исследований, проводившихся этими врачами, неизменно носили «неблагонадежный» характер. Лишь позднее угроза эпидемий заставила вновь восстановить ряд санитарных организаций.
Возникнув под воздействием общественных начинаний передовых русских врачей и других прогрессивных деятелей, Общественная медицина развивалась вопреки и наперекор царской администрации. Общественные начинания передовых русских врачей, понявших и своевременно оценивших значение революционной ситуации, возникшей в стране после поражения России в Крымской войне 1853 — 1856 гг., коренным образом изменили весь облик отечественной медицины, наметили конкретные цели, стоящие перед ней, определили пути, но к-рым она должна развиваться, выработали методы работы в конкретных исторических условиях и методы борьбы за здоровье основной массы населения — крестьян. Однако в условиях царизма О. м. не могла дать существенных результатов в деле обеспечения здоровья народов России. Полное разрешение эти вопросы получили после Великой Октябрьской социалистической революции.
Возможности для развития начинаний общественной медицины, в частности деятельность мед. об-в, к концу 19 — началу 20 в. в большой степени зависели от общей политической обстановки в стране. Так, начало 900-х гг. и особенно годы первой русской революции (1905—1907) ознаменовались большим оживлением общественной жизни в стране, в частности О. м. Наоборот, в годы реакции после 1907 г. на О. м. обрушивались репрессии, запрещались съезды, отдельные деятели О. м. подверглись административным карам.
1.2 ОБЩЕСТВЕННАЯ МЕДИЦИНА В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ
Общественная медицина в Советском Союзе принципиально отличается от общественной мед. деятельности в дореволюционной России и капиталистических странах. В условиях общенародного государства и государственного характера здравоохранения, профилактического направления медицины, значение которого подчеркнуто в соответствующих документах и решениях КПСС (см. Коммунистическая партия Советского Союза), все задачи О. м. гармонически сливаются с задачами социалистического здравоохранения (см.). Советское об-во законодательно требует от каждого гражданина высокой личной ответственности и заботы о своем здоровье и здоровье окружающих, т. к. в Советском государстве народное здоровье является общественным достоянием. Все больше укрепляется понятие об общественном здоровье. Советский человек обязан сохранять свое здоровье не только в собственных интересах, но и в
интересах коллектива и дела, для к-рого он живет и трудится. Возникают многочисленные формы Общественной медицины, опирающиеся на самодеятельность советских граждан. По мере развития социалистического государства и перехода к коммунистическому об-ву роль общественности в организации мед.-сан. обслуживания будет возрастать.
Сохранение и укрепление здоровья трудящихся — необходимое условие социалистического строительства. Эта великая ленинская идея о необходимости сохранения и укрепления здоровья народа является основополагающей при разработке теоретических основ и организационных принципов советского здравоохранения.
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЕДИЦИНЫ В РОССИИ. ГОРОДСКАЯ И ФАБРИЧНО – ЗАВОДСКАЯ МЕДИЦИНА
Городская медицина: особенности медико-санитарной организации Петербурга – врачебно-санитарный надзор осуществляли врачи общесанитарного профиля (40 человек), т.н. училищные врачи (школьно-дошкольные), специальные санитарные врачи за ночлежными домами (11 человек), торгово-санитарные врачи (20 человек). В таком виде врачебно-санитарная организация существовала только в наиболее крупных городах. К концу 19 века в губернских центрах было всего по 2-3 врача. В Москве – 20 общесанитарных и 10 т.н. базарных (пищевых) врачей. В Петербурге медицинским делом руководила «Комиссия общественного здравия» (Архангельский). Город разделили на 12 частей, в каждой был прикреплен член комиссии (окружной санитарный попечитель), позднее она разделилась на две комиссии– санитарную и больничную. В составе этих комиссий находились исключительно члены городской думы, с 1881 года в состав комиссии входил Боткин. Врачи входили в нее только с правом совещательного голоса. Врачебную бесплатную помощь неимущим слоям городского населения оказывали т.н. думские врачи. В Петербурге в 1913 году было всего 40 думских врачей, прием больных осуществлялся в амбулаториях (1 амбулатория на 25-100 тысяч жителей), прием осуществлялся в течение 2-3 часов.
+Медицина фабрично-заводская (истор.) — форма медицинского обслуживания фабрично-заводских и горнопромышленных рабочих в дореволюционной России (со 2й половины XIX в.), основанная на обязанности предпринимателей создавать больницы (преимущественно за счет средств рабочих) и ответственности за несчастные случаи на производстве; носила в основном декларативный характер.
ГЛАВА 3. ЗЕМСКАЯ МЕДИЦИНА
Земские управы, приглашая на службу врачей в первые годы существования земства, имели в виду исключительно лечебную их деятельность. Однако тяжелые санитарные условия в стране, высокая заболеваемость и смертность, в первую очередь эпидемии, вынуждали земства с самого начала уделять внимание и санитарным вопросам. Одним из 'первых эти вопросы как важную задачу земской деятельности поставило Полтавское земство. Образованная в 1867 г. губернским земским собранием «постоянная медицинская комиссия» разработала к 1869 г. подробный план развития земской медицины в губернии, расчленяя его следующим образом:
Устранение причин заболеваний — общественная гигиена.
Доставление пособия заболевшим —общественное врачевание.
Обеспечение существования неимущих —общественное призрение».
Н. И. Пирогов одобрительно оценил труды полтавской комиссии, отметив, что «в смысле охранения народного здоровья одно пользование больных бесцельно, баз выполнения гигиенических условий».
