Файл: Проект Лингвистические особенности обучения грамматике иностранного языка учащихся общеобразовательных организаций.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 441

Скачиваний: 35

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
направлена на приобретение навыков, которые необходимы для понимания и выражения мыслей на иностранном языке.

Упражнения должны отвечать следующим требованиям:

  1. Обучать действиям с грамматическим материалом.

  2. Отражать особенности развиваемых видов речевой деятельности.

  3. Иметь коммуникативную направленность.

  4. Располагаться в порядке от более легких к более трудным.

  5. Активизировать умственную деятельность обучающихся (ставить проблемные задачи).

  6. Содержать разнообразные задания.

В современных методиках формирование и совершенствование грамматических навыков проводится путем выполнения комплекса коммуникативно-направленных упражнений.

Под коммуникативными упражнениями подразумеваются такие ситуативно окрашенные упражнения, которые воспроизводят реальные условия общения, содержат побуждение к разговору, служат для выражения собственных мыслей в пределах освоенного языкового материала.

Коммуникативность упражнений задается, во-первых, с помощью инструкций к упражнениям, во-вторых, путем подбора фраз, которые могут быть использованы в реальной жизни, в-третьих, с помощью создания соответствующих «ситуаций». Определяющим признаком коммуникативного упражнения является то что в нем одновременно принимают участие, по меньшей мере, два партнера, а то и целая группа лиц.

Усвоение грамматического материала целесообразно проводить на следующих этапах: предъявление речевого образца, тренировка и применение в речи.

На I этапе усвоения необходимо осмыслить грамматическое явление, уяснить его содержание, форму и употребление. Этому этапу соответствуют следующие упражнения:

  • подчёркивания;

  • выписывание;

  • грамматический разбор;

  • модель – SOS (sammeln – ordnen – systematisieren).

На II этапе происходит тренировка грамматического материала и формирование грамматических речевых навыков. Обучение грамматической стороне устной речи, связанное с формированием соответствующих автоматизмов, эффективно осуществляется через следующие тренировочные упражнения:

  • имитационные;

  • повторительные;

  • трансформационные;

  • подстановочные (таблицы);

  • упражнения игрового характера.

На III этапе осуществляется окончательное оформление грамматических речевых умений и навыков, т.е. применение в речи. Упражнения этого этапа должны иметь, прежде всего, коммуникативную значимость. С этой целью учащимся предлагаются следующие виды заданий:


  • коммуникативные задания;

  • учебные и естественные речевые ситуации (УРС и ЕРС);

  • коммуникативные игры.

Итак, этот метод полностью реализует принцип коммуникативности. Разнообразные контексты позволяют отработать грамматическую структуру.

Обучение грамматике с применением коммуникативной технологии может использоваться с самого раннего этапа и изучаться на материале говорения, чтения, аудирования и письма. Коммуникативно-ориентированное обучение грамматике позволяет повысить мотивацию, расширяет экспрессивные возможности речи и придаёт естественность высказываниям учащихся в учебных условиях.

Примеры применения технологий закрепления грамматических навыков с использованием современных интерактивных методов для учащихся разных возрастных групп

Система упражнений по формированию грамматических навыков является главной целью овладение устной речи английского языка. Она направлена на освоение тех операций с материалом для речи, которые необходимы для понимания и выражения мыслей на иностранном языке. 

Известно, что главная трудность в обучении грамматическим умениям и навыкам состоит не в запоминании отдельных фактов языка, а в овладении действиями с ними. Поэтому основное назначение грамматических упражнений заключалось в том, чтобы обеспечить обучающимся овладение действиями с грамматическим материалом как в рецептивном, так и в репродуктивном плане.

Языковые упражнения направлены на выработку у учащихся первичных умений и навыков, пользования отдельными элементами изучаемого языка, и их целью является подготовка учеников к дальнейшей речевой деятельности.

В рамках классификации «тренировка – практика» в языковых упражне­ниях, используемых на уроках, можно различать с точки зрения развития процесса становления рече­вых умений:

Первичные упражнения, которые следуют непосредственно за объяс­нением и имеют своей целью выработку первичных умений, а затем и навы­ков.

Например, диалог:


Vet: Hi, John. What’s the matter?



John: It’s Tom, my parrot.


Vet: Oh, what’s wrong with him?

John: I think he’s got a broken wing.

Vet: Really? How?
John: I don’t know.

Vet: How old is he?
John: He’s about four years old.
Vet: Let’s have a look at him.

John: OK.

Вторичныепредречевыеупражнения.

Эти упражнения предназначены для дальнейшей автоматизации первичных умений путем применения выра­батывающихся навыков в процессе реализации вторичных умений.

Основные усилия учащихся и их произвольное внимание и мышление были сосредоточены на преодолении тех или иных трудностей, в силу чего данные упражнения все еще относились к области тренировки, а не рече­вой практики.

Например:

Write the third person singular.

1)  I hide – he …

2)  We hunt – she  …

3)  They live – he …

4)  You eat – she …

5)  I walk – she …

6)  You use – she …

7)  They carry – he …

8)  We wash – he …

Пример имитационных упражнений:

Find verbs in Present Simple Tense in the text and underline them:

“I’vegotacat. HernameisStripes. She is 5 years old with big ears and bright green eyes. Stripes plays in the garden all day and at night she sleeps on my bed. Catsaregreat!Whatdоyouthink?”

Пример подстановочных упражнений:

Fillindo, does, don’tordoesn’t.


  1. A: ………. you like peacocks?

B: Yes, I ……….  .


  1. A: ………… your friend eat fruits?

B: No, she ………………

  1. A: ………… they live in ….

B: No, they …………   .


