Файл: Проект Лингвистические особенности обучения грамматике иностранного языка учащихся общеобразовательных организаций.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 436
Скачиваний: 35
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ООО Учебный центр «Инфоурок»
проект
Лингвистические особенности обучения грамматике иностранного языка учащихся общеобразовательных организаций
по направлению подготовки
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
слушателя
курса профессиональной переподготовки
Радиной Елизаветы Владимировны
Введение
Изучение грамматики необходимо при овладении иностранным языком и составляет один из важнейших компонентов обучения иностранному языку в школе. Поэтому особое внимание следует уделять формированию грамматических навыков на всех ступенях обучения иностранному языку.
Умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что вы хотите сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения. Овладение грамматикой изучаемого языка важно не только для формирования продуктивных умений в устной и письменной речи, но и для понимания речи других людей при аудировании и чтении. Недостаточный уровень грамматических навыков становится непреодолимым барьером на пути формирования не только языковой, но и речевой и социокультурной компетенции.
При помощи набора лексических единиц нельзя точно передать мысль, поскольку лексические единицы лишь называют предмет или явления. Отношения же между ними отражаются в грамматических значениях. Для того чтобы построить высказывание, выражающее некоторую мысль, недостаточно выбрать соответствующие слова и произнести их одно за другим. Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определенном порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включенного в ситуацию общения.
Совокупность закономерностей построения таких комплексов из отдельных слов посредством их категориального изменения и упорядоченного сочетания друг с другом и составляет грамматический строй языка, изучаемый наукой грамматикой. Грамматике принадлежит организующая роль.
В обучении иностранному языку грамматика занимает важное место, это фундамент, на котором основывается лексика. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования грамматических навыков. В процессе работы над грамматикой решаются многие образовательно-воспитательные задачи. Развивается логическое мышление, наблюдательность, память
посредством введения новых синтаксических явлений, строгого порядка слов в английском предложении, а также изменения смысла предложения в зависимости от расположения слов в нем.
Методика объяснения и отработки грамматических особенностей иностранного языка.
Грамматика является одним из важнейших аспектов обучения иностранному языку, так как полноценная коммуникация невозможна без знания грамматических конструкций изучаемого языка. Грамматическая компетенция входит в состав коммуникативной компетенции. Грамматическую компетенцию ученые рассматривают как уровень владения основным кодом языка: грамматическими правилами, словарем, словообразованием, структурой предложений или же как способность продуцировать неограниченное количество правильных в языковом отношении предложений.
Ни одно речевое общение не обходится без грамматики. Невозможно отрывать грамматику от речи, без грамматики не имеет смысла овладение какой-либо формой речи, потому что грамматика наряду со словарным и фонетическим составом представляет собой материальную основу речи.
Лингвистический компонент содержания обучения иностранной грамматике предполагает отбор необходимого материала, включая морфологию и синтаксис. Владение иноязычным грамматическим материалом предполагает наличие у учащихся умений образовывать формы слов, владеть той или иной синтаксической конструкцией, употреблять ее в контексте. Выполняя действия по изменению форм слов, учащиеся оперируют словами и элементами слов: префиксами, суффиксами, окончаниями. Данные действия производятся для выражения и понимания мысли в иноязычной речи. Разница между носителями и изучающими иностранный язык состоит в степени автоматизации производимых действий: при использовании родного языка речевые действия выполняются мгновенно и неосознанно для участника коммуникации. Для изучающих иностранный язык некоторые действия остаются не автоматизированными.
Грамматические знания положительно влияют на владение языком лишь тогда, когда с помощью этих знаний учащимися осознаются грамматические особенности иноязычной речи и когда непосредственно вслед за этим осознанием следует тренировка учащихся в продуктивно-творческой иноязычной речи изучаемого языка». Таким образом, только разумное сочетание обучению грамматике и закрепление грамматических явлений в речи помогают сформировать у учащихся коммуникативные умения и навыки.
Итак, грамматика (др.-греч. γραμματική от γράμμα — «буква») как наука является разделом языкознания который изучает грамматический строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке (словоформ, синтагм, предложений, текстов). Эти закономерности грамматика формулирует в виде общих грамматических правил.
В основе всех методов, используемых при овладении грамматикой, лежит принцип сознательности (в рамках каждого метода устанавливается свое соотношение теории с практикой). Применение «чистой» теории без ее подтверждения конкретными фактами функционирования грамматического 67 явления, равно как и «чистая» практика без ее осмысления не приняты при овладении грамматикой в школьном курсе иностранного языка.
В процессе деятельности с грамматическим материалом у учащихся постепенно накапливаются языковые знания и начинают формироваться грамматические навыки.
Грамматические навыки делятся на две группы:
-
рецептивные (пассивный); -
продуктивные (активный).
К рецептивным грамматическим навыкам относятся аудирование и чтение, а к продуктивным — говорение и письмо.
Под рецептивным грамматическим навыком следует понимать способность читающего (слушающего) узнавать грамматические формы изучаемого языка и соотносить с их значением. Пассивная грамматика используется учащимися для анализа смысла сказанного или написанного.
