Файл: 3 коммуникативный компонент культуры речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1)понятие культуры речи

2)аспекты

3)коммуникативный компонент культуры речи

4)этические нормы речевой культуры, их национальная специфика

5)социальные аспекты культуры речи

1. Соотношение понятий культура, речевая культура, культура речи

Слово культура пришло из латинского языка, cultura “возделывать почву”. Культура – это и процесс, и результат целенаправленной человеческой деятельности по усовершенствованию всех сфер жизни и самосовершенствованию.

Культура – это то материальное, что создано человеком.

“Культура – производительное существование” (Б. Пастернак)

Культура –

-это специфическое свойство, отличающее человека от других живых существ;

-это способ адаптации человека к миру: к природе, к миру вещей и к миру людей;

-это исторически сложившаяся система этических и эстетических ориентиров: предпочтений, норм и запретов;

-это определенный уровень развития общества, а также творческих способностей человека, который выражается в создаваемых им материальных и духовных ценностях, в типах и формах организации человеческой жизни и деятельности;

Совокупность достижения человечества – это материальные и духовные результаты человеческой деятельности, например технические средства, архитектурные сооружения, научные открытия, теории, концепции. Все, что создано человеком является частью культуры.

Функции культуры:

-Коммуникативная. Культура дает нам представления об устройстве окружающего мира – о том, из каких взаимосвязанных элементов он состоит.

-Аккумулятивная. Культура является особым способом фиксации социального опыта в виде разного рода текстов: философских, художественных и т.д.

-Аксиологическая. Культура содержит образцы, помогающие нам понять, как следует относиться к тому, что нас окружает: к миру вещей и к миру людей.

-Когнитивная. Культура, давая образцы прекрасного в виде произведений искусства, помогает нам понимать это прекрасное. Она учит нас регулировать свое поведение в обществе в соответствии с общепринятыми нормами.

Любой из нас является и производителем и потребителем культуры. Потребитель – пользуется правилами речевого этикета, опирается на эстетические нормы, те или иные правила поведения общества. С точки зрения производителя, не каждый из нас может написать роман и т.д., но мы оцениваем достижения культуры.


Цивилизация – происходит от французского civilisation “идеальное устройство общества”

Цивилизация воплощает технологический аспект культуры.

Культура и цивилизация соотносятся между собой как целое и его часть.

Все культуры традиционно объединяются в три вида: физическая культура, духовная культура и материальная культура.

Духовная культура включает в себя мыслительную и речевую деятельность человека, его эмоции, переживания и т.д.

Речевая культура – часть культуры, связанная с использованием языка, с речью.

Речевая культура включает в себя следующие компоненты:

-специфику самого национального языка;

-формы воплощения речи;

-систему речевых жанров;

-совокупность общезначимых текстов;

-традиции, обычаи и правила общения;

-культуру мышления, и прежде всего компетентность как способность применять приобретенные знания и навыки в практической деятельности;

-культуры речи;

-языковой менталитет.

Типы речевой культуры

- образовательный уровень и круг чтения;

- степень владения функциональными стилями и типами речи;

- соблюдение языковых норм и отношение к речевым ошибкам;

- оправданное (или неоправданное) употребление заимствований и внелитературных языковых средств;

- привычка к самоконтролю, навык обращения к словарям и справочникам к языкy;

- владение речевыми стереотипами;

- ориентация на речевой эталон;

Культуры речи как важная составляющая речевой культуры

Три аспекта культуры речи

-нормативный

-коммуникативный

-этический

Среди норм литературного языка выделяются:

  1. Орфоэпические нормы

  2. Лексические нормы

  3. Морфологические нормы

  4. Синтаксические нормы

  5. Орфографические нормы

  6. Пунктуационные нормы

Культура речи – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенный ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Культура речи охватывает все компоненты речевой деятельности и их составляющие, но в первую очередь оцениваются:

- цель и средства ее достижения;



- речевое поведение;

- текст (речь как результат).

Коммуникативные нормы находят свое выражение в коммуникативных в качествах речи- в таких ее свойствах, которое помогают организовать общение с учетом конкретной ситуации и поставленных целей наиболее эффективно.

К коммуникативным качествам речи относятся

- правильность

-уместность

-точность

-логичность

-богатство

-чистота

-выразительность речи и др.

Общение считается успешным, если передаваемое субъектом сообщение достигает адекватного смыслового восприятия со стороны адресата, т.е. адресат трактует основную идею высказывания в соответствии с замыслом адресанта.

Этикет- культура речи и поведения

Эффективным можно считать только речевое взаимодействие, «которое позволяет говорящему достичь своей цели и сохранить баланс отношений с собеседником.

На использование речевого этикета большое влияние оказывают:

-возраст участников речевого акта

-их социальный статус

-характер отношений между ними

-время и место речевого взаимодействия и т.д.

Этический компонент культуры речи накладывает

-строгий запрет на сквернословие в процессе общения,

-осуждает разговор на "повышенных тонах”


Что такое речевой этикет?

В узком смысле речевой этикет – это сумма устойчивых формул вежливого общения.

В широком смысле речевой этикет – социально заданные правила речевого поведения, обязательные для всех членов общества.

Одним из главных принципов этики взаимодействия является принцип паритетности, предполагающий равенство и равноправие всех участников общения.