Файл: Практическая работа 3 по теме Особенности конструирования современного урока.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа №3 по теме «Особенности конструирования современного урока»
В лекции мы с вами выяснили, что современным урок делают учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Выполните следующие задания, чтобы сконструировать такую задачу по своему предмету.
1. Сформулируйте предметную учебно-познавательную или учебно-практическую задачу (по вашему предмету для любого класса).
2. Измените формулировку предметной задачи с учетом ожидаемых личностных или метапредметных образовательных результатов, опираясь на типологию учебных задач, которые могут быть ориентированы на:
межпредметность (первое изменение в формулировке целевой направленности предметной задачи);
развитие коммуникации, сотрудничества или самоорганизации - выберите (второе изменение в формулировке предметной задачи);
развитие рефлексивных умений ученика (третье изменение в формулировке предметной задачи);
становление ценностных ориентаций учащихся (четверное изменение в формулировке предметной задачи).
У вас должны получиться 4 разных формулировки задачи.
3. Из п. 2 выберите любую сформулированную вами учебную задачу и переформулируйте (уточните) ее с учетом особенностей конкретного класса (ученики с низкой или высокой успеваемостью; дружный класс или нет; большинство учащихся интересуются/не интересуются вашим предметом и т.п.).
Ответ на вопрос 3
В задаче 2 «Развивать логическое мышление на основе создания проблемных ситуаций, умения осуществлять анализ и синтез учебного материала, повышать познавательный интерес, творческие способности». Добавим в формулировку – «Развивать практические способности на основе создания проблемных ситуаций, связанных с экспериментальной деятельностью на уроках»… в связи с тем, что в классе есть «лаборанты» (дети, которые увлекаются химией, с восьмого класса глубже занимаются после уроков и участвуют в олимпиадах, на которых тоже выполняют практические задачи, а теперь готовятся сдавать ОГЭ по химии, там тоже есть экспериментальная часть).
Чтобы достигнуть хороший результат по всем поставленным задачам, предлагаем провести интегрированный урок с учителем биологии-географии в 9 классе. Во-первых, он будет спаренный, поэтому много времени на повторение изученного материала и осмысление нового, кроме того предшествует большая подготовка по выбранным группам, затем работа в группах заставляет подчиняться правилам взаимовыручки и поддерживает активность на уровне из-за соревновательности. Решается вопрос повышения мотивации сразу к двум предметам, так как используется много методов и приемов повышения активности и ИКТ-технологии.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ОБОБЩАЮЩИЙ СЕМИНАР по теме «КИСЛОРОД»
Интегрированный урок химии и биологии для учащихся 9 класса – обобщающий семинар, рассчитан на 2 ч. На нем используется индивидуальная и групповая работа учащихся.
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Кислород» из курсов химии, биологии, географии.
Задачи: обобщить знания учащихся о кислороде, отработать и закрепить умения учащихся:
1.Давать общую характеристику элемента кислорода, описывать химический элемент по его положению в Периодической системе; записывать уравнения реакций, отражающие: а) способы получения кислорода, б) химические свойства кислорода
2.Развивать логическое мышление на основе создания проблемных ситуаций, умения осуществлять анализ и синтез учебного материала, повышать познавательный интерес, творческие способности;
3.Формировать представление о единой картине мира; выявить экологические проблемы мира
4.Развивать умение работать самостоятельно и в группах,
Предварительная подготовка к уроку
В кабинетах химии и биологии на стендах за две недели до проведения урока вывешиваются вопросы для подготовки к семинару:
-Распространенность кислорода в природе.
-Общая характеристика кислорода по его положению в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
-Физические свойства кислорода.
-Аллотропные видоизменения кислорода. Соединения кислорода.
-История открытия кислорода.
-Получение и собирание кислорода.
-Появление кислорода на земле.
-Фотосинтез.
-Дыхание живых организмов. Газообмен в легких и тканях.
-Способы получения кислорода в лаборатории и промышленности.
-Последствия недостатка кислорода в атмосфере.
-Химические свойства кислорода.
-Круговорот кислорода в природе.
-Озон. Озоновые дыры.
-Охрана воздуха от загрязнения.
План урока
1.Организационный момент
Добрый день! На сегодняшнем не совсем обычном уроке мы будем говорить о кислороде. Учитель химии зачитывает эпиграф к уроку: «Кислород является центром, вокруг которого вращается вся химия». Й. Берцелиус
2.Обсуждение цели урока
3.Повторение изученного материала
- Как образовалось слово кислород? (Название происходит от латинского «оксигениум» - рождающий кислоты).
- Вспомните из курса географии, где распространен кислород в природе. В виде каких веществ находится кислород на планете?
Один из учащихся делает сообщение о составе атмосферы.
- Что же такое кислород? Чтобы найти ответ на этот вопрос, познакомьтесь с его «визитной карточкой».
Учащиеся дают характеристику кислорода по его положению в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, составляют электронную и графическую формулы атома кислорода.
- В состав каких веществ входит кислород?
- Укажите, к каким классам соединений принадлежат вещества, формулы которых K2O, H2SO4, NaOH, FeSO4.
- Дайте характеристику физических свойств кислорода.
- Какие аллотропные видоизменения образует кислород?
- Какова же история открытия кислорода?