Под продуктивным грамматическим навыком понимается способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче, и оформить ее соответственно нормам данного языка. Под активным грамматическим минимумом понимаются те грамматические явления, которые предназначены для употребления в говорении и письменной речи. Активная грамматика при описании языковых явлений предполагает движение от смысла к форме.
Владение языком предполагает не только наличие сформированных навыков автоматического выполнения речевых действий, но и требует глубокого осмысления ряда явлений языка, не поддающихся непосредственному чувственному восприятию, осознания глубоких закономерностей, реализующихся в речи, использование сложных интеллектуальных действий и операций.
Овладение грамматикой языка необходимо для формирования навыков и умений устной и письменной речи, а также для понимания иноязычной речи при аудировании и чтении.
Процесс формирования грамматических навыков может организовываться с точки зрения различных методических подходов. В настоящее время в методике преподавания иностранных языков можно выделить следующие подходы:
-
Эксплицитный подход; -
Имплицитный подход; -
Дифференцированный подход.
Эксплицитный подход подразумевает объяснение правил и явлений. Он предполагает использование двух методов: дедуктивного и индуктивного.
Дедуктивный метод заключается в том, что учитель дает новое грамматическое правило, а учащиеся отрабатывают новые структуры в коммуникативно-ориентированных ситуациях.
При индуктивном методе, учащиеся сами формулируют правило, изучают грамматические явления от единичного к общему.
Имплицитный подходк формированию грамматических навыков так же включает два метода с различными модификациями:
-
ситуативный, который предполагает использование упражнений на отработку ситуативных моделей. -
коммуникативный, при котором грамматические явления изучаются в процессе общения на иностранном языке.
Следует отметить, что в современном образовании, ни один из вышеперечисленных подходов не используется в чистом виде.
Дифференцированный подход предполагает использование различных методов и приемов обучения, различных упражнений в зависимости от целей обучения, видов речевой деятельности, этапа обучения, языкового материала и особенностей учащихся.
Грамматика «не является самоцелью, она — одно из важнейших средств овладения языком, неотъемлемый компонент всех видов речевой деятельности». Но её знание является тем самым обязательным фундаментом, без которого немыслимо понимание текста, владение живой разговорной речью.
Знать грамматику – значит понимать форму, значение, употребление и речевую функцию грамматического явления.
Объяснения и отработки грамматических особенностей иностранного языка на примере коммуникативного метода обучения
В настоящее время в качестве ведущего подхода к обучению иностранным языкам избран коммуникативно ориентированный, в котором учитывается содержательная сторона иноязычного высказывания; уделяется внимание языковому оформлению речи; реализуется принцип сознательности в овладении иноязычной грамматикой.
Он появился в 1970-х годах в Великобритании в связи с появлением новой цели обучения - овладение языком как средством общения, т.е изучение языка для передачи и сообщения информации познавательного и аффективно-оценочного характера, обмена знаниями, навыками и умениями в процессе речевого взаимодействия двух или более людей.
Под коммуникативной грамматикой подразумеваются грамматические явления, составляющие активный грамматический минимум, владения которым обеспечивает успешное участие в устно-речевом иноязычном общении. Первостепенное значение придается пониманию и продуцированию речевых сообщений, а изучение грамматики подчинено этой ведущей цели.
В соответствии с коммуникативным подходом в основе процесса обучения должен быть образец реального общения, поскольку владение системой языка (знание грамматики и лексики) является недостаточным для эффективного пользования языком в целях коммуникации. Коммуникативный подход предполагает овладение различными речевыми функциями, то есть формирование умений выражать ту или иную коммуникативную интенцию (просьбу, согласие, приглашение, отказ, совет, упрек и т. д.). Коммуникативный метод обучения включает в себя работу, как над формой, так и над содержательной стороной.
А именно, коммуникативный метод включает в себя:
-
предварительное слушание в определенной речевой ситуации материала, который предстоит изучить; -
имитация в речи грамматического материала, исключая механическое повторение; -
группировка схожих по смыслу/форме фраз, одновременная отработка однотипных фраз, создание структурного образа речевой ситуации; -
разнообразие обстоятельств автоматизации; -
действия по аналогии в схожих ситуациях общения.
Коммуникативной основой обучения грамматической стороне речи является целостное устно-речевое общение на иностранном языке. Очень важно то, что единицей межличностного общения является сопряженное коммуникативное взаимодействие, а его лингвистическим аспектом – диалогическое единство. Особая методическая ценность диалогического единства состоит в том, что грамматический материал в нем представлен в нем в такой форме, в какой он обычно функционирует в устно-речевом общении на иностранном языке. На основе диалогических единств можно разработать серию небольших по объему типовых диалогов (диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями, диалог-волеизъявление) и серия типовых композиционно-речевых форм (описание, повествование, рассуждение), а также предназначенных для последовательного и прочного усвоения на имитативно-сознательной и сознательно-имитативной основе.
Важную роль в формировании грамматических навыков играют правильно подобранные упражнения. Система упражнений является необходимым средством для практического овладения иностранным языком. Она