Одновременно с Полтавской губернией попытка создать земские санитарные органы имела место в Казани. Здесь инициатором явилось Казанское общество врачей и, в частности, его председатель — проф. А. В. Петров. Казанское земство отвергло тогда предложение ввести в губернии специальных «врачей-гигиенистов».
В 1872 т. съезд земских врачей Тверской губернии вынес постановление: «Деятельность земского врача может принести полную и существенную пользу только при обширном знакомстве его со всеми сторонами народной жизни: он должен быть знаком с условиями местности своего участка, с гигиенической обстановкой местных жителей. Только при таком всестороннем знакомстве с народной жизнью ему сделаются вполне ясны причины многих болезней, господствующих в той или другой местности; только при этом условии земский врач будет не случайным врачевателем случайных недугов, а истинным врачом-гигиенистом». В постановлениях ряда врачебных съездов проводилась мысль, что задача углубленного исследования местности 'и проведения санитарных мероприятий 'невыполнима для врача-лечебника. Участники земских врачебных съездов единодушно настаивали на особом институте санитарных врачей и устанавливали даже число их: один губернский и по одному на уезд. Земские врачи В. О. Португалов (Вятская, Пермская губернии) и Ю. Б. Укке (Самарская губерния) разработали и опубликовали программы санитарных исследований я гигиенической деятельности врачей.
Первым земским санитарным врачом в России явился И. И. Моллесон. Прибыв в 1871 г. в Пермь для лечебной работы в Пермской губернской земской больнице, он предложил провести санитарное обследование губернии. Министерство далеко не сраву разрешило ввести новую, до того 'не существовавшую должность санитарного врача в земстве. Однако' первый земский санитарный врач пробыл на этой работе в Перми всего 1 год 7 дней: в результате конфликта с председателем земской управы И. И. Моллесон вынужден был оставить работу. Лишь позднее в земствах вновь. появились санитарные врачи. И. И. Моллесон в дальнейшем работал в Тамбовскою Калужском и других земствах.
Немного позднее оформилось санитарное дело в Мо-оковокой губернии, но зато оно укоренилось здесь более прочно и получило наибольшее развитие. Развитие санитарного дела, как и медицины в целом, в Московской губернии тесно связано с именем Е. А. Осипова, руководившего Московской земской медицинской организацией в течение 22 лет. Разработанный им в 1874—1875 гг. план исходил из тесного сочетания лечебной помощи и правильной ее регистрации; последняя и должна была явиться основой последующего углубленного изучения
Заболеваемости населения, и ее изменений. Е. А. Осипов и другие организаторы земской медицины мыслили санитарное направление не в отрыве от лечебного дела, а в непосредственной связи с ним. Предпосылкой развития и закрепления санитарного дела они считали создание лечебной сети и правильное ее функционирование: разделение каждого уезда на врачебные участки радиусом 15—17 верст, 'создание на каждом участке благоустроенной лечебницы на 5—15 коек, в том числе для рожениц. Примером этого и явилась в первую очередь земская медицина Московской губернии.
В ближайшей связи с земской санитарной организацией Московской губернии находилась санитарная организация Петербургского ведомства. Руководителем ее с 1884 г. в течение 30 лет был И. А. Дмитриев.
В Херсонском земстве с 1886 г. работало 7 санитарных врачей — один губернский и 6 по уездам. В числе тих в разные 'годы были видные санитарные врачи М. 'С. Уваров, Н. И, Тезяков, П. Ф. Кудрявцев и др. В Курской губернии земским 'медико-санитарным делом в течение многих лет руководил В. И. Долженков, санитарные исследования проводил А. И. Acceeв.
В различных земствах санитарное дело было организовано по-разному. Были земства, где санитарная организация фактически отсутствовала или создавалась временно в связи с эпидемиями. В некоторых земствах санитарное дело было представлено только в губернском центре, но совершенно не было представлено в уездах. В наиболее полном виде земская санитарная организация включала следующие звенья: а) губернский санитарный совет — коллегиальный орган из земских гласных и врачей; б) губернское санитарное бюро—исполнительный орган совета, являвшийся санитарным отделом губернской земской управы, во главе с врачом; в) санитарные врачи — по одному на уезд (они именовались губернскими, так как подчинялись губернскому санитарному бюро и большей частью находились не на уездном, а на губернском земском бюджете); г) врач-статистик при губернском санитарном бюро; врач, руководивший оспопрививанием, и иногда несколько эпидемиологов; Д) уездные санитарные советы, по составу аналогичные губернским; е) участковые санитарные советы при врачебных участках (фактически они были развиты слабо
Вследствие административных затруднений и недостатков в людях на местах); ж) санитарные попечительств; имевшие назначением привлечение общественной самодеятельности, также встречавшие большие затруднения в своей работе.
В такой форме санитарные организации существовал] в Московском, Херсонском и Петербургском земствах несколько менее развиты они были в Екатеринославской, Харьковской, Пермской, Саратовской, Нижегородской, Воронежской губерниях. Санитарные организации -создавались медленно, с большими препятствиями, а в некоторых губерниях оставались значительно суженными до самого конца существования земства.
Как правило, санитарно-профилактическая работа вызывала наибольшую подозрительность и встречала препятствия со стороны властей. В период реакции после первой русской революции ряд земств отчасти по требованию губернаторов, отчасти по собственной инициативе ликвидировал свои санитарные организации и уволил санитарных врачей. Предлогом послужило то, что большая часть санитарных врачей была так или иначе связана с общественными выступлениями в период революции, а выводы из санитарных исследований, проводившихся этими врачами, неизменно носили «неблагонадежный» характер. Лишь позднее угроза эпидемий заставила вновь восстановить ряд санитарных организаций.