Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4 класс.
Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык
Цели: познакомить с учебником и правилами работы с ним; воспроизвести и уточнить представления о речи и её значении в жизни человека.
Формируемые универсальные учебные действия (УУД): познавательные (п.) - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; коммуникативные (к.) — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные (р.) — постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные (л.) — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вступительная беседа
Знакомство с учебником
- В этом учебном году мы продолжим раскрывать тайны русского языка, а помогать нам будет новый учебник — для 4 класса. Посмотрите на обложку и скажите, чем он похож на учебники для 2 и 3 классов, чем отличается от них.
- Откройте учебник на с. 3. Прочитайте высказывание русского писателя И.С. Тургенева. Как вы его понимаете? Почему писатель называет русский язык кладом? (Ответы детей.)
- К чему он нас призывает? (Беречь русский язык.)
- Что это значит? Как мы можем его беречь?
- Прочитайте обращение авторов учебника.
- Какие открытия нам поможет сделать учебник?
- Для чего это нужно? Прочитайте, как авторы объясняют необходимость изучать русский язык.
- Рассмотрите условные знаки в учебнике и вспомните, что обозначает каждый из них. Прочитайте статью к ним и объясните, для чего они нужны.
- Прочитайте, какие виды заданий мы будем выполнять.
- Назовите виды грамматических разборов, которые мы будем выполнять на уроках русского языка. Какими цифрами они обозначены?
III. Самоопределение к деятельности
- Прочитайте название раздела на с. 5.
- Какие слова Д.С. Лихачёва стали эпиграфом к разделу? Как вы их понимаете?
- Прочитайте, что нам предстоит вспомнить.
- Прочитайте пословицы.
• Какова голова, такова и речь.
• Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.
• Хорошая речь слаще мёда.
• Видна птица по перьям, а человек — по речам.
- Что их объединяет? (Все пословицы о речи.)
- Объясните смысл пословиц.
К. Г. Паустовский писал: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».
- Как вы понимаете высказывание К.Г. Паустовского?
- О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О языке )
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику Упр. 1 (с. 6).
- Прочитайте высказывание К.Г. Паустовского.
- Как писатель показывает богатство и простоту русского языка? («Нет ничего такого... чего нельзя было бы передать русским словом».)
- Прочитайте высказывание Д.С. Лихачёва.
- Почему по речи человека можно судить о том, что он собой представляет?
- Определите главную мысль высказываний. (Чтобы наша речь стала понятной для окружающих людей, выразительной, интересной, надо учиться правильно говорить.)
- Выполните письменное задание к упражнению. Дополнительное задание (уровень повышенной сложности): найти в словаре и выписать мудрые изречения о русском языке.
(На данном этапе урока можно использовать школьный словарик «Пословицы, поговорки и крылатые выражения».)
Упр. 2 (с. 6).
- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
- Как речь помогает человеку в жизни? Как может подвести?
- Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)
- Запишите в словарик слово человек, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
- Что означает это слово? (На данном этапе урока можно использовать школьный толково-этимологический словарик.)
- Составьте с этим словом словосочетание
, запишите, черкните непроверяемые гласные.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Работа по карточкам
— Расположите части текста в такой последовательности, чтобы получился связный рассказ, запишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.
Мурка и ежата
Как (по)друж..ть животных? Мы аккуратно завернули к.лючих ежат в мя..кие тряпоч..ки и подн..сли к кошке. На этот раз Мурка спокойно л..жала рядом.
Ёж..ки уткнули мордоч..ки в тёплый кошкин ж..вот. М..лыши сосали м..лоч..ко у новой мамы. Так д..машняя кошка вык..рмила л..сных зв..рят.
..днажды л..сник принёс троих ежат. (У)них погибла мать. Мы решили сп..сти ежат и поделили г..лодных зв..рьков кошке Мурке. Она тронула их ла..кой и ре..ко (от)прыгнула.
(По Е. Кузнецову)
VII. Рефлексия
— Продолжите пословицы.
• Слово не воробей,... (вылетит — не поймаешь).
• Умные речи... (и слушать приятно).
• По речам узнают... (человека).
• Видна птица по перьям, а человек — ... (по речам).
— Подчеркните орфограммы в слове из словаря.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие открытия мы сделали на сегодняшнем уроке?
— Какую роль играет речь в жизни человека?
— Кому захотелось вести словарик мудрых изречений о языке? Как вы его оформите? Как вы будете располагать высказывания в словаре?
У вас будет возможность представить свой проект на итоговом уроке в конце четверти.
Домашнее задание
Упр. 2 (с. 6) — написать сочинение по пословице.