  1. A:  …………Bobsleepalot?

B: Yes, he ………… .

Речевые упражнения направлены на выработку у учащихся нового сложного умения – умения мобилизовать усвоенный языковой материал в целях осуществления языковой коммуникации.

К речевым заданиям, которые учащиеся принимают с большим интересом, традиционно относят различные ролевые, игры, моделирование коммуникации и т.д. Такие задания реализуются с помощью различных карточек, буклетов и других раздаточных материалов.

Организация и методика проведения данного вида игр предполагают: объяснение сути и правил игры всей группе (инструктаж); демонстрация части игры преподавателем и учащимися; пробная игра мини-группы перед всей группой; фронтальное общение преподавателя с группой, общая беседа (после игры); анализ действий участников.

Можно использовать следующие задания, учебные речевые ситуации и игры:

1. Выберите из ряда реплик одну, вспомните жизненную ситуацию, опишите её группе или речевому партнёру в форме Present Simple. Группа или партнёр стараются отреагировать на ситуацию соответствующей репликой, согласно контексту. Это задание подойдет для учащихся в старших классах


2. Отработку умения строить вопросы можно построить в форме расспроса с целью заполнения анкеты друг на друга. Тренируя вопросительные структуры, можно показать фотографию и попросить их расспросить о том, где и когда это было. Данный вид задания подходит для учащихся разных возрастных групп.

Вариация: предлагаем вжиться в роль одного персонажа на фото и рассказать, что было до и после.

Каждый получает картинку с изображением человека, даёт ему /ей имя, обозначает глаголами в начальной форме род его занятий или хобби. Необходимо составить рассказ об этом человеке в соответствующей временной форме.

3.На карточках записаны словосочетания, характеризующие виды занятий во время летнего отдыха. Один показывает в пантомиме действия, другие его отгадывают. При этом отрабатывают The Past Simple Tense.

4. «Комнатный бой» (в игре участвуют два человека).

Каждый из участников рисует план своей комнаты (они не должны видеть рисунков друг друга), а также пустой квадрат, представляющий собой план комнаты партнёра, который будет заполняться “мебелью” по ходу игры. При этом заранее оговариваются названия и количество предметов в комнатах. Затем они по очереди задают друг другу вопросы, пытаясь выяснить расположение мебели в комнате партнёра.

5. «Интервью». Задание: Поговорите со своими друзьями и выясните: что они делали и что интересного с ними происходило. Такие задания можно начинать проводить с начальной школы.

6.Задания типа (information gap) могут иметь нетрадиционные формы: picture gap (у обучаемых имеются почти одинаковые картинки, некоторые изображения отличаются, и различия нужно обнаружить при помощи вопросов, не видя картинки партнера, - matching tasks).

Как видно из приведённых примеров любая грамматическая тема может быть использована при обсуждении актуальных и интересных для учащихся тем в ситуациях, приближенных к естественным. Важно чётко определить цель задания. Рассмотренные виды работы предполагают выражение собственных мыслей, личностная вовлечённость учащихся в процесс общения.

Существует много разнообразных форм контроля, но самой эффективной, как показывает анализ, является обратная связь, которая осуществляется в учебной деятельности на каждом уроке, а не только в тестах или в выполнении домашних заданий.

Заключение

Невозможно строить речь без знания грамматики, не владея грамматическими навыками, поэтому владение навыками приобретает большое значение.


На современном уроке иностранного языка учащийся постоянно практикует речевое общение, ориентируется на коммуникацию, усваивает язык, а не отдельные виды речевой деятельности.

Грамматика представляется одним из самых сложных аспектов для преподавания в школе. Обучение грамматике на уроках английского языка является неотъемлемым и главным фактором развития грамотной устной речи. Грамматика иностранного языка должна способствовать формированию и развитию речевых умений и навыков, то есть играть вспомогательную роль в речемыслительной деятельности.

Грамматика является основой языкового развития. Ее изучение необходимо для овладения всеми видами речевой деятельности –аудированием, говорением, чтением и письмом.

Список используемой литературы

  1. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: Учеб. пособие / В.М.Филатов, В.П.Белогрудова, Т.Е.Исаева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

  2. Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. 5- 11 классы. М., 2000

  3. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. – М.: русский язык, 1977.

  4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. М., 2002.

  5. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст]: учеб. пособие / Н.Д. Гальскова. – М.: АРКТИ, 2000.

  6. Маслыко Е.А., Бабинская П.К.,.Будько А.Ф, Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск, Вышэйшая школа, 2003

  7. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: пособие для учителей иностранных языков – М.: «Просвещение», 1985.

  8. Блох М. Я. Теоретические основы грамматики: испр. — М.: Высш. шк., 2002

  9. Витлин, Ж.А. Современные проблемы обучения грамматике иноязычных языков // Иностранные языки в школе, 2000. - №5. - С. 5-7.

  10. Куприянова, Г.В. Групповая и самостоятельная работа учащихся при освоении грамматики // Иностранные языки в школе, 2001. - №6

  11. Опойкова, О.Н. Коммуникативные приемы обучения грамматике // Иностранные языки в школе, 2005. - №8

  12. Методики обучения иностранным языкам в средней школе, под ред. Колковой, М.К. [Текст] // Пособие для учителей, аспирантов и студентов - СПб.: КАРО, 2005.

  13. Арефьева Г.И. Групповая форма работы на уроках английского языка. ИЯ-ИЯШ, 1988– №3

  14. Миролюбов, А.А., Рахманов. И.В., Цейтлин, В.С. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Наука, 2003