Один из учащихся делает сообщение об открытии кислорода (В чистом виде кислород впервые был получен в 1772 г. шведским химиком Карлом Вильгельмом Шееле).Это имя стало широко известно ученому миру в 1777 г., когда Шееле опубликовал книгу «Химический трактат о воздухе и огне». Книга была написана в1775 г., и лишь по вине издателя публикация задержалась. Это досадное обстоятельство лишило К.Шееле права именоваться первооткрывателем кислорода, хотя он описал его полнее ,чем это сделал Джозеф Пристли.В 1774 г. Английский ученый Джозеф Пристли разложением оксида ртути(II) получил кислород и изучил его свойства.Однако Пристли не знал, что полученный им газ входит в состав воздуха. Спустя несколько лет Лавуазье установил, что он является составной частью воздуха.
4. Аналитическая групповая работа.
Учитель биологии. Предлагаю приступить к аналитической групповой работе.
Работа групп включает следующие виды деятельности:
-изучение учебной и научно-популярной литературы;
-работу с наглядным материалом;
-анализ таблиц;
Задания для аналитической работы в группах
Группа 1
Появление кислорода на Земле.
Закончите уравнения реакций, расставьте коэффициенты:
Ca + ? → CaO ? + O2 → Al2O3 Li + O2 → ?
Группа 2
Фотосинтез (хлоропласты, хлорофилл, процесс фотосинтеза, повышение интенсивности фотосинтеза).
Закончите уравнения реакций, расставьте коэффициенты:
S + ? → SO2 ? + O2 → NO P + O2 → ?
Группа 3
Дыхание живых организмов (определение, обзор – от простейших до человека, значение дыхания; состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха). Рассмотрите и проанализируйте табл. 2.
Таблица 2 « Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха»
Воздух | Содержание газов (%) | ||
кислород | Углекислый газ | Азот | |
Вдыхаемый | 20,94 | 0,03 | 79,03 |
Выдыхаемый | 16,3 | 4 | 79,7 |
Альвеолярный | 14,2 | 5,2 | 80,6 |
Закончите уравнения реакций, расставьте коэффициенты:
Ca + ? → CaO ? + O2 → Al2O3 Li + O2 → ?
Группа 4
Газообмен в легких и тканях
Закончите уравнения реакций, расставьте коэффициенты:
CH4 + ? → CO2 + H2O C2H6 + O2 → CO2 + ?
Группа 5
Последствия недостатка кислорода в атмосфере.
Закончите уравнения реакций, расставьте коэффициенты:
S + ? → SO2 ? + O2 → NO P + O2 → ?
Группа 6
Круговорот кислорода в природе.
Закончите уравнения реакций, расставьте коэффициенты:
CH4 + ? → CO2 + H2O C2H6 + O2 → CO2 + ?
5.Обсуждение заданий по группам:
- Вопрос группе 1: Как появился кислород на Земле?
Один из учащихся делает сообщение по данному вопросу
- Вопрос группе 2: Расскажите о процессе фотосинтеза.
Один из учащихся отвечает на вопрос, демонстрируя схему процесса фотосинтеза.
- Для всех вопросы блицтурнира.
1.В каких органоидах клетки осуществляется процесс фотосинтеза? 2.При расщеплении какого соединения выделяется газообразный кислород при фотосинтезе? 3.В ходе какой стадии фотосинтеза образуется кислород?.4.Где сосредоточен пигмент хлорофилл?
6. Сообщение новой познавательной информации «Подумать только!»
Учитель биологии. Фотосинтез – это процесс, который происходит в зеленых растениях при солнечном свете: свет, хлорофилл 6СО2 + 6Н2О
С6Н12О6 + 6О2
В результате этого процесса содержание кислорода в воздухе постоянно пополняется. Установлено, что количество кислорода, выделяемое зелеными растениями в год, превышает все затраты, связанные с его использованием. Но всегда ли так будет? Мы должны ответить на главный вопрос – возможно ли уменьшение количества кислорода на нашей планете?
Зеленые растения на всей планете Земля выделяют за год в атмосферу 400 млрд. тонн кислорода и, в свою очередь, усваивают примерно 600 млрд. тонн углекислого газа и образуют около 450 млрд. тонн органического вещества.
- Вопрос группе 3: Расскажите о дыхании живых организмов.
После ответа знакомит учащихся с рубрикой «Знаете ли вы, что…»
Знаете ли вы, что… На одного жителя планеты приходится 167 000 т атмосферного кислорода. В течение 1 мин человек в среднем употребляет 0,5 л кислорода.
Вопрос группе 4: Расскажите о газообмене в легких и тканях.
Во время ответа учащегося демонстрирует схему газообмена кислорода в легких и тканях.
- Расскажите об участии кислорода в этом процессе.
7. Тест
Учитель биологии предлагает учащимся выполнить тестовые задания (10 мин)(см. приложение 1).
8. Лабораторные опыты.
Учитель химии. Что вам известно о получении кислорода в лабораторных условиях?
Двое учащихся-лаборантов характеризуют способы получения кислорода в лаборатории. Проводят опыт разложения перманганата калия.
- Какими способами можно собрать кислород в пробирку? Лаборанты показывают горение лучины в кислороде и объясняют как собирают кислород.
- Как получают кислород в промышленности?
- Могут ли химические лаборатории и промышленность служить источником, способным обеспечить нашу планету достаточным количеством кислорода?
- Какие последствия ожидают планету, если содержание кислорода на Земле будет уменьшаться?
- Что можно сделать, чтобы содержание кислорода в атмосфере не изменялось?
- Вопрос группе 5: Охарактеризуйте последствия недостатка кислорода в атмосфере.